Информационные технологии поддержки процесса принятия решений
Нововведения в теории и практике менеджмента, изменение функций системы управления являются определяющим условием перехода к модернизации ИС. Прогресс в области компьютерных систем обработки данных, сетевых технологий, разработка стандартов и интерфейсов интеграции данных и приложений обеспечивают реализацию и экономическую эффективность ИТ управления. Под корпоративной информационной системой… Читать ещё >
Информационные технологии поддержки процесса принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предприятие как объект управления
Нововведения в теории и практике менеджмента, изменение функций системы управления являются определяющим условием перехода к модернизации ИС. Прогресс в области компьютерных систем обработки данных, сетевых технологий, разработка стандартов и интерфейсов интеграции данных и приложений обеспечивают реализацию и экономическую эффективность ИТ управления. Под корпоративной информационной системой понимается система, реализующая информационные технологии для применения эффективных методов управления предприятием масштаба корпорации. Характерными чертами КИС являются:
- ? открытая архитектура построения;
- ? распределенная система обработки данных;
- ? развитая коммуникационная подсеть (интрасеть);
- ? многоплатформенность приложений и баз данных;
- ? новые ИТ корпоративного типа.
Создание КИС обусловлено потребностью системы управления предприятием в реализации новых информационных технологий управления.
Аналитическая компания «Gartner Group» выделила показатели, характеризующие тенденции развития экономики предприятий (табл. 15.1).
Таблица 15.1 Показатели, характеризующие тенденции развития экономики предприятий в 1960—1990;е гг.
Показатель. | 1960;е. | 1980;е. | 1990;е. |
Длительность жизненного цикла продукции. | 10 лет. | Несколько лет. | Менее одного года. |
Конкуренция. | Отсутствует. | Национальные компании. | Мировые компании. |
Производство. | Массовое. | Партионное. | По заказам. |
Качество продукции. | Брак более 10%. | Брак не более 1%. система качества. | TQM. |
Частота обновления запасов, 1/год. | 2—5. | 5—50. | 50—100. |
Методы управления. | MPS. | MRP. | MRPII, ERP I, ERPII, WCM, JIT. |
В рыночных условиях «выживают» предприятия, обладающие финансовой устойчивостью, ведущие бизнес в национальном и мировом масштабе. Корпорации или акционерные общества являются наиболее распространенными представителями бизнес-структур. Корпорация — форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус, сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих — менеджеров, работающих по найму.
Преимущества корпораций заключены в неограниченных возможностях привлечения капитала; разделении прав акционеров на имущественные и личные; возможности привлечения профессиональных специалистов для управления — менеджеров; стабильности функционирования корпорации.
Достаточно часто наряду с термином «предприятие» используется и термин «фирма», под которым понимается объединение нескольких предприятий с целью эффективного использования их ресурсов для производства товаров или услуг. Сложились различные экономические теории, описывающие поведение фирмы: максимизация прибыли (дохода), объемов продаж, дохода (заработная плата менеджеров зависит от объемов продаж), роста фирмы (выгодно как менеджерам, так и акционерам). Рост фирмы идет в двух направлениях: концентрации производства и капитала (осуществляется дополнительная эмиссия акций, привлечение заемных средств, использование части прибыли предыдущего периода и др.); изменения состава и организационной структуры управления за счет добровольного слияния нескольких предприятий (компаний), поглощения одной фирмой другой (например, при покупке контрольного пакета акций).
В результате слияния или разделения фирм создаются новые интегрированные структуры фирм: с горизонтальной структурой — формируется объединение предприятий одной отрасли; вертикальной интеграцией — образовывается объединение предприятий одного производственного процесса, относящихся к разным отраслям.
Деятельность фирм согласуется с принятой стратегией, которая может носить оборонительный (пассивный) характер — ориентация на конкурентов, поддержание среднего уровня развития, наступательный (активный) характер — курс на нововведения. Ошибки в стратегии фирмы ведут к ее банкротству. С целью погашения долгов фирмы-банкрота ее имущество либо распродается на торгах, либо выкупается работниками фирмы. Для поддержания деятельности фирмы-банкрота осуществляется ее «санация» — проводятся мероприятия по улучшению финансового положения, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Деятельность корпораций имеет ряд характерных черт:
- ? расширение (диверсификация) видов экономической деятельности корпораций;
- ? рост масштабов и объемов ресурсов, вовлеченных в экономическую деятельность;
- ? увеличение численности работающих;
- ? расширение географии фирм-корпораций (распределение организационных единиц предприятий);
- ? учет внешней экономической среды (нормативно-правовой базы, инфраструктуры рынка, конкуренции и др.) при разработке стратегии деятельности фирмы;
- ? применение ИТ управления.
Информационные технологии управления неуклонно развиваются в соответствии с требованиями системы, применяемыми методами управления, прогрессом в области информатики и вычислительной техники.