Президент РФ и Правительство РФ активно принимают оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка. Указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ составляют значительную и действенную часть источников земельного права.
Кроме того, являясь субъектами права законодательной инициативы, Президент РФ и Правительство РФ широко пользуются этим и вносят в Федеральное Собрание РФ подготовленные законопроекты. За последние годы почти три четверти принятых в Государственной Думе и одобренных в Совете Федерации законопроектов были внесены и рассмотрены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ.
Президент РФ и Правительство РФ стимулируют, организуют и координируют разработку федеральных законопроектов подчиненными им органами и учреждениями. Администрация Президента РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания и фракциями, производят экспертизу законопроектов и координируют законопроектную деятельность в федеральных округах.
При Правительстве РФ в течение ряда лет существовала специальная Комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений (членом которой являлся автор учебника). В подведомственных органах исполнительной власти аппаратом Правительства РФ контролируется подготовка не только федеральных законопроектов, но и иных нормативных правовых актов: проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, проектов актов федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, которые должны разрабатываться во исполнение федеральных законов и актов Правительства РФ.
От подведомственных организаций Правительство РФ требует составления и утверждения плана подготовки и принятия проектов нормативных актов одновременно с разработкой и принятием закона или акта Правительства РФ для того чтобы требования указанных актов сразу после их вступления в силу были подкреплены соответствующими подзаконными актами и таким образом всесторонне исполнены.
Это способствует обеспечению стабильности земельного законодательства, отнесению к его ведению наиболее значимых аспектов общественных отношений в области использования и охраны земель. С совершенствованием компетенции Президента РФ и Правительства РФ появляется возможность более оперативно влиять на регулирование земельных отношений, поскольку процедура подготовки, обсуждения и принятия правительственных актов менее длительна и сложна, чем процедура рассмотрения федеральных законов.