Электронные библиотеки
Электронная библиотека — информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека — не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих… Читать ещё >
Электронные библиотеки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФГУ ВПО Челябинская государственная академия культуры и искусств Кафедра библиотечно-информационной деятельности ИДПО На тема: Электронные библиотеки Контрольная работа по курсу: «Информационные технологии в библиотечном деле»
Сургут, 2010
1. Электронные библиотеки
1.1 Цели создания электронных библиотек
2. Типология электронных библиотек
Список используемой литературы
1. Электронные библиотеки Под электронной мы понимаем библиотеку, обладающую крупной распределенной коллекцией документов в электронной форме, доступной через сети передачи данных. Идея электронной библиотеки работает сегодня в отдельных зарубежных университетских библиотеках. В России же началась деятельность по созданию национальной электронной библиотеки РГБ в рамках специального проекта ее модернизации, осуществляемого при содействии ЮНЕСКО. Определенные шаги в этом направлении делают сегодня университетские библиотеки России и стран СНГ.
Электронная библиотека — информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека — не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих собственных ресурсов, предоставляемых в пользование широкой публике: конвертированных материалов из печатного фонда, электронных версий собственных публикаций, «гостевых материалов» (например, совместные работы ГПНТБ России и Университетской технической библиотеки г. Ганновера, Германия). Электронная библиотека — это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа. Как отмечает А. И. Земсков в учебном пособии [90], создание, функционирование и развитие электронных библиотек определяется; во-первых, внешними по отношению к самим библиотекам факторами — наличием общедоступных компьютерных и коммуникационных технологий; во-вторых, развитием библиотечно-информационных технологий с учетом уровня развития общества, в первую очередь экономики и высоких технологий.
1.1 Цели создания электронных библиотек
1. Обеспечение сохранности печатного материала, е первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.
2. Создание условий для большей доступности содержания печатного материала; повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных видов и тематики, увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам за счет предоставления в доступ текстовой информации, изображений и любых других видов мультимедийной информации [5, с. 23].
Основные задачи электронных библиотек — интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. К основным особенностям электронных библиотек следует отнести:
* профильность хранимой информации, то есть наличие определенной концепции формирования информационного пространства, доступного пользователю, и политика ее реализации;
* инвентаризацию, в частности каталогизацию (в самом широком смысле), объектов и различных их объединений, образующих это информационное пространство.
На концепцию электронных библиотек, а также на их программное Обеспечение существенное влияние оказывают требования, связанные предоставлением и возможностью использования информации.
Преимущества электронных библиотек рассмотрим на примере Фундаментальной библиотеки Российского педагогического университета имени А. и. Герцена в Санкт-Петербурге:
* оперативность — если нашел книгу с файлом, достаточно нажать «горячую клавишу», и полный текст появится на экране;
* единая точка доступа — нет необходимости бегать от алфавитного каталога к картотеке статей, от зала одних изданий к залу других;
* эффективная защита — библиотеки и читатели защищены от сетований на вырванные страницы или потрепанные края страниц или на то что книга оставлена читателем в троллейбусе, а значит, для фонда утеряна безвозвратно;
* доступность недоступного — становятся доступными для значительного большего числа пользователей документы, имеющиеся в библиотеке в ограниченном количестве или в единственном экземпляре;
* не просто чтение — появляется возможность редактировать, соединять, добавлять, вводить подразделы, перестраивать и т. д., и в то же время электронный документ может быть абсолютно защищен от любого внешнего воздействия, кроме простого чтения с экрана;
* оперативный расширенный поиск — возможно быстрое и качественное сканирование (отыскание) имен, определенных слов или фраз в большом документе;
* удобство хранения — сохранение фондов литературы в машиночитаемой форме существенно более экономно и удобно, нежели в традиционных хранилищах (отсюда экономия площадей и помещений библиотек);
* всегда рядом — пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения, своего или библиотеки; таким образом, читатель может стать удаленным пользователем библиотеки. Кроме того, это способствует развитию дистанционного образования, а также отвечает другим задачам современного образовательного процесса.
Электронная библиотека может быть частью корпоративной электронной библиотеки. Библиографическая запись, созданная одной библиотекой, становится доступной с помощью протокола Z39.50 через сводный каталог, например, АРБИКОН:
Электронная библиотека осуществляет обслуживание различными по доступности видами машиночитаемых ресурсов.
1. Ресурсы, находящиеся в собственности библиотеки и размещенные на ее серверах или в ее помещениях. Их селекция осуществляется аналогично селекции печатных материалов, а библиографические описания включены, как правило, либо в отдельный каталог, либо в общий каталог библиотеки, либо в оба.
2. Удаленные ресурсы, расположенные на серверах поставщиков информации, доступ к которым лицензирован (оплачен). Следует составить списки подобных материалов, чтобы обеспечить рекламу, интенсивное использование и контроль за использованием, а также, при длительной лицензии включать их библиографические описания в электронный каталог с указанием мест хранения документов.
3. Удаленные ресурсы, рассмотренные, оцененные сотрудниками данной электронной библиотеки. Библиотека рекомендует эти ресурсы. Ее участие может также заключаться в организации удобного доступа к ним, например, через создание единого интерфейса.
4. Все остальные удаленные ресурсы. Доступ к ним — дело свободного выбора и навыков пользователя. Библиотекарь электронной библиотеки должен уметь оказать помощь в проведении тематического поиска.
Электронная библиотека работает не только с имеющимся электронам ресурсом (локальным или удаленным), но может широко используют технологию «конверсии по заказу» имеющегося печатного материала электронный формат и дальнейшее обслуживание пользователя электронным ресурсом.
Приоритетное значение для понимания функций электронных библиотек имеет возможность обслужить электронным ресурсом локального или удаленного пользователя, удовлетворить его потребности. Для электронах библиотек характерно наличие полнотекстовых документов — электронных книг, журналов, что отличает ее от огромных библиографических баз данных [5, с. 23—25].
Виды электронных ресурсов
* Электронные ресурсы, не имеющие печатных аналогов (электронная почта, домашние страницы и другие материалы web-сайтов, дискуссионные группы в Интернете, некоторые научные, популярные журналы, базы данных, мультимедийные материалы, специфические виды рекламы, вирусы и т. п.).
* Электронные ресурсы, созданные для поддержки имеющихся печатных ресурсов, например, для обеспечения сохранности или расширения и улучшения обслуживания пользователей (в частности, организация мультидоступа для спрашиваемых изданий), и подлежащие долговременному хранению (электронные книги, цифровые версии печатных документов и т. п.)
* Электронные ресурсы, создаваемые на короткий срок в технологических целях на основе печатных ресурсов и не предназначенные для долговременного хранения или подлежащие уничтожению после однократного пользования (копии материалов, используемые в системе МБА и доставки документов в библиотеках, электронные справки, квитанции, системы перекрестных ссылок и т. д.)
Виды электронных ресурсов по общественному назначению: научные, образовательные, библиотечные и развлекательные материалы, художественная и научно-техническая информация, СМИ (новости, ТВ), объявления, реклама, пропаганда, электронная коммерция, производственная, технологическая и финансовая информация системы автоматизации экспериментов, проектных робот производства, другое.
Виды электронных ресурсов по степени доступности, бесплатные, условно бесплатные, платные, закрытые для публичного доступа, в том числе закрытая и/или конфиденциальная информация, финансовые и налоговые сведения, частная жизнь [5, с. 33—34].
Метаданные — информация об информации, описание электронных ресурсов согласно общепринятым рекомендациям. Наиболее распространенным среди них является протокол Dublin Core (Дублинское ядро).
Услуги и продукты на основе электронных ресурсов — базы данных оглавлений (таблицы, содержания) научных журналов; службы агрегирования, обеспечивающие единую отправную точку, единый пароль и адресацию в сети; возможность присоединять собственные продукты и базы данных (данные из электронного каталога библиотеки, библиографические БД и т. п.); система ссылок, допускающая многовариантный вход пользователя в систему (из баз данных) с переходом в основную БД через название журнала, определенного номера, выпуска или отдельной статьи.
Существует весьма сильная зависимость между уровнем развитие страны и возможностью реализации права на информацию. Мировой информационный рынок фактически монополизирован англоязычным СМИ. Однако организован бесплатный доступ к сайту государственно РИА «Новости» как попытка усилить позиции России на мировом рынке информации. Разработаны межведомственные программы «Электронные библиотеки России», «Электронная Россия 2002—2010 годы», «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1998—2001 годы). «Научная электронная библиотека РФФИ» приводится на сайте РФФИ: www.rfbr.ru. Международное взаимодействие в создании электронных библиотек отражает проект Европейского сообщества «Библиотека универсалис» (5, с. 85—87). В связи с этим заслуживает серьезного внимания книга А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга «Электронная информация и электронные ресурсы».
Проблемы авторского права в электронных библиотеках рассмотрены в главе 17 книги. Проблемы цифровой подписи регулируются в Российской Федерации и Украине Законами «Об электронной подписи».
В связи с созданием электронных библиотек возникают задачи подготовки библиотекарей и пользователей к работе в электронных библиотеках, обучения с помощью электронных библиотек, в том числе и дистанционное.
Усиливается роль электронных библиотек в модернизации образования. Отмечены изменения в системе высшего образования:
* количество студентов непрерывно растет;
* непрерывное образование самым тесным образом связано с методической необходимостью научить студента учиться самому;
* полученные знания быстро устаревают;
* ввиду разнообразия студенческих типов, приходится заниматься адаптацией под их нужды способов и методов обучения, готовить учебные материалы, соответствующие самым различным аудиториям; учебные материалы по курсу должны учитывать неодинаковую исходную подготовку студентами и знание ими базовых дисциплин;
* система образования постоянно ощущает нехватку средств, поэтому поиски наиболее эффективных экономных технологий обучения всегда актуальны;
* поведение студентов во всевозрастающей степени напоминает поведение покупателей, которые желают иметь возможность выбора учреждения, в котором они хотели бы учиться; это значит, что студенты вовсе не привязаны к единственному образовательному учреждению, как это было ранее;
* современная система образования дает очень большой отсев учащихся.
В вузовской библиотеке важное значение имеет формирование структуры и содержания ресурсного обеспечения образовательной среды. филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза. Практические вопросы создания и использования библиотечно-информационных ресурсов управления ими, в контексте вузовской электронной библиотеки с разветвленной сетью филиалов, можно рассмотреть на примере опыта Центра информационных технологий Тюменского государственного университета, описанного в статье Т. Ю. Габдрахмановой [2, с. 79—81]. Электронная библиотека представляет собой разновидность информационной системы, отличающуюся широтой охвата пользовательской аудитории, интенсивностью движения фондов, повышенными требованиями к обработке и хранению разнородных электронных ресурсов. Помимо перечисленных особенностей, вузовская электронная библиотека должна учитывать сложную иерархию категорий читателей, тесную взаимосвязь с учебным процессом взаимодействие с другими подразделениями вуза и филиалами. В связи с этими положениями в Тюменском государственном университете принята к реализации единая система свободного доступа к информационным образовательным ресурсам для целевой аудитории образовательного процесса (студенты, преподаватели, научные работники, сотрудники).
Для вуза с разветвленной сетью филиалов первым существенным шагом в направлении создания информационной образовательной среды может стать проект, направленный на создание электронной библиотеки как основы базовой технологии открытого непрерывного образования. Традиционная вузовская библиотека выполняет задачи по удовлетворению потребностей учебного и научного процессов путем выдачи во временное пользование печатных материалов по требуемой тематике. Формирование информационно-образовательной среды классического университета предполагает изменение функций библиотеки — превращение ее из хранилища книг в информационного провайдера, использующего новые компьютерные технологии для повышения качества и оперативности обслуживания всех категорий пользователей. В настоящее время под университетской библиотекой обычно понимается набор возможностей по использованию новых технологий обработки, хранения и поиска документов для образовательной и научной деятельности. Это представление об электронной библиотеке как наборе электронных документов и электронных каталогов основано на интуитивном понимании информационной системы как аппарата для поиска и манипуляций с данными традиционных типов (строки, числа). Развитие компьютерных технологий позволяет использовать для построения сложных информационных систем объективно-ориентированный подход, предполагающий, что в базе данных информационной системы хранится не только статистическая информация, но и объекты — активные данные, свойства и методы которых позволяют эффективно решать те или иные пользовательские задачи.
Для информационной системы «Электронная библиотека вуза и филиалов» Тюменского государственного университета разработаны классы объектов, с помощью которых создан ряд подсистем.
Подсистема web-сайта Корпорации «головной вуз — филиалы», которая включает следующие службы:
* служба электронного каталога — обычного — только поиск и расширенного, который включает авторизированный доступ, набор коммуникативных сервисов, личную папку заказов и возможность отслеживания их исполнения;
* служба поддержки комплектования библиотечного фонда на основе массива учебных планов, позволяющая совместно с филиалами разрабатывать и постоянно обновлять тематический план комплектования библиотеки;
I * служба поддержки системы электронной доставки документов — единый сервис для сбора, обработки и формирования пакетов, которые доставляются оптимальным способом транспортировки;
* служба поддержки работы с базами данных по образовательном" тестированию;
* служба новостей электронной библиотеки;
* консалтинговая служба по отдельным темам, стандартам и технологиям.
Подсистема формирования цифровой коллекции, оцифровка редакционно-издательская подготовка, библиографическое описание размещение в базе данных, организация поиска и доступа.
Подсистема информационного взаимодействия, с внешними источниками на основе общепринятого стандарта — протокола Z39.50.
Аппаратную поддержку распределенной университетской библиотеки осуществляет серверный центр, в структуру которого входят: сервер баз данных; центральный сервер приложений; внешняя дисковая подсистема хранения цифровых коллекций; обязательные серверы филиалов и лаборатория по созданию цифровых коллекций.
В совокупности предложенный подход к программно-аппаратному обеспечению электронных библиотек университетской филиальной сети позволяет построить информационных информационную систему, которая является базисом для эффективной организации образовательного процесса. Практическая реализация предлагаемой идеологии осуществляется в проекте «Электронная библиотека как основа корпоративного образовательного пространства вуза с разветвленной сетью филиалов».
Опыт создания электронной библиотеки в научной библиотеке МИФИ описан В. Золотаревой (7, С.35−37). Она отмечает, что быстрое и полное удовлетворение информационных запросов студентов, аспирантов и преподавателей, а также обеспечение свободного доступа к информации, решение вопросов интеграции информационных ресурсов, развитие дистанционного образования, безусловно, способствуют повышению уровня и качества учебно-научной деятельности университета. Проект «Электронная библиотека» предусматривает:
* автоматизацию всех основных библиотечных процессов, от заказа до поступления книг читателю, обмен информационными ресурсами;
* доступ к локальным и удаленным базам данных; организацию централизованного доступа к внутренним электронным ресурсам МИФИ и внешним мировым базам данных по научным направлениям института;
* получение реферативной и полнотекстовой информации в режиме он-лайн;
* формирование и хранение электронных фондов;
* замену традиционных каталогов электронными, обновление последних;
* штриховое кодирование фонда научного читального зала и научного абонемента;
* внедрение единого формата библиографической записи стандарта USMARC или Unicode (для обмена информацией);
* развитие новых форм методической и информационно-справочной деятельности для преподавания библиотечно-библиографических и информационных дисциплин студентам.
2. Типология электронных библиотек электронный библиотека коллекция документ В настоящий момент не существует общепринятой классификации электронных библиотек, учитывающей их особенности и разнообразие параметров, Не претендуя на исчерпывающий подход, мы выделим наиболее значимые признаки, которые определяют характеристики отдельных электронных библиотек и коллекций (1.С.15)
Исходя из способа создания, электронные библиотеки могут быть разделены на три типа.
* Генерируемые, когда электронные документы создаются самими держателями фонда.
* Агрегируемые из уже существующих электронных документов или целых коллекций (например, УИС РОССИЯ).
* Смешанные, состоящие как из заимствованных изданий, так и из подготовленных самостоятельно (например, электронная библиотека/электронный фонд Российской государственной библиотеки).
По составу документов электронные библиотеки подразделяются на моновидовые и поливидовые, в зависимости от знаковой природы хранимой информации (только текстовые, мультимедийные и т. д.).
В организационном плане электронные библиотеки могут быть:
* самостоятельными, которые, в свою очередь, можно разделить на сопряженные с книжным фондом (что определяет их статус как специализированного отдела классической библиотеки)4 и автономные (к ним принадлежит основное число электронных библиотек), представляющие собой самостоятельные системы электронных информационных ресурсов;
* встроенными в более общий ресурс (например, в тематический портал, систему принятия решений, проектирования или дистанционного обучения);
* интегрированными (коллекции объединены общей тематикой и единым интерфейсом, но электронные документы находятся на различных сайтах, что близко к пониманию виртуальной библиотеки).
Несмотря на значительную долю пересечения функций любого фонда, электронные библиотеки, тем не менее могут классифицироваться по целевому назначению следующим образом:
* мемориальные, созданные в целях кумуляции документов о лице или событии;
* научные, предназначенные для глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами высокого уровня подготовленности;
* учебные (учебно-методические), ориентированные на поддержку образования;
* справочные, создаваемые по типу универсальной энциклопедии для получения необходимой краткой информации по всем отраслям знания;
* просветительские, имеющие научно-популярный характер и предназначенные для комплексного освещения темы (предмета) на общеобразовательном уровне;
без определенного целевого назначения.
По признаку различия создателей ЭБ выделяются несколько групп — библиотеки, создаваемые органами власти, профессиональными информационными организациями (библиотеки, органы НТИ, архивы), средствами массовой информации, общественными структурами; научными и учебными институтами; коммерческими фирмами и отдельными любителями.
По содержанию электронные фонды могут быть универсальными, тематическими, отраслевыми или персональными.
Е. А. Горный и В. К. Вигурский в классификацию электронных библиотек включают также признаки надежности или ненадежности текста (с точки зрения качества его представления и соответствия оригиналу); используемые форматы; тип доступа и источники финансирования (3, С.158). Наконец, необходимо обратить внимание на такую характеристику, как легитимность с точки зрения норм Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах». Совокупность перечисленных признаков отражена в табл. 1.
Сложность выстраивания типологии электронных библиотек во многом связана со спонтанностью их возникновения и большим числом учреждений, организаций и отдельных лиц, принимающих участие в создании электронных коллекций. Кроме того, если в традиционной практике любое учреждение, включая библиотеку, имеет уставные документы и другую нормативную базу, то интернет-пространство не накладывает подобных обязательств. С одной стороны, «электронной библиотекой» может быть назван практически любой сайт или раздел сайта, содержащий упорядоченный набор документов. С другой стороны, не все создатели ресурсов считают необходимым пользоваться якобы «устаревшим» понятием (имеется в виду слово «библиотека»).
Таблица 1. Типология электронных библиотек
Основания типологии | Характеристики | |
Создатели | Органы государственной власти и управления Образовательные и научно-исследовательские организации Информационные организации (библиотеки, органы НТИ, музеи, архивы) Общественные организации и фонды СМИ Электронные издательства Коммерческие информационные компании Отдельные лица | |
Легитимность | Созданные с соблюдением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» Созданные без соблюдения действующего законодательства | |
Состав фондов | Отсканированные тексты Оригинальные электронные ресурсы: — полидокументные (текст, графика, звук, изображение и т. д.) — монодокументные — мультимедийные | |
Поисковые возможности | Развернутая система многоаспектного поиска Каталог Отсутствие системы поиска | |
Способ создания | Генерируемые Агрегируемые Смешанные | |
Организация | Самостоятельные Встроенные Интегрированные | |
Принцип формирования фондов | Планомерный Стихийный | |
Целевое назначение | Научные «Деловые» (бизнес-информация, нормативы, сводки новостей и т. д.) Справочные Просветительские Популярные Учебные (учебно-методические) Развлекательные Игровые Без определенных целей | |
Методика организации | По «библиотечному» типу (фонд, библиографическое описание, каталог) По «небиблиотечному» типу (база данных без стандартизованных библиографических описаний) | |
Условия копирования | Копирование: — запрещено; - отдельные фрагменты; - без ограничений | |
Тип доступа | Свободный По регистрации Коммерческий Локальный | |
Характеристики текстов | Надежность текстов: — надежные; — ненадежные Качество текстов: — высокое; — низкое Представление текстов: — с распознаванием; — без распознавания; — смешанный тип | |
Список используемой литературы
1. Антопольский А. Б., Майстрович Т. В Электронные библиотеки: принципы и создания: научно-метод. пособие.-М.: ЛИБЕРИЯ-БИБИНФОРМ, 2007.-288с.
2. Габдрахманова Т. Ю. Формирование структуры и содержание ресурсного обеспечения образовательной среды филиальной сети на основе электронной библиотеки вуза.-М.: ГПНТБ России, 2003. с.79−81.
3. Горный Е. Развитее электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы и перспективы.-М.: Гендальф, 2002.С. 158−188.
4. Дригайло В. Г. Основы организации библиотек вуза: науч.-практ. пособие/ В. Г. Дригайло.-М.: Либерея-Бибинформ, 2007.-624с.
5. Земсков А. И. Электронные библиотеки: учебное пособие для студентов ун-тов культуры и искусств и др. уч. заведений/ А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг.-М.:2001.-72с.
6. Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки/ А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг.-М.:Фаир-Пресс, 2007.-528с.
7. Золоторева В. Традиционный документ в цифровой перспективе//Библиотека.-1999.-С.35−37.