Явление ЯМР было открыто сравнительно недавно в 1946 году, за открытие которого F. Bloch и E. Purcell получили Нобелевскую премию. Однако метод МРТ вышел за рамки лабораторных исследований совсем недавно — в начале 80-х годов и к настоящему времени развитие компьютерной и измерительной техники и появление новейших технологий создания однородных магнитных полей поставили его в один ряд с методами КТ, а в некоторых случаях и вывели на первое место.
Дело в том, что на КТ контрастность тканей связана с единственным параметром, характеризующим каждую ткань. — ее рентгеновской плотностью, или, как еще говорят «электронной плотностью» вещества, т. е. способностью слоя вещества поглощать рент. излучение. Можно сказать, что КТ отражает как бы поверхностное строение атомов вещества. Чем ярче выглядит ткань на КТ, тем она плотнее.
МРТ строится по переизлучению радиоволн ядрами водорода (протонами), содержащимися в тканях тела, сразу же после получения ими энергии от радиоволнового сигнала, которым облучают пациента. Таким образом, контрастность тканей отражает особенности «внутренних», ядерных структур вещества, и она зависит от ряда таких факторов, как строение вещества, взаимодействие между молекулами, молекулярное движение (диффузия, кровоток), что позволяет не только дифференцировать на изображении патологические и здоровые ткани, ни и дает возможность наблюдать отражение функциональной деятельности отдельных структур. Выбирая форму облучающего радиоволнового сигнала или импульсной последовательности, можно выделить влияние на тканевую контрастность одного какого-нибудь параметра, и одна и та же ткань на одной МРТ может получиться светлой, а на другой — темной. 1].