Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие науки и культуры в Узбекистане в 20-е 30-е годы ХХ века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

30-е годы XX в. были для Узбекистана периодом значительных созидательных перемен и в научной сфере. Несмотря на многие отрицательные факторы, узбекистанское общество смогло реализовать свои богатые потенциальные возможности и в сравнительно короткие исторические сроки получить значительные результаты в разрешении такой важной проблемы, как создание своих национальных научных кадров. В 1932 г. для… Читать ещё >

Развитие науки и культуры в Узбекистане в 20-е 30-е годы ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 20−30-е годы ознаменовались успехами в области науки и культуры. В историческую летопись Узбекистана вписаны имена талантливых поэтов и писателей (Хамза Хаким заде Ниязи, Абдурауф Фитрат, Абдулла Кодыри и др.), деятелей театра (А.Хидоятов, Х. Насырова), кино (К.Ярматов, А. Умаров), искусства (У.Тансыкбаев, Д. Абдуллаев).
  • 20−30-е годы XX в. были для Узбекистана периодом значительных созидательных перемен и в научной сфере. Несмотря на многие отрицательные факторы, узбекистанское общество смогло реализовать свои богатые потенциальные возможности и в сравнительно короткие исторические сроки получить значительные результаты в разрешении такой важной проблемы, как создание своих национальных научных кадров. В 1932 г. для координации деятельности всех научных учреждений республики был создан Комитет наук, который в 1940 г. был преобразован в узбекский филиал Академии наук СССР.

К концу 30-х годов во всех научно-исследовательских учреждениях и вузах республики работало 3024 научных работника, из них около 500 человек были из местных национальностей. При этом в вузах работали 52 профессора и 193 кандидата наук, в том числе в педагогических вузах работали 19 докторов наук и 83 кандидата наук, в медицинских — 14 докторов и 50 кандидатов, технических — 7 докторов и 17 кандидатов, сельскохозяйственных — 9 докторов и 24 кандидата наук. Именно в этот период начинали очень многие крупные узбекские ученые, создавшие впоследствии свои научные школы и новые направления в науке. Среди них математик Ташмухамед Кары-Ниязов, первый президент созданной в 1943 г. узбекской Академии наук, физик Убай Арифов, философ Ибрагим Муминов, первый узбекский археолог-специалист Яхъя Гулямов, химик-органик Абид Садыков и др.

В 1941 в республики действовало 75 научных учреждений где работало около 3тыс человек. Но весь научный потенциал в основном был направлен на развития сельского хозяйства, а в частности увеличения урожайности хлопка.

В эти годы начинается активное развитие образования так с начала 20-х г. увеличивается количество школ. В Ферганской, Сырдарьинской, Самаркандской областях в 1920 г. насчитывалось 1405 школ (в 1918 г. их было всего 330) новые школы активно открывались в сельских областях. Улучшается и качество преподавания стали издаваться учебники на узбекском языке. Но более активно работу в этой области не было возможности проводить из-за нехватки местных кадров дабы восполнить этот пробел стали открываться училища во всех областях Ср.Азии. В 1918 г. в Ташкенте открылся первый в Ср. Азии университетэто Туркестанский государственный университет (ТашГУ), позже открылся институт Востоковедения, консерватория. В городах стали открываться так называемые Инпросы (институты просвещения) их было 7 в них в первую очередь готовились преподаватели. К 1925 г. в кишлаках работало уже 2738 преподавателей. В период с 1924;25 г. в УзССР, таким образом, содержалось около 150 школ, интернатов и других учебных заведений.

Благодаря начатой с 1920 г. программы по ликвидации безграмотности (ликбез) было подготовлено тысячи учителей, что в свою очередь позволило к 1930 г. ввести всеобщее начальное образование. Стали выпускаться учебники на родном (узбекском) языке, методические пособия, что к 1928 г. закрыть все новометодные школы при мечетях. Развивалось высшее образование, но получить его могли дети выходцы из семей рабочих и дехкан (крестьян) но это не все для того чтобы стать студентом того или иного ВУЗа необходимо было пройти подготовительные курсы их называли рабочими факультетами (рабфаки) была создана целая сеть таких заведений. В конце 20-х г. в ВУЗах училось 5 тыс. студентов с развитием сельского хозяйства, промышленности строительством новых заводов и фабрик нужны были все новые и новые кадры так стали открываться специализированные техникумы и ВУЗы для той или иной отрасли народного хозяйства, институт хлопководства, политехнический, автодорожный, текстильный, транспортный, медицинский. К 1930 г. в республике насчитывалось уже 44 тыс. студентов действовало 30 ВУЗов и 98 техникумов, но рост был не столько качественным сколько количественным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой