Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Влияние полового диморфизма на успешность и эффективность локального альфа-стимулирующего тренинга у спортсменов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование локального альфа-стимулирующего тренинга (ЛАСТ) при подготовке спортсменов позволяет оптимизировать тренировочную и повысить успешность соревновательной деятельности. В литературе отсутствуют данные о применении ЛАСТ при подготовке спортсменов с учетом полового диморфизма, в частности о влиянии ЛАСТ на функциональное состояние юношей и девушек, биоэлектрическую активность… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (БОС) ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА
    • 1. 1. Основные положения биоуправления
    • 1. 2. Биоэлектрическая активность головного мозга и методы её изучения
    • 1. 3. Биоуправление в медицине и спорте
    • 1. 4. Биоуправление по параметрам электроэнцефалограммы
      • 1. 4. 1. Использование электроэнцефалографического биоуправления в лечебной практике
      • 1. 4. 2. Нейробиоуправление в спорте
  • 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика обследованных лиц
    • 2. 2. Локальный альфа-стимулирующий тренинг
    • 2. 3. Определение функциональных асимметрий
    • 2. 4. Определение фаз овариально-менструального цикла
    • 2. 5. Оценка эффективности локального альфа-стимулирующего тренинга
    • 2. 6. Статистический анализ полученных данных
  • 3. ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКАЯ И ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ПОСЛЕ КУРСА ЛАСТ
    • 3. 1. Электроэнцефалографические изменения в течение курса ЛАСТ
    • 3. 2. Хронобиологическая оценка восприятия времени юношами и девушками после курса ЛАСТ
    • 3. 3. Изменение функционального состояния спортсменов после курса
  • ЛАСТ
  • 4. ВЛИЯНИЕ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА НА УСПЕШНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛАСТ
    • 4. 1. " Фоновая" биоэлектрическая активность головного мозга и ее изменение в течение успешного и неуспешного ЛАСТ у юношей и девушек
    • 4. 2. Хронобиологическая оценка представлений о восприятии времени юношами и девушками с различной успешностью JIACT
    • 4. 3. Влияние успешности ЛАСТ на функциональное состояние юношей и девушек
  • 5. ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕШНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАСТ ОТ ФАЗЫ ОВАРИАЛЬНО-МЕНСТРУАЛЬНОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА 5.1 .Биоэлектрическая активность головного мозга в разные фазы овариально-менструального цикла
    • 5. 2. Хронобиологическая оценка представлений о восприятии времени девушками в разные фазы овариально-менструального цикла
    • 5. 3. Изменение функционального состояния девушек, прошедших курс ЛАСТ в разные фазы овариально-менструального цикла

Влияние полового диморфизма на успешность и эффективность локального альфа-стимулирующего тренинга у спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования по биоуправлению различными функциями организма человека насчитывают более чем тридцатилетнюю историю [162,214], в настоящее время оно широко применяется в различных областях медицины [123,155,164,191 и др.] и образования [176,203,224 и др.]. Биоуправление, сущность которого заключается в направленной коррекции функций различных систем организма, является одним из немедикаментозных методов лечения [162]. Независимо от выбираемых физиологических систем и моделей биоуправления нейродинамика остается доминирующей конструкцией, от эффективности модификации которой зависит результат тренинга [166].

Электроэнцефалографическая биологическая обратная связь позволяет произвольно изменять биоэлектрическую активность головного мозга, воздействуя в первую очередь на нейродинамику, как основу всей жизнедеятельности человека [106,135], что приводит к изменениям мозгового кровотока [272] с последующей коррекцией функций висцеральных систем [123] и функционального состояния человека, включая психоэмоциональную и мо-тивационную сферы [220]. Наиболее перспективным направлением является альфа-стимулирующий тренинг, благодаря его эффективности при различных заболеваниях [89,237,278].

Использование локального альфа-стимулирующего тренинга (ЛАСТ) [146] при подготовке спортсменов позволяет оптимизировать тренировочную и повысить успешность соревновательной деятельности [65,112,154]. В литературе отсутствуют данные о применении ЛАСТ при подготовке спортсменов с учетом полового диморфизма, в частности о влиянии ЛАСТ на функциональное состояние юношей и девушек, биоэлектрическую активность их головного мозга и хронобиологическую оценку представлений о восприятии времени, а также спортивный результат. К настоящему времени не изучена успешность и эффективность ЛАСТ у юношей и девушек, а также влияние его на «фоновую» электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Подобная информация представляет не только общетеоретический интерес с позиции интегративной физиологии [32], но и имеет большое прикладное значение для разработки методических подходов с целью совершенствования спортивной подготовки юношей и девушек.

Цель исследования: изучить механизм влияния полового диморфизма на успешность и эффективность JIACT у спортсменов.

Задачи исследования:

1. Изучить характер «фоновой» биоэлектрической активности головного мозга в тета-, альфаи бетадиапазонах до и после курса ЛАСТ и изменения ЭЭГ в процессе сеансов тренинга у юношей и девушек.

2. Выявить изменения хронобиологической оценки представлений о восприятии времени, а также изучить динамику функционального состояния юношей и девушек после курса ЛАСТ.

3. Оценить влияние фаз овариально-менструального цикла на успешность и эффективность ЛАСТ у девушек.

Научная новизна. Впервые изучена динамика биоэлектрической активности головного мозга в процессе проведения ЛАСТ у юношей и девушек и сопутствующие ей изменения функционального состояния спортсменов.

После ЛАСТ изменяется характер «фоновой» ЭЭГ, что проявляется в «сглаживании» межполушарной асимметрии по альфа-ритму у девушек. В течение сессий ЛАСТ не выявлено различий между юношами и девушками по амплитуде ритмов ЭЭГ. Возможности произвольной регуляции амплитуды альфа-ритма с целью его повышения в течение курса ЛАСТ у юношей и девушек одинаковы.

Успешность тренинга может быть высокой и низкой как у юношей, так и у девушек. Относительная величина прироста амплитуды альфа-ритма за курс ЛАСТ по отношению к его значению в начале курса в группах юношей и девушек с высокой успешностью тренинга составляет 40,17 ± 3,8% и 35,13 ± 4,2% соответственно. После ЛАСТ происходит «сглаживание» различий в фоновой" ЭЭГ между девушками с высокой и низкой успешностью тренинга. Наиболее высокие регуляторные возможности мозговых механизмов отмечаются в группе девушек с высокой успешностью тренинга (минимальное соотношение тета-и альфа-ритмов составляет 0,38 ± 0,03).

Характер «фоновой» ЭЭГ до тренинга изменяется в разные фазы овари-ально-менструального цикла у девушек. После ЛАСТ «сглаживается» меж-полушарная асимметрия по альфа-ритму в группе девушек, начинающих тренинг в фолликулярную фазу, появляется выраженная межполушарная асимметрия по бета-ритму в группе девушек, начинающих ЛАСТ в овуляцию. Все девушки, начинающие ЛАСТ в овуляцию, являются высокоуспешными (Р<0,05), а большинство девушек, начинающие тренинг в лютей-новую фазу, являются низкоуспешными (Р<0,01).

ЛАСТ вызывает изменение хронобиологической оценки представлений человека о восприятии им времени, выражающееся в увеличении длительности «индивидуальной минуты» у юношей и более точном ее отмеривании у девушек. Девушки лучше дифференцируют настоящее и будущее время, а юноши — прошедшее и настоящее. После ЛАСТ все спортсмены отдают предпочтение фактору «активность» в настоящем времени и фактору «величина» в будущем. Девушки перестают дифференцировать быстрых лиц, предпочитая, как и юноши, медленных. У девушек формируется отрицательное отношение к медлительности.

В эмоционально-мотивационной сфере девушек с высокое успешностью тренинга отмечаются более выраженные изменения, у них появляется удовлетворенность со стремлением к общению и активности. У всех остальных спортсменов появляется потребность активно действовать и добиваться успеха. У всех девушек появляется стремление к контактам, как и у юношей до тренинга. У девушек, начинающих курс ЛАСТ в лютеиновую фазу, накапливаются отрицательные эмоции (гнев, раздражительность, мстительность), но улучшается состояние спортивной работоспособности.

После JIACT у всех спортсменов улучшается функциональное состояние. У юношей преобладают изменения в области спортивной работоспособности, увеличивается стремление к творчеству. Функциональное состояние девушек под влиянием ЛАСТ изменяется в большей степени, чем юношей, но, в основном, улучшается общее состояние, усиливается контроль эмоционального состояния и тактического мышления на тренировках.

Практическая значимость. Данные об изменении в течение курса ЛАСТ ритмов ЭЭГ у юношей и девушек и связанных с ними посттренинговых эффектах пополняют знания о возможности и необходимости применения тренинга для оптимизации адаптации юношей и девушек к условиям тренировочной и соревновательной деятельности. Это позволяет проводить курс ЛАСТ для подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям с учетом индивидуальных особенностей биоэлектрической активности головного мозга и фаз овариально-менструального цикла у девушек. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки как начинающих спортсменов, так и спортсменов высокой квалификации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Юноши и девушки не имеют статистически значимых различий в характере биоэлектрической активности головного мозга в течение сессий ЛАСТ. Они в равной степени обладают способностью регуляции амплитуды альфа-ритма с целью его повышения в процессе тренинга.

2. Характер и величина посттренинговых эффектов зависят от полового диморфизма и успешности тренинга. У девушек улучшается общее состояние, а у юношей — спортивная работоспособность. Девушки перестают различать быстрых лиц, но у них появляется активность и стремление к контактам, предпочтение медленных лиц, как и у юношей.

3. Величина относительной прибавки амплитуды альфа-ритма и успешности ЛАСТ у девушек зависит от фазы овариально-менструального цикла в начале тренинга. Успешность и эффективность тренинга выше прежде всего у девушек, начинающих ЛАСТ в овуляцию, затем — фолликулярную и ниже в лютеиновую фазу цикла. Улучшение функционального состояния после курса ЛАСТ отмечают все спортсменки.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования доложены на 7 конференциях: Третьей Всероссийской конференции «Биоуправление в медицине и спорте» (г. Омск, март, 2001), XVIII съезде физиологического общества им. И. П. Павлова (г. Казань, сентябрь, 2001), Научно-методической конференции «Физическая культура и спорт в XXI веке» (г. Томск, ноябрь, 2001), Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» (г. Омск, декабрь, 2001), Третьей региональной научно-практической конференции «Национально-региональное образование по физической культуре и спорту» (г. Сургут, январь, 2002), Четвертой Всероссийской конференции «Биоуправление в медицине и спорте» (г. Омск, апрель, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в современных условиях: теория, практика и перспективы» (г. Омск, ноябрь, 2002).

Объем и структура диссертации: Диссертация изложена на 161 странице машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, изложения материалов и методов исследования, трех глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включающего 281 источник, из них 175 работ отечественных и 106 — иностранных авторов, и приложений. Текст иллюстрирован 48 таблицами и 7 рисунками.

ВЫВОДЫ:

1. Межполушарная асимметрия по альфа-ритму в «фоновой» биоэлектрической активности головного мозга у девушек после курса ЛАСТ, «сглаживается». Характер «фоновой» биоэлектрической активности головного мозга до тренинга изменяется в разные фазы овариально-менструального цикла у девушек. После ЛАСТ уменьшается межполушарная асимметрия по альфа-ритму у девушек, начинающих ЛАСТ в фолликулярную фазу, и появляется выраженная межполушарная асимметрия по бета-ритму у девушек, начинающих ЛАСТ в овуляцию.

2. Половой диморфизм не влияет на величину успешности тренинга и на способность произвольно управлять амплитудой альфа-ритма с целью его повышения. Относительная величина прироста амплитуды альфа-ритма в течение сеансов ЛАСТ, по сравнению с его значением в начале тренинга у юношей составляет 21,05 ± 3,75%, а у девушек — 21,13 ± 3,01%.

3. После ЛАСТ изменяется хронобиологическая оценка представлений спортсменов о восприятии времени. У юношей отмечено увеличение длительности «индивидуальной минуты». У девушек выявлено более точное её отмеривание и формирование отрицательного отношения к медлительности. После тренинга все спортсмены предпочитают факторы: «активность» в настоящем времени и «величина» в будущем. Юноши лучше дифференцируют прошедшее и настоящее, а девушки — настоящее и будущее время.

4. Функциональное состояние юношей после ЛАСТ характеризуется повышением спортивной работоспособности и проявлением творческой активности, а у девушек улучшается общее состояние и усиливается контроль эмоционального состояния в процессе тренировки. Как у девушек, так и у юношей появляется стремление к контактам. Изменения в эмоциональной сфере девушек с высокой успешностью ЛАСТ более выражены и характеризуются удовлетворенностью со стремлением к общению и активности.

5. Успешность и эффективность ЛАСТ у девушек зависят от фазы овариально-менструального цикла, в которую начинается курс тренинга. Наиболее высокими возможностями управления амплитудой альфа-ритма обладают девушки, начинающих ЛАСТ в овуляцию. Девушки менее успешно справляются с задачей тренинга, если начинают его в фолликулярную фазу. Тренинг, начинавшийся в лютеиновую фазу, был наименее успешным и сопровождался накоплением отрицательных эмоций (гнев, раздражительность, мстительность) и увеличением спортивной работоспособности.

Практические рекомендации.

1. Использование курса ЛАСТ при подготовке спортсменов необходимо проводить с учетом полового диморфизма.

2. При проведении курса ЛАСТ у спортсменок следует учитывать фазу овариально-менструального цикла в начале тренинга.

3. Для достижения более высокой успешности и эффективности ЛАСТ у девушек сеансы тренинга лучше всего начинать в овуляцию. Хорошие результаты достигаются при начале сеансов в фолликулярную фазу овариально-менструального цикла. Наименее удачным является начало тренинга в лютеиновую фазу цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.В. Полифункциональный мультипараметрический комплекс для функционального биоуправления /А.В. Адамчук, С. М. Захаров, А.А. Скоромохов// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 287 — 292.
  2. , Т.А. Биообратная связь в лечении гипертонической болезни: механизмы действия и предикторы эффективности /Т.А. Айвазян// Биоуправление 2: теория и практика. — Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1993. -С.105- 107.
  3. , Г. Т. Онтогенетические особенности ЭЭГ-активности здоровых детей 1−3 лет в состоянии покоя /Г.Т. Агаева, А.Р. Аллахвердиев// 4 Съезд физиологов Сибири: Тезисы докладов. Новосибирск: СО РАМН, 2002.-С. 5.
  4. , Д.П. Использование мультипараметрического мониторинга для контроля эффективности процедур БОС-тренинга /Д.П. Аксенов, С. М. Захаров, А.А. Скоморохов// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. С. 52 — 59.
  5. , В.П. К анализу эффективности ЭЭГ-альфа-стимули-рующего биоуправления /В.П. Артемов, Е.Н. Карогланова// Биоуправление- 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 305 — 307.
  6. , Э.Б. Различия в месячных колебаниях умственной работоспособности у здоровых женщин в зависимости от фактора интро-экстраверсии /Э.Б. Арушанян, Г. К. Боровкова// Физиология человека. -1993. Т. 19,№ 1.-С. 119−123.
  7. Анатомо-физиологические особенности женского организма /А.Р. Радзиевский, Т. А. Лоза, A.M. Гашумов, П.А. Радзиевский// Женский спорт.- Киев: Здоровье, 1975. С. 10.
  8. , В.А. Электроэнцефалографический БОС-тренинг в адаптации человека к экстремальным ситуациям /В.А. Астахов, И.В. Дмитриев// Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. — № 1 (91). — С. 67 — 71.
  9. , Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. /Л.И. Афтанас. Новосибирск: СО РАМН, 2000.-С.126.
  10. , Л.И. Центральные механизмы опознания и переживания эмоций у человека /Л.И. Афтанас// 4 Съезд физиологов Сибири: Тезисы докладов. Новосибирск: СО РАМН, 2002. — С. 21.
  11. , О.М. Некоторые психофизиологические характеристики женщин-музыкантов в течение эстрального цикла /О.М. Базанова, А.С. За-камалдин, А.А. Устинов// 4 Съезд физиологов Сибири: Тезисы докладов. -Новосибирск: СО РАМН, 2002. С. 25.
  12. , В.Н. Новый комплекс для биоуправляемой лазерной терапии /Баранов В.Н.// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы II Всероссийской конференции, 23 24 марта 2000 года. — Омск: ИМБК СО РАМН, СибГАФК, 2000. — С. 5 — 6.
  13. , Д.Р. Средний уровень асимметрии волн ЭЭГ как возможный коррелят свойства лабильности полушарий головного мозга /Д.Р. Белов, И.Е. Кануников// Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова.1991.-Т. 77,№ 10.-С. 1−9.
  14. , Н.П. Нейрофизиологическое изучение психической деятельности человека /Н.П. Бехтерева// Клиническая нейрофизиология. Л.: Наука, 1972. — С. 191 — 223.
  15. , Н.П. Здоровый и больной мозг человека. /Н.П. Бехтерева -Л.: Наука, 1980.-208 с.
  16. Биоповеденческая терапия в лечении гастродуоденальной язвенной болезни /Д. В. Бадажнов, И. А. Бахтина, Ф, А. Журавель и др.// Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. — № 1 (91). — С. 59 — 62.
  17. Биологическая обратная связь в комплексе методов подготовки спортсменов /С.А. Бугаев, А. Ю. Водяной, Э. В. Никитина, Э.В. Солерс// Теория и практика физической культуры. 1986. — № 9. — С. 20 — 23.
  18. , О.Н. Особенности применения метода БОС у спортсменов каратистов /О.Н. Блюменталь// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы II Всероссийской конференции, 23 — 24 марта 2000 года. — Омск: ИМБК СО РАМН, СибГАФК, 2000. — С. 30 — 31.
  19. , О.В. Направленная коррекция биоритмологической структуры движений у спортсменов /О.В. Богданов, Н.Н. Василевский// Физиология человека. 1983. — Т. 9, № 3. — С. 390 — 395.
  20. , О.Я. Особенности проявления основного психофизиологического закона при работе человека в режиме биологической обратной связи /О.Я. Боксер// Физиология человека. 1994. — Т. 20, № 2. — С. 5 — 16.
  21. , О.Я. Функциональные биотехнические системы /О.Я. Боксер// Вестник РАМН. 1999, № 6. — С. 29 — 34.
  22. , Н.А. Нейробиоуправление в реабилитации больных опиатной зависимостью /Н.А. Бохан, А.Ф. Аболонин// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. С. 137 — 141.
  23. , Н.Н. Функциональные асимметрии человека. /Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  24. , С.А. Концептуальные модели обучения с помощью метода биологической обратной связи /С.А. Бугаев, А. Ю. Водяной, Э.В. Никитина// Биоуправление 2: Теория и практика. — Новосибирск: ИМБК СО РАМН, 1993.-С. 37−40.
  25. , М. Пространство и время в современной науке /М. Бунге// Вопросы философии. 1970. — № 7. — С. 80 — 92.
  26. , Н. Н. Экологическая фи. юлогия мозга. /Н.Н. Василевский JL: Медицина, 1979. — 200 с.
  27. , Н.Н. Биоуправление с обратной связью: итоги и некоторые новые данные о нейронных и системных механизмах /Н.Н. Василевский, И. М. Киселев, З.А. Алексанян// Биоуправление: теория и практика. -Новосибирск: Наука, 1988.- С. 17−42.
  28. , Э.Р. Будущее физиологии /Э.Р. Вейбл// Физиология человека. -1998.-Т. 24, № 4.-С. 5−6.
  29. , Е.Г. Депрессия и биоуправление /Е.Г. Веревкин, В. Ю. Завьялов, О.С. Шубина// Бюллетень СО РАМН 1999. — № 1 (91). — С. 36 — 39.
  30. Веревкин, Е. Г Об одном методе двумерного статистического оценивания успешности биоуправления /Е.Г. Веревкин, JI.B. Недорезов// Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999а. — № 1 (91). — С. 9 — 13.
  31. , В.И. Философские мысли натуралиста. /В.И. Вернадский, В.И. М.: Наука, 1988. — 520 с.
  32. , Н.В. Специфика изменений ритмов ЭЭГ и эффективность вербальной мнестической деятельности у мужчин и женщин /Н.В. Вольф, О. М. Разумникова, А.Н. Голубев// Бюллетень СО РАМН 1997. — № 2 — С. 83 -86.
  33. , Н.В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой /Н.В. Вольф. Ростов-на-Дону: Издательство ООО «ЦВВР», 2000. — 240 с.
  34. , Н.В. Полушарные взаимодействия как нейрофизиологическая основа полового диморфизма в процессах вербальной памяти /Н.В. Вольф// XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 55.
  35. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности. /Н.И. Моисеева, Н. И. Караулова, С. В. Панюшкина, А. Н. Петров. Ташкент: Медицина, 1985. — 158 с.
  36. Гинекологическая эндокринология /Под ред. К. Н. Жмакина. Москва: Медицина, 1980. — 346 с.
  37. , В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография (картирование и локализация источников электрической активности мозга). /В.В. Гнездицкий. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. — 640 с.
  38. , В.В. Станет ли ЭЭГ методом нейровизуализации? /В.В. Гнездицкий, О. С. Корепина, Г. П. Пирлик// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 318 — 329.
  39. , Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. /Е.В. Гублер, А. А. Генкин. Л.: Медицина, 1973. — 142 с.
  40. , Н.Н. Психофизиология. /Н.Н. Данилова. М.: Аспект Пресс, 1998.-373 с.
  41. Динамика психофизиологических аспектов аддиктивного поведения в процессе использования альфа-стимулирующего тренинга /В.Ю. Завьялов, А. Б. Скок, М. Б. Штарк, О.С. Шубина// Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. — № 1(91). — С. 39 — 47.
  42. , А.Ю. Применение альфа-тренинга у спортсменов-игровиков (футбол, хоккей) /А.Ю. Дятлова// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы II Всероссийской конференции, 23 24 марта 2000 года. — Омск: ИМБК СО РАМН, СибГАФК, 2000. — С. 33 — 35.
  43. , И.Н. Биоуправление в клинике головной боли /И.Н. Ефремова// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002.-С. 300−302.
  44. , И. В. Адаптационные возможности организма студенток вразные фазы овариально-менструального цикла /И.В. Ефимова, Е.В. Буды-ка// Физиология человека. 1993. — Т. 19. № 1. — С. 112 — 114.
  45. , Е.А. Биоэлектрическая активность здорового и больного мозга человека /Е.А. Жирмунская// Клиническая нейрофизиология. -Л.: Наука, 1972.- С. 224−265.
  46. , Л.Р. Клиническая электроэнцефалография (с элементами эпилептологии). /Л.Р. Зенков. Таганрог: Издательство ТРТУ. — 996. -358 с.
  47. , A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний /A.M. Иваницкий// Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т.47, № 2. — С. 209 — 225.
  48. , A.M. Происхождение субъективных переживаний как проблема физиологии мозга человека /A.M. Иваницкий// Физиология человека. 1999а.-Т. 25,№ 1.- С. 59−61.
  49. , A.M. Физиология мозга о происхождении субъективного мира человека /A.M. Иваницкий// Журнал высшей нервной деятельности. -19 996.-Т.49, № 5.-С. 707−713.
  50. Игровое биоуправление как технология профилактики стресс-зависимых состояний /О.А. Джафарова, О. Г. Донская, А. А. Зубков, М.Б.
  51. Штарк// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002 В.-С. 86−96.
  52. Игровое биоуправление (история и современное состояние) /Р.И. Ве-ликохатский, О. А. Джафарова, О. Г. Донская и др.// Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. — № 1 (91). — С. 23 — 29.
  53. Индивидуально-типологические показатели функционального состояния человека-оператора в качестве сигналов БОС /Д.Н. Меницкий, Н. Б. Суворов, Н. В. Лазарев, С.Ф. Павлов// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 25 — 30.
  54. Использование возможностей БОС-тренинга для коррекции напряжения адаптации у студентов медицинского колледжа / Н. В. Васильев, Т. И. Подкопаева, Д. В. Загулова, М.А. Медведев// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 80 -86.
  55. Использование метода биологической обратной связи по электроэнцефалограмме в коррекции нарушений внимания у детей /В.А. Гринь-Яценко, Ю. Д. Кропотов, В. А. Пономарев и др.// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. С — 108 — 116.
  56. , М.Н. Опыт лечения заикания у взрослых методом биологической обратной связи /М.Н. Кисилева, О.Н. Вовк// Биоуправление 3: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1998. — С. 87 — 96.
  57. , С.П. Биоуправление в лечении неврозов: использование оперантного обусловливания на фоне слабых поляризующих мозг токов /С.П. Колядко, Н. А. Марута, Т.М. Воробьева// Биоуправление 3: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1998. — С. 194 — 202.
  58. Компьютерный альфа-тета-тренинг (интеллектуальная система) в комплексной реабилитации больных опийной наркоманией /Н.А. Бохан, С. В. Пронин, Н. А. Пронина, М.Б. Штарк// Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 1999. — № 1 (91). — С. 47 — 54.
  59. Компьютерные оздоровительные и лечебно-реабилитационные игры (новая ветвь биоуправления) /О.Г. Донская, Р. И. Великохатный, В.А. Дебе-лов и др.// Биоуправление 3: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1998.-С. 232−242.
  60. , Ф.И. Хрономедицина новое направление в медико-биологической науке и практике /Ф.И. Комаров, Ю. А. Романов, Н.И. Моисеева// Хронобиология и хрономедицина. — М.: Медицина, 1989. — С. 5 -17.
  61. Комплексный подход к оценке и коррекции стресса человека /В.Н. Васильев, В. В. Воронков, Д. В. Загулова и др.// XVII съезд физиологов России: Тезисы докладов. Ростов — на — Дону: РАН, 1998. — С. 335.
  62. Коррекция нервно-психических дизадаптивных нарушений с помощью метода функционального биоуправления с ЭЭГ-обратными связями /С.И. Сороко, Т. Ж. Мусуралиев, И. Н. Комаровер, В.В. Соложенкин// Физиология человека. 1995. — Т. 21, № 6. — С. 14 — 28.
  63. , О.Н. Особенности цветового выбора в тесте Люшера как показатели типичного эмоционального состояния летного состава /О.Н. Кузнецов, В. А. Егоров, Б.С. Францен// Космическая биология.-1990 Т. 24, № 2.-С. 15−18.
  64. , О.Н. Методы количественной оценки нарушения восприятия человека как личности в патопсихологическом исследовании /О.Н.
  65. , А.В. Лебедев, Н.А. Лукичев// Системный подход в использовании методов психологического исследования при решении научно-практических задач. Пенза, 1983. — С. 39 — 40.
  66. , С.Н. Биоуправление в тренировочном процессе: проблемы и перспективы /С.Н. Кучкин// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы IV Всероссийской конференции 8 9 апреля 2002 года. — Омск: ИМББ СО РАМН, СибГАФК, 2002. — С. 62 — 63.
  67. , В.И. ЭМГ биологическая обратная связь при лечении сколиоза у детей в режиме статического напряжения /В.И. Лаврикова, М. И. Кожевникова, B.C. Синякова// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. С. 178 — 185.
  68. , О.Ю. Профилактика хронического стресса среди подростков с использованием игрового компьютерного биоуправления /О.Ю. Лазарева// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 74 — 80.
  69. , Г. Ф. Биометрия. /Г.Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  70. , В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. /В.П. Леутин, Е. И. Николаева. -Новосибирск: Наука, 1988. 189 с.
  71. , А.А. Опыт использования альфа-тета тренинга для некоторых категорий кризисных больных /А.А. Лопатин// Биоуправление3: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 1998. — С. 188 — 194.
  72. Методики психодиагностики в спорте. /B.JI. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, J1.K. Серова. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
  73. , В.Г. Связь характеристик биоуправления ритмами ЭЭГ с показателями операторской деятельности /В.Г. Маркман, С. С. Кургузов, М.З. Хандов// Физиология человека. 1983. — Т.9, № 6. — С. 994 — 998.
  74. , В.Г. Адаптивное управление как метод регуляции функционального состояния человека /В.Г. Маркман, А.Н. Боргест// Биоуправление: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1988. — С. 43 — 51.
  75. , А.В. Электроэнцефалографические корреляты латентного торможения: роль фактора пола /А.В. Машукова// 4 Съезд физиологов Сибири: Тезисы докладов. Новосибирск: СО РАМН, 2002. — С. 176 — 177.
  76. Методические подходы к исследованию чувства времени у человека /О.Н. Кузнецов, А. И. Алехин, Т. В. Самохина, Н.И. Моисеева// Вопросы психологии. 1985. — Т. 31, № 4. — С. 140 -144.
  77. , А.В. Артифициальные стабильные функциональные связи. Новые возможности регуляции психофизиологического состояния /А.В. Миролюбов, И. Л. Соломин, А.Ю. Шикин// Физиология человека. -1988. Т. 14, № 6. — С. 883 — 891.
  78. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии эффективности тренинга /Н.Н. Василевский, Н. А. Мигаловская, С. Б. Никитина, A.M. Зингерман// Биоуправление 2: Теория и практика. — Новосибирск: ИМБК, 1993. — С. 65 — 75.
  79. , А.Ю. К терапии и реабилитации больных опийной наркозависимостью /А.Ю. Мозговой// Биоуправление 4: Теория и практика. -Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 302 — 305.
  80. , Ю.Б. Комплексный характер проблемы времени ЛО.Б. Молчанов// Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. Л., 1980. — С. 5 — 9.
  81. , О.В. Методика обучения детей 4−6 лет основным навыкам здорового образа жизни на основе биологической обратной связи. -Автореф. дисс. канд. пед. наук. /О.В. Морозова. Волгоград, 2000. — 26 с.
  82. Мотивационные модели в оценке готовности к лечению больных опийной наркоманией при проведении ЭЭГ-альфа-тета-тренинга /С.В. Пронин, Н. А. Пронина, О. Ю. Лазарева и др.// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 20 026. С. 133 — 137.
  83. , А.В. Особенности использования метода биологической обратной для лечения пациентов с психоэмоциональными нарушениями в зависимости от возраста /А.В. Муравьева, Н.С. Маляров// Биологическая обратная связь. 2000. — № 1. — С. 50 — 51.
  84. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека. /В.Д. Небылицын. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. — 386 с.
  85. Нейроэндокринология: Клинические очерки /Под ред. Е. И. Маровой. Москва: Медицина, 1999. — 349 с.
  86. Опыт использования альфа-стимулирующего тренинга для подготовки спортсменов /В.Г. Тристан, О. В. Погадаева, Л. П. Черапкина, В.В. Тристан// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002.-С. 242−246.
  87. Оценка эффективности и успешности метода биологической обратной связи в управлении потенциалами мозга /И.А. Святогор, И.А. Мохови-кова, С. С. Бекшаев, Т.А. Фролова// Биологическая обратная связь 2000 -№ 1 -С.8−11.
  88. , С.С. Биологическая обратная связь как метод лечения головных болей /С.С. Павленко// 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока: Тезисы докладов. Новосибирск: СО РАМН, 1997. — С. 167−168
  89. , Б.Я. К этиологии и патогенезу инфекционных психозов /Б.Я. Первомайский// Вопросы клиники, патофизиологии и лечения психических заболеваний. Луганск, 1968. — Вып. 9. — С.32 — 44.
  90. , Е.В. Применение метода психофизиологической коррекции при подготовке пациенток к программе ЭКО и ПЭ /Е.В. Платонова, Б. В. Леонов, В.Ю. Ледина// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 189−193.
  91. , О.В. Предикторы эффективности использования альфа-стимул ирующего тренингав спортивной тренировке. Автореф. дисс. канд. биол. наук. /О.В. Погадаева. — Томск, 2001. — 19 с.
  92. , Ю.Т. Современный женский спорт /Ю.Т. Похоленчук, Н.В. Свечникова// Киев: Здоровье, 1987. 192 с.
  93. , М.Н. Головная боль напряжения и биоуправление /М.Н. Пу-зин, О.С. Шубина// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 270 — 278.
  94. , О.М. Половые различия временной динамики межпо-лушарной асимметрии восприятия речевой информации /О.М. Разумникова, Н.В. Вольф// Бюллетень Сибирского отделения РАМН 1997. — № 2. — С. 87 — 89.
  95. , М.Н. Функциональная асимметрия мозга и амплитуда альфа-ритма /М.Н. Русалова// Журнал высшей нервной деятельности. 1998. -Т. 48, Вып. 3.-С. 391−395.
  96. , Т.В. Методы изучения психического времени как показателя адаптации /Т.В. Самохина, О. Н. Кузнецов, Н.И. Моисеева// Адаптационные возможности человека в условиях больших городов. Л.: Зоолог. Ин-т. АН СССР, 1988. — С. 64 — 66.
  97. , И.А. Метод биоуправления потенциалами головного мозга и его клиническое применение /И.А. Святогор// Биологическая обратная связь. 2000. — № 1. — С. 5 — 7.
  98. , Н.В. Пути формирования функциональной системы «здоровье» у детей дошкольного возраста /Н.В. Седых// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы IV Всероссийской конференции 8−9 апреля 2002. Омск: ИМББ СО РАМН, СибГАФК, 2002. — С. 75 — 76.
  99. , А.Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами. Автореф. дисс канд. мед.наук. /А.Б. Скок. — Новосибирск, 1999а.-19 с.
  100. , А.Б. Технология коррекции психофизиологических аспектов аддикций методом ЭЭГ-альфа-стимулирующего тренинга /А.Б. Скок, О. С. Шубина, М.Б. Штарк// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы II
  101. Всероссийской конференции, 23 -24 марта 2000 года.- Омск: ИМБК СО РАМН, СибГАФК, 2000. С. 21 — 23.
  102. , А.А. Перспективы использования метода биологической обратной связи по электроэнцефалограмме в клинической практике /АА. Сметанкин, И М. Габибов// Биологическая обратная связь 2000. — № 1. — С. 3- 4.
  103. , А.В. Метод БОС и развитие мышечного чувства у спортсменов /А.В. Соколов, A.M. Абрамов// Биологическая обратная связь: ней-ромоторное обучение в клинике и спорте. С-Пб.: Биосвязь, 1991. — Вып. 1.-С. 142- 155.
  104. , Е.Б. Корковая регуляция движений человека. /Е.Б. Сологуб. -М.: Медицина, 1981.- 183 с.
  105. , С.И. Нейрофизиологические механизмы индивидуальной адаптации человека в Антарктиде. /С.И. Сороко. JL: Наука, 1984. — 152 с.
  106. , С.И. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. /С.И. Сороко, С. С. Бекшаев, Ю. А. Сидоров Л.: Наука, 1990. — 205 с.
  107. , С.И. Возможности направленных перестроек параметров ЭЭГ у человека с помощью метода адаптивного биоуправления /С.И. Сороко, Т.Ж. Мусуралиев//Физиология человека.- 1995-Т.21,№ 5. С. 5 -17.
  108. , Э.М. Компьютерный анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой системы человека в режиме биологической обратной связи. Автореф. дисс. .канд. биол. наук. /Э.М. Сохадзе — Новосибирск, 1988.-22 с.
  109. , Н.Б. Знакопеременный кардиотренинг: практика применения /Н.Б. Суворов, Д. Н. Меницкий, H. J1. Фролова// Биоуправление 3: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1998. — С. 68 -79.
  110. , В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. /В.Г. Тристан. Омск: СибГАФК, 1994. — 144 с.
  111. , В.Г. Нейробиоуправление в спорте: возможности и перспективы /В.Г. Тристан// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы I Всероссийской конференции 26 27 апреля 1999 года. — Омск: ИМБК СО РАМН, СибГАФК, 1999. — С. 62 — 64.
  112. , В.Г. Предикторы эффективности ЭЭГ биоуправления /В.Г. Тристан, О.В. Погадаева// Тристан В. Г. Биоуправление в спорте: возможности, достижения и перспективы: Лекция — Омск: СибГАФК, 1999.- С 18−20.
  113. , В.Г. Нейробиоуправление как метод подготовки спортсменов /В.Г. Тристан// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы II Всероссийской конференции, 23 24 марта 2000 года. — Омск: ИМБК СО
  114. РАМН, СибГАФК, 2000. С. 40 — 42.
  115. , В.Г. Нейробиоуправление в спорте. /В.Г. Тристан, ОЛ. Погадаева. Омск: СибГАФК, 2001. — 136 с.
  116. , В.Г. Психофизиологическое состояние спортсменов после альфа-стимулирующего тренинга /В.Г. Тристан, О. В. Погадаева, В.В. Тристан// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002а. -С. 246−251.
  117. , В.Г. Нейрофизиологические механизмы эффектов локального альфа-стимулирующего тренинга (ЛАСТ) /В.Г. Тристан, О. В. Погадаева, В.В. Тристан// 4 Съезд физиологов Сибири: Тезисы докладов. Новосибирск: СО РАМН, 20 026. С. 278.
  118. , B.C. Управление движениями в спорте. /B.C. Фарфель -М.: Физкультура и спорт, 1975. 208 с.
  119. Физиологическое обоснования управления спортивной тренировкой женщин с учетом фаз менструального цикла /А.Р. Радзиевский, Л.Г. Шах-лина, З. Р. Яценко, Т.П. Степанова// Теория и практика физической культуры. 1990. — № 6. — С. 47 — 49.
  120. , А.Н. Влияние реоэнцефалографического биоуправления на физическую работоспособность /А.Н. Флейшман, В.А. Дьячков// Биоуправление 2: Теория и практика. — Новосибирск: ИМБК, 1993. — С. 134 -139.
  121. , Р. Регистрация и оценка гипервентиляционных нарушений в клинической физиологии /Р. Фрид// Биоуправление 2: Теория и практика. — Новосибирск: ИМБК, 1993. — С. 93 — 107.
  122. , Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивнойи личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. /Ю.Л. Ханин. Л.: ЛНИ-ИФК, 1976. — 18 с.
  123. , Л.П. Использование повторного курса локального альфа-стимулирующего тренинга при подготовке спортсменов. Автореф. дисс.канд. биол. наук. /Л.П. Черапкина. — Тюмень, 2002. — 19 с.
  124. , Н.В. Адаптивное биоуправление в неврологии. /Н.В. Черниговская. Л.: Наука, 1978. — 134 с.
  125. , Н.В. Клиническое значение адаптивного биоуправления. /Н.В. Черниговская, С. А. Мовсисянц, А. Н. Тимофеева Л.: Наука, 1982.- 125 с.
  126. , Н.В. Эффективность электроэнцефалографического биоуправления при вегетососудистой дистонии и церебральном арахноидите /Н.В. Черниговская, И.А. Святогор// Физиология человека 1990 — Т. 16, № 6.-С.71 -76.
  127. К. (Sipos К.), Значение аутогенной тренировки в биоуправлении с обратной связью электрической активностью головного мозга в терапии неврозов. Автореф. дисс.канд. мед. наук. /К. Шипош (К. Sipos) -Л., 1980.-20 с.
  128. , Г. В. Влияние БОС-тренинга на психофизиологическую адаптацию больных инфарктом миокарда /Г.В. Шокарева, А.Ж. Рысменди-ев// Биоуправление 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. -С. 167−171.
  129. , М.Б. Приглашение в мир биоуправления (Вместо предисловия) /М.Б. Штарк// Биоуправление 2: Теория и практика. — Новосибирск:
  130. ИМБК СО РАМН, 1993. С. 1 — 10.
  131. , М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра) /М.Б. Штарк// Биоуправление 3: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭ-РИС, 1998.-С. 5−13.
  132. , М.Б. В мире пластичности (вместо предисловия) /М.Б. Штарк// Бюллетень Сибирского отделения РАМН, 1999. — № 1 (91).- С. 6−8.
  133. , М.Б. Биоуправление в клинической практике /М.Б. Штарк, А. Б. Скок, О.С. Шубина// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы I Всероссийской конференции, 26 27 апреля 1999. — Омск: ИМБК СО РАМН, СибГАФК, 1999а. — С. 6 -19.
  134. , М.Б. Биоуправление: развитие или бег на месте? /М. Б. Штарк, В.Г. Тристан// Биоуправление в медицине и спорте: Материалы II Всероссийской конференции, 23 24 марта 2000 г. — Омск: ИМБК СО РАМН, СибГАФК, 2000. — С. 3 — 4.
  135. , М.Б. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов (вместо предисловия) /М.Б. Штарк, М. Шварц// Биоуправление- 4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. С. — 3 — 8.
  136. , О.С. Компьютерное биоуправление при лечении дисти-мических расстройств, сочетанных с психосоматической патологией (предикторы эффективности). Автореф. дисс. канд. мед. наук. /О.С. Шубина. — Новосибирск, 1997. — 17 с.
  137. , О.С. Биоуправление в лечении и диагностике дисти-мических расстройств (предикторы эффективности) /О.С. Шубина// Биоуправление 3: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1998. — С. 110 -121.
  138. Электроэнцефалографический метод альфа тета тренинга при лечении аддиктивных расстройств /А.Б.Скок, О. С. Шубина, О. А. Джафарова, Е.Г. Веревкин// Биоуправление-3: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1998.-С. 180- 187.
  139. ЭЭГ и психофизиологические показатели у спортсменов с различными стилями соревновательной деятельности /Е.Б. Сологуб, Н. М. Конева, А. В. Соколов и др.// Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 1. — С. 10 — 18.
  140. Adkins, D.S. Effects of unilateral EEG biofeedback on neuropsychological induces of cognitive performance /D.S. Adkins, P. J Murphy// Proceedings of the 13th annual meeting of the AAPB. 1982. — Chicago, Illinois.- P. 134 — 137.
  141. Andrasik, Frank Biofeedback Treatment of Recurrent Headachesin Children and Adolescents /Frank Andrasik, Bo Larsson, Licia Grazzi// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 221 — 230.
  142. Basmajian, J.V. The third therapeutic revolution: behavioral medicine /J.V. Basmajian// Applied psychophysiology and biofeedback 1999.- Vol. 24, № 2.-P.107−116.
  143. Bierbaumer, N. Multiple functional effects of biofeedback with slow cortical potentials /N. Bierbaumer// Biofeedback -1997. Vol. 25, № 1. — P. 18 — 22.
  144. Biofeedback of slow cortical potentials changes brain blood flow in atten-tional systems /N. Bierbaumer, F. Pulvermueller, H. Preissl et al.// Psychophysiology. 1996. — Vol. 33, suppl. 1. — P. S23.
  145. Brownback, Т. Neurotherapy in the treatment of dissociation /Т. Brown-back, L. Mason// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback. San Diego etc.: Academic Press, 1999. — P. 145 -15
  146. Budzynski, Т.Н. Brain brightening: can neurofeedback improve cognitive process? /Т.Н. Budzynski// Biofeedback. -1996. Vol. 24, № 2. — P. 14 — 17.
  147. Budzynski, Reversing age-related cognitive decline: use of neurofeedback and audio-visual stimulation /Т.Н. Budzynski, H.K. Budzynski// Biofeedback. -2000.-Vol. 28, № 3.- P. 19−21.
  148. Cantor, D.S. An overview of quantitative EEG and its applications to neurofeedback /D.S. Cantor// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback. San Diego etc.: Academic Press, 1999. — P. 3 — 27.
  149. Changes in EEG power spectra during biofeedback of slow cortical potentials in epilepsy /В. Kotchoubey, S. Busch, U. Strehl, N. Birbaumer// Ap- plied psychophysiology and biofeedback. 1999. — Vol. 24, № 4. — P. 213 — 233.
  150. Changes in sleep and sleep electroencephalogram during pregnancy /D.P. Brunner, M. Munch, K. Biederman et al.// Sleep. 1994. — V.17., № 7. — P. 576.
  151. Crider, A. When relaxation backfires: A cognitive interpretation of relaxation-induced anxiety /А. Crider// Biofeedback. 1998. — Vol. 26, № 1. — P. 22 -23, 33.
  152. Clinical use of an alfa asymmetry neurofeedback protocol in the treatment of mood disorders /Е. Baehr, J.P. Rosenfeld, R. Baehr, C. Earnest// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback. San Diego etc.: Academic Press, 1999.-P. 181 -201.
  153. Clinical application of biofeedback: bronchial asthma /К. Hiraki, K. Shi-rakura, K. Ikuta et al.// Biobehavioral self-regulation. Tokio: Springer-Verlag, 1995.-P. 419−423.
  154. Day, L.R. EEG biofeedback in the treatment of alcoholism: a single subject design /L.R. Day, J.A. Cook// Proceedings of the 28th annual meeting of the AAPB. San Diego, USA. — 1997. — P. 10 — 11.
  155. Effect of biofeedback assisted relaxation on migraine headaches and changes in cerebral blood flow L. Aloe, A. McGrady, B. Collins et al.// Proceedings of the 25th annual meeting of the AAPB. -1994. Atlanta, USA — P. 1 — 3.
  156. Evaluation of a psychophysiological^ controlled adaptive automation system, using performance on a tracking task /Freeman F.G., Mikulka P.J., Scerbo M.W. et al.// Applied psychophysiology and biofeedback. 2000. — Vol. 25, № 2. — P. 103−115.
  157. Ford, M.R. Interpersonal stress and style as predictors of biofeedback / relaxation training outcome: preliminary findings /M.R. Ford// Biofeedback and Self-Regulation. 1985. — Vol. 10, № 3. — P. 223 — 239.
  158. Friedl, W. Geschlechtsunterschiede im normalen Ruhe EEG bei jungen Erwachsehen /W. Friedl, F. Vogel// Z. EEG- EMG. — 1979. — Bd.10, № 2. — S. 70−79.
  159. , E. Эмоции и эмоциональные расстройства. /(Е Gellhorn, L.N. Loofbourrow) Э. Гелльгорн, Г. Н. Луфборроу//- М.: Мир, 1966. 672 с.
  160. Gevirtz, Richard Respiratory Factors in Clinicail Psychophysiology and Biofeedbak: a Review /Richard Gevirtz, Frank H. Wilhelm, Walton T. Roth// Биоуправление 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 194−207.
  161. Gibbs, E.L. Universal APEEGE (anatomical placement to EEG electrodes) system / E.L. Gibbs, T.J. Gibbs// Clin. Electroencephalogr. 1984.-Vol. 15, № l.-P. 1−21.
  162. Gibson, D.P. The enhancement of alpha waves following EEG biofeedback /D.P. Gibson, D.D. Montgomery// Proceedings of the 25th annual meeting of the AAPB. 1994. — Atlanta, USA. — P. 33 — 34.
  163. Glaros, A.G. Subjective reports in alpha feedback training /A.G. Glaros// Proceedings of the 8th annual meeting of the AAPB. 1977. — Orlando, Florida. -P. 3.
  164. Ham, L.P. A retrospective, follow-up study of biofeedback-assisted relaxation therapy in patients with posttraumatic headache /L.P. Ham, R.C. Packard// Biofeedback and Self-Regulation. 1996. — Vol. 21, № 2. — P. 93 — 104.
  165. Hardt, J.V. A predictive «dual process» theory for alpha enhancement /J.V. Hardt// Proceedings of the 8th annual meeting of the AAPB. 1977. -Orlando, Florida. — P. 6.
  166. Hardt, J.V. Alpha EEG feedback: closer parallel with Zen Than Yoga /J.V. Hardt// Proceedings of the 24th annual meeting of the AAPB. 1993. — USA. -P. 131 -135.
  167. Hassett, J. Relationships between heart rate and occipital alpha: A biofeedback approach /J. Hassett, G.E. Schwartz// Psychophysiology. 1975. -Vol. 12.-P.228−236.
  168. , J. Введение в психофизиологию. /(J. Hassett, 1978) Дж. Хэс-сет -М.: Мир, 1981.-248 с.
  169. Holmes, G.L. Effect of sexual hormones on the electroencephalogram and seizures /G.L. Holmes, J.O. Donaldson// J. Clin.Neurophysiol. 1987. — V. 4, № l.-P. 1.
  170. Horino, H. EMG biofeedback and muscle control during exercise of the whole body /Н. Horino, K. Yamazaki// Biobehavioral self-regulation. Tokyo etc.: Springer-Verlag, 1995. — P. 699 — 703.
  171. Kamiya, J. Conscious control of brain waves /J. Kamiya// Psychol. Today.- 1968.-V.l.-P. 56−60
  172. Laibow, R. Medical applications of neurobiofeedback /R. Laibow// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback. San Diego etc.: Academic Press, 1999.-P. 83−102.
  173. Lowe, F. Does alpha-theta EEG biofeedback cure or enhance outcomes for substance dependence? /F. Lowe// Proceedings of the 30th anniversary annual meeting of the AAPB. 1999. -Vancouver, ВС, Canada. — P. 89 — 91.
  174. Lowe, F. How essential is the EEG component of the Peniston and Kulko-sky protocol? /F. Lowe// Applied psychophysiology and biofeedback. 1999. -Vol. 24, № 2.-P. 117−118.
  175. Lubar, J.F. Neurofeedback for management of attention deficit disorders /J.F. Lubar// Schwartz M.S. (Ed.) Biofeedback: A Practitioner’s Guide. New-York, London: The Guilford Press, 1995. — P. 493 — 522.
  176. Luscher, М. The Luscher Colour Test. /М. Luscher New-York: Simon & Schuster, 1969. — 185 p.
  177. Mars, D. Biofeedback assisted psychotherapy using multimodal biofeedback including capnography /D. Mars// Biofeedback. 1998. — Vol. 26, № 1.1. P. 12−14, 32.
  178. Martinez-Pons, M. Biofeedback and emotional intelligence: confluence in education and clinical practice /М. Martinez-Pons, D. Burshteyn, J. Cea-Aravena// Biofeedback. 1999. — Vol. 27, № 2. -' P. 10 — 11.
  179. McKee, M.G. Visions of applied psychophysiology and biofeedback in 2020 /M.G. McKee// Biofeedback. 1995. — Vol. 23, № 2. — P. 15 — 19.
  180. Miller N.E. Learning of visceral and glandular responses // Science. -1969.-V. 163.-P. 434−445.
  181. Miller, N. E. Some examples of psychophysiology and the unconscious /N. E. Miller// Biofeedback and Self-Regulation -1992. Vol. 17, № 1. — P. 3 -16.
  182. Monastra, V.J. Neurometries and ADHD: stimulant responsivity and subtype analysis /V.J. Monastra// Biofeedback 2000. — Vol. 28, № 3. — P. 7 — 9,15.
  183. Moss, D. Body-work in psychotherapy before biofeedback /D. Moss, P.M. Lehrer// Biofeedback. 1998. — Vol. 26, № 1. — P. 4 — 7, 31.
  184. Norris, S.L. Performance enhancement training through neurofeedback /S.L. Norris, M. Currieri// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback.- San Diego etc.: Academic Press, 1999. P. 223 — 240.
  185. Operant control of occipital theta rhythm effects performance in a radar monitoring task /J. Beatty, A. Greenberg, W.P. Deibler, J.F. O’Hanlon// Science.- 1974. Vol. 183, № 4127. — P. 871−873.
  186. Operant (Biofeedback) control of left-right frontal alpha power differences: Potential neurotherapy for affective disorders /J.P. Rosenfeld, Grace Cha, Tad Blair, I.H. Gotlib// Biofeedback and self-regulation. 1995. -Vol. 20, № 3. -P. 241 -258.
  187. Ossebaard, H.C. Stress reduction by technology? An experimental study into the effects of brainmachines on burnout and state anxiety /Н.С. Ossebaard// Applied psychophysiology and biofeedback 2000. — Vol. 25, № 2. — P. 93 — 101.
  188. Othmer, S. EEG biofeedback: an emerging model for its global efficacy /S. Othmer, S.F. Othmer, D.A. Kaiser// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback. San Diego etc.: Academic Press, 1999. — P. 243 — 310.
  189. Peniston, E.G. Alpha-theta brain wave training and beta-endorphin levels in alcoholics /E.G. Peniston, P.J. Kulkosky// Alcoholism: Clinical and Experimental Research. 1989. — V.13, № 2. — P. 271 — 279.
  190. Peniston, E.G. Neurofeedback in the treatment of addictive disorders /E.G. Peniston, P.J. Kulkosky// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback. -San Diego etc.: Academic Press, 1999. P. 157 — 179.
  191. Perry, J.D. Is electrical stimulation a drug /J.D. Perry// Biofeedback. -2000. Vol. 28, № 1. — P. 28 — 31.
  192. Peterson, J.M. Notes on the role of neurotherapy in the treatment of posttraumatic stress disorder /J.M. Peterson// Biofeedback. 2000. — Vol. 28, № 3. -P. 10- 12.
  193. Regulation of mental states and biofeedback techniques: effects on breathing pattern /В. Blumenstein, I. Breslav, M. Bar-Eli et al.// Biofeedback and Self-Regulation. 1995. — Vol. 20, № 2. — P. 169 -183.
  194. Rice, K.M. Biofeedback treatments of generalised anxiety disorders: preliminary results /К.М. Rice, E.B. Blanchard, M. Purcell// Biofeedback and Self-Regulation. 1993. — Vol. 18, № 1. — P. 93 — 105.
  195. Roselle, G.R. Neurotherapy for stroke rehabilitation: a single case study /G.R. Roselle, Т.Н. Budzynski// Biofeedback and Self-Regulation. 1995. -Vol. 20, № 3. — P. 211 — 228.
  196. Rosenbaum, L. U.S. Government recognises link between stress & health in frontier report /L. U.S. Rosenbaum// Biofeedback. -1990. Vol. 18, № 1. -P. 22−23.
  197. Rosenfeld, J.P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders /J.P. Rosenfeld// Biofeedback. 1997. — Vol. 25, № 1. — P. 8 — 25.
  198. Self-regulation of slow cortical potentials in children with migraine: an exploratory study /М. Siniatchkin, A. Hierundar, P. Kropp et al.// Applied psychophysiology and biofeedback. 2000. — Vol. 25, № 1. — P. 13 — 32.
  199. Shusterman, Vladimir Understanding Cardiovascular Autonomic Control: Results, Pitfalls and Perspectives /Vladimir Shusterman, Irene Yacobson// Биоуправление-4: Теория и практика. Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. — С. 151 -157.
  200. Sokhadze, Т. The EEG in applied psychophysiology in Korea: «Kamsung» science approach /Sokhadze, J.-H. Sohn// Biofeedback. 2000. — Vol. 28, № 3. -P. 22−23, 25.
  201. Sterman, М.В. Future perspectives for applied psychophysiology and biofeedback /М.В. Sterman// Biofeedback and Self Regulation. — 1989. — Vol. 14, № 2. — P. 83 -88.
  202. Sterman, M.B. Frontiers in EEG applications and instrumentation /М.В. Sterman// Biofeedback. -1990.-Vol. 18,№ l.-p. 20−21.
  203. Sterman, M.B. Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: implication for self regulation /М.В. Sterman// Biofeedback and Self-Regulation. — 1996. — Vol. 21, № 1. — P. 3 — 33.
  204. Strehl, U., K. A psychophysiological treatment for epilepsy /U. K. Strehl, B. Kotchoubey// Applied psychophysiology and biofeedback. 1999. -Vol. 24, № 2.-P. 138.
  205. Striefel, S. Ethical issues in sEMG biofeedback /S. Striefe// Biofeedback. 2000a. — Vol. 28, № 1. — P. 6 — 7.
  206. Striefel, S. Professional boundary issuer in neurofeedback and other biofeedback /S. Striefe// Biofeedback. 2000b. — Vol. 28, № 3. — P. 5 — 6,12.
  207. Stroebel, C.F. Instructional paradigms for facilitating EEG self-regulation: rotational, autokinetic and gyroscopic-autopilot metaphors /C.F. Stroebel, N.C. Stroebel// Proceedings of the 28th annual meeting of the AAPB 1997-San Diego, CA — P.64.
  208. Sugie, M. Reexamination of autogenic feedback training from the viewpoint of its procedure /М. Sugie// Biobehavioral self-regulation. -Tokyo etc.: Springer-Verlag, 1995. P. 291 — 296.
  209. Szondi, L. Zehrbuch der experimentallen Trieb-diagnostik. /L. Szondi -Bern und Sttutgart: Hans Huber, 1960. 443 s.
  210. The influence of electrocortical biofeedback on performance in pre-elite archers /D.M. Landers, S.J. Petruzzello, W. Salazar et al.// Medicine and science in sports and exercise. 1991. -Vol. 23, № 1. — P. 123 — 129.
  211. The relationship between maternal biofeedback and infant outcomes /С. Chandler, L. Lawson, C. Pope-Cody et al.// Applied psychophysiology and biofeedback. 1999. — Vol. 24, № 2. — P. 118.
  212. Thomas, M.R. Performance anxiety during biofeedback training /M.R Thomas, B. DasGupta, E. Reyes// Proceedings of the 22nd annual meeting of the AAPB. 1991. — USA. — P. 75 — 78.
  213. Thompson, L.T. A comparison of tactile, auditory, and visual modality feedback for EEG alpha enhancement /L.T. Thompson, F.A. Newton// Proceedings of the 14th annual meeting of the AAPB. 1983. — Denver, Colorado. -P. 220−223.
  214. Tokunaga, M. Image training using skin temperature biofeedback in sports /М. Tokunaga// Biobehavioral self-regulation.-Tokyo etc.:Springer-Verlag, 1995.-P.663- 666.
  215. Toomim, H. Hemoencephalography (HEG) /Н. Toomim, J. Carmen// Biofeedback. 1999. — Vol. 27, № 4. — P. 10 — 14,27.
  216. Trachtman, J.N. Central information processing and beta brain waves /J.N. Trachtman, C.M. Venezia// Proceedings of the 25th annual meeting of the AAPB. 1994. — Atlanta, USA. — P. 172 — 175.
  217. Trudeau, D. L. Individualizing EEG biofeedback in addictive disorders /D. L. Trudeau// Biofeedback. 2000. — Vol. 28, № 3. — P. 13 — 15.
  218. Tsuboi, K. Perspectives of autogenic biofeedback therapy in the field ofpsychosomatic medicine /К. Tsuboi// Biobehavioral self-regulation. Tokyo etc.: Springer — Verlag, 1995. — P. 302 — 307.
  219. Van Look, P.F.A. Regulatory mechanisms during the menstrual cycle /P.F.A. Van Look, D.T. Baid// Europ. J. Obstet. Gynec. 1980. — Vol. 11, № 1. -P. 121.
  220. Walters, D. EEG neurofeedback treatment for alcoholism /D. Walters// Biofeedback. 1998. — Vol. 26, № 1. — P. 18 — 21,33.
  221. White, N.E. Theories of the effectiveness of alpha-theta training for multiple disorder! /N.E. White// Introduction to quantitative EEG and neurofeedback. San Diego etc.: Academic Press, 1999. — P. 341 — 367.
  222. Winfree, A.T. The Timing of Biological Clocks /Уиифри A.T. Время no биологическим часам. /А.Т. Winfree M.: Мир, 1990. — 208 с.
  223. Zaichkowsky, L.D. Biofeedback and imagery assisted self-regulation training in sports: research evidence and practical application /L.D. Zaichkowsky// Biobehavioral self-regulation. -Tokyo etc.: Springer Verlag, 1995. — P. 648−653.
Заполнить форму текущей работой