Прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы
Где Y — результативный признак (показатель, прогноз которого необходим); Х1, …, Хn — факторные признаки (факторы, влияющие на результативный признак). Прогнозируя значения факторных признаков путем экстраполяции или экспертного анализа и подставляя прогнозные значения в модель (1), можно получить прогнозное значение результативного признака. Задача специалиста, выполняющего прогноз финансовых… Читать ещё >
Прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы прогнозирования
Анализ финансового положения фирмы проводится по данным ретроспективы для повышения обоснованности решений принимаемых на перспективу. Поэтому прогнозирование финансовых показателей является логическим завершением анализа. Оно обеспечивает менеджеров информацией о финансовом состоянии фирмы в будущем, которое сложится под влиянием:
исходного уровня (финансового состояния фирмы в ретроспективном периоде);
управленческих решений по финансово-хозяйственной деятельности фирм;
внешних факторов (рыночная конъюнктура, ситуация в стране и т. п.).
Прогнозирование финансового состояния выполняется для того, чтобы получить ответы на два вопроса как это может быть (какими могут стать финансовые показатели, если не будут приняты радиальные меры по их изменению);
как это должно быть (какими должны стать финансовые показатели фирмы для того, чтобы ее финансовое состояние обеспечивало высокий уровень конкурентоспособности).
Прогнозирование с целью получения ответа на первый вопрос принято называть исследовательским, на второй — нормативным.
В условиях рыночной экономики, в особенности кризисной, инфляционной, влияние внешних факторов слабо предсказуемо. Поэтому достоверность исследовательского прогноза может быть «невысокой. Однако его выполнение полностью обосновано.
Самым простым видом финансовых прогнозов является расчет ожидаемой прибыли при различных вариантах изменения выручки, способов оплаты продукции, издержек и т. д. Прогноз может выполняться в реальных или номинальных ценах. Значительно более сложен комплексный прогноз финансового состояния фирмы.
Наиболее распространены прогнозы на среднесрочную перспективу (1−3 года). Они входят составной частью в бизнес-планы фирм. Более длительные периоды (3−5 лет) необходимы для принятия решений по стратегическим вопросам. В России в 1991;1996 гг. долгосрочные прогнозы были по сути невозможны из-за высокой непредсказуемости внешних факторов.
Прогноз — это вероятностное суждение о будущем, полученное путем использования совокупности научных методов. В прогнозировании экономических, в том числе финансовых показателей применяется совокупность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы:
методы экстраполяции;
методы экспертных оценок;
методы математического моделирования.
Для прогнозирования показателей финансового состояния целесообразно использовать комплекс методов. За счет этого снижается риск прогноза (повышается достоверность результатов прогнозирования).
Суть метода экстраполяции состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе Методики и алгоритмы экстраполяции экономических показателей изложены в литературе по математической статистике. Следует иметь в виду, что формальное применение экстраполяции экономических показателей может привести к получению совершенно недостоверных результатов. В частности, экстраполяция тенденций снижения выручки многих предприятий в 1991;1995 гг. приведет к отрицательным значениям выручки в 1997;1999 гг. Аналогичные абсурдные показатели можно получить, пытаясь экстраполировать финансовые показатели. Экстраполяция должна сочетаться с глубоким экспертным анализом тенденций развития финансовых процессов.
Методы экспертных оценок можно использовать для исследовательских и нормативных прогнозов. Они основываются на обработке мнений экспертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных путем проведения специальных процедур (анкетирование, интервьюирование и др.). Экспертами должны быть специалисты высокой квалификации, профессионально занимающиеся изучением и/или управлением экономикой и финансами фирм. Анкетирование проводится по специально разработанным анкетам. Обработка результатов опроса экспертов должна дать обобщенные (согласованные, интегрированные) оценки, используемые в прогнозе. Часто проводится оценка компетентности экспертов, используемая для взвешивания их мнений.
Методы моделирования основаны на построении моделей типа Финансовое управление фирмой / В. И. Терехин, С. В. Моисеев, Д. В. Терехин, С. Н. Цыганков; под ред. В. И. Терехина. — М.: ОАО «Изд-во «Экономика». 1998. С. 92.
Y=J(X1;X,;…;Xn) (1).
где Y — результативный признак (показатель, прогноз которого необходим); Х1, …,Хn — факторные признаки (факторы, влияющие на результативный признак). Прогнозируя значения факторных признаков путем экстраполяции или экспертного анализа и подставляя прогнозные значения в модель (1), можно получить прогнозное значение результативного признака. Задача специалиста, выполняющего прогноз финансовых процессов, состоит в оценке реально ожидаемых показателей, т. е. ожидаемых значений и ожидаемого диапазона.