Организация обмена информацией в сети учреждения ГУП «Национальное кадастровое агентство»
Подводя итог, стоит сказать, что безусловно «1С: Предприятие 8» будет завоёвывать популярность среди программ автоматизации учёта, но не смотря на это «1С:Предприятие 7.7» рано списывать со счетов т.к. она удовлетворяет всем основным требованиям, предъявляемым к программе учёта, а для компаний со старым парком компьютерной техники это семейство программ будет единственным выходом автоматизировать… Читать ещё >
Организация обмена информацией в сети учреждения ГУП «Национальное кадастровое агентство» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1
- ХАРАКТЕРИСТИКА ГУП «НАЦИОНАЛЬНОЕ КАДАСТРОВОЕ АГЕНТСТВО»
- 1.1 Сфера деятельности, функции и задачи Агентства
- 1.2 Вышестоящая организация — Государственный комитет по имуществу
- 1.3 Разработки ГУП «Национальное кадастровое агентство»
- ГЛАВА 2
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
- 2.1 Использование интернет-ресурсов в работе агентства
- 2.2 Информационная система документационного обеспечения в Агентстве
- 2.3 Обеспечение безопасности информационных систем в Агентстве
- 2.4 Техническое и программное обеспечение отдела экономики, финансов и автоматизации учета
- ГЛАВА 3
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
- 3.1 Информационная система «1С:Предприятие»
- 3.1.1 Анализ информационной системы «1С:Предприятие»
- 3.2 Описание бизнес-процессов в Агентстве. Составление Устава для проекта внедрения информационной системы «Системы управления заказами»
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- С 19 января по 27 марта 2015 года я проходила преддипломную практику в ГУП «Национальное кадастровое агентство» (далее Агентство) по адресу г. Минск, пер. Краснозвездный, 12.
- Научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство» создано на основании приказа Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 09 февраля 1998 г. № 14. Агентство является специализированным хозрасчетным республиканским унитарным предприятием государственной формы собственности и находится в ведении Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.
- Агентство осуществляет свою деятельность в области землеустройства, кадастра, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, находящейся в компетенции Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.
- Преддипломная практика является заключительным этапом профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием первой ступени.
- Целью практики является обучение практическим навыкам, закрепление теоретических знаний и умений, полученных во время всего курса обучения в Академии управления, предметное знакомство с работой организации, овладение навыками будущей профессиональной деятельности.
- Основные задачи практики:
— Основные направления деятельности ГУП «Национальное кадастровое агентство».
— Характеристика организационной структуры, задач и функций ГУП «Национальное кадастровое агентство».
— Информационные технологии в управлении предприятием, информационные системы аналитического анализа деятельности.
— Информационные системы, используемые в управлениях кадровой службы, отделе планирования.
— Организация обмена информацией в сети института, система документационного обеспечения управления и автоматизация процессов делопроизводства, обеспечение безопасности информационных систем.
— Сбор и обработка материалов, необходимых для написания дипломного проекта.
Руководителем практики от кафедры был назначен доцент кафедры экономико-математических методов управления, кандидат физико-математических наук Шешолко Владимир Константинович. Руководителем практики от ГУП «Национальное кадастровое агентство» была назначена начальник отдела экономики, финансов и автоматизации учета Машковская Инесса Николаевна.
Для всестороннего изучения вопросов вынесенных в цели и задачи преддипломной практики, а также в целях наиболее полного выполнения индивидуального задания я проходила практику, взаимодействуя с другими сотрудниками организации. В частности с сотрудниками отдела экономики, финансов и автоматизации учета, а также с сотрудниками отдела бухгалтерского учета и отчетности, управлением информационных технологий, управлением оценки, управлением договорно-правовой работы и др.
В соответствии с программой практики, на основании проделанной работы и собранной информации составлен данный отчет.
ГЛАВА 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ГУП «НАЦИОНАЛЬНОЕ КАДАСТРОВОЕ АГЕНТСТВО»
1.1 Сфера деятельности, функции и задачи Агентства
Агентство является специализированным хозрасчетным республиканским унитарным предприятием государственной формы собственности и находится в ведении Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, он же является Учредителем и от лица государства выступает собственником имущества предприятия.
Агентство в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Учредителя, Уставом и международными соглашениями, ратифицированными Республикой Беларусь.
Агентство осуществляет свою деятельность в области землеустройства, кадастра, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, находящейся в компетенции Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О создании системы государственных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» от 10 декабря 2002 г. № 603 Агентство является республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 09.04.2012 № 160 «Об адресной системе» под адресной системой понимается информационная система, включающая в себя реестр адресов и единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь. Агентство является организацией, выполняющей функции оператора и информационным посредником адресной системы. Осуществляет организационно-методологическое сопровождение создания и ведения реестра адресов Республики Беларусь, осуществляет модернизацию комплекса программно-технических средств адресной системы и программно-техническое сопровождение реестра адресов Республики Беларусь.
В соответствии с Инструкцией о порядке ведения регистра стоимости земельных участков государственного земельного кадастра и выдачи информации из него, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 03.06.2010 № 37, и Инструкцией о порядке формирования реестра цен на земельные участки государственного земельного кадастра и выдачи информации из него, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 04.06.2004 № 27, Агентство является организацией, осуществляющей ведение регистра стоимости и реестра цен.
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации» Агентство осуществляет методологическое и общее руководство деятельностью территориальных организаций по государственной регистрации; утверждает правила делопроизводства в территориальных организациях по государственной регистрации; осуществляет техническую инвентаризацию недвижимого имущества и проверку характеристик недвижимого имущества в случаях и порядке, установленных специально уполномоченным органом государственного управления; устанавливает правила отчетности территориальных организаций по государственной регистрации перед республиканской организацией по государственной регистрации; координирует деятельность территориальных организаций по государственной регистрации, в том числе связанную с созданием и ведением единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, определяет порядок их взаимодействия, обмена между ними информацией; ведет единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — ЕГРНИ), обеспечивает его защиту от несанкционированного доступа, хищения и уничтожения; проводит аттестацию регистраторов, ведет реестр регистраторов; утверждает образцы, порядок выдачи и изъятия печатей, штампов, бланков регистраторов; осуществляет мониторинг регистрационных действий в порядке, определяемом специально уполномоченным органом государственного управления; осуществляет сбор, анализ, обобщение и ежегодное опубликование в средствах массовой информации сводных показателей государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в Республике Беларусь; осуществляет иные полномочия в области государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2012 № 68 «О создании Единого реестра государственного имущества» является оператором и информационным посредником Единого реестра государственного имущества (далее — ЕРГИ), осуществляет эксплуатацию и программно-техническое сопровождение ЕРГИ, обеспечивает сохранность ЕРГИ, ведение электронного архива, защиту информации от несанкционированного доступа, хищения и уничтожения.
В Агентстве используется линейно-функциональная система управления. Руководство деятельностью Агентства осуществляет Генеральный директор. Он решает вопросы деятельности Агентства, действует от его имени, имеет право первой подписи, распоряжается имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников. Главный бухгалтер составляет документальные отчеты Агентства. Более подробно структуру организации можно изучить в Приложении 1.
Специалисты Агентства квалифицированы в своей области, большинство закончили высшее учебные заведения. Каждый сотрудник Агентства выполняет свои функции, согласно, должностных инструкций, утвержденных Генеральным директором и поставленных задач.
1.2 Вышестоящая организация — Государственный комитет по имуществу
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289"О структуре Правительства Республики Беларусь" путем присоединения Фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 определены основные задачи Государственного комитета по имуществу — проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезической и картографической деятельности, наименований географических объектов, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), за исключением приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда, а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.
Председатель Государственного комитета по имуществу — Гаев Андрей Анатольевич.
В 2011 году Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь отметил двадцатилетие со дня основания системы.
Ведомство по праву можно считать одной из старейших служб Беларуси, так как его история имеет достаточно древние традиции. Достаточно вспомнить, что первые документальные свидетельства о государственных земельных актах на территории нашей страны, которые называли ездоками, относятся к 1398 году.
В новейшей истории республики, с целью проведения в Беларуси земельной реформы, в 1991 году был создан Комитет по земельной реформе и землеустройству. Позже, в 1997 году, произошло объединение землеустроительной и картографо-геодезической служб, и был создан Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь.
С 2002 года на него были возложены также функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289, «О структуре Правительства Республики Беларусь» создан Государственный комитет по имуществу путем присоединения Фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.
Однако сколько бы реформ и реорганизаций не претерпевала Государственная землеустроительная и картографо-геодезическая служба Беларуси, — труд занятых в ней людей всегда имел и имеет важное общегосударственное и общественное значение.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 определены основные задачи Государственного комитета по имуществу (далее Госкомимущество) — проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.
Без карт — топографических, физических, политических — не обойтись ни военным, ни туристам, ни школьникам. Кроме того, сегодня трудно представить экономику любого государства без современных актуальных цифровых карт, систем спутниковой навигации и современных геоинформационных технологий. И поэтому особо ценным представляется кропотливый труд людей, являющих нам, как на ладони, нашу страну, да и весь мир.
Высокое качество геодезической и картографической продукции, создаваемой белорусскими геодезистами и картографами, получило заслуженное признание не только в нашей республике, но и за рубежом.
Решению важнейших государственных задач способствует и проводимая в стране реформа в сфере имущественных отношений. Составляющая процесса единой экономической политики, она направлена не только на сохранение и преумножение производственного потенциала, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, но и на укрепление социальной стабильности в белорусском обществе.
Успешно развивается в Республике Беларусь система государственной регистрации недвижимости. Это отмечают зарубежные коллеги, в том числе на уровне Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. По заключению экспертов ООН, белорусское электронное правительство уже сделало значительные шаги в реформировании и интеграции всех национальных информационных услуг в области землеустройства. И у нас уже могут поучиться другие государства, находящиеся лишь на начальной стадии этой работы.
Согласно отчету Всемирного Банка «DoingBusiness-2015» по критерию «Регистрация собственности» Республика Беларусь сохранила в рейтинге 3-е место в мире из 189 стран (совокупный рейтинг? 96,67%.).
В рамках данного показателя оценивается легкость получения компанией права собственности, а именно действия, количество времени и финансовые затраты, необходимые для регистрации собственности.
По показателю «Регистрация собственности» Республика Беларусь опережает в этой сфере такие высокоразвитые в области земельного администрирования страны как Норвегия (5-е место), Дания (8-е), Литва (9-е), Швеция (18-е).
В системе Госкомимущества проведена большая работа по созданию нормативно-правовой и научно-методической базы оценочной деятельности в Республике Беларусь, проводится повышение квалификации и аттестация оценщиков. В настоящее время организации, входящие в систему Госкомимущества и занимающиеся оценочной деятельностью, с успехом выполняют все заявки на проведение оценки объектов гражданских прав.
Государственная регистрация недвижимости и оценочная деятельность, выполняемые организациями Госкомимущества, являются основой для решения возложенных на него задач и функций в области регулирования имущественных отношений, повышения эффективности управления и распоряжения государственным недвижимым имуществом и его приватизации.
1.3 Разработки ГУП «Национальное кадастровое агентство»
Среди разработок Агентства ряд крупных автоматизированных систем. В частности:
— автоматизированная информационная система ведения Государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
— автоматизированная система обмена электронными документами между организациями по государственной регистрации и внешними пользователями;
— корпоративная система обмена информацией между организациями по государственной регистрации (более 1000 участников системы);
— автоматизированная информационная система государственной регистрации заключений об оценке недвижимого имущества и др.
Среди разработок Агентства программные комплексы:
— ведения центрального банка данных ЕГРНИ;
— интернет-ресурсов государственного земельного кадастра и ЕГРНИ;
— общереспубликанская автоматизированная информационная система учета государственного имущества Республики Беларусь и др.
Основные реализованные проекты:
— автоматизированная информационная система кадастровой оценки земель (АИС ОЗ);
— автоматизированная информационная система ведения единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (АИС РН);
— автоматизированная информационная система обмена электронными документами между организациями по государственной регистрации и внешними пользователями (АИС ЭД);
— автоматизированная информационная система ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь (АИС АТЕ);
— автоматизированная информационная система учета государственного имущества (АИС ГИ);
— автоматизированная информационная система ведения реестра адресов государственного земельного кадастра (АИС РА).
Разрабатываемые проекты:
— реестр заключений по оценке недвижимого имущества (АИС РЗО);
— модернизация аппаратного комплекса АИС РН;
— модернизация программного обеспечения;
— интерактивная кадастровая карта.
Агентство имеет лицензию Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь на выполнение работ по криптографической защите информации: удостоверению внешних форм электронных документов и на распространение сертификатов открытых ключей. Агентство обладает квалифицированным составом разработчиков, имеющих сертификаты обучения фирм «Oracle», «Cisco», «Lotus».
Потребителями (заинтересованными лицами) услуг и работ, осуществляемых Агентством, являются:
— физические и юридические лица (оценка недвижимости, регистрационные действия в отношении предприятий как имущественных комплексов, выдача информации из регистра, разработка программного обеспечения, дистанционный доступ к базам и др.);
— государство в лице Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов (ведение реестров и регистров, регистрация административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, кадастровая оценка и др.);
— территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества (методологическое и общее руководство, контроль регистрационных действий, разработка программного обеспечения и др.).
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Использование интернет-ресурсов в работе агентства
интернет информационный сеть
Так как основная работа специалистов в Агентстве завязана на информационных ресурсах, а управление этими ресурсами осуществляется коллективно, то возникает необходимость постоянного общения между подразделениями. Интернет позволяет получать актуальную информацию, вносить изменения в базы данных, доступные многим пользователям. Таким образом, нужную информацию могут одновременно получать сотрудники, находящиеся в разных точках Минска и за пределами страны.
ГУП «НКА» предлагает следующие виды Е-услуг:
1. Предоставление дистанционного доступа к единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ) посредством Интернет-ресурса http://gzk.nca.by
Рисунок 2.1 — Скриншот доступа к ЕГРНИ посредством Интернет-ресурса
2. Предоставление информации из реестра цен на земельные участки государственного земельного кадастра (сведения о ценах сделок с недвижимым имуществом (договоры купли-продажи аренды, ипотеки)) посредством дистанционного доступа через Интернет-ресурс. Сервис позволяет оценщикам и аналитикам рынка недвижимости получать сведения о ценах на формальном рынке недвижимости. Доступ свободный. http://pr.nca.by.
Рисунок 2.2 — Скриншот предоставления информации из реестра цен на земельные участки посредством Интернет-ресурса
3. Предоставление сведений о кадастровой стоимости 1 кв. метра земель, земельных участков по состоянию на 1 января календарного года для определения налоговой базы земельного налога посредством дистанционного доступа через Интернет-ресурс http://vl.nca.by.
4. Предоставление сведений из единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь посредством дистанционного доступа через Интернет-ресурс http://ate.nca.by.
Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь (далее — Единый реестр) является составной частью Государственного земельного кадастра и содержит данные о наименовании, размерах и границах административно-территориальных и территориальных единиц, их центров (статья 143 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Рисунок 2.3 — Скриншот предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков посредством Интернет-ресурса
По каждой административно-территориальной или территориальной единице Единый реестр включает в себя следующие сведения:
— о наименовании;
— о наименовании административного центра;
— о категории (подчинении) административно-территориальной или территориальной единицы;
— о границе, ее типе и протяженности;
— о площади;
— о коде административно-территориальной или территориальной единицы в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Система обозначения объектов административно — территориального деления и населенных пунктов» (код СОАТО);
— о реквизитах документов, являющиеся основанием регистрации или аннулирования регистрационной записи;
— о дате регистрации.
В случае расхождений между данными Единого реестра и данными, приведенными в иной документации, достоверной считается информация Единого реестра.
5. Предоставление дистанционного доступа к автоматизированной информационной системе государственной регистрации заключений об оценке недвижимого имущества и ведения единого цифрового архива оценочных документов в Республике Беларусь.
Стоит отметить, что непосредственное преимущество использования Интернет для компании можно подтвердить корпоративным сайтом nca. by, который является не только платформой размещения актуальной информации об Агентстве, но и полезной информации для клиентов и самих работников Агентства (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4- Скриншот корпоративного портала Агентства
Для общения между собой сотрудники используют программу Spark. Spark — свободная программа для мгновенного обмена сообщениями в сети Интернет по протоколу Jabber. Работает под управлением Microsoft Windows, Mac OS X, Linux и Unix. Имеет возможности создания закладок для каждого окна чата, проверки орфографии при наборе текста. Отличается хорошей работой с сервером Openfire. Удобная и простая регистрация пользователей.
Программа содержит набор инструментов, среди которых проверка орфографии, обмен файлами, создание голосового и группового чатов, создания заметок или списка задач и тому подобное. Spark обладает улучшенной системой защиты, что обеспечивает безопасное общение с другими пользователями. Также программа позволяет расширить собственные возможности с помощью подключения различных дополнений. Spark имеет простой и понятный в использовании интерфейс.
Преимущества:
— поддержка разных операционных систем;
— возможность организации конференций;
— простой в обращении интерфейс.
Недостатки:
— дистрибутив для установки слишком велик;
— ограниченный функционал.
Рисунок 2.5 — Скриншот программы «Spark»
2.2 Информационная система документационного обеспечения в Агентстве
Для автоматизации делопроизводства в Агентстве установлена информационная система «Электронное ДЕЛО».
«Электронное ДЕЛО» — программный комплекс, разработанный на базе платформы «ДЕЛО» (Российская Федерация) и адаптирован под нормативно-методическую базу делопроизводства и архивного дела Республики Беларусь.
«Электронное ДЕЛО» обеспечивает как автоматизацию традиционного делопроизводства, так и полноценное управление электронными документами (в том числе и предметного контура организации). Это позволяет создать решение для комплексной автоматизации любого уровня, а также плавно и без риска осуществлять переход к современным технологиям управления организацией.
«Электронное ДЕЛО» — масштабируемая и гибкая в настройке, легко адаптируется к специфике документооборота в организации любого размера от единиц до тысяч рабочих мест. Возможность использования конкурентных лицензий позволяет организовать эффективный доступ к системе пользователям, обрабатывающим незначительное количество документов с экономией денежных ресурсов для организации.
Сейчас мы рассмотрим алгоритм регистрации входящего при помощи модуля интеграции с системой межведомственного электронного документооборота для программы «Электронное ДЕЛО» версии 12.2.1.
1) Войдите в функцию «Регистрация документов»
2) Выберите необходимую группу документов.
3) Установите Дату РК (если необходимо установить дату, отличную от сегодняшней, предлагаемой по умолчанию).
Дату можно ввести с помощью календаря (календарь вызывается двойным щелчком левой клавиши мыши или одинарным щелчком правой) или вручную.
4) Нажмите кнопку «Выбрать». Откроется РК входящего документа в режиме редактирования.
5) Заполните открытые поля:
— «Исх. номер»
— «Дата документа»
— «Подписал» (при необходимости)
6) Заполните поле «Состав» в формате «количество листов в документе"/"количество листов приложения».
7) Заполните поле «Доставка» (вид доставки документа в организацию).
8) Заполните поле «Кому» (кто первый из руководства будет рассматривать документ) выбором из справочника (справочник открывается с помощью стрелки справа от строки «Кому») или вводом с клавиатуры (для заполнения поля с клавиатуры необходимо ввести ключевой фрагмент фамилии и нажать клавишу «Enter»).
9) Заполните поле «Содержание».
Для использования текстовых заготовок войдите в перечень стандартных текстов с помощью клавиши Insert, выделите нужную строку, нажмите кнопку «Выбрать». Вставленный текст, при необходимости, можно отредактировать.
10) При необходимости добавьте комментарии в поле «Примечания».
11) Перенесите предложенный системой номер на бумажный документ.
12) Сохраните изменения с помощью кнопки и закройте РК
Рисунок 2.6 — Окно регистрации документа После регистрации документа в окне модуля появиться информационно окно об окончании регистрации (Рис. 33) и документ переместиться в раздел «Зарегистрировано» (рис. 34), где его можно просмотреть двойным щелчком мыши.
Рисунок 2.7 — Окончание обработки документа Рисунок 2.8 — Зарегистрированные документы После окончания регистрации сформируются квитанции о регистрации документа в папке OUT и для обработки АРМ СМДО.
2.3 Обеспечение безопасности информационных систем в Агентстве
Большинство информационных систем современной компании имеют территориально распределенную структуру, включают в себя большое количество разнообразных информационных ресурсов и функционируют в условиях непрерывно видоизменяющихся угроз информационной безопасности.
Обеспечить непрерывность функционирования, безопасность информации на всех стадиях жизненного цикла (передаче, обработке и хранении) возможно только с помощью тщательно спроектированной комплексной системы информационной безопасности, созданной с опорой на признанные лучшие практики, а также стандарты в сфере информационной безопасности.
В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:
o Конфиденциальность — состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на неё право;
o Целостность — избежание несанкционированной модификации информации;
o Доступность — избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.
В Агентстве реализованы следующие меры защиты: межсетевое экранирование, антивирусная защита, обнаружение и предотвращение атак, контроль веб-трафика, защита электронной почты, беспроводных соединений, информации в каналах связи. Использование ActiveDirectory позволяет создавать групповые политики, тем самым ограничивая доступ и права различных пользователей.
Примером административной и физической защиты информации может выступать контрольно-пропускной режим на каждом из объектов; ограничение доступа к важным помещениям.
Защитой от природных угроз и угроз отказа систем жизнеобеспечения являются заземление и использование источников бесперебойного питания.
2.4 Техническое и программное обеспечение отдела экономики, финансов и автоматизации учета
Техническое обеспечение — совокупность технических средств, компьютерной техники, средств передачи информации, используемых в автоматизированных системах управления и в информационных системах.
Так как некоторые отделы занимаются разработкой, внедрением и эксплуатацией информационных систем, экономисты и бухгалтеры ведут экономический учет, каждое рабочее место включает персональный компьютер и телефонный аппарат, необходимые для работы. В помещениях, входящих в состав отдела, присутствуют МФУ или отдельно стоящие принтеры для работы с бумажной документацией. Сотрудники отдела имеют следующие персональные компьютеры и комплектующие к ним: системный блок HP ProDesk 400 G1, Монитор LG W1934S либо Samsung SyncMaster 181T, клавиатура и мышь марки Defender. Также в отделе имеется ноутбук Lenovo с диагональю экрана 15,6 дюймов, за которым я работала во время практики.
Информационная сеть Агентства объединяет компьютеры пользователей, маршрутизаторы, модемы, коммутаторы, сервера, а также сети, расположенные в облаке в сети \Urserver. Использование ActiveDirectory позволяет создавать групповые политики, тем самым ограничивая доступ и права различных пользователей к различным данным.
Программное обеспечение (ПО) — наряду с аппаратными средствами, важнейшая составляющая информационных технологий, включающая компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определенного круга задач и хранящиеся на машинных носителях.
Как упоминалось ранее, в отделах работают (ведущие) специалисты по ГИС-технологиям, (ведущие) инженеры-программисты и др. Все сотрудники пользуются стандартным набором офисных программ для Windows (MSWord, MSExcel, MSVisio, MSOutlook). Для каждой из групп характерно использование специфического набора программ.
ГЛАВА 3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
3.1 Информационная система «1С:Предприятие»
Во время прохождения преддипломной практики мне довелось познакомиться с несколькими информационными системами в Агентстве. Для начала я хочу рассказать об «1С: Предприятие».
В Агентстве информационная система «1С:Предприятие» предназначена для автоматизации бухгалтерского и управленческого учётов (включая начисление зарплаты и управление кадрами.
Информационной системой «1С:Предприятие» пользуются сотрудники отдела бухгалтерского учета и отчетности и отдела экономики, финансов и автоматизации учета. В этой программе ведется как бухгалтерский, так и налоговый учёт (на раздельных планах счетов); учёт по упрощённой системе налогообложения; учётная политика, производится закрытие счетов, расчёт амортизации, учёту НДС, учет материальных активов и сотрудников Агентства.
В «1С:Предприятие» я помогала экономистам и делала акты выполненных работ для оплаты заказчикам (около 500 шт по разным видам договоров).
Рисунок 3.1 — Скриншот журнала «Учета оказанных услуг» в «1С:Предприятие»
Рисунок 3.2 — Скриншот реквизитов Академии управления при Президенте Республики Беларусь в «1С:Предприятие»
Рисунок 3.3 — Скриншот разбивки выручки по управлениям в договоре №ГЗК-357 в «1С:Предприятие»
3.1.1 Анализ информационной системы «1С:Предприятие»
Поскольку в мире нет ничего идеального, то и программа «1С:Предприятие» имеет свои недоработки. Хотя над их решением постоянно трудятся лучшие программисты в ООО «Хьюмен-Систем» в Минске для белорусских организаций, создавая новые версии, но ошибки все равно есть и с этим ничего не сделаешь.
Недостатки «1С:Предприятие»
1. Высокие системные требования. Даже пустая база данных весит около 200 мегабайт. Поэтому и компьютер должен быть соответствующий — от 512 мегабайт оперативной памяти (а для комфортной работы лучше 1024 мегабайта), процессор от 1500 мегагерц. (Компьютера Агентства соответствуют этим требованиям для комфортной работы с информационной системой).
2. Низкая производительность платформы. Даже если установить «1С:Предприятие 8» на очень шустрый компьютер, то такой скорости работы, как «1С:Предприятие 7.7» добиться будет проблематично. (В Агентстве стоит версия 8).
Преимущества «1С:Предприятие»
1. Во всех типовых конфигурациях наличествует возможность ведения многофирменного учёта в одной информационной базе.
2. Гибкий интерфейс позволит расположить кнопки так, как хочется пользователю.
3. Возможность создания распределённой информационной базы. Эта функция может быть использована, например, для централизованного управления ассортиментом в сети кафе.
4. Возможна интеграция части решений «1С:Предприятие» с необходимыми сайтами (курс валют на день составления акта выполненных работ).
5. Во всех решениях 1С: Предприятие 8 существует внешняя обработка, которая способна восстановить базу данных, которая была разрушена при неправильном выключении компьютера или выключении электроэнергии.
Подводя итог, стоит сказать, что безусловно «1С: Предприятие 8» будет завоёвывать популярность среди программ автоматизации учёта, но не смотря на это «1С:Предприятие 7.7» рано списывать со счетов т.к. она удовлетворяет всем основным требованиям, предъявляемым к программе учёта, а для компаний со старым парком компьютерной техники это семейство программ будет единственным выходом автоматизировать учёт на предприятии без замены компьютеров. Если же стоит задача автоматизировать холдинг с большим объёмом операций, то безусловно в этом случае «1С:Предприятие 8» выходит на первый план прежде всего из-за функции многофирменного учёта и гибким интерфейсом.
3.2 Описание бизнес-процессов в Агентстве. Составление Устава для проекта внедрения информационной системы «Системы управления заказами»
Специалистами разных структурных подразделений Национального кадастрового агентства (далее НКА) оказываются клиентам различные услуги:
· регистрация предприятий как имущественных комплексов,
· выдача справок (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 г. № 200 и постановлением Совета Министров от 17.02.2012 г. № 156),
· предоставление информации по запросам,
· услуги по технической инвентаризации,
· оценка и прочие.
Учет обращений клиентов происходит с использованием ПО (NKA_ENT) для регистрации предприятий или путем внесения информации в таблицы Excel при оказании других услуг. После оказания услуги бухгалтеру поступает информация от экономиста, который, в свою очередь, проверяет отчет исполнителя обо всех оказанных услугах за текущий месяц.
Бухгалтер вносит информацию в 1С:
— название контрагента,
— наименование и номер договора,
— УНП (для юридических лиц),
— адрес,
— сумму и дату акта оказанных услуг.
Бухгалтер при описании хозяйственных операций, производимых по расчетному счету, разносит платежи на контрагентов в 1С согласно выписке по расчетному счету. Каждая сумма должна быть идентифицирована, т. е. в аналитическом учете должно быть указано название плательщика. При этом иногда нет возможности определить, кто осуществлял платеж, поскольку не доходят бумажные документы-приложения (мемориальные ордера и квитанции), по которым плательщики перечисляли деньги, а банк-корреспондент при переводе денежных средств на расчетный счет указывает «платежи от физических лиц».
Такая ситуация существует уже многие годы, и для сокращения трудозатрат (при определении плательщика) было принято решение объединить все платежи от физических лиц на одном контрагенте «Осуществление административных процедур». По истечении срока исковой давности, если клиент оплатил и не обратился за услугой, списать такую задолженность не получится и провести инвентаризацию по таким долгам невозможно.
Одним из шагов к улучшению ситуации стало подключение к ЕРИП. В настоящий момент можно идентифицировать большее количество клиентов, поскольку при оплате вносятся ФИО плательщика.
Согласно действующему законодательству при оплате услуг через ЕРИП предприятие не имеет права требовать от клиента подтверждения оплаты, т.к. номер платежа в системе ЕРИП уникален. Но специалисты по работе с клиентами все равно должны каким-то образом эту оплату проверить. Они вынуждены просить подтверждения бумажным документом или обратиться в отдел бухгалтерского учета и отчетности за подтверждением. Если специалист по работе с клиентами не проверит оплату в бухгалтерии, то существует вероятность повторного обращения клиентом с той же квитанцией и оказания ему услуги бесплатно.
Есть еще минус во вводе одной и той же информации в разные документы и разные системы учета, который заключается в том, что у контрагентов могут быть похожие названия, можно ввести в реквизиты вышестоящую организацию вместо филиала (и наоборот), или неправильно определить лиц, имеющих право заключать договор. Такие ошибки особенно видны при проведении годовой инвентаризации обязательств, когда бухгалтер проводит очень много времени, выясняя, чьи деньги поступили на расчетный счет, и кому была оказана услуга на самом деле.
Создание СУЗ — стратегическая потребность НКА, вытекающая из программы развития системы на 2014;2018 годы (пункты 2 (Модернизация автоматизированной информационной системы ведения Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — АИС РН) путем сокращения числа баз данных), 4 (Информационное взаимодействие с государственными органами и иными уполномоченными организациями, в том числе путем выдачи информации из центральной базы данных регистра недвижимости и предоставления дистанционного доступа к ней в соответствии с законодательством Республики Беларусь), 12 (Предоставление электронных услуг с использованием авторизованных посредников), 15 (Проведение работ по оказанию дополнительных услуг посредством мобильной телефонии и электронной почты).
НКА нуждается в создании СУЗ, поскольку необходимо установить связь между оказанием услуги и ее оплатой, исключить повторный ввод информации в структурных подразделениях и предоставить возможность специалистам, которые работают с клиентами, пользоваться информацией об оплате за оказанные услуги. Для этого следует создать единый журнал регистрации заказов, обеспечить интеграцию между некоторыми информационными системами, в которых работают специалисты.
СУЗ позволит формировать оперативные отчеты о клиентах, оказанных услугах и их оплатах, а также об оказанных услугах специалистами в течение месяца.
Подводя итоги, отметим, какие проблемы необходимо решить:
1. Дублирование информации специалистами, оказывающими услуги и ведущими учет в разных информационных системах
2. Неправильно сформированные данные о получателях услуг в бухгалтерском учете
3. Некорректное закрытие расчетов с контрагентами в бухгалтерском учете
4. Невозможность подключения к ЕРИП онлайн
5. Невозможность без бумажного носителя проверить оплату от клиента Стейк-холдеры данного проекта: руководители структурных подразделений, специалисты по работе с клиентами, бухгалтеры, экономисты, юристы, оценщики, регистраторы.
Разработанная система должна решать следующие задачи:
1. Связать данные об оплате с данными об оказанных услугах, чтобы не дублировать работу в разных системах и структурных подразделениях.
2. Организовать связь с ЕРИП online.
3. Иметь достоверную и своевременную информацию об оказанных услугах.
4. Сократить сроки на организацию учета хозяйственных операций.
5. Уменьшить риски расхождения данных с заказчиками услуг.
6. Интегрировать СУЗ с информационной системой «1С:Предприятие» (в будущем должна предусматриваться возможность интеграции с NKA_NET3, архивами, RH).
7. Интегрировать СУЗ с разрабатываемыми на предприятии проектами:
— (1) Планирование и реализация модернизации архитектур АИС РН, АИС ГИ, АИС РЦ, АИС РС, АИС РА, АИС БЦКД;
— (4) NKA_NET3 (разработка и внедрение);
— (5) NKA_RH (разработка и внедрение);
— (7) подсистема информационного взаимодействия с государственными органами и иными уполномоченными организациями, в том числе путем выдачи информации из центральной базы данных ЕГРНИ, АИС РА, АИС РЦ, АИС РС в том числе через ОАИС (разработка (модернизация) и внедрение во взаимодействии с заинтересованными в последующей эксплуатации);
— (9) модернизация АИС РЦ (разработка и внедрение);
— (11) модернизация АИС РС (разработка и внедрение);
— (12) модернизация АИС РА (разработка и внедрение);
— (17) универсальная система доступа к информационным ресурсам НКА.
8. Предложить территориальным организациям перехода на NKA_NET3 с уже готовыми решениями для организации бухгалтерского учета и регистрации обращений за оказанием услуги.
Описание бизнес-процессов в нотации EPC «Внесение информации об оказанных услугах в 1С», «Внесение информации о платежах», «Закрытие контрагентов в 1С» можно посмотреть в Приложении 2, Приложении 3, Приложении 4 соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе прохождения преддипломной практики была изучена и проанализирована деятельность ГУП «Национального кадастрового агентства», а именно отдела экономики, финансов и автоматизации учета.
Основной целью Агентства является реализация возложенных на Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь задач и функций в части государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, осуществление ведения государственного земельного кадастра и оценки недвижимого имущества.
Отдел экономики, финансов и автоматизации учета осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями и выполняет следующие задачи:
1. Формирование единой экономической политики Агентства на основе анализа состояния и тенденции развития отрасли.
2. Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе реализации услуг.
3. Формирование ценовой политики Агентства.
4. Анализ экономического состояния Агентства.
5. Контроль над экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности Агентства.
Интернет позволяет получать актуальную информацию, вносить изменения в базы данных, доступные многим пользователям. Таким образом, нужную информацию могут одновременно получать сотрудники, находящиеся в разных точках Минска и за пределами страны.
Отдел экономики, финансов и автоматизации учета использует следующие программные продукты: «MS Word 2010», «MS Excel 2010», «MS Visio 2010», «1С:Предприятие 8» для бухгалтерского и налогового учёта, создания различных отчетов и актов по выполненным услугам заказчикам; «КонсультатнтПлюс» для поиска необходимых документов и нормативно-правовых актов; «Spark» для общения и взаимодействия с сотрудниками других отделов и управлений.
Хочется отметить, что Агентство имеет лицензию Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь на выполнение работ по криптографической защите информации: удостоверению внешних форм электронных документов и на распространение сертификатов открытых ключей. Агентство обладает квалифицированным составом разработчиков, имеющих сертификаты обучения фирм «Oracle», «Cisco», «Lotus».
Непосредственное преимущество использования Интернет для компании можно подтвердить корпоративным сайтом nca. by, который является платформой размещения актуальной информации об Агентстве, полезной информации для клиентов и сотрудников организации.
Следует отметить, что в Агентстве на данный момент много процессов не автоматизировано, происходит повторный ввод информации в структурных подразделениях. Однако стоит отметить, что Агентство проводит ряд мероприятий и проектов по автоматизации процессов для уменьшения трудоемкости и улучшения качества оказываемых услуг.
Также стоит отметить, что в организации отсутствует система принятия управленческих решений. ERP системы на данный момент не внедрены. Принятие управленческих решений происходит в рамках компетентности руководителя, сопутствующих ограничений и доступных ресурсов.
Таким образом, можно заметить, что популярность компании растет, все большее количество пассажиров пользуется услугами белорусской авиакомпании, постоянно увеличивается количество партнеров.
Также за период прохождения практики было описаны бизнес-процессы «Внесение информации об оказанных услугах в 1С», «Внесение информации о платежах», «Закрытие контрагентов в 1С». Составлен Устав и к нему технико-экономическое обоснование для проекта «Внедрение системы управления заказами». Получен опыт в составлении договоров и калькуляций к ним, работе в «1С:Предприятии».