Воздействие промышленных предприятий г. Тюмени на окружающую среду
Поскольку город является средоточием не добывающих, а перерабатывающих отраслей производства и местом наибольшей концентрации населения, в качестве главного природного ресурса города следует рассматривать природные компоненты среды, обеспечивающее жизненно важные потребности населения, его комфорт, полноценный отдых, условия производственной деятельности. Таким образом, природными ресурсами… Читать ещё >
Воздействие промышленных предприятий г. Тюмени на окружающую среду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Экологическая характеристика г. Тюмени
Глава 2. Расположение промышленных предприятий как фактор воздействия на окружающую среду Глава 3. Сравнительный анализ влияния Тюменского аккумуляторного завода на окружающую среду Заключение Список использованной литературы
Введение
Согласно принятой методике эколого-ресурсная подсистема является первичной из шести основных подсистем, обеспечивающих существование человеческого сообщества. Под ней подразумеваются природные компоненты, на основе которых могут существовать и развиваться все прочие подсистемы. В общем плане сюда относятся воздушный бассейн, водные объекты, недра, климат, ландшафты, животный и растительный мир, биологическое разнообразие, экосистемы и ряд других компонентов. Эколого-ресурсная подсистема является неотъемлемой частью города, а её нормальное состояние, соответствующее современным требованиям, необходимым условием его успешного развития.
Все названные природные компоненты рассматриваются с двух сторон. С точки зрения эколога они составляют окружающую природную среду, а с точки зрения экономиста, дающего им стоимостную оценку, они являются природными ресурсами. Давно уже устарело понимание природных ресурсов как только полезных ископаемых и всего того, что изымается из природы добывающими отраслями производства. Однако все ещё сохраняющаяся недооценка экологической составляющей ресурсов является одним из препятствий устойчивому развитию. Природные ресурсы традиционно делятся на возобновимые и невозобновимые, что также не вполне соответствует современным требованиям — стратегия устойчивого развития подразумевает возобновимое ресурсопользование и регенерацию ресурсов.
Поскольку город является средоточием не добывающих, а перерабатывающих отраслей производства и местом наибольшей концентрации населения, в качестве главного природного ресурса города следует рассматривать природные компоненты среды, обеспечивающее жизненно важные потребности населения, его комфорт, полноценный отдых, условия производственной деятельности. Таким образом, природными ресурсами города являются его земли, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, климат, растительность и животный мир, различные природные объекты. То есть сама экологическая среда, точнее, её качество является главным природным ресурсом города. Качество это определяется исходными природными характеристиками и культурой их антропогенной трансформации или, напротив, антикультурой, подразумевающей загрязнение природной среды и истощение ресурсов. Таким образом, показатели экологической подсистемы можно одновременно рассматривать и как показатели социально-культурного развития города.
Многие из перечисленных компонентов экологической подсистемы Тюмени достаточно подробно описаны в книге «Экология города Тюмени: состояние, проблемы» (авт. А. Н. Гусейнов), вышедшей при непосредственном участии комитета по экологии администрации города. В ней, в частности, подробно освещены вопросы загрязнения городской среды, проанализированы его источники, сделано историческое обозрение экологических проблем города, рассмотрены различные аспекты деятельности городских природоохранных служб, приведен ещё ряд сведений.
Цель работы — исследование воздействия промышленных предприятий г. Тюмени на окружающую среду.
Задачи:
1) рассмотреть экологическую характеристику г. Тюмени;
2) изучить расположение промышленных предприятий как фактор воздействия на окружающую среду;
3) произвести сравнительный анализ влияния Тюменского аккумуляторного завода на окружающую среду
Глава 1. Экологическая характеристика г. Тюмени Тюмень расположена в подтаежной зоне умеренного пояса, на которую приходится климатический оптимум Западно-Сибирской равнины, что весьма благоприятно для развития города. Севернее ощущается дефицит тепла и преобладают процессы заболачивания, южнее — дефицит влаги, с засухами и засолением земель. Все эти неблагоприятные явления в Тюмени ощущаются в наименьшей мере, хотя и не избегают города полностью. Находясь в центре Евразийского материка среди огромной плоской равнины, город доступен для вторжения воздушных масс, как из холодной Арктики, так и из жаркого Казахстана. Только невысокие Уральские горы несколько ослабляют влияние влажной Атлантики. Поэтому погода отличается значительным разнообразием.
Климат Тюмени характеризуется умеренно суровой снежной зимой (в среднем 150 дней), теплым достаточно продолжительным летом, короткими переходными сезонами — весной и осенью — с частыми волнами холода и возвратами тепла. Среднегодовая температура воздуха составляет +0,3 С, средняя температура января -17,8 С, июля +17,2 С. Амплитуда абсолютных температур составляет около 80, от -46,2 до +33,5 С.
Температурный режим отличается значительной суточной, сезонной и многолетней изменчивостью. Годовая сумма осадков около 457 мм, 75% этого количества приходится на теплый период. Его колебания по годам велики, от 200 до 600 мм, особенно летом, для первой половины которого характерны засухи. Летом преобладают осадки ливневого характера, зимой — обложные и моросящие. Устойчивый снежный покров образуется в конце октября, разрушается в первой декаде апреля. Наибольшая высота снежного покрова на открытых участках достигает 60 см при средней многолетней 30−40 см. Положительной чертой климата Тюмени является обилие солнечной радиации, обусловленное длинными летними днями и малой пасмурностью. Продолжительность солнечного сияния превышает 2000 часов в год.
Преобладающим направлением ветров является юго-западное во все сезоны, кроме лета, когда чаще повторяются северо-западные ветры. Характерны слабые ветры скоростью 2−4-А м/сек, но возможны штормы, шквалы и вихри, которые, однако, не достигают масштаба природных катастроф. Из неблагоприятных природных особенностей города наиболее существенны редкие высокие паводки (например, в 1979 году).
Почвенный покров в городе и пригородах своеобразен и сложен. Распространены серые лесные, дерново-подзолистые, выщелоченные черноземные, луговые, лугово-болотные, торфяно-болотные, песчаные слабооподзоленные почвы. На пустошах, под постройками и объектами инфраструктуры почвы слабо, средне и сильно антропогенно трансформированные. Значительные площади, особенно в пойменной части города, занимают участки с гидронамывным материалом, а также зольники теплоэлектростанций, что является источником вторичного загрязнения почв и вод р. Туры тяжелыми металлами, а также повышенного относительно фона уровня радиации.
Природная растительность на суходолах представлена осиново-березовыми лесами, на черноземах — колками, на легких песчаных почвах — сосняками, в поймах — ольховниками, ивняками и травяными лугами. С XVII века ведется активное сельскохозяйственное освоение территории. В окрестностях Тюмени у пос. Метелево русскими переселенцами заложена первая в Сибири пашня. Город окружает 30-километровая зеленая зона. Общая протяженность зеленых насаждений Тюмени и пригородов, в которых присутствует более 100 видов деревьев и кустарников, составляют свыше 570 км, площадь их 1122,6 га. Имеются значительные площади пустошей, особенно в пойменной части города, а также по всей его периферии, где они привязаны к территориям промышленных предприятий.
В городе благодаря его сложному искусственному рельефу, наличию дополнительных теплоисточников, особенностям воздушной среды, уменьшению отражательных характеристик, в отличие от его окрестностей, формируются более мягкие мезои микроклиматические условия. Летние температуры в нем на 2−5 С, зимние — в ещё большей степени выше, чем в пригородах, продолжительнее теплый период года, больше дождливых и облачных дней. Смягчающее действие оказывает река Тура, по берегам которой формируются наиболее комфортные для жизни условия. Это позволяет выращивать в городе ряд слабоустойчивых к условиям Сибири плодовых и декоративных растений более южного происхождения, некоторые из них дичают. В городе можно встретить виды флоры и фауны, не характерные для региона и отсутствующие в его окрестностях.
Несмотря на относительно большое число нарушителей, по сравнению с 2007 годом на предприятиях будет направлено больше денежных средств на проведение мероприятий по охране окружающей среды: вывоз отходов производства и потребления, проведение уборки территорий, ликвидацию не используемых в производстве химических реактивов и ГСМ.
По окончании проверок специалисты Управления по экологии города сделали вывод, что объекты, расположенные в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водных объектов в границах города Тюмени, не представляют угрозы загрязнения реки Туры.
Если заглянуть в учебник географии, то там можно найти такое определение. Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит или может привести в будущем к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на самого человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств Ещё совсем недавно проблема загрязнений ОПС затрагивалась не так остро, с каждым днём природа напоминает о себе всё больше и больше. Каждый день по средствам массовой информации передаются сообщения об озоновых дырах, о кислотных дождях, о качестве питьевой воды поступающей в наши квартиры.
Город Тюмень считается крупным промышленным центром и как в любом крупном (индустриальном) городе здесь есть свои экологические проблемы.
Для справки: Загрязнение почвенного покрова происходит в результате образования миллионов гектаров нарушенных земель, возникающих в процессе строительства и горных разработок. Ещё более важная причина загрязнений — промышленные и сельскохозяйственные отходы. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, концентрация которых приводит к изменению состава почвы Самой актуальной проблемой в нашем городе можно считать загрязнение и промышленными отходами окружающей среды. Для предотвращения промышленных свалок администрация принимает серьёзные меры. В конце 2014 года городским комитетом по экологии был проведён рейд по многим предприятиям города и по фактам сугубого нарушения природоохранного законодательства, было наложено штрафов на сумму 6400 рублей. В частности были предъявлены претензии к ООО «Инфлекс» (за строительство производственных помещений без положительного заключения ГОС экологической экспертизы) и к ООО «Аспект» (за захламление занимаемой территории строительным и бытовым мусором). В результате проверок с органами прокуратуры приняты меры прокурорского реагирования за нарушения к акционерным обществам" Тюменьтеплогазспецстрой" и «Промжелдортранстюмень» .
В настоящее время работает новый закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления». В других городах, например, в Санкт-Петербурге, он уже действует, но в Тюмени, как таковой он еще не работает. Хотя уже принимаются меры к его внедрению: Тюменский городской комитет по охране окружающей среды разослал на все предприятия города письма с требованием разработать проекты по обращению с отходами, их инвентаризации, переработки, размещения. Установил определенные сроки, но все сроки истекли, а «воз и ныне там». Видимо еще требуется время на раскачку, а ведь отходы при их умелом использовании всегда приносят доходы.
Все более сложной становится проблема накопления бытового мусора. По окраинам города комитет экологии обнаружил 192 стихийные свалки. Это не только мусор, гниющие отходы и грязь, это и мыши, и крысы — переносчики инфекционных заболеваний. Городской Администрацией рассматривается множество вариантов, как выйти из положения, но пока ни один не нашел претворения. Если организовать подворный сбор и вывоз мусора, что наиболее целесообразно, — нужны деньги. Но такие сборы с населения в административном порядке исключены, нет такого закона. Население же отказывается это делать по собственной инициативе. Население частного сектора должно понимать, что убирать и вывозить отходы и мусор это проблема самих жителей. А то что мусорят (устраивают свалки) рядом с домами, это говорит лишь об уровне культуры. Но не все так плохо, как кажется, наш город в последние годы стал намного чище и уютнее, особенно центральная его часть. Чувствуется внимание городской администрации и коммунальных служб, а также хочется отметить предприятия, которым не безразлична судьба родного города. Это Тюменская транспортная контора, что по Червишевскому тракту и Рыбоперерабатывающий комплекс.
Еще одна насущная проблема города — загрязнение водной среды. Загрязнение происходит, прежде всего, в результате сброса в реки и озера промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
Существующая система аналитического контроля и нормирования сбросов не является достаточным инструментом сокращения загрязнения, так как не учитывает степень вредности комплексного воздействия всех загрязняющих веществ, присутствующих в сточных водах, в том числе вторичных и неучтенных.
Гидрохимический анализ не может выявить эффект химических соединений, присутствующих в сточных водах. Кроме того, из-за высокой стоимости анализов не всегда возможно осуществление регулярного аналитического контроля за источниками сбросов.
К числу наиболее радикальных приемов, отвечающих целям водоохраны, относится биотестирование — оценка вредности вод по выживаемости тест-организмов. Токсичность — фактор достаточно информативный, предупреждающий о степени опасности и безопасности воды.
Методы биотестирования оперативно сигнализируют о влиянии химического загрязнения на жизнедеятельность водных организмов и учитывают степень вредности комплексного воздействия всех загрязняющих веществ, присутствующих в сточных водах.
В 2014 году Тюменской инспекцией государственного экологического контроля и анализа проведено биологическое тестирование 88 выпусков на 75 объектах водопользователях. Из них отнесены к категории:
нетоксичных сточных вод 25% выпусков от общего количества (не требуется разбавление) малотоксичных сточных вод 33% (требуемая кратность разбавления нетоксичной водой от 1,1 до 16 раз) среднетоксичных сточных вод 16% (требуемая кратность разбавления от 17 до 50 раз) высокотоксичных сточных вод 9% (требуемая кратность разбавления от 51 до 99 раз) гипертоксичных сточных вод 17% (требуемая кратность разбавления в 100 и более раз) Высоко и гипертоксичными оценены сточные воды ОАО «Тюменский мех», ОАО «Тюменские моторостроители», ГПО МП «Водоканал», ЗАО «Птицефабрика Боровская», АООТ «Тюменский рыбокомбинат» и другие. С учетом токсичности откорректированы платежи за сброс загрязняющих веществ. Повышающий коэффициент, используемый для расчета платы за сброс, зависит от степени токсичности сточных вод, т. е. требуемой кратности разбавления до ликвидации токсического действия на гидробионтов. Природопользователи, сбрасывающие токсичные сточные воды, обязаны разрабатывать мероприятия, обеспечивающие перевод стоков в категорию более низкой токсичности, согласовывая их с территориальными органами Госкомэкологии.
Но не на всех предприятиях эта работа проводится эффективно, о чем свидетельствуют результаты повторного контроля, подтверждающие из года в год высокую степень токсичности стоков ОАО «Тюменские моторостроители» и ОАО «Тюменский мех» .
Глава 2. Расположение промышленных предприятий как фактор воздействия на окружающую среду Важнейший принцип градостроительства — зонирование территории города по функциональному признаку. В соответствии с этим принципом планировка г. Тюмени предполагает деление территории на следующие зоны:
— промышленную;
— селитебную;
— коммунально-складскую;
— внешнего транспорта;
— пригородную, примыкающую непосредственно к городской черте.
В идеале и в соответствии с требованиями санитарных правил все промышленные предприятия должны располагаться в пределах особого промышленного района. Расположение промузла должно быть выбрано таким образом, чтобы, с одной стороны, была возможность устранить вредное влияние промышленной зоны на жилую застройку, с другой — обеспечение доступности рабочих мест. Особого внимания требуют промышленные производства, являющиеся источниками выделения в окружающую среду вредных, пахучих веществ, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества; они должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ).
Такая зона предназначена для постепенного рассеивания и разбавления промышленных выбросов, проходящих над её территорией, ослабления или устранения производственного шума, то есть минимизирует вредные воздействия предприятий на условия проживания. Поскольку СЗЗ должна быть озеленена, то способна обеспечивать экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. Так должно бы быть в идеале. Однако сам факт того, что в четвертый раз за пять лет требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к СЗЗ в разделе нормативных актов «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест» изменились, говорит о сложности и важности рассматриваемого вопроса. Так, с 15.06.2013 года введены в действие новые санитарные правила СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Функция СЗЗ, их обязательность для любых промпредприятий и других объектов, которые могут быть источниками химического, биологического, физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека, сохранились. Предусмотрено, что санитарно-защитная зона (СЗЗ) должна отделять территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. С введением новых правил обязательным стало обозначение границ СЗЗ специальными информационными знаками. Кстати, это еще предстоит внедрить в нашем городе.
Установлены пять классов опасности предприятий со следующими размерами санитарно-защитных зон:
— предприятия первого класса — 1000 м;
— предприятия второго класса — 500 м;
— предприятия третьего класса — 300 м;
— предприятия четвертого класса — 100 м;
— предприятия пятого класса — 50 м.
Чтобы выявить ширину санитарно-защитной зоны в соответствии с принятой классификацией, должны быть проведены лабораторные натурные наблюдения (исследования, измерения) для действующих предприятий, а также выполнены расчеты (по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам) рассеивания выбросов в атмосферу. Причем учитываться должны все загрязняющие вещества и каждый фактор распространения шума, вибрации и электромагнитных полей, влияющих на фоновое загрязнение среды обитания. Кроме того, должен учитываться вклад действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий.
Санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов должна быть максимально озеленена — не менее 60% площади; для предприятий II и III класса — не менее 50%; для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более, — не менее 40% ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки. Если в СЗЗ предприятия расположена автомагистраль, то это не является основанием для снижения процента озеленения. Кроме того, ее выбросы учитываются в фоновом загрязнении при установлении размера СЗЗ. В санитарно-защитной зоне не допускается размещение коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
С введением санитарных правил 2013 года чётко регламентирован перечень различных объектов, запрещённых к размещению в СЗЗ предприятий. К такому списку, в частности, добавлены предприятия по производству лекарственных веществ, лекарственных средств, форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий. Не допускается также размещение предприятий пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды. Размещение спортивных сооружений, парков, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования на территории санитарно-защитной зоны противоречит требованиям санитарных правил и норм.
В границах санитарно-защитной зоны могут размещаться предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство. При наличии у размещаемого в СЗЗ объекта выбросов, аналогичных по составу с основным производством, обязательно требование не превышения гигиенических нормативов на границе СЗЗ и за ее пределами при суммарном учете. Не является нарушением размещение пожарных депо, бань, прачечных.
С 2013 года изменилось отношение к размещению в СЗЗ объектов торговли и общественного питания, мотелей — теперь они могут быть расположены в этой зоне. Кроме того, здесь могут размещаться гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, автозаправочные станции.
Возможны к размещению в СЗЗ нежилые помещения для дежурного персонала и охраны предприятий; артезианские скважины для технического водоснабжения; здания управления; конструкторские бюро; учебные заведения; поликлиники; научно-исследовательские лаборатории; спортивно-оздоровительные сооружения для работников самого предприятия.
Кроме требований, указанных в санитарных правилах, имеется ещё ряд положений, соблюдение которых целесообразно. Предприятия должны располагаться ниже города по течению реки, промышленные стоки обезвреживаются, а их выпуск производится ниже района, используемого населением для оздоровительных целей и отдыха и тем более для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Для охраны почвы от загрязнения твердыми отходами производства должна быть создана система их организованного удаления, сбора и утилизации на специальных площадках, которые также должны быть удалены от жилой зоны. Грузовое железнодорожное и автомобильное движение предприятий должно направляться по магистралям вне селитебной зоны.
Промышленный район должен быть размещен с подветренной стороны по отношению к жилой части города.
А теперь мысленно положите эти требования к Тюмени. Вывод неутешителен: промышленная зона города Тюмени исторически сложилась без учёта этих норм. Предприятия рассредоточены по восточной, северной, западной границам города, расположены в центральной части.
Центральный промузел образован промышленными предприятиями машиностроительной промышленности (бывший завод «Строймаш», станкостроительный, АТЭ), стройиндустрии, легкой промышленности (уже также бывшая фабрика валяной обуви, сетевязальная фабрика), химической промышленности (Тюменский завод пластмасс). Предприятия размещены в центральной части города непосредственно в селитебной застройке.
В настоящее время на предприятиях сокращен объем выпускаемой продукции. Часть производств, в частности литейное на станкозаводе, не действует. Изменена схема технологического процесса на заводе пластмасс и сетевязальной фабрике. В результате выбросы вредных веществ в атмосферный воздух несколько снизились, но полностью не ликвидированы и по-прежнему являются потенциально опасными. Присутствие данных предприятий сдерживает застройку центра города. Данный промузел не подлежит дальнейшему развитию, санитарно-защитной зоны не имеет.
Требования санитарной службы таковы:
— вынос (перепрофилирование) предприятия — ЗАО «Тюменский завод пластмасс» ;
— при развитии градостроительной практики в центральном промузле при сносе частного сектора обязательным является соблюдение размера санитарно-защитной зоны от станкозавода.
Территория северного промузла расположена на северной и северо-восточной окраинах города (Велижанский тракт, п. Тарманы). В состав промузла входит комплекс предприятий стройиндустрии, автотранспорта, электротехнической промышленности, складских баз. По Велижанскому тракту расположен действующий полигон твёрдых бытовых отходов, а также подземный источник хозяйственно-питьевого водоснабжения города «Велижанский водозабор». Не решены в настоящее время проблемные вопросы северного промузла:
— строительство централизованных сетей канализации;
— согласование СЗЗ Велижанского полигона ТБО;
— северный промузел должен быть использован в дальнейшем как перспективная площадка для выноса объектов промышленности из селитебной части города и для строительства новых промышленных предприятий.
Юго-восточный промузел занимает юго-восточную окраину города и представлен предприятиями стройиндустрии (заводы ЖБИ, керамзитового гравия, БКУ, сантехзаготовок, ДСК, ДСК-500, ДСП и др.), металлообрабатывающими, автотранспортными, предприятиями легкой промышленности (КСК). Здесь также имеются проблемные вопросы и главнейший — отсутствие канализования промпредприятий (АБ-15, завод металлоизделий, КТМК-8 и др.). В настоящее время не действует завод ДСП-250, на его площадке размещена часть фанерокомбината.
Прибрежный промузел расположен по берегам р. Туры в черте города и образован в основном погрузочно-разгрузочными площадками промышленных предприятий, базами оборудования и материалов, нефтебазами. Промышленные предприятия, в частности фанерокомбинат, химфармзавод, овчинно-меховая фабрика, в обязательном порядке подлежат выносу из этой зоны.
Данный промузел размещен во втором поясе зоны санитарной охраны головного водозабора, однако до сих пор не канализован. Проекты предельно-допустимых сбросов веществ, поступающих в р. Туру со стоками ООО «Тюменская овчинно-меховая фабрика» и Тюменского химфармзавода, санитарной службой города не согласованы, этим самым нарушаются требования СП 2.1.5.980−00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» .
Требования санитарной службы таковы: вынос прибрежного заречного промузла из прибрежной полосы в соответствии с концепцией генерального плана развития города. До решения вопроса о выносе обязательным является канализование данного промузла путём строительства локальных или централизованных очистных сооружений с полной биологической и химической очисткой стоков.
Западный промузел находится в затюменской части города, представлен предприятиями, производящими оборудование для нефтепромыслов, а также аккумуляторным заводом, рядом предприятий пищевой промышленности.
Для дальнейшего развития промышленного узла требуется реконструкция сетей канализации данного района.
Необходимо запроектировать систему очистных сооружений ливневой канализации на предприятиях промузла.
Северо-западный промузел расположен на окраинах жилых районов Бабарынка, пос. ДОКа и представлен предприятиями лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленности, стройиндустрии.
На территории промузла расположен Тюменский областной радиоцентр. Расчеты санитарно-защитной зоны и зоны ограничения жилой застройки для радиоцентра были проведены в 1988 году. Расчет зоны ограничения жилой застройки проводился для зданий не выше 15 метров. В настоящее время данный расчет необходимо провести по высоте для зданий выше 15 м.
Для развития данного промузла необходима реконструкция сетей канализации.
Учитывая, что в настоящее время проводится разработка генерального плана развития города Тюмени, особое внимание следует обратить на промышленные предприятия, расположенные в жилой застройке. Их 16, и, как правило, они не имеют достаточной СЗЗ и оказывают неблагоприятное влияние на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения.
Благодаря переводу большинства котельных и двух ТЭЦ на газовое топливо в качестве основного и резервного существенно уменьшилось загрязнение атмосферного воздуха этими источниками. Однако размещение в селитебных частях города автоматических заправочных станций, станций технического ремонта, автомоек, гаражей, наземных крытых и открытых автостоянок не только увеличило загрязнение окружающей природной среды продуктами сгорания различных видов топлива, но и повысило шумовую нагрузку на эти территории. Кстати, санитарные правила 2003 года исключили возможность уменьшать санитарные разрывы от таких объектов. Теперь нормативом предусмотрена удаленность автостоянок на 50 метров от селитебной части.
Даже краткий обзор ситуации показывает, каким может быть будущее предприятий, если не обеспечить соблюдение размеров и требований к санитарно-защитным зонам. В первую очередь экологическая составляющая коснулась ЗАО «Тюменский завод пластмасс» и станкостроительный завод. Как известно, принято решение о переносе производства с прежнего места, то есть из центра города. В условиях рыночной экономики вопросы размещения, строительства и эксплуатации объектов с точки зрения их экологической безопасности становятся приоритетными и должны быть по-новому осмыслены и властью, и бизнес-сообществом.
Водоохранные зоны Тюмени и прибрежные защитные полосы проверили на предмет ликвидации несанкционированных свалок в рамках проведения дней защиты от экологической опасности. В результате, проверено 111 предприятий, выдано 84 предложения по устранению выявленных нарушений и составлено десять протоколов об административной ответственности, сообщили 14 мая 2014 г. корреспонденту в пресс-службе администрации Тюмени.
Специалистами Управления по экологии в период весеннего снеготаяния проверялись объекты, расположенные в водоохраной зоне реки Туры. В первую очередь производилась проверка хранения токсичных и опасных материалов, при затоплении которых могла возникнуть чрезвычайная ситуация.
Глава 3. Сравнительный анализ влияния Тюменского аккумуляторного завода на окружающую среду экологический промышленный тюмень завод Начиная с 2006 года управлением по экологии Администрации города Тюмени ежегодно издается экологический сборник «Состояние окружающей среды города Тюмени», где представляется обширный анализ состояния окружающей среды по природным средам (воздух, вода, почвы) и деятельность органов местного самоуправления и предприятий города в сфере охраны окружающей среды.
Исторически сложилось и считалось, что в городе Тюмени основным загрязнителем окружающей природной среды являлись выбросы от промышленных предприятий.
Центр госсанэпиднадзора в г. Тюмени обратился к руководству Тюменского аккумуляторного завода с предложением провести совместную работу для получения объективной информации о роли этого предприятия в свинцовом загрязнении городских территорий.
Напомним, производство аккумуляторов началось в 1942 году в жилой части города, на улице Луначарского. Лишь через 30 лет предприятие было вынесено за пределы города. Однако в связи с интенсивным строительством домов, детских садов и общественных зданий аккумуляторный завод оказался в окружении жилой застройки. Технология производства аккумуляторов в тот период была далека от совершенства, и заводская печь по переработке содержащих свинец отходов, расположенная на территории завода, выбрасывала в атмосферный воздух большое количество свинца. Все это давало основание относиться к действующему заводу как к экологически опасному объекту. Именно в этот период, в том числе и с нашим участием, было сформировано негативное отношение городской общественности к данному производству.
В настоящее время производство аккумуляторов в ряде городов Российской Федерации практически свернуто, а наш аккумуляторный завод, напротив, успешно развивается. Это происходит, в том числе благодаря тому, что в свое время руководство предприятия поставило перед собой задачу — превратить производство аккумуляторов в современное производство, где наряду с высокой технологичностью и качеством выпускаемой продукции будут эффективно решаться вопросы экологической безопасности населения города и занятых на производстве специалистов.
Важным шагом на пути к достижению поставленной цели стало решение о переносе восстановительной печи по переплавке свинецсодержащих отходов за черту города. Очень мощный источник выброса свинца убрали, и это значительно сократило валовые выбросы свинца в районе размещения завода.
Одновременно проводили технологическое перевооружение основных производственных линий и технологических цепочек, и в итоге это позволило решить главную задачу и свести к минимуму выбросы, которые раньше в значительных концентрациях попадали в окружающую среду.
В настоящее время на заводе разрабатывается и периодически обновляется экологический паспорт предприятия. На многих участках производства постоянно соблюдается влажный режим, исключающий появление свинецсодержащей пыли. Изменение условий труда принесло хорошие результаты — в последние несколько лет острые и хронические свинцовые отравления, связанные с профессиональной деятельностью, не регистрируются. Более того, меры индивидуальной профилактики (соблюдение правил личной гигиены, борьба с курением) выполняются практически каждым работником завода, а это означает, что алиментарный (пищевой) и аэрозольный пути попадания свинца в организм практически перекрыты. На всех участках, где свинец может попасть в организм при дыхании, работы проводятся в респираторах.
Медицинское обслуживание работников завода проводится на базе медсанчасти завода, и при малейших отклонениях в здоровье работника направляют на специальный курс профилактического лечения.
Как видим, аккумуляторное производство в Тюмени очень изменилось, организационные и технологические мероприятия, прежде всего, привели к изменению экологического влияния завода на окружающую среду.
На сегодняшний день выбросы, относимые к предприятиям промышленности, стационарным источникам, составляют в г. Тюмени менее одной трети от суммарного выброса. Две трети — это доля нестационарных источников выброса вредных веществ, главным образом автотранспорта.
Неблагоприятные экологические последствия высокого темпа роста числа автотранспорта в городе усугубляются острым недостатком магистральных улиц, проходящих по селитебной зоне. Транспортные потоки концентрируются в основном на нескольких центральных улицах города, загружая их до состояния регулярных заторов. По официальной статистике ГИБДД города, в Тюмени 14 перекрёстков, где обыкновенно формируются «пробки». В результате транспорт, в том числе грузовой, работает в холостом режиме и, значит, в несколько раз увеличивается вероятность загрязнения свинцом атмосферного воздуха и почв.
Для получения данных, которые бы ответили на вопросы, действительно ли автотранспорт в Тюмени является источником реальной «свинцовой» опасности для жителей, и насколько эта опасность велика в сравнении с аналогичными выбросами от аккумуляторного завода с апреля 2001 г. по апрель 2002 г. проведено исследование.
Результаты исследования показали следующее: пробы воздуха, отобранные в зоне сочетанного воздействия аккумуляторного завода и автотранспорта, сравнимы с концентрациями содержания свинца в пробах воздуха, полученными в удалении от завода, вблизи автомагистралей с интенсивным движением транспорта (ул. Пермякова — Логунова, ул. Мельникайте — 50 лет Октября).
Зарегистрированные превышения максимально разовых концентраций свинца в воздухе в районе аккумуляторного завода (0,0015 мг/м3) практически равны концентрациям свинца в воздухе в районе рынка «Солнечный», на перекрестке ул. Пермякова — Логунова (0,0012 мг/м3) — при нормируемой предельно допустимой концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест, равной 0,001 мг/м3. Превышение максимально разовых концентраций свинца в районе рынка «Солнечный» является следствием загрязнения воздуха только выбросами автотранспорта, где из-за дальности расстояния исключено воздействие ТАЗ.
В точках, расположенных в районе преимущественного влияния аккумуляторного завода (лесопарковая зона на расстояниях 500 м и 1000 м от ТАЗ), в удалении от автомагистралей, максимально разовые концентрации свинца в воздухе не превышали предельно допустимую концентрацию. Данные результаты подтвердили предположение о том, что доля ТАЗ в загрязнении атмосферного воздуха свинцом значительно меньше доли автотранспорта. Не превышающие ПДК результаты были получены и при исследовании проб воздуха в контрольных точках — в роще V микрорайона и в деревне Комарово.
Свинец, поступивший от источников загрязнения в атмосферу, по истечении времени оседает на поверхности почвы, накапливается и практически не выводится из неё. Радикальные технологии очистки почвы от свинцовых соединений возможны, однако это очень дорогостоящий процесс — стоимость очистки 1 тонны почвы эквивалентна 200 долларам США. Самоочищение почв от свинца практически невозможно, т.к. соединения свинца трудно растворимы, только 1% свинца из почвы может выноситься за пределы почвенного слоя. Всё это позволяет лабораторным путем определять содержание свинца в почвах городских территорий. В период проведения исследований было отобрано для анализа 40 проб почвы. Оценка результатов обнаруженных концентраций содержания свинца проводилась по гигиеническому нормативу ориентировочно безопасных концентраций тяжёлых металлов и мышьяка в почвах.
При сравнительном анализе результатов исследования почвы на содержание свинца было установлено: превышение нормируемого показателя свинца для почв населённых мест обнаружено в пробах почвы как в районе размещения Тюменского аккумуляторного завода (87,1 мг/кг), где нет прямого влияния автотранспорта, так и в пробах, отобранных с автомагистралей города (89,6 мг/кг), где вклад в загрязнение почвенного слоя свинцом от производства Тюменского аккумуляторного завода исключается. Гигиенический норматив составляет 32 мг/кг.
В контрольных точках, удалённых от производства аккумуляторов (роща в 5 микрорайоне города и д. Комарово) и характеризующихся минимальным количеством проходящего транспорта, тем не менее оказалось, что почвы также «загрязнены» свинцом, но в концентрациях, меньших ПДК. Максимальные концентрации содержания свинца в почве, до 7 раз превышающие нормируемый показатель, обнаружены в месте, где сочетается воздействие факторов от аккумуляторного завода и автотранспорта.
Обнаружение высоких концентраций свинца в почве является следствием длительного накопления его за все предыдущие годы, до технологического совершенствования и перевооружения предприятия по выпуску аккумуляторов.
Большая территориальная распространенность загрязнения почвы говорит о необходимости более глубокого изучения масштаба этого явления и оценки размеров опасности.
Высокие концентрации свинца в почве и воздухе непосредственно рядом с автомагистралями интенсивного движения транспорта подтверждают высокую значимость автотранспорта как источника загрязнения воздуха и почвы свинцом. Для более точного обоснования наших выводов об источнике загрязнения свинцом окружающей природной среды в Тюмени мы провели исследование снежного покрова в прежних местах отбора проб воздуха и почвы, а также исследовали образцы волос и ногтей от населения. Оценка накопления свинца в организме людей, которые достаточно длительное время проживают в Тюмени, показала: концентрация свинца в волосах значительно выше у той группы людей, которая проживает в так называемых спальных микрорайонах, вблизи автомагистралей с интенсивным движением транспорта (дома по ул. Логунова). Срединное положение по содержанию свинца в волосах занимают жители улиц Федюнинского; наименьшая концентрация была выявлена у жителей ул. Ямская — Садовая.
Итог годовой работы показал, что основное влияние на загрязнение окружающей природной среды в г. Тюмени оказывает автотранспорт. Одно из объяснений — широкое применение горюче-смазочных материалов с присадками, содержащими тетраэтилсвинец. После принятия и опубликования в текущем году Федерального закона использование этилированного бензина на территории России запрещено. Согласно заявлениям организаций, торгующих бензином, в городе используется только бензин неэтилированный. Проверка исполнения законодательства является вторым этапом проведения исследований на территории города.
По данным Горводоканала, качество воды, подаваемой в город, соответствует нормативным требованиям. Вторичное загрязнение происходит в разводящей сети города.
Уже в этом году решением Тюменской городской Думы, утверждена программа «Обеспечение города Тюмени чистой питьевой водой». Согласно этой программы планируется:
Провести реконструкцию емкостных сооружений на Метелевском водозаборе.
Провести реконструкцию насосной станции 2-го подъема на Велижанском водозаборе.
Провести реконструкцию водовода диаметром 500 мм по улице Коммунистическая — Казанская — Энгельса, протяженностью 2,2 км.
Строительство водовода и установка колонок по частному сектору.
Бурение скважин для обеспечения питьевой водой жителей поселка Антипино.
Проведение этих мероприятий должно улучшить качество питьевой воды. Кроме того, предусмотрено проведение проектно-изыскательских работ в этом направлении. Будем надеяться, что вода в наших кранах станет чище.
Известно, что в экологическом плане воздушная среда г. Тюмени в основном загрязняется автотранспортом. Специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа Госкомэкологии области исследовано качество атмосферного воздуха на наиболее напряженных участках движения автотранспорта г. Тюмени. Отмечены разовые превышения ПДК на кольцевом перекрестке в районе Дома Обороны по углеводородам в 9,9 раза, оксиду углерода в 2,7 раза и пыли в 2,5 раза, перекрестке ул. Профсоюзная и 50 лет Октября по оксиду углерода в 3,1 раза, по углеводороду в 2,1 раза, перекрестке улиц одесской и Харьковской — по углеводородам в 2,0 раза, оксиду углерода в 1,6 раза и пыли в 1,9 раза, перекрестке улиц Челюскинцев и Ленина по углеводородам в 33,3 раза, оксиду углерода в 1,4 раза, пыли в 16,5 раза, фенолу в 2,8 раза.
Для справки: Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и, способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.
В целом мы можем констатировать, что автомобильный транспорт является одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Ситуацию можно изменить, обеспечив, как минимум, соблюдение требований стандартов по выбросам загрязняющих веществ от автомобилей, оснастить автомобили дополнительными устройствами (нейтрализаторами, снижающими загрязняющие вещества в отработавших газах, увеличив долю использования в качестве моторного топлива природного и сжиженного газа), запретить реализацию топлив, содержащих присадку тетраэтилсвинца, ароматических углеводородов более 50% и не соответствующих стандартам.
Ситуацию можно улучшить также, если ужесточить контроль качества поступающих в город нефтепродуктов, перевести на газовое топливо несколько десятков единиц муниципального транспорта (известно, что при использовании газа в качестве моторного топлива, выбросы основных загрязняющих веществ уменьшаются в 3 раза).
Помимо основного загрязнителя — транспорта, в воздух поступают вредные вещества от разного рода предприятий заводов и фабрик. Выбросы таких веществ, как фенол, формальдегид, оксид углерода, диоксид и оксид азота, диоксид серы, бензопирен характеризуют состояние воздуха, которым мы дышим.
Тюмень входит в перечень городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Это объясняется наличием у нас в городе и химической и газовой, и металлургической промышленности. Основные загрязнители (завод медицинского оборудования, ЖБИ, станкостроительный завод и другие) находятся в центре города, что ни в коей мере не должно допускаться. Мало того, что заводы находятся в центре города, они еще со всех сторон окружены жилыми домами. Кроме основных крупных загрязнителей есть еще и мелкие, которые тоже не заботятся о качестве нашего воздуха. Так как в последние годы наметился рост производства, следовательно возросла тенденция выбросов. Среди источников, выделяющих вредные вещества, отмечены такие, как ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» (выбросы, в которых присутствуют свинцовые соединения) и ЗАО «Птицефабрика Боровская» (выброс формальдегида), а также ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Тюменьтрансавиа «Рощино», АООТ «Сибнефтепровод», Тарманское центральное торфопредприятие, Тюменская газонаполнительная станция.
Своеобразие города заключается в том, что многие предприятия находятся в жилой зоне, а отсутствие у большинства из них обустроенных санитарно-защитных зон оказывает негативное влияние на атмосферный воздух, что и подтверждается данными мониторинга.
На всех предприятиях должно уделяться первоочередное внимание снижению эмиссии веществ, определяющих неблагополучное состояние атмосферного воздуха, и должны планироваться мероприятия по реабилитации населения, проживающего вблизи основных источников их выделения.
За наиболее ядовитыми веществами (сернистый ангидрит, окислы азота, оксид, углерода, фенолы, формальдегид, пыль) должен осуществляться постоянный контроль. Наметилась тенденция увеличения загрязнения воздуха Тюмени формальдегидом, диоксидом серы и сульфатами, свинец, окислы азота). Поступление свинцовых соединений обусловлено использованием этилированного бензина.
Отрицательные последствия выброса вредных веществ могут быть снижены, а состав воздуха улучшен при помощи зеленых насаждений, обеспечив их равномерное распределение в городе и пригородных зонах.
Эффективным средством снижения загрязненности воздуха являются растения. Листья деревьев и кустарников, поверхность их ветвей и стволов, а также стебли травянистых растений — все это своеобразный мощный фильтр, улавливающий пыль и другие вредные включения из воздуха.
Зеленые растения, расположенные в санитарно-защитных зонах, вблизи промышленных предприятий и автомобильных дорог. Играют большую роль в снижении содержания в воздушной среде и других загрязнений. Исследователи отмечают, что пыль, осевшая на поверхности листьев, содержит большое количество частиц тяжелых металлов, которые частично аккумулируются их органами (листьями, корой, корневой системой).
Зеленые насаждения также могут использоваться в качестве шумоизоляции. При этом нельзя не учитывать комплексный характер их защитного действия, каким не обладает ни один вид шумозащитных сооружений, а именно защита от шума, выхлопных газов автотранспорта, абсорбирующее действие на пыль и загрязняющие компоненты воздуха. Улучшение ряда микроклиматических показателей городской среды, положительное и эстетическое воздействие на население.
Заключение
Итак, ни в коей мере нельзя говорить о том, что основные загрязнители наших водоемов это Тюменские предприятия. Взять к примеру реку Туру. Степень ее загрязненности такова, что все городские загрязнители не смогут, даже если захотят, довести ее до такого состояния, в котором она находится сейчас. Отчего же река Тура такая грязная? Этому есть простое объяснение. Если взглянуть на карту Российской Федерации, то можно увидеть, что она берет начало на Урале и проходит через множество городов, в которых развита металлургическая промышленность. Они в свою очередь тоже стараются сбросить все отходы производства в реку. В результате вода к нам попадает уже достаточно загрязненной, да плюс еще и мы добавляем свои отходы.
Я считаю, что для того, чтобы вода в реке Туре стала хоть немного чище, нужно властям нашего города договориться с властями тех городов, через которые река протекает, о том, чтобы както уменьшить сбросы. Ведь вся центральная часть города получает воду именно из Туры. И если пока наши очистные сооружения еще как-то справляются с эти, то насчет завтрашнего дня у меня нет никакой уверенности.
Так случилось, что об экологии мы вспомнили довольно поздно. Лишь в 1991 году Постановлением правительства РФ в России объявлена ситуация экологического кризиса и вышел закон «Об охране окружающей природной среды». К сожалению в основе своей он не имеет никакой базы. Исполнительная власть просто не знает с «какого боку» к нему подступиться, так как у нее нет никакого опыта в решении столь важного вопроса. Мы пока еще не научились (не набили шишки) пользоваться новыми законами. Да и издавать их тоже.
1. Государственный доклад о состоянии окружающей среды. Тюмень. Администрация Тюменской области 2014.
2. Гусейнов А. Н. Экология города Тюмени. Состояние, проблемы. Тюмень: Слово, 2014. — 170с.
3. Дорожукова С. Л. Оценка воздействия нефтегазодобывающей промышленности Тюменской области на окружающую среду. М.: ИМГРЭ, 2013. — 320с.
4. Московченко Д. В. Нефтегазодобыча и окружающая среда: эколого-геохимический анализ Тюменской области. Новосибирск: Наука, 2013. — 412с.
5. Социально-гигиенический мониторинг в Тюменской области в 2004 — 2013 гг. (информационное письмо главного врача ФГУ ЦГСЭН в Тюменской области за № 1201 от 13.11.13)
6. www.regnum.ru/news/ecology