Итак, подведем итоги данной работы. Нужно сказать о важности Центрально-Черноземного экономического района для России в географическом и экономическом плане.
Район занимает центральное положение в черноземной полосе Русской равнины и граничит с ведущим промышленным районом страны — Центральным, а также с Поволжским и Северо-Кавказским районами и Украиной.
Черноземный Центр является высокоразвитым индустриально-аграрным районом.
Ведущее место в отраслевой структуре хозяйства Центрально-Черноземного района занимает добыча железных руд (1 место в стране), массивов плодородных чернозёмных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-географическое положение. Самые богатейшие почвычернозем.
Район обладает многими видами современного транспорта: железнодорожным, автомобильным, речным, трубопроводным. Но все же ведущим видом транспорта данного экономического района является железнодорожный.
Одна из главных задач Юго-Восточной железной дороги — совершенствование технологии и повышение эффективности перевозочного процесса для снижения себестоимости перевозок.
Цель реформирования железнодорожной отрасли — полное удовлетворение спроса на перевозки, повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров, обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к клиентам.
В заключении следует выявить основные предпосылки для социально-экономического развития Центрально-Черноземного региона:
- · рентабельные металлургические производства и высокоэффективная железорудная база — месторождения Курской магнитной аномалии;
- · потенциальная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предприятий авиастроения и радиоэлектроники (Воронежская область), химического машиностроения (Тамбовская область), тракторного машиностроения (Липецкая область), промышленности строительным материалов (Липецкая, Белгородская области);
- · благоприятные природно-климатические условия для высокой урожайности и низких издержек при выращивании и сборе зерновых, технических культур, овощей и картофеля;
- · монопольное положение региона на транспортном направлении Центр — Северный Кавказ — Закавказье.
Перспективы развития района связаны в первую очередь с металлургическим комплексом, машиностроением и АПК.