Итак, мы выяснили, что наиболее существенными силами XIX в. были: нации, либеральная демократия, интенсивно развивающаяся капиталистическая экономика, социалистическое рабочее движение, империалистический экспансионизм держав, а также новые веяния в культуре.
Достижения Европы к концу XIX в. грандиозны и неоспоримы, мир весьма близок к культурному, политическому, экономическому единству, почти все его части находились в тесном контакте. Перспективы развития буржуазного общества и всех его институтов казались поразительно благоприятными. Весь мир был подчинен державам Запада или прозападной ориентации. Большинство живших в то время свято верили в принцип линейности развития — им казалось, что любые исторические перемены означают движение вперед, прогресс. Исторический опыт, казалось, гарантировал непрерывные улучшения по всем направлениям. Такой оптимизм имел основания. Рубеж веков наступал под знаком триумфа идеи национального государства в Италии (1870), Германии (1871), основания Третьей республики во Франции, экономического подъема США после завершения Гражданской войны (1865). С 80-х гг. XIX в. последовала целая серия открытий и изобретений, которые сильно изменили мир: электричество (1878), автомобиль (1885), кино (1895), радио (1904), самолет (1903).
Все эти достижения связаны со спецификой эпохи, которая началась с Великой французской революции. Каким же был мир в сотую годовщину Великой французской революции? Прежде всего — глобальным. Почти все его части исследованы и нанесены на карту, а географические исследования были скорее спортивными состязаниями. Признаком глобализации стало строительство Транссиба в 1904 г. — из Парижа до Владивостока можно было добраться за 15 дней. Телеграф сделал возможным моментальный обмен информацией по всему земному шару.
За век с 1789 г. население земного шара удвоилось и составило около 1,5 млрд. Большая часть этих людей проживала в Азии (так было всегда), но если в XVIII в. азиаты составляли почти 2/3 населения, то в XIX в. — только 55%. Население Америки выросло с 30 млн до 160 млн; при этом население Северной Америки выросло с 7 млн до 80 млн. Но несмотря на глобализацию, мир становился все более разделенным. Появились богатые и бедные регионы, развитые и отсталые общества, сильные и слабые государства. В начале XX в. этот процесс продолжился и вскоре привел к катастрофе Первой мировой войны. Далее рассмотрим логику развития либеральной, просвещенной, исполненной веры в прогресс и светлое будущее европейской цивилизации XIX в. к упомянутой катастрофе и совершенному изменению облика мира.