Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» неправильно определил и соотношение Закона РФ «О защите прав потребителей» с другими федеральными законами, в частности, с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» .
Согласно п. 2 этого Постановления Закон РФ «О защите прав потребителей» подлежит применению, когда на него есть ссылки, когда он конкретизирует положения Гражданского кодекса РФ либо в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и специальным законам, или в части, не урегулированной Гражданским кодексом РФ.
В данном случае полностью смешаны все принципы построения системы права и разрешения коллизий в праве, хотя по этому поводу уже давно есть не только достаточно четкие теоретические подходы, но и правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Поскольку целью Закона РФ «О защите прав потребителей» является защита интересов потребителей, то в этой части он должен иметь приоритет над остальными федеральными законами как специальный. В остальной части он вообще применению не подлежит.
Соответственно, раз Пленум Верховного Суда РФ решил, что Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется при кредитовании физических лиц, применительно к защите интересов этих физических лиц как потребителей он имеет приоритет по отношению как к Гражданскому кодексу РФ, так и к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» как специальный.
Как только будет принят и вступит в силу Федеральный закон о потребительском кредитовании, он применительно к данному виду кредитования приобретет приоритет по отношению ко всем вышеперечисленным законам как специальный.