События Евромайдана обострили противоречия между поддержавшей противников президента Януковича Западной Украиной, на которую опиралась часть оппозиции, и пророссийски настроенной Юго-Восточной Украиной, где были сильны позиции Януковича и его сторонников. В феврале произошла смена власти, к которой пришла оппозиция. Если в столице, в северных, центральных и западных регионах Украины новые власти страны, заявившие о возобновлении движения в сторону евроинтеграции, пользовались определённой поддержкой населения и быстро упрочили своё положение, то на юго-востоке характер прихода к власти бывшей оппозиции, её первые решения и содействие радикальным организациям украинских националистов вызвали недовольство и акции протеста против новых властей, которые и переросли в вооруженный конфликт.
НАТО отреагировала на конфликт достаточно резко, тут же обвинив Россию если не в разжигании, то в поддерживании военных действий со стороны повстанцев, а также в вводе войск на территорию Украины:
Командующий войсками НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав отметил, что поведение вооружённых людей позволяет указать на их связь с российской армией. По его оценке, то, что происходит в Восточной Украине является хорошо спланированной и организованной военной операцией. Он охарактеризовал действия России как гибридную войну, которая ведётся с помощью дипломатии, пропаганды, военных и экономики.
Заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу рекомендовал Москве вернуть войска в казармы и публично осудить насилие со стороны вооружённых повстанцев на востоке Украин.
Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен высказал мнение, что вооруженный конфликт на востоке Украины является частью курса президента России В. В. Путина на порождение и поддержание замороженных конфликтов в соседних с Россией странах постсоветского пространства, как инструмента влияния России в этих странах.
Не дождавшись от России выполнения требования о выводе войск с Украины и признания референдума в Крыме нелегитимным, НАТО разорвал отношения с Россией:
«С самого начала кризиса НАТО предприняла ряд незамедлительных шагов, касающихся отношений с Россией. Североатлантический союз приостановил планирование первой совместной миссии Россия-НАТО и представил весь спектр сотрудничества Россия-НАТО на рассмотрение министров иностранных дел НАТО. Затем в апреле министры иностранных дел НАТО решили приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество между НАТО и Россией. В июне министры иностранных дел стран Североатлантического союза решили, что практическое гражданское и военное сотрудничество с Россией будет по-прежнему приостановлено. Любое решение о возобновлении сотрудничества будет основано на условиях.»8