В докладе предлагается процедура управления представлениями агентов о ситуации выбора в интеллектуальной организации. Построение моделей ситуации выбора осуществляется в процессе информационного управления, реализованного с помощью интерактивного анализа и интерактивной согласованной оптимизации [3,5]. Это позволяет обеспечить информационное равновесие и его стабильность [6]. Реализацию информационного управления осуществляет информационно-управляющая система группового выбора [4].
Модель ситуации выбора интеллектуальных агентов
Модели ситуации выбора для интеллектуальных агентов включают их представления об окружении выбора (состояниях среды), о множестве доступных способов действия (политики занятости, обучения, оплаты труда, благосостояния, трудовых отношений) и множестве возможных результатов (цели, целевые критерии), субъективные оценки вероятностей состояний среды и выбора способов действия, субъективные оценки условных вероятностей получения результатов при данном окружении и выбранных способах действия, субъективные оценки относительных удельных ценностей результатов [1].
Субъективные оценки вероятностей и относительных удельных ценностей зависят от уровня интеллектуальности агентов, полноты их знаний и понимания ситуации выбора [1]. Для обеспечения эффективности решения задач управления целесообразно по мере возможности применять аттестацию и обучение агентов.
Модели ситуации выбора для интеллектуальных агентов могут быть построены исследователем и формализованы [1]. Оценками этих моделей является удовлетворенность агентов и их убежденность [1]. Удовлетворенность достигается в процессе интерактивного анализа и интерактивной согласованной оптимизации [3,5], которые включают в себя консультирование и коучинг. Убежденность обеспечивается в процессе аргументации результатов интерактивного анализа и интерактивной согласованной оптимизации при принятии групповых решений. В этих процессах осуществляется повышение увроня знаний агентов и степени понимания ими ситуации выбора решений по управлению персоналом.
Компоненты ситуации выбора и субъективные оценки вероятностей определяются с помощью метода фокус-групп. Последние могут вычисляться методом экспертных оценок [2]. Достоверность оценок достигается не проверкой статистических гипотез, а использованием качественных методов диагностики, применяемых в практической социальной психологии. Могут быть также привлечены методы искусственного интеллекта.