Первичные нарушения отдельных анализаторов и ампутация конечностей могут вызывать вторичные нарушения и сопутствующие заболевания, которые имеют свою специфику в зависимости от инвалидности.
Лица с нарушением слухового анализатора.
Данная категория людей распределяется по двум основным градациям: 1) глухие (полное выпадение слуха) и 2) слабослышащие (понижение слуха от 20 до 75 децибел).
Нарушение слухового анализатора приводит не только к недоразвитию речи, но и к отклонениям в двигательной деятельности человека. У лиц с недостатками слуха наблюдается неустойчивость вегетативной системы, проявляющаяся в их поведении (например, возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы). Снижение функционального состояния двигательного анализатора у глухих и слабослышащих приводит к ослаблению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, наблюдается учащение сердечных сокращений и дыхания в покое, повышение реакции физиологических систем организма при физических нагрузках.
Для физического развития глухих характерен более низкий уровень развития физических качеств. Из-за нарушения слуха страдают такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно-силовые и др. Так, скоростно-силовые качества глухих отличаются от нормы незначительно (отставание на 5—10%) по сравнению с координацией и точностью движений, которые отстают от нормы в большей степени (на 15—20%). Уровень развития равновесия у глухих детей хуже, чем у детей с нарушениями зрительного анализатора или интеллектуального развития и отстает от нормы в 3—5 раз. В функции равновесия принимают участие несколько анализаторов: зрительный, вестибулярный, двигательный и тактильный. У детей с недостатками слуха нарушается деятельность вестибулярного аппарата, который обеспечивает сохранение равновесия и необходимое положение в пространстве.
Контроль со стороны слухового анализатора у лиц с недостатками слуха отсутствует или очень ослаблен. Кинестетическая чувствительность, которая должна взять на себя контроль за движениями, сама страдает из-за снижения слуха. Поэтому даже при выполнении бытовых движений дети с недостатками слуха производят излишний шум, движения у них замедленны и неритмичны.
Их физическое развитие замедляется (заметны отставания в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки) по сравнению со здоровыми сверстниками.