Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе
Объект эксперимента — это совокупность приборов и принадлежностей, участвующих в проведении демонстрационного опыта. Объект демонстрации — это часть, деталь экспериментальной установки, изменения которой раскрывают сущность демонстрируемого. Именно к объекту демонстрации должно быть привлечено внимание учащихся с помощью специальных средств. Так шкалы и стрелки всех измерительных приборов должны… Читать ещё >
Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
демонстрационный эксперимент школа оптика Демонстрационный эксперимент играет очень важную роль при изучении физики. Особое значение имеет эксперимент в VII и VIII классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время занятий.
В данной курсовой работе будет проведен подробный анализ методики и техники демонстрационного эксперимента, а так же разработаны карты опытов по разделу «Оптика» .
Основными целями данной работы являются:
• Проанализировать роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе;
• Разработать пути решения проблемы материально-технического обеспечения;
• Реализовать демонстрационные эксперименты применяя натурно-виртуальные демонстрации;
• Разработать карты опытов для усиления практической составляющей курса физики в школе;
• Уменьшить трудовые затраты преподавателя при подготовке к занятиям.
Глава 1. Роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в школе
1.1 Демонстрационный эксперимент в физике Демонстрационные опыты составляют большую и очень важную часть школьного физического эксперимента. Они имеют специфические дидактические задачи и методику проведения, поэтому являются предметом специального рассмотрения в методике обучения физике.
Демонстрация — это показ учителем физических явлений и связей между ними; она предназначена для одновременного восприятия учащимися всего класса.
Демонстрационные опыты способствуют созданию физических представлений и формированию физических понятий; они конкретизируют, делают более понятными и убедительными рассуждения учителя при изложении нового материала, возбуждают и поддерживают у школьников интерес к предмету. С помощью демонстрационного эксперимента учитель руководит ходом мыслей учащихся при изучении явлений и связей между ними. Из этого следует нерушимое правило для преподавателя физики: демонстрация должна быть органически связана с его словом, с излагаемым материалом — это одно из важнейших условий успешного формирования физических понятий. Демонстрации приучают учащихся искать источник знаний по физике в явлениях внешнего мира, в опыте, что имеет неоценимое значение для формирования их диалектико-материалистического мировоззрения. Демонстрационные опыты являются органической частью урока. Они могут быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать и сопровождать рассказ, беседу, объяснение и лекцию учителя, подтверждать изложенное. Демонстрационные опыты используются также для постановки экспериментальных задач и (хотя гораздо реже) — при опросе учащихся и повторении пройденного.
Демонстрационный эксперимент не может быть подменен примерами из жизненных наблюдений учащихся. Во-первых, эти наблюдения неодинаковы у разных учащихся, а поэтому они не могут явиться основой для формирования нового знания. Во-вторых, они могут оказаться у отдельных учащихся не совсем правильными. В-третьих, этих представлений далеко не всегда бывает предостаточно для понимания и надлежащего восприятия того или иного нового материала. В-четвертых, то или иное явление или процесс, наблюдаемое в природе или технике, происходит в сложной взаимосвязи с другими побочными явлениями. Демонстрационные опыты воспроизводят эти явления с минимальным числом побочных факторов. Благодаря этому у учащихся имеется возможность непосредственно наблюдать особенности изучаемых явлений или закономерностей выделять их существенные черты и т. д. Все это приводит в школьных условиях к необходимости проводить в классе нужные для обучения специально организованные демонстрационные опыты. Помимо важной роли демонстрационных опытов в усвоении содержания нового учебного материала, они имеют большое значение в выработке у учащихся экспериментальных умений и навыков. В процессе восприятия и осмысливания демонстрационных опытов школьники учатся наблюдать за физическими явлениями, отрабатывать результаты измерений, использовать различные физические приборы и т. д. Все это подготавливает учащихся к самостоятельным экспериментальным работам. Велика роль демонстрационных опытов при повторении учебного материала. Повторно проводимые опыты позволяют учащимся ярче воспроизвести в памяти ранее изученный материал, глубже вникнуть в сущность физических явлений и закономерностей, подметить ранее ускользнувшие от внимания черты и свойства изучаемых объектов.
1.2 Методика и техника демонстрационного эксперимента Рассмотрим методику и технику демонстрационного эксперимента. Подчеркнем, что при подготовке к демонстрации преподаватель решает три основных вопроса:
1) выбор места каждого элемента установки, демонстрирующей изучаемое явление, в горизонтальной или вертикальной плоскости;
2) применение освещения и фона (как правило, черного, белого или матового просвечивающего);
3) выбор наиболее подходящих индикаторов для наилучшего наблюдения данного процесса.
Наглядность демонстрационного эксперимента обеспечивается с помощью специальных средств:
1. Штативы, столики, скамейки, подставки обеспечивают расположение приборов, удобное для наблюдения.
2. Экраны (белые, черные, цветные, с подсветкой) позволяют создать фон и выделить экспериментальную установку в целом или ее отдельные части.
3. Указатели (в виде больших ярких стрелок) позволяют акцентировать внимание учащихся на отдельных деталях экспериментальной установки.
4. Индикаторы (лампа накаливания, неоновая лампа, измерительные приборы, звук и др.) делают видимыми те объекты, которые нельзя воспринимать непосредственно (электрический ток, магнитное поле и др.).
5. Подкрашивание жидкости обеспечивает четкое фиксирование ее уровня и объема.
6. Теневое проецирование позволяет увеличить экспериментальную установку или ее отдельные части (модель броуновского движения, маятник в часах, модель опыта Резерфорда, спектры электрических и магнитных полей и др.).
7. Зеркала обеспечивают улучшение видимости для учителя (например, при работе с осциллографом) и для учеников при проведении опытов в горизонтальной плоскости (спектры электрических и магнитных полей).
8. Провода разного цвета используются при сборке параллельных электрических цепей.
Рассмотренные средства наглядности демонстрационного эксперимента подбираются к опыту после определения объекта эксперимента и объекта демонстрации.
Объект эксперимента — это совокупность приборов и принадлежностей, участвующих в проведении демонстрационного опыта. Объект демонстрации — это часть, деталь экспериментальной установки, изменения которой раскрывают сущность демонстрируемого. Именно к объекту демонстрации должно быть привлечено внимание учащихся с помощью специальных средств. Так шкалы и стрелки всех измерительных приборов должны быть большими и контрастными. Подкрашивание воды усилит наглядность опыта «Гидростатический парадокс», но снизит наглядность опыта «Архимедова сила» .
В опытах с универсальным штативом фон подбирается к предмету, закрепленном в его лапке. На белом фоне штатив будет четко виден, что отвлечет внимание учащихся от объекта демонстрации.
Качественная подготовка эксперимента к занятиям требует значительного времени. Однако заметим, что много времени для налаживания требует лишь эксперимент, который ставится впервые; повторение его в будущем требует уже значительно меньшей затраты времени.
Чтобы закрепить приобретенный опыт показа демонстрации и не забыть ее «тонкостей», от которых зависит успех эксперимента, лучше всего вести картотеку демонстраций, где следует обязательно фиксировать «секреты» и индивидуальные особенности приборов своего физического кабинета. В этих целях на каждый демонстрационный эксперимент заводят карточку, на лицевой стороне которой указывают следующие данные: класс, изучаемая тема, тема урока, название демонстрации, схема (эскиз) установки На оборотной стороне карточки записывают перечень приборов, их особенности, оптимальный режим работы, отдельные замечания.
1.3 Оптика. Анализ темы Раздел «Оптика» изучается в школе в седьмом и десятом классах. В седьмом классе на этот раздел отводится 15 часов. Это начальный и основополагающий этап изучения данного раздела. В нем рассматриваются такие темы как: оптические явления в природе, источники света, прямолинейное распространение света, солнечное и лунное затмение, дисперсия света, спектральный состав света, отражение света, законы отражения, плоское зеркало, распространение света в разных средах, преломление света, линзы, фотометрия, сила света и освещенность, строение глаза, оптические приборы.
Также проводится ряд лабораторных работ и демонстрационных экспериментов. В десятом классе рассматривается волновая оптика. На него отводится 12 часов. За этот период учащиеся должны ознакомиться с такими темами как: природа света, распространение света в разных средах, поглощение и рассеяние света, закон Снелля, электромагнитная природа света, интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация, квантовые свойства света, свойства фотона, фотоэффект, люминесценция, квантовые генераторы, корпускулярно-волновой дуализм.
Также проводится одна лабораторная работа и ряд демонстрационных экспериментов.
Глава 2. Разработка карт опытов при изучении раздела «Оптика» в VII и X классах
2.1 Структура карт опытов При разработке карт опытов основной целью было усиление практической составляющей курса физики в школе. Каждая карта составлена так, что бы с ней мог работать не только преподаватель, но и учащийся. Итак рассмотрим основные составляющие карты.
1. Тема.
2. Класс, в котором изучается данная тема.
3. Этап изучения данного раздела физики.
4. Список необходимого оборудования для демонстрации.
5. Цель данного демонстрационного эксперимента.
6. Схема демонстрационной установки с пояснениями.
7. Вывод о проделанной работе.
8. Ссылка на видеоролик с демонстрацией в сети интернет.
2.2 Карта опыта № 1 «Прямолинейное распространение света»
Тема: Прямолинейное распространение света.
Класс: 7 кл.
Этап: Начальный этап изучения оптики.
Оборудование: источника света, экран с отверстиями, непрозрачный экран.
Цель: показать, что в прозрачной однородной среде свет распространяется прямолинейно.
Схема опыта:
Луч от источника света проходит через первую рамку с отверстием, потом падает на вторую с меньшим отверстием. Пройдя через вторую рамку свет падает на третью с наименьшим отверстием. На экране мы получаем изображение.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было доказано прямолинейное распространение света.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887Прямолинейное распространение света. avi длительность 55с.
2.3 Карта опыта № 2 «Отражение света»
Тема: Отражение света.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: источник света, лимб с закрепленным на нем цилиндром из оргстекла.
Цель: сформировать знания о явлении отражения света, сформировать понятия — угол падения, угол отражения, падающий луч, отраженный луч.
Схема опыта:
Луч от источника света падает перпендикулярно на цилиндр. При выходе из оптически более плотной среды в менее плотную, луч преломляется на больший угол и угол падения не равен углу отражения. Увеличивая угол падения можно заметить, что помимо падающего и преломленного луча существует еще и отраженный. Увеличивая далее угол падения луча можно пронаблюдать переход преломленного луча в отраженный. Это явление называется полным внутренним отражением.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было показано явление отражения света.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 2 мин. 23 с.
2.4 Карта опыта № 3 «Закон отражения света»
Тема: Закон отражения света.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: источник света, лимб с нанесенными делениями, зеркало.
Цель: сформировать знания о законе отражения света, сформировать понятия — угол падения, угол отражения, падающий луч, отраженный луч.
Схема опыта:
Луч от источника света падает на зеркало. Ми видим, что угол падения равен углу отражения. Изменяя угол падения можно пронаблюдать, что угол отражения тоже изменяется и они остаются равными Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента был продемонстрирован закон отражения света.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 35 с.
2.5 Карта опыта № 4 «Изображение в плоском зеркале»
Тема: Изображение в плоском зеркале.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: плоское зеркало.
Цель: построить изображение в плоском зеркале.
Схема опыта:
Мнимое изображение получено не на пересечении падающих лучей, а на их продолжении. Изображение предмета является прямым. Расстояние от предмета до зеркала равно расстоянию от зеркала до изображения — принцип симметрии. Изображение в плоском зеркале: мнимое, прямое, равное.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было построено изображение в плоском зеркале.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 12 мин. 12 с.
2.6 Карта опыта № 5 «Преломление света»
Тема: Преломление света.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: источник света, лимб с закрепленным на нем цилиндром из оргстекла.
Цель: сформировать знания о явлении преломления света, сформировать закон преломления.
Схема опыта:
Луч от источника света падает на цилиндр. При угле падения б угол преломления равен в. Значит можно легко определить показатель преломления среды: отношение синуса угла падения к синусу угла преломления.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было показано явление преломления света.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 1 с.
2.7 Карта опыта № 6 «Ход лучей в линзах»
Тема: Ход лучей в линзах.
Класс: 7кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: три источника света, двояковыпуклая линза, двояковогнутая линза.
Цель: сформировать знания о поведении лучей проходящих через линзы и о понятии фокуса, фокусного расстояния.
Схема опыта:
1. Двояковыпуклая линза.
Включаем средний источник, свет проходит через линзу не преломляясь. Эта линия называется главной оптической осью. Включим два дополнительных источника, лучи проходят параллельно главной оптической оси, преломляются и пересекают ее в некоторой точке — в фокусе.
2. Двояковогнутая линза.
Включаем средний источник, свет проходит через линзу не преломляясь. Эта линия называется главной оптической осью. Включим два дополнительных источника, лучи проходят параллельно главной оптической оси, преломляются и расходятся в разные стороны. Продолжение осевых лучей двух пучков преломленных линзой пересекаются в точке слева от оптического центра — в фокусе.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было показано поведение лучей проходящих через линзы (двояковыпуклая, двояковогнутая).
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 1 с.
2.8 Карта опыта № 7 «Построение изображений с помощью линз»
Тема: Построение изображений с помощью линз.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: источник света, двояковыпуклая линза, оптическая скамья, лист черного картона с вырезанной в нем буквой.
Цель: построить изображение с помощью собирающей линзы.
Схема опыта:
Поместим экран так, что бы получилось четкое изображение буквы. Мы видим, что изображение на экране в два раза больше чем начальное. Полученное изображение перевернутое и действительное.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было построено изображение с помощью собирающей линзы.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 6 с.
2.9 Карта опыта № 8 «Модель глаза»
Тема: Модель глаза.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: два источника света, макет глаза, набор линз различной кривизны.
Цель: объяснить строение и принцип работы глаза.
Схема опыта:
Направляем два луча параллельных главной оптической оси глаза. Они собираются в точке лежащей на сетчатке. Это модель нормального глаза. Для построения модели дальнозоркого глаза воспользуемся линзой с меньшей кривизной. Лучи пересекутся за сетчаткой. Если в качестве хрусталика использовать линзу с наибольшей кривизной, мы получим модель близорукого глаза. В этом случае лечи пересекутся перед сетчаткой Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было объяснено строение и принцип работы глаза.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 2 мин. 38 с.
2.10 Карта опыта № 9 «Устройство и принцип работы фотоаппарата»
Тема: Устройство и принцип работы фотоаппарата.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: проектор, компьютер, макет фотоаппарата.
Цель: изучить строение и принцип работы фотоаппарата.
Схема опыта:
Так как весьма сложно продемонстрировать принцип работы фотоаппарата в школе в виде демонстрационного эксперимента. Поэтому воспользуемся мультимедийным устройством и покажем видеоролик, где вполне наглядно показано устройство и принцип работы фотоаппарата.
На нем подробно описывается строение и принцип работы фотоаппарата. Преподавателю лишь потребуется пояснять некоторые термины. Такие как диафрагма, система визирования, видоискатель, резкость.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было изучено строение и принцип работы фотоаппарата.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 5мин.52с.
2.11 Карта опыта № 10 «Движение тел в стробоскопическом освещении»
Тема: Движение тел в стробоскопическом освещении.
Класс: 7 кл.
Этап: изучение геометрической оптики.
Оборудование: стробоскоп, штатив, тележка с установленной на ней гирькой, линейка.
Цель: пронаблюдать движение тел в стробоскопическом освещении.
Схема опыта:
Стробоскопический эффект — это оптическая иллюзия, возникающая из-за инертности человеческого зрения, когда движение какого-либо тела наблюдается не непрерывно, а отдельными фрагментами. Это интересное явление может как принести пользу, так и стать причиной травматизма на производстве. Один из частных случаев стробоскопического эффекта можно наблюдать при просмотре кинофильма. Статичные картинки меняются с такой скоростью, что человеческий глаз не успевает проследить этот процесс и складывается впечатление непрерывного движения изображения.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента было изучено движение тел в стробоскопическом освещении.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 10 с.
2.12 Карта опыта № 11 «Световод»
Тема: Световод (волновод).
Класс: 10 кл.
Этап: изучение волновой и геометрической оптики.
Оборудование: источник света, волоконный световод, экран.
Цель: изучить принцип работы световода и определить его роль в современной технике.
Схема опыта:
Луч от источника света проходит через световод и падает на экран. Принцип действия волоконного световода основан на использовании известных процессов отражения и преломления оптической волны на границе раздела двух сред с различными оптическими свойствами. Оптические свойства материала зависят от показателя преломления n. Среда с большим показателем преломления называется оптически более плотной. Волоконные световоды обычно имеют круглое поперечное сечение и состоят из двух концентрических слоев диэлектрика. В центре располагается сердцевина из оптически более плотного стекла, его окружает оболочка из стекла с меньшей оптической плотностью. На границе раздела сердцевины и оболочки происходит отражение лучей света, которые распространяются вдоль оси световода. Таким образом, сердцевина служит для передачи электромагнитной энергии, оболочка предназначена в основном для улучшения условий отражения на границе раздела сердцевина/оболочка и защиты от излучения энергии в окружающую среду.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента был изучен принцип работы световода и определить его роль в современной технике.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 30 с.
2.13 Карта опыта № 12 «Получение интерференционных полос»
Тема: Получение интерференционных полос.
Класс: 10 кл.
Этап: изучение волновой и геометрической оптики.
Оборудование: источник монохроматического света (лазер), тонкая собирающая линза (короткофокусная), непрозрачная пластина с двумя тонкими параллельными щелями, экран.
Цель: получить интерференционную картину.
Схема опыта:
Луч от источника света проходит через линзу и обе щели. На экране образуется интерференционная картина. Настроим установку так что бы картина интерференции наблюдалась наиболее отчетливо.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была получена интерференционная картина.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 17 с.
2.14 Карта опыта № 13 «Дифракция света»
Тема: Дифракция света.
Класс: 10 кл.
Этап: изучение волновой и геометрической оптики.
Оборудование: источник монохроматического света (лазер), спектральная щель, дуговая лампа белого света, диафрагма щель, оптическая скамья, дифракционная решетка, экран.
Цель: пронаблюдать дифракционную картину при прохождении света через узкую щель и через дифракционную решетку.
Схема опыта:
Узкая щель.
Луч от источника света проходит через спектральную щель. На экране наблюдаем дифракционную картину в виде светлых и темных полос.
Дифракционная решетка.
Луч от источника света проходит через диафрагму и дифракционную решетку. На экране наблюдаем дифракционную картину, в центре которой наиболее яркий максимум. По обе стороны от которого располагаются многоцветные полосы (максимумы интенсивности), разделенные темными промежутками — минимумами.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была получена дифракционная картина при прохождении света через узкую щель и через дифракционную решетку.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1мин.17с.
2.15 Карта опыта № 14 «Дисперсия света»
Тема: Дисперсия света.
Класс: 10 кл.
Этап: изучение волновой и геометрической оптики.
Оборудование: трехгранная призма, источник белого света, двояковыпуклая линза, экран.
Цель: пронаблюдать явление дисперсии при прохождении света через трехгранную призму.
Схема опыта:
Луч от источника света собирается в узкий пучок двояковыпуклой линзой, а за линзой ставим стеклянную призму тонким концом вниз. Белый свет, падая на призму, преломляется, за призмой на противоположной стене комнаты возникает «радуга» из разных цветов света «спектр» (лат.spectrum) — видение.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была получено разложение белого света в спектр, при прохождении через трехгранную призму.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 17 с.
2.16 Карта опыта № 15 «Фотоэффект»
Тема: Фотоэффект.
Класс: 10 кл.
Этап: изучение волновой и геометрической оптики.
Оборудование: дуговая лампа, цинковая пластина, электрометр.
Цель: пронаблюдать явление внешнего фотоэффекта.
Схема опыта:
Зарядим пластину отрицательно. Направим на нее свет от лампы. Пластина начинает разряжаться. Зарядим пластину положительно, и снова направим на нее свет. Разряд пластины не наблюдается. Результаты опыта дают предположить, что лучи выбивают из пластины отрицательные заряды.
Вывод: в ходе демонстрационного эксперимента была изучено явление внешнего фотоэффекта.
Ссылка на демонстрацию: http://www.ex.ua/view/74 317 887, длительность 1 мин. 17 с.
Заключение
Таким образом, в курсовой работе показана важность и необходимость проведения качественного и наглядного демонстрационного эксперимента при изучении раздела «Оптика» .
В результате проделанной работы было разработано 15 карт демонстрационных экспериментов по теме «Оптика» при изучении в 7 и 10 классах.
Практической ценностью данной работы является то, что разработанные карты опытов помогают свести к минимуму трудовые затраты преподавателя при подготовке к занятию. Так же решается проблема материально технического обеспечения, так как к каждая карта демонстрации содержит ссылку на видеоролик, на котором вполне наглядно описывается тот или иной демонстрационный эксперимент. При индивидуальной работе учащегося с картой можно организовать работу в группах или парах для повторения и обобщения пройденного материала.
1. Божинова Ф. Я., Кирюхин Н. М., Кирюхина Е. А. Физика 7 класс: учебник / И. Шахова — Х.: Ранок, 2007. — 197 с.
2. Божинова Ф. Я., Барьяхтар В. Г. Физика 10 класс: учебник / И. Морева — Х.: Ранок, 2010. — 256 с.
3. Бугаев А. И. Методика преподавания физики. Теоретические основы / А. Бугаев — М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
4. Программы средней общеобразовательной школы. Физика, астрономия. 7−11 классы. — К.: Освіта, 2013.
5. Хорошавин С. А. Физический эксперимент в средней школе / С. Хорошавин — М.: Просвещение, 1988. — 175 с.