Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Обоснование технологических процессов и разработка технических средств восстановления автотракторных деталей электроконтактной наплавкой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В принятом в 2005 г. национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» предусмотрен вывод сельскохозяйственной отрасли страны на позиции устойчивого функционирования и развития, на стабильное обеспечение населения важнейшими продуктами питания. Предстоящее вступление России в ВТО делает жизненно необходимым достижение конкурентоспособности всего агропромышленного комплекса на основе… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Характеристики деталей типа «вал» сельскохозяйственной техники, подлежащих восстановлению
    • 1. 2. Эксплуатационные свойства восстанавливаемых деталей
    • 1. 3. Электроконтактные способы восстановления изношенных деталей
    • 1. 4. Цель и задачи исследований
    • 1. 5. Выводы
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СВАРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРИ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОЙ НАПЛАВКЕ
    • 2. 1. Физическая природа соединения металлов при ЭКН
    • 2. 2. Разработка способа определения прочности сцепления металлопокрытия с основой
    • 2. 3. Единичная площадка металлопокрытия при ЭКН
    • 2. 4. Контактные и сварные площадки
    • 2. 5. Условия формирования соединения при ЭКН. Зона формирования сварного соединения
    • 2. 6. Исследование кинетики образования сварного соединения
    • 2. 7. Состояние присадочной проволоки при ЭКН
    • 2. 8. Особенности формирования соединения при ЭКН легированных сталей
    • 2. 9. Определение оптимальных размеров ролика-электрода
    • 2. 10. Разработка способа определения износа ролика-электрода
    • 2. 11. Тепловой баланс при формировании сварных площадок
    • 2. 12. Математическая модель формирования сварного соединения
  • 2.
  • Выводы
  • 3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Общая методика
    • 3. 2. Экспериментальные установки и оборудование
      • 3. 2. 1. Установки для ЭКН изношенных деталей (валов)
      • 3. 2. 2. Установка для электромеханического упрочнения
      • 3. 2. 3. Устройство для упрочнения валов механическим наклепом роликом
      • 3. 2. 4. Машины для усталостных испытаний
      • 3. 2. 5. Установка для определения характеристик упругости наплавленного металла
      • 3. 2. 6. Установка для определения остаточных напряжений
    • 3. 3. Планирование экспериментов и обработка экспериментальных данных
    • 3. 4. Методика металлографических исследований
    • 3. 5. Методика исследования прочности сварного соединения металлопокрытия с основой
    • 3. 6. Методика определения износостойкости наплавленного металла
    • 3. 7. Методика определения характеристик упругости наплавленных образцов
    • 3. 8. Методика определения остаточных напряжений
    • 3. 9. Методика исследования усталостной прочности наплавленных образцов
    • 3. 10. Методика определения ударной вязкости наплавленных образцов
    • 3. 11. Методика определения износа ролика-электрода
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ
  • ОБСУЖДЕНИЕ
    • 4. 1. Результаты отсеивающего эксперимента
    • 4. 2. Влияние технологических факторов процесса ЭКН на прочность сварного соединения металлопокрытия с основой
    • 4. 3. Исследование влияния технологических факторов процесса ЭКН на твердость, структурную однородность и износостойкость металлопокрытия
    • 4. 4. Металлографические исследования структуры наплавленного металла и зоны термического влияния
    • 4. 5. Характеристики упругости металлопокрытия и остаточные напряжения
    • 4. 6. Усталостная прочность наплавленных и упрочненных образцов
    • 4. 7. Ударная вязкость наплавленных электроконтактными способами образцов
    • 4. 8. Исследование процесса изнашивания роликов-электродов
    • 4. 9. Эксплуатационные испытания деталей, восстановленных ЭКН
  • 4.
  • Выводы
  • 5. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВАЛОВ
    • 5. 1. Выбор режимов наплавки
      • 5. 1. 1. Шаг наплавки по винтовой линии
      • 5. 1. 2. Длительность импульсов тока
      • 5. 1. 3. Длительность пауз между импульсами тока
      • 5. 1. 4. Окружная скорость вращения детали
      • 5. 1. 5. Определение усилия на ролике-электроде
      • 5. 1. 6. Определение тока наплавки
      • 5. 1. 7. Режим охлаждения
    • 5. 2. Основы проектирования технологических процессов восстановления автотракторных валов электроконтактной наплавкой проволокой
    • 5. 3. Системы автоматического управления процессом ЭКН
      • 5. 3. 1. Регулирование процесса наплавки цилиндрических поверхностей
      • 5. 3. 2. Регулирование процесса наплавки конических и фасонных поверхностей
    • 5. 4. Способ электроконтактной наплавки с уменьшенным шагом
    • 5. 5. Разработка конструкций роликов-электродов для электроконтактной наплавки
    • 5. 6. Широкослойная наплавка валиков различной ширины одной электродной лентой
    • 5. 7. Технико-экономическая эффективность восстановления автотракторных валов электроконтактной наплавкой проволокой
    • 5. 8. Выводы

Обоснование технологических процессов и разработка технических средств восстановления автотракторных деталей электроконтактной наплавкой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В принятом в 2005 г. национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» предусмотрен вывод сельскохозяйственной отрасли страны на позиции устойчивого функционирования и развития, на стабильное обеспечение населения важнейшими продуктами питания. Предстоящее вступление России в ВТО делает жизненно необходимым достижение конкурентоспособности всего агропромышленного комплекса на основе технологического и технического переустройства. Однако финансовая поддержка отрасли со стороны государства еще недостаточная, сложившееся положение дел усугубляется мировым экономическим кризисом. В настоящее время большинство агропредприятий не имеет возможностей для приобретения новой техники и своевременного обновления машинно-тракторного парка. Парк тракторов к 2004 г. по сравнению с 1990 г. сократился в 2,6 раза, зерноуборочных комбайнов в 2,6 раза, картофелеуборочных комбайнов в 6,2 раза, зерновых сеялок в 2,8 раза и т. д. [1].

В таких условиях технический сервис должен быть направлен на обеспечение работоспособности и продление службы имеющегося МТП за счет повышения качества технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники. Совершенствование технического сервиса является важным резервом сохранения технического потенциала АПК. Опыт ведущих западных стран показывает, что хорошо налаженный сервис позволяет значительно продлить срок службы сельскохозяйственной техники. Известно [2], что средний срок эксплуатации тракторов в США составляет 31 год, Канаде — 24,5, Франции — 22,4, по зерноуборочным комбайнам эти цифры составляют соответственно 23,5, 38,5 и 19,7 лет. В Российской Федерации средние фактические сроки службы тракторов и комбайнов равны лишь 8,9 и 7,7 лет.

Эксплуатация техники с предельными сроками амортизации на треть увеличивает расход ТСМ. Постоянно растут расходы хозяйств на эксплуатацию и ремонт сельскохозяйственной техники. Затраты АПК на ремонт машин за последние 5 лет выросли на 30.40%, а по энергонасыщенным тракторам, зернои кормоуборочным комбайнам — в 2 и более раза, достигнув суммарных показателей 60 млрд руб. в год [3,4]. Имеется тенденция к дальнейшему росту этих затрат. При этом расходы на запасные части составляют главную составляющую всех затрат на ремонт машин, их доля может достигать 50.70%. Большинство сельхозпроизводителей не может приобретать в достаточном количестве запчасти из-за их высокой цены. Производство и особенно торговля запасными частями сосредоточены в коммерческих структурах. Потребитель, приобретающий в таких условиях бракованные и некондиционные детали, не имеет возможности предъявить претензии заводам-изготовителям [5].

В последние годы в передовых хозяйствах и машинно-технологических станциях резко увеличился парк отечественной и зарубежной техники, закупаемой по лизингу. К концу 2004 г. по лизингу поставлено 4,65 тыс. тракторов, 2,7 тыс. зерноуборочных комбайнов и др. [1,6]. Техническое обслуживание и ремонт такой техники в начальный период эксплуатации производятся по гарантийным обязательствам поставщиков. Большая часть приобретаемой по лизингу зарубежной техники к настоящему времени отработала более половины нормативного ресурса службы, из-за чрезмерной интенсивности эксплуатации она быстро изнашивается. Ситуация осложняется тем, что запасные части необходимо приобретать у фирмы-изготовителя, а цены на запасные части для зарубежной техники на порядок выше отечественных аналогов [7,8,9,10 и др.]. Организовать импортозамещающий выпуск таких запасных частей сложно из-за отсутствия на них чертежей, технической документации, необходимой технологии.

По всем этим причинам резко, до 60%, снизилась готовность сельскохозяйственной техники [10]. В пиковые периоды доля исправных машин в парке основных видов техники не превышает 80−82% [4].

Одним из главных составляющих звеньев технического обслуживания и ремонта машин является восстановление изношенных деталей [11—13 и др.]. Поступающие в ремонт машины содержат около 45% деталей, пригодных для дальнейшего их использования без реставрации, и около 50% деталей, которые возможно отремонтировать или восстановить. Лишь 5.9% деталей подлежат выбраковке и списанию в металлолом [13]. В то же время себестоимость восстановления изношенных или поврежденных деталей не превышает 30.50% цены новых при сопоставимом ресурсе.

В восьмидесятых, девяностых годах прошлого столетия было широко организовано восстановление изношенных деталей сельскохозяйственной техники на промышленной основе. Восстановлением занимались 1800 ремонтных мастерских и заводов, 65 специализированных цехов, действовало 80 поточных линий. Однако за переходный период реформ объем восстановления изношенных деталей в стране резко снизился с 19 до 9% по ряду причин экономического и организационного плана [5]. Многие созданные ранее мощности ликвидированы, разукомплектованы или простаивают из-за отсутствия ремонтного фонда запасных частей. Из-за того, что существовавшая система восстановления изношенных деталей была разрушена, сельхозпроизводители несут большие потери. В настоящее время становится остро необходимым возрождение ремонтно-обслуживающей базы АПК, и, в первую очередь, мощностей по восстановлению изношенных деталей.

В условиях рыночной экономики первостепенное значение приобретает внедрение ресурсосберегающих технологий. В полной мере это относится и к восстановлению изношенных деталей. Ежегодно миллионы тонн деталей сельскохозяйственной техники, износы рабочих поверхностей которых в большинстве случаев измеряются десятыми и даже сотыми долями миллиметра, отравляются на переплавку. Организация восстановления позволяет экономить материальные, топливоэнергетические и трудовые ресурсы. При восстановлении одной тонны деталей экономится 180 кВтч электроэнергии, 73 м³ природного газа, 0,8 т угляв 2—3 раза по сравнению с производством новых деталей уменьшаются затраты труда [5].

С полным основанием к числу прогрессивных и ресурсосберегающих можно отнести электроконтактные способы восстановления изношенных деталей. Эти способы, основанные на методе шовной сварки, выгодно отличаются от электродуговых методов восстановления малым нагревом детали, отсутствием выгорания легирующих элементов, минимальными припусками на последующую механическую обработку наплавленного металла, благоприятными санитарно гигиеническими условиями работы оператора-наплавщика и др.

Основные исследования по разработке технологий восстановления изношенных деталей электроконтактными способами, разработке и выпуску оборудования для этих целей ведутся или координируются ГОСНИТИ, причем наибольшее внимание уделяется электроконтактной приварке стальных лент и напеканию металлических порошков. Присадочный материал в виде стальных проволок применяется для восстановления изношенных валов сельскохозяйственной техники реже, чем ленты и металлические порошки. Объясняется это не только недостаточным вниманием к данному способу наплавки, меньшей его изученностью и другими субъективными факторами, но и рядом объективных причин. Недостатком электроконтактной наплавки проволокой (ЭКН) является значительная зависимость прочности формируемого сварного соединения от технологических режимов наплавки, отсутствие простых, применимых в условиях сельскохозяйственных ремонтных предприятий методов контроля прочности сварного соединения, структурная неоднородность металлопокрытия, низкая стойкость инструмента — ролика-электрода.

В то же время способ обладает очень широкими технологическими возможностями и позволяет формировать металлопокрытия самого высокого качества. Наплавка валов производится по винтовой линии, проволока при этом, сматываясь с бухты или кассеты, автоматически затягивается в зону формирования соединения, что позволяет наплавлять шейки валов любой ширины.

При электроконтактной приварке лент перед наплавочной операцией приходится вырезать заготовку необходимого размера и крепить ее на восстанавливаемую поверхность. Металлические порошки трудно равномерно подавать в требуемом количестве в стык между наплавляемой поверхностью и роликомпри этом значительное количество порошка просыпается и теряется. Предварительное брикетирование металлических порошков осложняет технологический процесс. В этом плане присадочный материал в виде проволоки гораздо технологичнее лент и порошков. Стальные проволоки удобны, доступны и относительно недороги. Интерес к восстановлению изношенных деталей ЭКН стальных проволок в последние годы возрос.

Цель работы. Повышение эффективности и качества восстановления изношенных деталей на основе совершенствования технологического процесса электроконтактной наплавки стальных проволок и разработки нового оборудования.

Объект исследования. Технологический процесс восстановления деталей типа «вал» сельскохозяйственной техники электроконтактной наплавкой (приваркой) стальных проволок.

Предмет исследования. Закономерности формирования металлопокрытия электроконтактной наплавкой стальных проволок.

Методы исследований. При проведении исследований в данной работе применялись теоретические и экспериментальные методы. Основой теоретических исследований была выбрана теория формирования соединения металлов в твердой фазе. Исследования по формированию металлопокрытия производились на разработанной и изготовленной автором экспериментальной установке электроконтактной наплавки. Была составлена и анализировалась математическая модель процесса формирования сварного соединения при ЭКН. Влияние режимов восстановления на качественные характеристики наплавленных деталей исследовалось с применением методик активного планирования эксперимента. Для исследования влияния химического состава присадочных проволок, режимов наплавки и последующего упрочнения на структуру наплавленного слоя и зоны термического влияния применялись методы оптической микроскопии. Усталостные испытания наплавленных валов проводились на спроектированных и изготовленных автором усталостных машинах резонансного типа.

Научную новизну исследований составляют:

1. Результаты теоретических и экспериментальных исследований образования соединения покрытия с основным металлом, что позволило построить математическую модель процесса (св. рег.2 006 614 259) и установить основные закономерности формирования металлопокрытия при ЭКН. А именно:

— решение задачи пластической деформации присадочной проволоки при ЭКН с учетом действующих сил и возникающих напряжений, позволившее разработать новые способы определения геометрических параметров деформации — единичной площадки металлопокрытия (пат. 2 220 829), размеров контактов присадочного металла с деталью и инструментом, перекрытия контактных площадок по длине валика (пат. 2 263 565);

— установленные связи между осевой деформацией присадочной проволоки и прочностью сцепления покрытия с основой в виде зависимостей (2.7, 2.8), что позволило разработать оперативный способ определения качества. (прочности) сварного соединения (а.с. 641 306), осуществимый на рабочем месте оператором-наплавщиком;

— условие формирования при ЭКН соединения в твердой фазе в виде зависимости (2.37), связывающей действующие в присадочном металле осевые растягивающие напряжения с пределом сопротивления пластической деформации, позволившее исследовать кинетику процесса образования соединения металлопокрытия с основным металлом детали (пат.2 278 009, 2 338 635) — новый расчетный способ определения температуры нагрева присадочного металла по осевой деформации присадочной проволоки при ее наплавке (пат.2 315 683), позволивший установить, что при оптимальных режимах ЭКН температура нагрева и предел сопротивления деформации присадочного металла совпадают с аналогичными параметрами при горячей обработке металлов давлением;

— способ определения износа ролика-электрода (пат.2 284 888), основанный на замерах параметров деформации присадочной проволоки при ее наплавке на одинаковых режимах изношенным и неизношенным инструментом, что позволило исследовать износостойкость различных электродных материалов в условиях ЭКН и разработать ряд конструкций роликов-электродов, рабочие поверхности которых защищены от износа сеткой (пат.880 662) или проволокой (пат.1 530 380) из жаропрочных материалов, или же сменными элементами из медной фольги (пат.2 307 009, 2 355 534);

— новые способы автоматического регулирования процесса ЭКН (а.с.923 064, 1 434 640), при которых в качестве контролирующего и управляющего параметра при ЭКН цилиндрических поверхностей используют среднюю скорость затягивания присадочной проволоки в зону формирования соединения, а при наплавке конических и фасонных поверхностей — отношение разности скоростей затягивания проволоки и линейной скорости наплавляемой поверхности к последней.

2. Установленные закономерности влияния технологических факторов режима ЭКН на прочность сварного соединения металлопокрытия с основой, физико-механические характеристики, структуру, твердость, износостойкость, ударную вязкость наплавленного слоя, усталостную прочность восстановленных валов.

3. Результаты теоретических и экспериментальных исследований по разработке научно обоснованной методики определения рациональных режимов наплавки присадочных проволок из углеродистых и легированных сталей.

Проведенные исследования позволяют решить проблему эффективного управления процессом формирования металлопокрытия при ЭКН и повышения эффективности и качества восстановления валов сельскохозяйственной техники.

Новизна исследований и технический эффект подтверждаются 22 авторскими свидетельствами и патентами на изобретения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Теоретическое обоснование процесса пластической деформации присадочной проволоки при восстановлении деталей типа «вал» ЭКН.

2. Модель формирования сварного соединения покрытия с основным металлом детали при электроконтактной наплавке (наварке).

3. Экспериментальная оценка структуры, свойств и качества сформированных металлопокрытий и восстановленных деталей.

4. Результаты теоретических и экспериментальных исследований по совершенствованию и разработке конструкций инструментов — роликов-электродов.

5. Методика определения оптимальных режимов ЭКН валов присадочными проволоками различного диаметра из углеродистых и легированных сталей.

Практическую значимость представляют:

— Эффективный способ определения прочности сцепления покрытия с основным металлом вала (а.с. 641 306);

— Общие рекомендации по оптимальному проектированию технологических процессов восстановления изношенных деталей типа «вал» и научно обоснованная методика выбора режимов восстановления наружных цилиндрических поверхностей присадочными проволоками различного диаметра и химического состава.

— Новые конструкции роликов-электродов (а.с. 880 662- а.с. 1 530 380- пат. 2 307 009- пат. 2 355 534) с повышенной износостойкостью их рабочих поверхностей.

— Способы автоматического регулирования процесса ЭКН (а.с. 484 060, а.с. 1 434 640).

— Способ защиты шпоночных пазов при ЭКН (а.с. 1 449 305).

— Способ ЭКН с уменьшенным шагом наплавки по винтовой линии пат.2 263 012).

Реализация результатов работы. Оборудование и разработанные технологические процессы восстановления изношенных деталей типа «вал» внедрены в Чишминском, Мелеузовском, Зирганском, Имянлекульском ремонтно-технических предприятиях, ООО «Ремонтник» Буздякского района Республики Башкортостан, ООО «Форк-трейд» г. Уфы, ФГУП 487 ЦАРЗ МО РФ, на научно-производственном участке кафедры «Технология металлов и ремонт машин» Башкирского ГАУ. Результаты проведенных исследований используются в ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», ФГОУ ВПО «Казанский ГАУ», ФГОУ ВПО «Санкт-Петербугский ГАУ», ФГОУ ВПО «Мичуринский ГАУ», ФГОУ ВПО «Орловский ГАУ», ФГОУ ВПО «Оренбургский ГАУ», ФГОУ ВПО «Челябинский ГАУ», ФГОУ ВПО «Самарская ГСХА», ГОУ ВПО «Институт механики и энергетики МГУ им. Н.П.Огарева», ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», ФГОУ ВПО «Бурятская ГСХА», ФГОУ ВПО «Азово-Черноморская ГАА», ФГОУ ВПО «Ижевская ГСХА», ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», ФГОУ ВПО «Великолукская ГСХА», ФГОУ ВПО «Волгоградская ГСХА», ФГОУ ВПО «Кемеровский ГСХИ», ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» при изучении курсов «Надежность и ремонт машин», «Технология и ' организация восстановления деталей машин», «Реновация машин и оборудования», «Техническая эксплуатация и сервис автотракторных средств».

Апробация работы. Материалы диссертационной работы доложены и обсуждены на научно-технических конференция БГАУ (БСХИ) (Уфа, 19 742 009 г. г.), ЧГАУ (ЧИМЭСХ) (Челябинск, 1976 и 1978 г. г.), на всесоюзных, всероссийских и международных конференциях (Челябинск, Уфа, Саранск, Ташкент, 1981—2009 гг.). Получено 7 авторских свидетельств СССР и 15 патентов РФ на изобретения. На программу для ЭВМ «Зона образования сварного соединения в пределах контактных площадок» получено свидетельство об официальной регистрации.

Публикации. По результатам работы над диссертацией опубликовано 53 печатных работ, в том числе 20 статей в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации материалов докторских диссертаций.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов, списка литературы из 260 наименований и приложений. Работа изложена на 285 страницах машинописного текста, содержит 27 таблиц, 123 рисунка.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Усовершенствован ресурсои энергосберегающий технологический процесс электроконтактной наплавки стальных проволок, что позволило на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований условий и закономерностей формирования соединения в твердой фазе, повысить эффективность и качество восстановления изношенных деталей типа «вал».

2. Установлено в результате анализа работ, посвященных электроконтактным способам наплавки, сварке давлением и соединению металлов в твердой фазе, что основной причиной, препятствующей в условиях ЭКН формированию прочного сварного соединения, являются оксидные и гидрооксидные пленки. Относительное движение разогретого до пластического состояния присадочного металла по наплавляемой поверхности приводит к их дроблению и выносу из контакта. Из трех составляющих пластической деформации присадочной проволоки в качестве измеряемого и контролируемого параметра следует использовать осевую составляющую Еу, в наибольшей степени характеризующую деформационные процессы, происходящие в плоскости стыка, и наиболее точно замеряемую при наплавке вала по винтовой линии на конкретном исследуемом режиме. В зависимости от режимов наплавки £у может меняться в пределах от 15 до 45.48%.

3 ¿-Выявлены количественные связи между прочностью сварного соединения покрытия с основой, а и относительной осевой деформацией е присадочных проволок из углеродистых сталей и стали. ЗОХГСА соответственно в виде зависимостей, а = 3,28^. — 0,549, а = 3,04^™ — 0,922. На основе полученных зависимостей разработан оперативный, способ определения качества сварного соединения, осуществимый на рабочем месте оператором-наплавщиком.

4. Разработана математическая модель пластической деформации присадочной проволоки, составленная с учетом действующих на присадочный металл усилий и возникающих в нем напряжений и предусматривающая замер осевой деформации проволоки после ее наплавки. Определены геометрические размеры единичной площадки металлопокрытия, размеров контактов присадочной проволоки с поверхностями вала и ролика-электрода, коэффициента перекрытия контактных площадок по длине сварного валика.

Получено путем сравнения действующих растягивающих напряжений су у с пределом сопротивления пластической деформации присадочного металла <тг условие формирования сварного соединения в виде зависимости ау>ат и разработан аналитический способ определения размеров зоны образования соединения металлопокрытия с основой в пределах контактных площадок, как границы относительного движения присадочного металла по наплавляемой поверхности.

Установлено, что для формирования сплошного покрытия без непроваров и обеспечения наиболее прочного сварного соединения режимы ЭКН необходимо выбирать из условия одновременного обеспечения максимально достижимой осевой деформации проволоки су = 0,45.0,48 и оптимальных значений коэффициентов Ку перекрытия зон образования соединения (5. 10% в случае наплавки проволок их углеродистых сталей и 40.45% при наплавке проволоки НП-ЗОХГСА).

Разработан способ определения момента начала формирования сварного соединения, рассмотрена кинетика образования соединения покрытия с основой вала и установлено, что образование сварного соединения начинается через 0,006.0,007 с и практически заканчивается через 0,02.0,025 с после начала цикла, а оптимальной длительностью импульса тока является значение 0,04 с.

Разработан способ аналитического определения температуры нагрева проволоки при прохождении импульса тока и предела сопротивления присадочного материала пластической деформации в зависимости от режимов ЭКН. Установлено, что температуры нагрева и характеристики упругости присадочного металла при наплавке на оптимальных режимах совпадают с аналогичными параметрами при горячей обработке металлов давлением.

5.Экспериментально определены оптимальные режимы восстановления валов диаметром 50 мм присадочной проволокой 1,8 ПК-2 ГОСТ 9389–75: /=7.7,2 кА- /"=0,04 с- 0,08 с- ^=1,2.1,3 кНоа=0,018.0,020 м/с- 5 = Змм/об- 0=1 л/мин- 1=0. При наплавке на найденном режиме обеспечиваются одновременно максимально возможная прочность соединения, равная прочности основного металла вала, и наиболее твердое и структурно однородное покрытие, износостойкость которого в 1,4. 1,5 раза превышает износостойкость закаленной ТВЧ стали 45.

Установлено, что в наплавленных на оптимальных режимах металлопокрытиях формируются сжимающие остаточные напряжения, равные 0,1.0,2 предела текучести наплавленного металла. Высокие значения характеристик упругости металлопокрытия и ЗТВ, совпадающие с характеристиками нормализованной стали 45, свидетельствуют о качественной наплавке и бездефектности металлопокрытия.

Установлено, что предел выносливости наплавленных ЭКН образцов на 10. 15% ниже предела выносливости эталонных образцов из нормализованной стали 45, но выше, чем при большинстве известных способов восстановления. Снижение циклической прочности объясняется главным образом структурной неоднородностью покрытия при наплавке по винтовой линии с перекрытием смежных сварных валиков. С точки зрения уменьшения структурной неоднородности рекомендуются значения шага наплавки по винтовой линии 5, обеспечивающие минимальное (10. .15%-ное) перекрытие сварных валиков по их ширине.

Показано, что дополнительными упрочняющими операциями (закалкой ТВЧповерхностно-пластическим деформированием, электромеханическим упрочнением), влияя на структуру металлопокрытия и остаточные напряжения в нем, можно на 25.50% повысить циклическую прочность восстановленных валов, что позволяет расширить номенклатуру восстанавливаемых ЭКН деталей.

6. Разработан способ измерения износа рабочей поверхности ролика-электрода, основанный на определении удлинения присадочной проволоки при ее наплавке на одинаковых режимах изношенным и неизношенным инструментом. Установлено, что инструменты, изготовленные из никель-бериллиевой бронзы Бр. НБТ, имеют удовлетворительную износостойкость при работе в специфических условиях ЭКН.

Разработаны четыре новых конструкции роликов-электродов, рабочие поверхности которых защищаются от износа сеткой или проволокой из высокопрочного, жаростойкого материала, а также медной фольгой, выполненной в форме бесконечного кольца, или же в форме сменных элементов. Износостойкость предлагаемых электродов многократно превышает износостойкость традиционно применяемых инструментов.

Предложены способы автоматического регулирования процесса ЭКН, в которых в качестве регулируемого параметра используется скорость затягивания присадочной проволоки в зону формирования сварного соединения.

7. Составлена научно обоснованная методика и по ней определены рациональные режимы ЭКН проволок различного диаметра и химического состава. Разработаны рекомендации по проектированию технологических процессов восстановления автотракторных деталей типа «вал».

8. Эксплуатационные испытания деталей, восстановленных ЭКН, показали, что их долговечность приближается, а в ряде случаев превышает долговечность новых деталей.

Практические рекомендации по проектированию технологических процессов восстановления изношенных деталей ЭКН рассмотрены и одобрены научно-техническими советами министерств сельского хозяйства Республик Башкортостан, Мордовия, Оренбургской, Челябинской и Ульяновской областей и рекомендованы к внедрению.

Разработанные технологические процессы восстановления изношенных деталей типа «вал» внедрены в семи ремонтных предприятиях РБ с годовым экономическим эффектом 1,6 млн руб. Расчетные зависимости, математическая модель формирования соединения, программы для ЭВМ, рекомендации по проектированию технологических процессов внедрены в учебный процесс в 19 вузах РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.Ф. Лизинг сельскохозяйственной техники: недостатки и пути их устранения Текст. / Ю. Ф. Лачуга, В. И. Драгайцев // Техника в сельском хозяйстве. — 2006. — № 2. — С.3−7.
  2. , М.А. Перспективы сохранения технического потенциала АПК России Текст. / М. А. Халфин // Машино-технологическая станция. -1998. № 3. — С.29−32.
  3. , Ю.Ф. Достижения агроинженерной науки по приоритетным направлениям Текст. / Ю. Ф. Лачуга // Техника в сельском хозяйстве. 2006. -№ 3. — С.3−7.
  4. , А.И. Организация восстановления изношенных деталей Текст. / А. И. Зорин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2006.- № 5, — С.30−32.
  5. , В.И. Как нам обустроить агроинжиниринг Текст. / В. И. Черноиванов //Сельский механизатор. 2009. -№ 11. — С.10−11.
  6. , В.И. Организация и технология восстановления деталей машин Текст. / В. И. Черноиванов, В. П. Лялякин. М.: ГОСНИТИ, 2003. — 448 с.
  7. , В.П. Восстановление и упрочнение деталей машин в агропромышленном комплексе России и Белоруси Текст. / В. П. Лялякин, В. П. Иванов //Ремонт, восстановление, модернизация. 2004. — № 2. — С.2−6.
  8. , М.А. Перспективы развития инженерно-технической сферы АПК. Россия в новых экономических условиях Текст. / М. А. Халфин,
  9. Н.З. Хисметов Ю. Н., Сидыганов // Ремонт, восстановление, модернизация. — 2003. № 5. — С.23−25.
  10. , М.Е. Зависимость надежности комбайнов «Дон 1500» от количества технического сервиса в условиях лизинга Текст. / М. Е. Дежаткин, В. В. Варнаков // Ремонт, восстановление, модернизация. — 2004. -№ 5. -С.35−38.
  11. , И.Е. Перспективы развития службы технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве. Текст. / И. Е. Ульман // Технология и организация ремонта машин: Тр.ЧИМЭСХ. Челябинск: ЧИМЭСХ, 1975. — вып. 104. — 245 с.
  12. , В.П. Концепция развития ремонта техники на базе восстановления и упрочнения деталей Текст. / В. П. Лялякин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2001. -№ 6. — С.
  13. , И.Е. Оценка технологии восстановления деталей Текст. / И. Е. Ульман, В. А. Борисенко, Г. А. Тонн // Техника в сельском хозяйстве. -1973. — № 10. С.64−66.
  14. , В.М. Технико-экономическая оценка различных способов наплавки деталей Текст. / В. М. Кряжков, В. Т. Смирнов // Техника в сельском хозяйстве. 1971. — № 11. — С.61−64.
  15. , В.А. Основы выбора рационального способа восстановления автомобильных деталей металлопокрытиями Текст. / В. А. Шадричев. М.- Л.: Машгиз, 1962. — 240 с.
  16. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники механизированной наплавкой с применением упрочняющей технологии Текст. / под ред. В. М. Кряжкова М.: ОНТИ ГОСНИТИ, 1972. — 230 с.
  17. Е.Л. Справочник по восстановлению деталей Текст. / E.JI. Воловик-М.: Колос, 1981.-351 с.
  18. , Т.У. Исследование восстановления шеек валов неподвижных соединений тракторов и сельскохозяйственных машин контактным электроимпульсным покрытием лентой: дисс.. канд. техн. наук / Т. У. Абдурахманов. Новосибирск, 1975.
  19. Восстановление автомобильных деталей. Технология и оборудование: учебник для вузов / В. Е. Канарчук и др. М.: Транспорт, 1995.-303 с.
  20. , М.М. Анализ характеристик восстанавливаемых деталей Текст. / М. М. Сафаров, Э. Л. Левин, Г. С. Трофимов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1975. — № 6. — С.46−47.
  21. , Б.М. Организация восстановления деталей машин в сельском хозяйстве Текст. / Б. М. Молоков -М.: Колос, 1979. 192 с.
  22. , B.C. Современные способы восстановления деталей машин: учебное пособие Текст. / B.C. Ибрагимов Ульяновск: Издательство Ульяновского СХИ, 1988. — 96 с.
  23. , М.И. Технологические основы восстановления деталей сельскохозяйственной техники композиционными покрытиями: дисс.. д-ра техн. наук / М. И. Черновол. Кировоград, 1992.
  24. , В.И. Качество восстановленных деталей: проблемы и решения Текст. / В. И. Семенов, В. П. Иванов // Ремонт, восстановление, модернизация. 2004. — № 9. — С.28−30.
  25. , Л.Г. Восстановление автотракторных деталей: учебник Текст. / Л. Г Лившиц, A.B. Поляченко. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Колос, 1966.-479 с.
  26. , A.A. Разработка восстановления поверхностей качения электроконтактной наваркой проволокой: дисс.. канд. техн. наук. / A.A. Понамарев. М., 2004.
  27. , В.И. Газотермическое напыление материалов в машиностроении Текст. / В. И. Сонин — М.: Машиностроение, 1973. — 150 с.
  28. , C.B. Применение металлополимерных материалов холодного отвердения в авторемонте Текст. / C.B. Кручинин, A.B. Липатов, М. М. Феткулин // Ремонт, восстановление, модернизация. 2003. — № 6. — С.
  29. , Т.Г. Электродуговая наплавка электродной лентой Текст. / Т. Г. Кравцов М.: Машиностроение, 1978. — 168 с.
  30. , Ф.Х. Электроискровые технологии восстановления и упрочнения деталей машин и инструментов Текст. / Ф. Х. Бурумкулов [и др.] Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2003. — 504 с.
  31. , Б.М. Упрочнение и восстановление деталей электромеханической обработкой Текст. / Б. М. Аскинази. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1977. — 183 с.
  32. , И.Е. Ремонтно-восстановительные проблемы и их решение научным коллективом ремонтников Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства Текст. / И. Е. Ульман, Г. А. Тонн //Тр. ГОСНИТИ. -М.: ГОСНИТИ, 1973. -т.38. С. 3.8.
  33. , A.B. Увеличение долговечности восстанавливаемых деталей контактной приваркой износостойких покрытий в условиях -сельскохозяйственных ремонтных предприятий: дисс.. д-ра техн. наук / A.B. Поляченко. М., 1984.
  34. , Ю.В. Электроконтакная наплавка Текст. / Ю. В. Клименко. -М.: Металлургия, 1978. — 128 с.
  35. Рекомендации по восстановлению деталей типа «вал» контактной приваркой металлической ленты Текст. М.: ГОСНИТИ, 1977. — 28 с.
  36. , Н.В. Восстановление деталей машин: справочник Текст. / Н. В. Молодык, A.C. Зенкин. -М.: Машиностроение, 1989. 480 с.
  37. Восстановление деталей машин: справочник Текст. / Ф. И. Пантелеенко [и др.] - под ред. В. П. Иванова. М.: Машиностроение, 2003. -672 с.
  38. , М.Н. Разработка способа восстановления деталей машин и оборудования агропромышленного комплекса из коррозионно-стойких сталей: дисс.. канд. техн. наук. / М. Н. Фархшатов. М., 1993.
  39. , Г. И. Исследование возможности конденсаторной сварки как средства для восстановления автотракторных деталей: дисс.. канд. техн. наук. / Г. И. Купренко. — Ростов, 1968.
  40. , Т.У. Стойкость электродов при восстановлении деталей контактной приваркой стальной ленты Текст. / Т. У. Абдурахманов // Механизация хлопководства. 1974. — № 3.
  41. , Л.Б. Восстановление с помощью пайки чугунных коленчатых валов Текст. / Л. Б. Рогинский [и др.] // Сварочное производство. 1993. — № 6. — С. 14,15.
  42. , П.И. Восстановление деталей машин электроконтактной приваркой металлической ленты через промежуточный слой: автореферат дисс.. канд. техн. наук: / П. И. Бурак. М., 2004. — 17 с.
  43. , Р.Н. Трещиностойкость покрытий, полученных электроконтактной приваркой присадочных материалов Текст. / Р. Н. Сайфуллин, Э. Л. Левин, В. С. Наталенко // Ремонт, восстановление, модернизация. 2009. — № 8. — С.21−23.
  44. , Э.С. Соединение металлов в твердой фазе Текст. / Э. С. Каракозов. М.: Металлургия, 1976. — 263 с.
  45. , Д.В. Новые способы восстановления и упрочнения деталей машин электроконтактной наваркой Текст. / Д. В. Амелин, Е. В. Рыморов. М.: Транспорт, 1995. — 303 с.
  46. , Ю.С. Исследование электроконтактного напекания металлических порошков как возможного способа восстановления деталей: автореферат дисс. .канд. техн. наук/Ю.С.Тарасов. Челябинск, 1970. -17 с.
  47. , В.А. Восстановление деталей типа «вал» электроконтактным напеканием порошковых твердых сплавов в условиях ремонтных предприятий Госагропрома: автореферат дисс.. канд. техн. наук / В. А. Оськин. -М., 1987. 17 с.
  48. , Д.В. Исследование и разработка способа восстановления отверстий базисных чугунных деталей сельскохозяйственных машинконтактной приваркой металлических порошков: автореферат, дисс.. канд. техн. наук / Д. В. Амелин. М., 1980. — 16 с.
  49. , К.С. Обоснование показателей и режимов восстановления деталей электроконтактной приваркой порошковых покрытий: автореферат дисс.. канд. техн. наук / К. С. Косимов. -Ульяновск, 1989. 17 с.
  50. , В.М. Исследование электроконтактной приварки порошковых твердых сплавов для упрочнения лезвий рабочих органов сельскохозяйственных машин при их восстановлении: автореферат дисс.. канд. техн. наук / В. М. Моторин. М., 1975. — 16 с.
  51. , В.П. Исследование и разработка технологии восстановления изношенных деталей типа «вал» электроконтактным напеканием металлических порошков: автореферат дисс.. канд. техн. наук / В. П. Макаров. Челябинск, 1980. — 20 с.
  52. , A.B. Восстановление деталей электроконтактным напеканием с одновременным термосинтезом упрочняющих частиц: автореферат дисс.. канд. техн. наук / A.B. Бодякин. Новосибирск, 1998. -17 с.
  53. , С.М. Исследование и упрочнение характеристики напеченных слоев при ремонте деталей электроконтактным напеканием металлических порошков: автореферат дисс.. канд. техн. наук / С. М. Стрелков. Челябинск, 1971. — 17 с.
  54. , Е.Л. Исследование эксплуатационных свойств чугунных коленчатых валов, восстанавливаемых электроконтактной приваркойпорошковых твердых сплавов: автореферат дисс.. канд. техн. наук / E.JI. Оханов. -М., 1981. 17 с.
  55. , И.А. Исследование и разработка технологии восстановления деталей порошковыми композиционными покрытиями (на примере НШ): автореферат дисс.. канд. техн. наук / И. А. Бабаев. М., 1982.-17 с.
  56. , P.A. Влияние технологических параметров электроконтактной приварки на формирование покрытия из шлифовальных шламов Текст. / P.A. Латыпов, Н. Д. Бухмудкадиев, Б. А. Молчанов // Сварочное производство. —1997. № 12. — С.10−13.
  57. , Н.М. Восстановление автотракторных деталей электроконтактной приваркой порошковых материалов в магнитном поле: дисс.. канд. техн. наук / Н. М. Юнусбаев Уфа, 2006.
  58. , Д.В. Электроконтактная приварка порошковых материалов — высокоэффективный способ восстановления и упрочнения деталей Текст. / Д. В. Амелин // Сварочное производство. 1985. — № 1. -С.5−7.
  59. , М.Д. Восстановление и упрочнение шеек стальных валов электроконтактным нанесением армированных покрытий: автореферат дисс.. канд. техн. наук / М. Д. Цыдыбов М.: 1990. — 17 с.
  60. , B.C. Восстановление изношенных деталей машин электроконтактной приваркой армированных спеченных лент: автореферат дисс.. канд. техн. наук / B.C. Наталенко. — Уфа, 2009. 19 с.
  61. , Р.Н. Прочность сцепления покрытий, полученных электроконтактной приваркой армированныхспеченных лент Текст. / Р. Н. Сайфуллин, B.C. Наталенко // Ремонт, восстановление, модернизация. 2009. — № 5. — С.36−39.
  62. , Р.Н. Восстановление деталей электроконтактной приваркой композиционных материалов с антифрикционными присадками: дисс.. канд. техн. наук / Р. Н. Сайфуллин. Уфа, 2001.
  63. , Д.П. Технология восстановления внутренних цилиндрических поверхностей стальных деталей электроконтактным напеканием: автореферат дисс.. канд. техн. наук / Д. П. Шубин. -Челябинск, 1989. 19 с.
  64. , Э.С. Предварительное деформирование проволоки улучшает формирование соединения при электроконтактной наплавке (наварке) Текст. / Э. С. Каракозов [и др.] // Сварочное производство. -1981. № 8. — С.21,22.
  65. , В.Я. Головка для электроконтактной наплавки изношенных деталей машин Текст. / В. Я. Берестенников // Сварочное производство. 1986. — № 9. — С.29.
  66. , А.Г. Прогрессивные технологии в производство Текст. / А. Г. Соловей, В. А. Дубровский // Тяжелое машиностроение. — 1996. — № 10. — С.5−6.
  67. , В.А. Установка УЭН-01 для электроконтактной наплавки и поверхностной закалки тел вращения Текст. / В. А. Дубровский // Сварочное производство. -1997. —№ 7. — С.37−38.
  68. , В.А. Головка ГКГ10−01 для электроконтактной наплавки и поверхностной закалки тел вращения Текст. / В. А. Дубровский, В. В. Булычев // Сварочное производство. 997. — № 10. — С.36.
  69. , В.А. Создание технологий и оборудования электроконтактной наварки проволокой оплавлением: дисс.. докт. техн. наук / В. А. Дубровский. Калуга, 2006.
  70. , Ю.В. Контактная наплавка поверхностей тел вращения Текст. / Ю. В. Клименко // Сварочное производство. 1966. — № 4. — С.64−66.
  71. , A.A. Методика расчета технологических параметров электроконтактной наплавки Текст. 1 A.A. Малыгин, Ю. В. Клименко // Сварочное производство. -1970. № 5. — С.
  72. , А.К. Исследование восстановления изношенных деталей тракторов, автомобилей и сельхозмашин электроконтактной наплавкой: дисс. канд. техн. наук / А. К. Исламгулов. — Уфа, 1972. 19 с.
  73. , А.К. Исследования по выбору оптимальных режимов процесса электроконтактной наплавки Текст. / А. К. Исламгулов, B.C. Ибрагимов, Ю. В. Клименко // Эксплуатация и ремонт машинно-тракторного парка. Уфа: БСХИД972. — С.75−83.
  74. , Ю.В. Исследование процесса электроконтактной наплавки стальных валов проволокой НП-40 Текст. / Ю. В. Клименко, Э. С. Каракозов // Автоматическая сварка. 1975. —№ 11. — С.22−24.
  75. , Э.С. Режимы электроконтактной наплавки Текст. / Э. С. Каракозов [и др.] // Сварочное производство. -1977. № 8. — С.23,24.
  76. , В.И. Формирование покрытий на рабочих поверхностях деталей электроконтактной наплавкой Текст. / В. И. Черноиванов [и др.] // Сварочное производство. — 1986. — № 4. — С. 16−18.
  77. , Э.С. Подготовка поверхности детали для электроконтактной наплавки Текст. / Э. С. Каракозов, Б. А. Молчанов, Р. А. Латыпов // Техника в сельском хозяйстве. 1980. — № 9. — С.50,51.
  78. , Э.С. Состояние и перспективы восстановления деталей электроконтактной приваркой материалов Текст. / Э. С. Каракозов, P.A. Латыпов, Б. А. Молчанов. М.: Информагротех, 1991. — 85 с.
  79. , H.H. Влияние параметров электроконтактной наплавки на глубину ЗТВ Текст. / H.H. Прохоров [и др.] // Сварочное производство. 1988. — № 4. — С.8−10.
  80. , Ю.В. Электроконтактная наплавка (наварка) металлов с плавлением пограничного слоя Текст. / Ю. В. Клименко // Сварочное производство. 1981. — № 8. — С.20.
  81. , В.А. Циклическая трещиностойкость валов после электроконтактной наплавки с последующим поверхностно-пластическим деформированием Текст. / В. А. Емельянов, Л. М. Школьник, В. Б. Шляпин // Сварочное производство. 1987. — № 6. — С. 16,17.
  82. , В.А. Восстановление валов малого диаметра электроконтактной наплавкой Текст. / В. А. Емельянов, В. Б. Шляпин // Сварочное производство. -1987. № 2. — С. 12−14.
  83. , Ю.В. Некоторые параметры режима контактной электронаплавки Текст. / Ю. В. Клименко // Автоматическая сварка. 1966. — № 4. — С.64−66.
  84. , В.А. Оценка циклической прочности валов после электроконтактной наплавки с последующим поверхностно-пластическим деформированием Текст. / В. А. Емельянов [и др.] // Сварочное производство. — 1987. № 5. — С.7−9.
  85. , В.А. Исследование усталостной прочности образцов после электроконтактной наварки Текст. / В. А. Дубровский // Инженерия поверхности и реновация изделий: материалы 5-й международной научно-технической конференции. — Киев, 2005. — С.79−81.
  86. , А.Г. Поверхностное упрочнение деталей машин электроконтактной наплавкой Текст. / А. Г. Соловей, В. А. Дубровский // Тяжелое машиностроение. 1999. — № 11. — С.11−14.
  87. , А.Г. Перспективы внедрения технологий электроконтактной наплавки и поверхностной закалки Текст. / А. Г. Соловей, В. А. Дубровский // Тяжелое машиностроение. 1999. — № 7. -С.30−33.
  88. , В.А. Оптимизация тепловых процессов при электроконтактной наварке проволокой Текст. / В. А. Дубровский, В. В. Булычев, И. В. Столяров // Сварочное производство. 1997. — № 9. — С. 19−21.
  89. , P.A. Расчетно-экспериментальная оценка температурных полей при электроконтактной наплавке Текст. / P.A. Латыпов, H.H. Прохоров, Б. А. Молчанов // Сварочное производство. 1983, — № 6. — С. 1−2.
  90. , В.А. Расчет температурных полей при электроконтактной поверхностной закалке импульсным током Текст. / В. А. Дубровский // Тяжелое машиностроение. 2000. — № 7. — С.31−34.
  91. , Л.Б. Исследование и разработка способа восстановления резьбовых поверхностей деталей сельскохозяйственных машин электроконтактной приваркой проволоки: дисс.. канд. техн. наук / Л. Б. Рогинский. М., 1977.
  92. Рекомендации по восстановлению деталей электроконтактной приваркой проволоки Текст. — М.: ГОСНИТИ, 1977. — 15 с.
  93. , В.А. Восстановление коленчатых валов двигателей легковых автомобилей двухпроволочной электроконтактной наплавкой Текст. / В. А. Дубровский // Сварочное производство. 1997. — № 11. — С.57−58.
  94. , В.А. Электроконтактная наплавка износо- и коррозионностойких материалов Текст. / В. А. Дубровский [и др.] // Тяжелое машиностроение. 2000. — № 9. — С. 19,20.
  95. , В.А. Восстановление деталей путевых машин электроконтактной наплавкой Текст. / В. А. Дубровский, В. В. Булычев, В. Н. Хабаров // Путь и путевое хозяйство. 2001. — № 2. — С.13−15.
  96. , К.А. Восстановление деталей электровозов электроконтактной наплавкой проволокой Текст. / К. А. Кочин [и др.] // Локомотив. 2000. — № 3. — С.32,33.
  97. , В.А. Восстановление деталей сельхозмашин двухпроволочной наплавкой Текст. / В. А. Дубровский // Техника в сельском хозяйстве. 1997. — № 5. — С.38,39.
  98. , В.А. Технико-экономический анализ технологий и оборудования для электроконтактной наварки проволокой Текст. / В. А. Дубровский, В. В. Булычев, Ю. Н. Аксенов // Тяжелое машиностроение. -2003. № 12. — С.14−16.
  99. , Г. П. Электроконтактная наплавка проволокой — эффективный способ восстановления изношенных деталей машин Текст. / Г. П. Логинов, В. А. Дубровский // Автоматизация и современные технологии. -1998.-№ 7.-С. 10−12.
  100. , В.А. Расчет некоторых показателей электроконтактной наплавки деталей типа вал Текст. / В. А. Дубровский,
  101. B.В. Булычев, И. В. Столяров // Сварочное производство. — 1996. № 11.1. C.32,33.
  102. , В.А. Предотвращение выплесков при электроконтактной наварке проволокой их стали 40X13 Текст. / В. А. Дубровский, В. В. Булычев, А. И. Пономарев // Сварочное производство. — 2003.-№ 6.-С. 12−15.
  103. , Ю.В. Электроконтактная наплавка (наварка) бронзы и меди на углеродистую сталь Текст. / Клименко Ю. В., Кузнецов В. Ю., Тарасова Л. В. // Сварочное производство. —1981. № 10. — С. 12−13.
  104. , Ю.В. О природе соединения металлов при контактной наплавке Текст. / Ю. В. Клименко // Автоматическая сварка. 1974. — № 10. — С.25−27.
  105. , В.А. Электроконтактная наплавка проволокой с подплавлением соединяемых металлов В.А. Дубровский, В. В. Булычев // Сварочное производство. 1998. — № 1. — С.22−24.
  106. JI.H. Расчет геометрических размеров контакта между присадочной проволокой и электродом при электроконтактной наплавке Текст. / JI.H. Соколов [и др.] // Сварочное производство. 1987. — № 10. — С.43−44.
  107. , В.А. Изменение формы поперечного сечения проволоки при электроконтактной наплавке Текст. / В. А. Дубровский, В. В. Булычев, И. Н. Зыбин // Сварочное производство. — 2001. № 6. — С.23−27.
  108. , М.Х. Металловедение сварки стали и сплавов титана Текст. / М. Х. Шоршоров. М.: Наука, 1965. — 336 с.
  109. , A.C. Основы сварки давлением: учебник Текст. / A.C. Гельман. М.: Машиностроение, 1971. — 312 с.
  110. , Ю.Л. Взаимодействие металлов с полупроводником в твердой фазе Текст. / Ю. Л. Красулин. — М.: Наука, 1971. 119 с.
  111. King, W.Y. Diffusion welding of commercially pure titanium Text. / W.Y. King, W.A. Owzarsky // The welding journal. 1967. — Vol.46. — № 7. -P.289−298.
  112. King, W.Y. Text. / W.Y. King, W.A. Owzarsky // The welding journal.- 1969.-Vol.47.-№ 10.- P.444−450.
  113. , B.C. Эффективный к.п.д. и интенсивность охлаждения при восстановлении изношенных деталей электроконтактной наплавкой Текст. / B.C. Ибрагимов, М. З. Нафиков // Сварочное производство. 1976. — № 4. — С.14−15.
  114. Э.С. Текст. / Э. С. Каракозов, М. Х. Шоршоров // Физика и химия обработки материалов. — 1971. № 4. — С.94−100.
  115. , М.Х. Текст. / Шоршоров М. Х., Каракозов Э. С., Мякишев Ю. В. // Физика и химия обработки метериалов. 1971. — № 6. -С.68−74.
  116. , P.A. Диффузионная сварка жаропрочных сплавов Текст. / P.A. Мусин, В. Н. Анциферов, В. Ф. Квасницкий. М.: Металлургия, 1979. -208 с.
  117. Hofmann, W. Zur Trade der platzwechsel bei der Kalt-pressung der Metalle Text. / W. Hofmann, I. Kirch // Zeitschrift fur Metallkunde. 1966.4.
  118. , Б.С. Формирование соединения при сварке без оплавления Текст. / Б. С. Касаткин, Г. Н. Кораб // Автоматическая сварка. — 1967. № 4. — С.33−38.
  119. , P.A. Выбор компактных и порошковых металлических материалов и управление качеством покрытий при упрочнении ивосстановлении деталей электроконтактной приваркой: автореферат дисс. .докт. техн. наук / Р. А. Латыпов. М., 2007.
  120. , М.З. Параметры электроконтактной наплавки Текст. / М. З. Нафиков // Технология металлов. 2005. — № 7. — С.29−31.
  121. , Р. Математическая теория упругости Текст. / Р. Хилл- пер. с англ. Э. И. Григорьева. М.: Гос. издт-во технико-теор. лит-ры, 1956. -407 с.
  122. , JI.M. Основы теории пластичности Текст. / Л. М. Качанов. М.: Наука, 1969. — 420 с.
  123. , М.В. Теория обработки металлов давлением Текст. / М. В. Сторожев, Е. А. Попов. М.: Машиностроение, 1971. — 424 с.
  124. , Н.П. Теория обработки металлов давлением: учебник Текст. / Н. П. Громов. М.: Металлургия, 1978. — 360 с.
  125. , Н.И. Основы теории упругости, пластичности и ползучести Текст. / М., Высш. шк.: 1968. — 512 с.
  126. , А.И. Теория продольной прокатки Текст. / А. И. Целиков, Г. С. Никитин, С. Е. Рокотян. М.: Металлургия, 1980. — 319 с.
  127. , Ю.В. Производство плющенной стальной ленты Текст. / Ю. В. Владимиров, П. П. Нижник, Ю. А. Пуртов. М.: Металлургия, 1985. -120 с.
  128. Hill R. The mathematical theory of plasticity Text. / R. Hill. -Oxford: At the Clarendon press, 1950. 407 p.
  129. , П.И. Сопротивление пластической деформации сталей и сплавов: справочник Текст. / П. И. Полухин, Г. Я. Гун, A.M. Галкин. М.: Металлургия, 1976. — 487 с.
  130. , К.А. Контактная сварка: учебник Текст. / К. А. Кочергин. — JL: Машиностроение, 1987. — 240 с.
  131. Справочник металлиста Текст.: в 5-ти т. / под ред. А. Г. Рахштадта и В. А. Бростерема. М.: Машиностроение, 1976. — Т.2. — 718 с.
  132. Марочник сталей и сплавов Текст. / В. Г. Сорокин [и др.]. М.: Машиностроение, 1989. — 640 с.
  133. Справочник металлиста Текст.: В 5-ти т. / под ред. А. Г. Рахштадта и В. А. Бростерема. М.: Машиностроение, 1976. — Т. З — 752 с.
  134. Технология и оборудование контактной сварки: учебник Текст. / под ред. Б. Д. Орлова. -М.: Машиностроение, 1986. 352 с.
  135. , М.З. Влияние износа ролика-электрода на качество сварного соединения при электроконтактной наплавке Текст. / М. З. Нафиков, И. И. Загиров // Ремонт, модернизация, восстановление. 2006. -№ 5. — С.30−31.
  136. , B.C. К вопросу о применении электроконтактной наплавки для восстановления деталей Текст. / B.C. Ибрагимов, А. К. Исламгулов // Сб. науч. тр. Башкирского сельскохозяйственного института. — Уфа: БСХИ, 1969.- т.ХУ. ч.З. — С.60.64.
  137. , Ю.В. Аппаратура для электроконтактной наплавки Текст. / Ю. В. Клименко // Техника в сельском хозяйстве. 1972. — № 3. -С.73.77.
  138. , Ю.В. Установка УКН-8 Текст. / Ю. В. Клименко, Н. Н. Георгиевский // Техника в сельском хозяйстве. -1974. № 1. — С.82. .84.
  139. , Б.М. Исследование режимов глубокого поверхностного упрочнения стали электромеханической обработкой Текст. / Б. М. Аскинази,
  140. B.Ф. Шиленков // Сб. науч. тр. Ульяновского сельскохозяйственного института. Ульяновск, 1967. — Т.12, -Вып.1. — С.83.87.
  141. , Б.В. Определение модулей упругости в неоднородных кольцевых образцах динамическим методом Текст. / Б. В. Зильберман, Ю. И. Мичуков // Сб. науч. тр. Кишиневского сельскохозяйственного института. Кишинев: КСХИ, 1975. — Т.112. —1. C.13.15.
  142. , Л.Н. Прибор для измерения остаточных напряжений Текст. / JT.H. Касимов, B.C. Мухин // Заводская лаборатория. 1967. — № 1. -С.113−114.
  143. , Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий Текст. / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский 2-е изд. — М.: Наука, 1976. — 279 с.
  144. , C.B. Планирование эксперимента в исследованиях сельскохозяйственных процессов Текст. / C.B. Мельников, В. Р. Алешкин, П. М. Рощин. М.-Л.: Колос, 1972. — 200 с.
  145. , В.В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов Текст. / В. В. Налимов, H.A. Чернова. М.: Наука, 1965. — 310 с.
  146. Box, G.E.P. Bayesian inference in statistical analysis Text. / G.E.P. Box, G.G. Tiao. Addison-Wesley Publ. Company, 1973. — 579 p.
  147. Новые идеи в планировании эксперимента Текст. / Под ред. В. В. Налимова. М.: Наука, 1969. — 333 с.
  148. , М.И. Планирование эксперимента и обработка их результатов: монография Текст. / М. И. Юдин. Краснодар: КГАУ, 2004. -239 с.
  149. Боровиков, В.П. STATISTIKA. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов Текст. / В. П. Боровиков. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. 688 с.
  150. , Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. Справочное руководство Текст. / Л. З. Румшинский. М.: Наука, 1971.-192 с.
  151. , Ю.Б. Атлас макро- и микроструктур сварных соединений Текст. /Ю.Б.Малевский М [и др.]. Киев: Машгиз, 1961. — 120 с.
  152. Атлас структур сварных соединений Текст. / Ф. Хорн- русский перевод. М.: Металлургия, 1977. — 288 с.
  153. У.С. Исследование термического и термомеханического упрочнения металла, наплавленного вибродуговым способом при восстановлении автотракторных деталей: автореферат дисс.. канд. техн. наук / Вагапов У. С. Уфа, 1971. — 18 с.
  154. , М.З. Разборные образцы для исследования электроконтактной наплавки Текст. / М. З. Нафиков, И. И. Загаров, Р. Н. Сайфуллин // Ремонт, восстановление, модернизация. — 2008. — № 5. — С.41.
  155. , И.В. Трение и износ Текст. / И. В. Крагельский. — М.: Машиностроение, 1968. 480 с.
  156. В.П. Прочность и износостойкость деталей машин Текст. / В. П. Когаев, Ю. Н. Дроздов. -М.: Высшая школа, 1991.-319 с.
  157. , Б.И. Испытание металлов на износ. (Методы и машины) Текст. / Б. И. Костецкий [и др.]. Киев-М.: Машгиз, 1955. — 127 с.
  158. , В.Ф. Износ деталей сельскохозяйственных машин. (Методика экспериментальных исследований) Текст. / В. Ф. Лоренц. М.: Машгиз, 1945.-93 с.
  159. , А.Д. Ускоренные испытания тракторов, их узлов и агрегатов Текст. / В. Ф. Лоренц. М.: Машиностроение, 1973. — 206 с.
  160. Рекомендации по ускоренным испытаниям восстановленных деталей Текст. / ГОСНИТИ. М.:ГОСНИТИ, 1979.-48 с.
  161. , B.C. Исследование влияниям условий процесса электроимпульсной наплавки на свойства покрытия при восстановлении деталей автомобилей и тракторов: автореферат дисс.. канд. техн. наук / B.C. Ибрагимов. М., 1962. — 18 с.
  162. , В.Н. Теория, конструкция и расчет тракторных и автомобильных двигателей Текст. / В. Н. Болтинский. М.: Сельхозгиз, 1962.-391 с.
  163. , Ф.Я. Влияние пористости на износостойкость покрытий, полученных электроконтактным напеканием (ЭКН) металлических порошков Текст. / Ф. Я. Гатапов, С. М. Стрелков // Сб. науч. тр./ЧИМЭСХ. Челябинск: ЧИМЭСХ, 1973. — Вып.58. — С.74−80.
  164. Ч.И. Исследование свойств поверхностных слоев отремонтированных деталей в связи с выбором рационального способа ремонта: автореферат дисс.. канд. техн. наук / Ч. И. Згирский. Челябинск, 1962. — 19 с.
  165. Руководящий технический материал. Восстановление деталей типа «вал» контактной приваркой ленты Текст. / ГОСНИТИ. М.: ГОСНИТИ, 1982.- 8 с.
  166. Сороко-Новицкая, A.A. Исследование влияния состава, твердости и структуры углеродистых сталей на их сопротивление абразивному изнашиванию: автореферат дисс.. канд. техн. наук / A.A. Сороко-Новицкая. М.: 1959. — 20 с.
  167. К.Н. Исследование влияния остаточных напряжений на предел выносливости деталей, наплавленных под слоем флюса: автореферат дисс.. канд. техн. наук / К. Н. Левин. Саратов, 1970. — 18 с.
  168. , М.В. Определение модуля нормальной упругости в покрытиях Текст. / М. В. Ефименко, Л. И. Дехтярь // Сб. науч. тр. / Кишиневского сельскохозяйственного института. — Кишинев: КСХИ, 1975. — Т.138. — С.44−47.
  169. , Л.И. Определение модулей упругости в неоднородных материалах Текст. / Л. И. Дехтярь, Б. В. Зильберман // Сб. науч. тр. / Кишиневского сельскохозяйственного института. — Кишинев: КСХИ, 1974. -Т.112. С.4−13.
  170. , A.M. Определение остаточных поверхностных напряжений в деталях ГТД с использованием лазерного интерферометра Текст. / A.M. Смыслов, С. П. Павлинич, Дубин А. И. // Упрочняющие технологии и покрытия. 2007. -№ 11.- С.47−49.
  171. , H.H. Измерение остаточных напряжений в трубах Текст. / H.H. Давиденков // Журнал технической физики. 1931. — Вып.1. -Т.1.
  172. , И.А. Остаточные напряжения Текст. / И. А. Биргер. М.: Машгиз, 1963. — 232 с.
  173. , Г. А. Определение остаточных напряжений в сварных соединениях и восстановленных деталях сельскохозяйственной техники Текст. / Г. А. Игнатьев, М. Н. Фархшатов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2007. № 1. — С.25−27.
  174. А. с. 1 717 941 СССР, МКИ7 G 01 В 5/30. Способ определения остаточных напряжений в объекте и устройство для его осуществления / А. Г. Игнатьев (СССР) и др. Опубл. 07.03.92, Бюл. № 9.
  175. , А.Г. Метод и технические средства измерения остаточных сварочных напряжений Текст. / А. Г. Игнатьев // Вестник ЮУрГУ. 2003. — № 9 (25). — Серия Машиностроение. — Вып. 4. — С.189−198.
  176. , М.В. Исследование остаточных сварочных напряжений методом топографической интерферометрии / М. В. Шахматов и др. // Сварочное производство. № 5 — 1998. — С. 5−7.
  177. , В. Усталостные испытания и анализ их результатов- русский перевод Текст. / В. Вейбулл. М.: Машиностроение, 1964. — 275 с.
  178. , B.C. Методика усталостных испытаний образцов большого диаметра (до 100 мм), наплавленных вибродуговым способом Текст. / B.C. Ибрагимов [и др.]. // Сб. Эксплуатация и ремонт машинно-тракторного парка. Уфа: БСХИ, 1972. — С.83−87.
  179. , Д.А. К определению пределов выносливости натурных деталей машин Текст. / Д. А. Игнатьков // Сб. науч. тр. / Кишиневского сельскохозяйственного института. Кишинев: КСХИ, 1974. -Т.112. — С. 18−22.
  180. , П.И. О методе определения предела выносливости по испытанию одного образца Текст. / П. И. Кудрявцев // Сб. науч. тр. — М.: ЦНИИТМАШ, 1961.
  181. Рекомендации по ускоренному определению пределов выносливости натурных деталей машин. Метод Локати Текст. / ВНИИТМАШ. М.: ВНИИТМАШ, 1971.-37 с.
  182. , Б.М. Ускоренное определение предела выносливости сварных соединений Текст. / Данилко Б. М. [и др.]. // Автоматическая сварка. -1972. № 2. — С.22−25.
  183. , B.C. Исследование усталостной прочности деталей, восстановленных различными способами вибродуговой наплавки Текст. /
  184. B.C. Ибрагимов и др. // Сб. Эксплуатация и ремонт машинно-тракторного парка. Уфа: БСХИ, 1973.
  185. В.П. Применение метода Локати для оценки восстановления при ремонте деталей машин Текст. / В. П. Лялякин, А. И. Лужнов // Сб.: Ремонт и диагностика машин. Калуга, 1973.
  186. , Л.М. Метод ускоренной оценки предела выносливости при ступенчатом нагружении Текст. / Л. М. Школьник, Д. П. Марков, Л. А. Усова // Заводская лаборатория. 1981. — № 6. — С.95−96.
  187. , АЛ. Выбор рационального метода восстановления изношенных посадочных шеек поворотных кулаков грузовых автомобилей: дисс. канд. техн. наук / А. П. Манаенков. М., 1990. — 201 с.
  188. , В.Б. Математические методы планирования эксперимента при изучении нетканых материалов Текст. / В. Б. Тихомиров. -М.: Легкая индустрия, 1965. — 158 с.
  189. , Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров- русский перевод Текст. / Г. Корн, Т. Корн. М.: Наука, 1970. -720с.
  190. , B.C. Автоматическая вибродуговая наплавка Текст. / B.C. Нассонов, А. И. Горчаков, И. Е. Ульман. М.: Колос, 1972. — 136 с.
  191. , А.Я. Физико-химические характеристики покрытий, подвергнутых ТМО Текст. / А. Я. Ханин, Т. З. Рахматуллин // Сб. Прогрессивные способы восстановления деталей машин и повышения их прочности. Кишинев: КСХИД979. — С.94−95.
  192. , Н.Ф. Металловедение и термическая обработка Текст. / Н. Ф. Болховитинов. — М.: Машиностроение, 1965. — 503 с.
  193. , И.И. Теория термической обработки металлов Текст. / И. И. Новиков. М.: Металлургия, 1974. — 400 с.
  194. , P.A. Термодинамика твердого состояния Текст. / P.A. Сверлин. М.: Металлургия, 1968. — 314 с.
  195. , A.C. Влияние окисных пленок на формирование соединения при сварке металлов без оплавления Текст. / A.C. Гельман, М. В. Большаков // Сварочное производство. 1967. — № 10.- С.23−26.
  196. , Б.С. Формирование соединения при сварке без оплавления Текст. / Б. С. Касаткин, Г. Н. Кораб // Автоматическая сварка. -1967. № 4. — С.33−38.
  197. Погоди н-Алексеев Г. И. Динамическая прочность и хрупкость металлов Текст. / Г. И. Погодин-Алексеев. М.: Машиностроение, 1966. -244 с.
  198. , И.С. Сопротивление материалов Текст. / И. С. Синяговский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Колос, 1968. — 456 с.
  199. , A.A. Металлография сварных швов Текст. / A.A. Россошинский. М. — Киев: Машгиз, 1961. — 206 с.
  200. , M.B. Исследование и расчет остаточных напряжений в деталях, восстановленных вибродуговой наплавкой: автореферат дисс.. канд. техн. наук. / М. В. Авдеев. Челябинск, 1965. — 19 с.
  201. , И.В. Усталость сварных конструкций Текст. / И. В. Кудрявцев. М.: Машиностроение, 1976. — 271 с.
  202. , Ф.Х. Влияние физико-механических свойств и остаточных напряжений электроискровых покрытий на износостойкость сопряжений Текст. / Ф. Х. Бурумкулов, М. А. Окин, В. И. Иванов // Ремонт, восстановление, модернизация. 2009. — № 2.- С. 17−23.
  203. , Э.Л. Исследование термомеханической обработки металлопокрытия при восстановлении автотракторных деталей вибродуговой наплавкой: автореферат дисс.. канд. техн. наук / Э. Л. Левин. Уфа, 1967. -18 с.
  204. , М.М. Исследование качества автотракторных деталей, восстановленных с применением комбинированной и совмещенной упрочняюще-размерной обработки: автореферат дисс.. канд. техн. наук / М. М. Сафаров. Уфа, 1975. — 18 с.
  205. Технологические остаточные напряжения Текст. / Под ред. A.B. Подзея. М.: Машиностроение, 1973. — 216 с.
  206. , Г. Ф. Остаточные напряжения, прочность и деформации при поверхностной закалке токами высокой частоты Текст. / Г. Ф. Головин. Л.: Машиностроение, 1978. — 144 с.
  207. , М.Н. Определение остаточных напряжений покрытий, нанесенных электроконтактной приваркой ленты из коррозионностойких сталей Текст. / М. Н. Фархшатов // Вестник Оренбургского государственного университета 2006— № 10, — С.403−410.
  208. , М.С. Технология упрочнения Текст.: в 2-х т. / М. С. Поляк. -М.: «Л.В, М.-СКРИПТ», Машиностроение, 1995. Т.1. — 832 с.
  209. М.С. Технология упрочнения Текст.: в 2-х т. / М. С. Поляк. -М.: «Л.В, М.-СКРИПТ», Машиностроение, 1995. Т.2. — 688 с.
  210. , Р.Н. Ударная вязкость образцов с покрытиями, полученными электроконтактной приваркой Текст. / Р. Н. Сайфуллин [и др.] // Упрочняющие технологии и покрытия. 2009. — № 10. — С.24−27.
  211. , М.З. Формирование сплошного металлопокрытия при электроконтактной наплавке валов Текст. / М. З. Нафиков // Упрочняющие технологии и покрытия. 2006. — № 9. — С.24−29.
  212. , М.З. Математическая модель формирования соединения при электроконтактной наплавке (наварке) проволоки Текст. / М. З. Нафиков, И. И. Загиров // Технология машиностроения. 2008. — № 6. — С.62−66.
  213. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 006 614 259. Зона образования соединения в пределах контактных площадок / М. З. Нафиков, Р. Н. Сайфуллин, И. И. Загиров. Регистр. 13.12.06.
  214. , М.З. Электроконтактная наплавка эффективный способ восстановления валов Текст. / М. З. Нафиков // Упрочняющие технологии и покрытия. — 2007. -№ 11. — С.21−24.
  215. , М.З. Рекомендации по разработке технологических процессов восстановления изношенных деталей типа «вал» электроконтактной наплавкой (приваркой) стальных проволок / М. З. Нафиков и др. // Уфа: ООО «Штайн», 2009. 43 с.
  216. , В.В. Разработка технологии восстановления циклически нагруженных валов многослойной электроконтактной наваркой проволокой: дисс. .канд. техн. наук / В. В. Зезюля. — М., 2009. — 155 с.
  217. A.c. 1 449 305 СССР, МКИ4 В23Р6/00. Способ восстановления валов электроконтактной наплавкой / М. З. Нафиков, B.C. Ибрагимов (СССР). -№ 4 193 369/30−27- заявл. 09.02.87- опубл. 07.01.89, Бюл. № 1. 3 е.: ил.
  218. , М.З. Защита шпоночных пазов при восстановлении изношенных валов Текст. / М. З. Нафиков, Н. С. Юдин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1990. — № 4. — С.52.
  219. , Б.Е. Электрооборудование для контактной сварки. Элементы теории Текст. / Б. Е. Патон, В. К. Лебедев. М.: Машиностроение, 1969.-439 с.
  220. , Ю.В. О возможности автоматического управления процессом электроконтактной наплавки Текст. / Ю. В. Клименко // Автоматическая сварка. 1977. — № 1. — С.56−58.
  221. А.с.923 064 СССР, М КИ В 23К11/06. Способ регулирования процесса электроконтактной наплавки / М. З. Нафиков, B.C. Ибрагимов (СССР).
  222. A.c. 1 434 640 СССР, МКИ4 В23К11/08. Способ электроконтактной роликовой наплавки / М. З. Нафиков, B.C. Ибрагимов (СССР). № 4 211 153/31−27- заявл.09.02.87.
  223. , М.З. Структура металлопокрытий, сформированных электроконтактной наплавкой стальных проволок Текст. / И. И. Загиров, М.З.
  224. Нафиков // Материалы XLXII международной научно-технической конференции «Достижения науки агропромышленному производству». -Челябинск: ЧГАУ, 2008. — 4.2. — С.117−122.
  225. A.c. 880 662 СССР, МКИ3 В 23К11/30. Электрод для контактной сварки Текст. / М. З. Нафиков, B.C. Ибрагимов (СССР). № 2 738 225/25−27- заявл.21.03.79- опубл. 15.11.81, Бюл. № 42.-2 е.: ил.
  226. A.c. 1 530 380 СССР, МКИ4 В23К11/30. Способ изготовления ролика-электрода / М. З. Нафиков, Н. С. Юдин, В. С. Ибрагимов (СССР). № 4 339 247/30−27- заявл. 04.12.87- опубл.23.12.89, Бюл. № 47. -2 е.: ил.
  227. , М.З. Разработка механизма для подачи электродной ленты Текст. / М. З. Нафиков, Н. С. Юдин, В. А. Борисенко // Вестник Челябинского государственного агроинженерного университета. 1996. -т.16. — С.95−97.
  228. , Ю.В. Механизм подачи и формирования ленточного электрода Текст. / Ю. В. Белоусов, JI.K. Лещинский // Автоматическая сварка. 1974. — № 9. — С.71−73.
  229. , М.З. Наплавка валиков различной ширины одной электродной лентой Текст. / М. З. Нафиков, Н. С. Юдин // Ремонт, восстановление, модернизация. 2007. — № 8. — С.22−24.
  230. Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники Текст. М.: ВНИИЭСХ, 1998. — с. 220.
  231. , А.Г. Расчет эффективности восстановления изношенных деталей Текст. / А. Г. Схиртладзе // Ремонт, восстановление, модернизация. 2004. — № 2. — С. 2−4.
  232. , A.B. Методика определения экономической эффективности восстановления подвижных соединений методом подбора размеров пар трения Текст. / A.B. Чепурин, И. Н. Кравченко // Ремонт, восстановление, модернизация. 2008. — № 2. — С.38−42.
  233. Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. 4.II. Нормативно-справочный материал Текст. М.:МСХиП РФ, 1998. — 252 с.
  234. , В.А. Техническое нормирование ремонтных работ в сельском хозяйстве Текст. / В. А. Матвеев. М.: Колос, 1979. — 288 с.
  235. Справочник технолога-машиностроителя Текст.: В 2-х т. / под ред. A.M. Дальского. 5-е изд., исправл. — М.: Машиностроение-1, 2003. — Т.2. -944 с.
  236. , В.И. Ремонт автомобилей и двигателей Текст. / В. И. Карагодин. — 2-ое изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия" — Мастерство.
  237. , М.Н. Повышение ресурса автотракторных деталей при их восстановлении Текст. / М. Н. Фархшатов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2006. — № 6. — С.31−33
  238. , М.З. Исследование и разработка технологии восстановления автотракторных деталей типа «вал» электроконтактной наплавкой проволокой: автореферат дисс.. канд. техн. наук / М. З. Нафиков. Уфа, 1975.-19 с.
Заполнить форму текущей работой