Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психогенные формы школьной дезадаптации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Издевательство имеет отношение к повторному и намеренному применению физических или психологических средств, чтобы причинить боль другому ребенку, без соответствующей провокации и зная, что жертва, скорее всего, не сможет эффективно отомстить. Большинство издевательств возникает в школе, а не на пути в школу и обратно. Обычно обидчики и жертвы учатся на одной параллели. И хотя предполагается, что… Читать ещё >

Психогенные формы школьной дезадаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психогенные формы школьной дезадаптации

Многие исследователи в области медицины подтверждают эмпирические выводы А. Кемпинского об отсутствии людей, не переживавших когда-либо периода невротического реагирования, и К. Леонгарда, полагавшего акцентуированными личностями примерно половину здоровых людей и считавшего, что их накопление увеличивается по мере развития цивилизации.

Эти данные о нормальном протекании отдельных психических функций как свойстве здоровой личности, а также данные о закономерностях внутрии межличностного функционирования человека в сложном и меняющемся мире, динамичном характере психологической установки, возможных внутриличностных конфликтах и их влиянии на мотивацию и построение поведения, механизмах психической напряженности, психологической защиты и т. д. необходимо учитывать при формировании и воспитании личности. Это тем более необходимо, если учесть хорошо обоснованное мнение Г. К. Ушакова о принципиальном сходстве механизмов компенсации и декомпенсации у здоровой гармоничной личности и у личности с пограничными расстройствами психики.

Наряду с различными подходами к определению понятия «школьная дезадаптация», в которых оттеняются те или иные стороны этого явления, в психологической литературе встречаются близкие к нему термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз». В узком" собственно психиатрическом смысле, школьные неврозы понимаются как особый случай невроза страха, связанного либо с ощущением чуждости и враждебности школьного окружения (фобия школы), либо с опасением трудностей в учебе (школьный страх). В более широком — психолого-педагогическом аспекте школьные неврозы понимают как особые, вызываемые самим процессом обучения психические нарушения — дидактогении и связанные с неправильным отношением педагога психогенные расстройства — дидаскалогении. Сведение проявлений школьной дезадаптации к школьному неврозу не совсем кажется неправомерным, поскольку нарушения учебной деятельности и поведения могут сопровождаться или не сопровождаться пограничными расстройствами, т. е., понятие «школьный невроз» не охватывает всей проблемы.

Школьная дезадаптация — это социально-психологический процесс отношений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т. е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими, и с миром.

«Психогенная школьная дезадаптация» — это психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье, затрудняющие учебно-воспитательный процесс. Это позволяет выделить психогенную школьную дезадаптацию как составную часть школьной дезадаптации в целом и дифференцировать ее от других форм дезадаптации, связанных с психозами, психопатиями, непсихотическими расстройствами на почве органического поражения головного мозга, гиперкинетическим синдромом детского возраста, специфическими задержками развития, легкой умственной отсталостью, дефектами анализаторов и т. д. По некоторым данным, при таком понимании психогенной школьной дезадаптации примерно 15—20% детей школьного возраста нуждаются в кратковременной либо более или менее систематической психотерапевтической и психологической помощи.

Педагогический диагноз психогенной школьной дезадаптации обычно связан с неуспеваемостью, нарушениями школьной дисциплины. Медико-педагогический подход шире за счет включения в диагностический круг субъективных переживаний и нарушений, не сказывающихся отрицательно на успеваемости и дисциплине.

Наиболее распространенной причиной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием.

При этом необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции, как сложные системы, не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении.

Вследствие дефицитарности отдельных высших психических функций, ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия проявляются в изолированном, «чистом» виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.

Среди детей с ММД выделяются учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность.

Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.

Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников — «дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется следующими признаками:

  • 1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.
  • 2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.
  • 3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.

Обычно рассматриваются 3 основных типа проявлений школьной дезадаптации (ШД):

  • 1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
  • 2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);
  • 3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

Несмотря на то, что семейная жизнь, несомненно, оказывает мощное влияние на многие аспекты развития ребенка, важно помнить, что большинство детей живут более чем в одном социальном мире. Даже в раннем возрасте опыт в дневных яслях может сильно отличаться от домашнего. Начиная с дошкольного возраста, взаимоотношения со сверстниками становятся все более и более важными. Близкие дружеские отношения могут амортизировать влияние на детей другого неблагополучия, тогда как издевательство, отвергание сверстниками или вовлеченность в отклоняющуюся группу сверстников, — все это может способствовать появлению психиатрических проблем. Группа сверстников и семья — два различных социальных мира; класс — третий социальный мир, и он тоже может влиять на эмоциональные и поведенческие проблемы — хорошо или плохо. Поддерживающий учитель и успех в некоторой части школьной программы может способствовать самоуважению и устойчивости, тогда как враждебный учитель и неудачи в школе могут иметь противоположное влияние. Хаотичный класс, как и хаотичная семейная обстановка, может приучить детей к насилию и деструкции, поощряя такое поведение посредством большего внимания и меньших требований. Жизненно важно принимать во внимание факторы класса и сверстников при оценке любого ребенка, а не только тогда, когда эмоциональные или поведенческие проблемы ребенка в основном ограничены классной комнатой или игровой площадкой. Стрессы в одной обстановке иногда предъявляют психиатрические проблемы в другой обстановке: стрессы дома (такие как сексуальное насилие) могут приводить к поведенческим проблемам, больше выраженным в школе, чем дома, а стрессы в школе (такие как издевательство) могут приводить к страданию или нарушениям, более заметным родителям, чем учителям.

Издевательство имеет отношение к повторному и намеренному применению физических или психологических средств, чтобы причинить боль другому ребенку, без соответствующей провокации и зная, что жертва, скорее всего, не сможет эффективно отомстить. Большинство издевательств возникает в школе, а не на пути в школу и обратно. Обычно обидчики и жертвы учатся на одной параллели. И хотя предполагается, что за детьми в школе присматривают, большая часть издевательств остается не распознанными учителями, а жертвы обычно считают, что они не могут сообщить об издевательство ни учителям, ни родителям. Примерно 2−8% детей подвергаются издевательству, по меньшей мере, раз в неделю, и 2−4% участвуют в издевательстве, по меньшей мере, раз в неделю. Менее тяжелые уровни преследования и издевательства встречаются существенно чаще. В английских исследованиях обнаружена сходная частота издевательства среди младших и старших детей, однако в исследованиях из других стран сообщается о том, что издевательство с возрастом убывает. Большинство обидчиков — мальчики, и, возможно, среди жертв — также небольшой избыток мальчиков. Для мальчиков наиболее характерно издевательство с физической агрессией; издевательство у девочек с большей вероятностью включает социальное исключение или кампании перешептывания.

невроз школьный дезадаптация.

Использованная литература

  • 1. Кемпинский А. Психопатология неврозов: Пер. с польск. — Варшава, 1975.—270 с.
  • 3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. — 608 с.
  • 4. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1980. — 192 с.
  • 5. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. — Киев, 1981. — 392 с.
  • 6. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1981. — 336 с.
  • 7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — 2-е изд. — Л., 1983. — 256 с.
  • 8. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1978. — 400 с.
  • 9. Роберт Гудман и Стивен Скотт — Детская психиатрия. 2005
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой