Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правовые проблемы избежания двойного налогообложения: на примере России и государств ЕС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важной представляется и проблема изменения системы международного финансового контроля, прежде всего, деятельности ведущих международных институтов, межбанковских структур и правоохранительных органов по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями. Вред от отмывания денег лежит в трех плоскостях: экономической, правовой и социальной. Поэтому борьба с отмыванием денег выходит на первый… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • 1. 1. Причины возникновения двойного налогообложения в российской и международной практике
    • 1. 2. Понятие и сущность двойного налогообложения
    • 1. 3. Принципы законодательного регулирования внутреннего и международного двойного налогообложения
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    • 2. 1. Совершенствование международных соглашений по вопросам двойного налогообложения
    • 2. 2. Общая характеристика способов и методов устранения двойного налогообложения
    • 2. 3. Унификация и гармонизация налоговых систем в странах ЕС и России
    • 2. 4. Обеспечение процесса судопроизводства при разрешении споров в области двойного налогообложения
  • ГЛАВА 3. ПОСТРОЕНИЕ ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ИЗБЕЖАНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУБИТЕЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ.,
    • 3. 1. Организация борьбы с уклонением от уплаты налогов
    • 3. 2. Формы противодействия легализации (отмыванию) криминальных доходов
    • 3. 3. Основные направления международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Правовые проблемы избежания двойного налогообложения: на примере России и государств ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования,.

Современный этап развития экономических отношений характеризуется углублением межгосударственных связей в сфере производства товаров, работ, услуг и появлением новых финансовых инструментов, что вынуждает страны Европейского Союза (ЕС) и России в целях обретения доминирующего положения на рынках включаться в процесс международной конкуренции с национальными хозяйствами для привлечения капиталов и инвестиций. При этом интеграция этих стран в мировую финансовую систему приводит к возникновению конкуренции налоговых систем и режимов налогообложения различных стран. В ходе конкурентной борьбы у различных субъектов, участвующих в системе мирохозяйственных связей, накапливается негативный опыт использования налоговых преимуществ разных стран, появляется возможность манипулирования недостатками национальных законодательств. Все это приводит к возникновению в правовой среде таких явлений, как двойное налогообложение, и связанные с ним уклонение от уплаты налогов и легализация (отмывание) криминальных доходов, которые получили широкое распространение в ходе осуществления хозяйственных операций как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности.

В условиях глобализации, определяющей парадигму мирового экономического развития, страны ЕС стали двигаться в направлении унификации правовых систем и интеграции, а затем и гармонизации регулирующих функций в налоговой сфере. Для осуществления согласованной наднациональной политики и координации международных налоговых отношений, указанные государства выработали новую стратегию, направленную на реализацию принципов субсидиарности и минимальной гармонизации. Это позволяет признать правомочия иностранных норм и зарубежных контролирующих органов. Одновременно наблюдается сближение правовой и организационной основ налоговой деятельности между Российской Федерацией и государствами-членами ЕС. Однако полное принятие Россией законодательства ЕС, в том числе нормативных актов вторичного права (регламентов, директив, решений), регулирующих особенности налогообложения, невозможно без более тесного политического объединения Российской Федерации с ЕС и непосредственного участия ее законодательных органов в процессе разработки единых правовых норм, отвечающих общим экономическим интересам. Тем не менее, в настоящее время интеграционный характер взаимоотношений с ЕС позволяет отечественному законодателю существенно скорректировать правовые нормы, касающиеся вопросов устранения международного двойного налогообложения в соответствии со стандартами ЕС. А правоприменительным органам при разрешении соответствующих споров опираться на решения Европейского Суда по правам человека и учитывать практику Суда ЕС.

В связи с этим, появилась необходимость в теоретических разработках, определяющих: во-первых, элементы системы урегулирования международного двойного налогообложения, их функционирование в условиях добросовестной (равноправной) и недобросовестной (губительной) международной налоговой конкуренции, а также особенности формирования данного институтаво-вторых, специфику уклонения от уплаты налога, способы легализации криминальных доходов, и основные международные инструменты противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Важной представляется и проблема изменения системы международного финансового контроля, прежде всего, деятельности ведущих международных институтов, межбанковских структур и правоохранительных органов по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями. Вред от отмывания денег лежит в трех плоскостях: экономической, правовой и социальной. Поэтому борьба с отмыванием денег выходит на первый план среди задач, стоящих перед государствами ЕС и Россией при выработке единого регулирования в налоговой и финансовой сфере. Сотрудничество стран в данном вопросе включает обязанности государств по сближению внутреннего законодательства, оказанию помощи при проведении расследований и судебных разбирательств. При этом основной задачей гармонизации правового пространства ЕС и России является своевременное принятие этими государствами законодательных инициатив для пресечения новых способов легализации (отмывания) денежных средств, а также построение максимально эффективного механизма международного взаимодействия с другими странами.

Все вышеуказанные обстоятельства обусловили актуальность рассматриваемых проблем и выбор темы диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования указанной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия Российской Федерации и государств-членов ЕС в связи и по поводу урегулирования международного двойного налогообложения.

Предметом исследования выступают нормы российского и международного налогового права, определяющие отдельные аспекты двойного налогообложения в рамках международной налоговой конкуренции, особенности предотвращения уклонения от уплаты налогов и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путема также практика применения указанных норм.

цель и задачи исследования

.

Основной целью настоящей работы является определение особенностей международного двойного налогообложения и системы его урегулирования в странах.

ЕС и Россиивыявление необходимости комплексного подхода к разрешению проблем уклонения от уплаты налогов и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию механизма защиты прав и свобод глобальных налогоплательщиков путем системного анализа норм международного налогового права и европейского опыта противодействия недобросовестной налоговой практике.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

— исследование теоретических основ системы урегулирования международного двойного налогообложения, разработка ее правового инструментария;

— выявление существенных закономерностей и общих подходов к выделению различных принципов, средств и методов избежания двойного налогообложения в государствах-членах ЕС и России;

— изучение практики разрешения проблем двойного налогообложения в международных соглашениях, заключаемых Российской Федерацией со странами ЕС. Выявление перспектив развития этого института с учетом унификации и гармонизации европейского налогового права;

— определение понятия и выяснение юридического содержания уклонения от уплаты налогов;

— анализ различных концепций, определяющих правовую природу института противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

— определение ключевых направлений реформирования российского и международного законодательства, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения, уклонения от уплаты налогов и отмывания криминальных доходов.

Состояние научной разработки темы.

Большой вклад в исследование отдельных аспектов урегулирования меиедународного двойного налогообложения внесли представители российской науки финансового и налогового права: B.C. Белых, А. В. Брызгапин, Н. Г. Викторова, Д. В. Винницкий, Е. Ю. Грачева, М. А. Денисаев, А. С. Захаров, Е. Н. Евстигнеев, М. В. Карасева, В. А. Кашин, В. А. Козлов, А. Н. Козырин, С. П. Котляренко, И. И, Кучеров, Н. П. Кучерявенко, Ю. А. Крохина, М. В. Лушникова, И. А. Ларютина, С. Г. Пепеляев, В. В. Полякова, Г. П. Толстопятенко, Н. Р. Тупанчески, В. М. Шумилов, В. А. Щегорцов, О. Н. Фомина.

Исследованию теоретических и экономико-правовых основ международного двойного налогообложения посвящены монографии и статьи ведущих зарубежных ученых, таких как Ж-П Боден, С. Бланкарт, Р. Гриффит, В. Джансен, М. Девирье, Р. Дернберг, К. Джордан, К, Дэйвис, М. Кин, К, Копке, А. Клемм, Дж. Маджнони, М. Портер, Г. Райнер, В. Саммерс, Х, Хамакерс, Р. Хуммель, Л. Эбрил.

В процессе работы над диссертацией особое внимание уделялось теоретическим положениям в области международного права, которые касаются структуры и механизма реализации международных соглашений об избежании двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов. Важное место занимают труды М. М. Бирюкова, К. А. Бекяшева, Г. М. Вельяминова, Г. К. Дмитриевой, В. Г. Игнатенко, О. А. Кудинова, М. И. Левиной, О. И. Тиунова, Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкой, Л. М. Энтина.

Анализ принципов урегулирования международного двойного налогообложения, способов и форм борьбы с уклонением от уплаты налогов и отмыванием доходов, полученных преступным путем, содержится в работах российских экономистов А. В. Аронова, С. В. Барулина, И. О. Нестерова, А. В. Перова, А. И. Погорлецкого, В. М. Пушкаревой, С. Ф. Сутырина, В. А. Таран и других.

В последнее десятилетие появились публикации, посвященные вопросам урегулирования международного двойного налогообложения в условиях налоговой конкуренции и европейской интеграции. Однако, в основном, в них рассматриваются отдельные элементы, определяющие особенности системы избежания двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов. Из всего массива научной литературы следует выделить сравнительно-правовое исследование специфики налогообложения в ЕС и России — Г. П. Тостопятенко «Европейское налоговое право" — и монографию В. А. Козлова «Налоговое расследование в сфере международного законодательства», где содержится наиболее полный анализ и способы решения вопросов организационно-правового пресечения налоговой преступности, в том числе легализации незаконных доходов с использованием классических схем отмывания денег, приобретающей международный характер.

Методологическая и эмпирическая база исследования. При написании работы были использованы различные методы познания: диалектический, формально-логический, исторический, нормативный, метод сравнительного правоведения, единства теории и практики.

Эмпирической базой исследования стали нормы Конституции Российской Федерации, российского законодательства о налогах и сборах. Проведен анализ многосторонних и двусторонних соглашений и конвенций, направленных на избежание двойного налогообложения в рамках взаимодействия РФ и государств ЕС. А также норм, регулирующих вопросы борьбы с уклонением от уплаты налогов и отмыванием доходов, полученных преступным путем. Кроме того, были рассмотрены соответствующие положения правовых актов европейских стран. Вместе с тем, автор опирался на ряд нормативных положений, определяющих особенности деятельности международных судебных органов в данной’сфере, материалы судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов, использовал аналитические обзоры финансовых разведок ряда европейских стран.

Научная новизна диссертационного исследования.

Диссертация представляет собой комплексное исследование правовых основ механизма избежания международного двойного налогообложения, установленных внутренним налоговым законодательством, а также международными налоговыми соглашениями стран ЕС и России.

В диссертации впервые обосновывается положение о взаимовлиянии международной налоговой конкуренции и системы урегулирования международного двойного налогообложения, включающей в себя правовые элементы. Необходимость стимулирования добросовестной налоговой конкуренции и пресечения недобросовестной (губительной) конкуренции в условиях общеевропейского экономического пространства служит основным фактором, определяющим позицию государств относительно содержания международных соглашений об избежании двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов, и тенденций развития европейского налогового права. Диссертант также попытался показать общность причин и условий возникновения внутреннего и международного двойного налогообложения, и таких экономических преступлений, как уклонение от уплаты налогов и легализация криминальных доходов. Наличие подобной взаимосвязи требует особого согласованного подхода Российской Федерации и государств-участников ЕС при формировании положений межгосударственных соглашений и норм национального налогового законодательства.

Основные положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны выводы и предложения:

1. Наличие характерных черт и особенностей международного двойного (многократного) налогообложения позволяют говорить о нем, как о сложившемся правовом институте в рамках международного налогового права. Это-институт, содержащий нормы международного финансового права, регулирующие вопросы противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем.

2. Особенности современного этапа развития международного двойного налогообложения, начавшегося с 90-х годов XX века, определяются процессами глобализации, финансовой интеграции и международной налоговой конкуренции. Данный этап характеризуется выработкой максимального количества согласованных стандартов и правил избежания двойного налогообложения, которые могут содержаться в международных соглашениях и нормах национального законодательства, либо не иметь обязательного правового статуса, но достаточно последовательно соблюдаться на уровне объединений государств с различными видами правовой инфраструктуры.

3. Целесообразно, чтобы система урегулирования международного двойного налогообложения включала в себя такие элементы, как:

— средства и методы устранения двойного налогообложения;

— механизм борьбы с уклонением от налогообложения и избежания налогов;

— организационно-правовые основы деятельности национальных налоговых администраций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

4. Доказывается, что деятельность, направленная на избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов в условиях глобализации и международной налоговой конкуренции приводит к многочисленным нарушениям налогового, банковского, уголовного законодательства. В связи с этим, мероприятия по противодействию уклонению от уплаты налогов должны носить межотраслевой характер, в том числе включать правовые средства борьба с легализацией криминальных доходов.

5. Делается вывод о том, что дальнейшая интеграция финансовой политики в странах Европейского Союза и России в рамках системы урегулирования международного двойного налогообложения приведет к появлению новых принципов, таких, как принципы гибкости, солидарности и координации. Принцип гибкости должен включать два аспекта: во-первых, это отказ государств от сокрытия на своей территории доходов, на которые имеют право претендовать юрисдикции их получателейво-вторых, проведение либеральной налоговой политики и установление системы налоговых преференций с целью привлечения в конкретные юрисдикции дополнительных капиталов и инвестиций.

Принцип солидарности предполагает наличие низкого уровня налогообложения исключительно для нерезидентов данной юрисдикции, а также гарантии налоговых преимуществ вне зависимости от результатов их хозяйственной деятельности.

Принцип координации означает наиболее детальную регламентацию определенных ограничений для деятельности оффшорных компаний, ведущих операции в глобальной экономике, предпринимаемую группой стран на международном уровне,.

6. Достижение необходимых результатов при реализации государствами соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между ЕС и Россией, зависит от дальнейшей корректировки положений соответствующих соглашений. В целях перехода на современном этапе развития от традиционного процесса интеграции, основанного на строгом следовании предписаний регулирующих норм, к этапу гармонизации необходимо определить в этих соглашениях минимальное количество согласованных норм и правил, которые позволят детализировать элементы налогового обязательственного отношения между государством и налогоплательщиками. Это устранит негативное влияние международной налоговой конкуренции, 'и даст возможность закрепить в указанных соглашениях нормы, отражающие реалии конкретной экономической ситуации.

7. Делается вывод о том, что существующие способы и методы избежания двойного налогообложения, воспринятые юридической наукой в 50−60-е годы XX века, в настоящий момент не отвечают необходимым требованиям налогового регулирования. Поэтому разрешение проблемы избежания двойного налогообложения и сокращения налогового бремени в Российской Федерации и государствах Европейского Союза должны быть связаны с включением в число этих методов согласованных стандартов бухгалтерского и финансового учета, инициируемых рыночным механизмом.

8. С учетом опыта развитых зарубежных стран, критерием разграничения налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов может быть законность используемых методов и средств. В первом случае налогоплательщик применяет методы и средства, предоставленные международными соглашениями или национальным налоговым законодательством (налоговые льготы, выбор учетной политики и т. д.). Если при минимизации налогообложения он использует пробелы в нормативном регулировании, либо совершает действия, противоречащие требованиям международных договоров или законодательства, то это является уклонением от уплаты налогов.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Содержащиеся в диссертационной работе концептуальные положения могут служить основанием для дальнейших теоретических изысканий в сфере правового регулирования международного двойного налогообложения, а также являться ориентиром в правоприменительной деятельности. Выводы, изложенные в работе, можно использовать при подготовке проектов законов, вносящих изменения и дополнения в российское законодательство, предусматривающее систему мер по противодействию уклонению от уплаты налогов и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Сформулированные автором положения, содержащие элементы новизны, могут быть использованы при подготовке учебных пособий, а также в процессе подготовки и изучения курсов «Международное налоговое право» и «Налоговое право зарубежных стран».

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационной работе, были предметом обсуждения и докладывались на заседании кафедры административного и финансового права международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России. Они также нашли отражение в научных публикациях автора:

1. Становление и развитие института международного двойного налогообложения. Статья. М: Законодательство и экономика, 2006, № 3- 0,6 п.л.

2. Правовые средства избежания двойного налогообложения. Статья. М.: Адвокат, 2006, № 3- 0,6 п.л.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами, которые были представлены диссертантом в начале диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения и библиографии.

В последнее десятилетие усилия российского государства направлены на.

решение задачи по предотвращению недобросовестной налоговой конкуренции и.

уклонению от налогообложения со стороны резидентов ведущих стран мира. Необходимо разработать концепцию данной деятельности и предусмотреть.

возможность ее законодательного регулирования, что позволит скоординировать.

внутреннюю политику страны с политикой других государств и мирового сообщества в.

целом. Становление системы международных финансовых отношений,.

функционирование глобальных рынков товаров, капиталов и услуг являются.

определяющими для формирования национальной экономической политики и.

развития интеграционных процессов в мировой экономике. Рост международных потоков капитала способствует усилению налоговой.

конкуренции между странами. Они вынуждены бороться за увеличение притока.

денежных средств путем привлечение иностранных инвестиций и доходов основных.

налогоплательщиков. Вместе с тем, специфика налоговой конкуренции связана с.

необходимостью устранения барьеров между внутренними и международными.

рынками, а также гармонизации регулирующих функций в финансовой сфере. Одним из проявлений этих форм интеграционных процессов стало различие в.

той сравнительной роли, которую играют в них негосударственные и государственные.

финансовые институты, устанавливающие регулирующие правила и нормы.

(например, контролирующие и надзорные органы). Второй чертой этих процессов является характер регулирующих норм,.

используемых для интеграционного стимулирования. Новые правила принимают.

форму сводов и кодексов правил или ориентиров, по которым оценивается или.

сравнивается поведение отдельных стран и финансовых структур. Государства.

используют этот подход при составлении списка не соблюдающих законы стран так.

называемого «налогового рая» или оффшорных финансовых центров. Данные.

правила и регулирующие нормы значительно отличаются от традиционных.

межгосударственных договоров в той их части, где они призваны сформулировать.

общие правила поведения без особого вторжения в существующую правовую.

инфраструктуру. Процесс глобализации системы мирохозяйственных связей способствовал.

появлению конкуренции особого рода — международной налоговой конкуренции,.

которая имеет ряд отличий. Во-первых, меадународная налоговая конкуренция означает воздействие на.

национальную налоговую политику одного отдельно взятого государства налоговой.

политики других стран. В современных условиях взаимозависимость национальных.

налоговых политик возросла настолько, что решения, принимаемые в сфере.

налогообложения отдельных государств, оказывают воздействие на всех субъектов.

мировой экономики. Во-вторых, в ходе налоговой конкуренции основное место занимает.

конкуренция налоговых систем и режимов налогообложения различных стран. Втретьих, конечной целью международной налоговой конкуренции для целого.

ряда стран стало создание эффективной инфраструктуры, рост занятости населения.

и увеличение налоговых поступлений в пользу правительства. Вчетвертых, основными субъектами налоговой конкуренции являются страны.

в лице своих национальных правительств и налоговых администраций, в то время как.

субъекты традиционной конкуренции — это негосударственные экономические агенты. В подобных условиях при выработке налоговой стратегии следует учитывать.

наличие двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, которые основаны.

на общих правилах взаимно разделяемых правовых концепций. Это даст.

возможность Российской Федерации использовать преимущества глобализации в.

процессе создания правового фундамента национальной безопасности с учетом.

происходящих изменений в мировой экономике. Формирование стабильной налоговой системы, отвечающей новым условиям и.

динамике международной налоговой конкуренции, создаст необходимые предпосылки.

для укрепления российской государственности, защиты института частной.

собственности и суверенитета. • На современном этапе формирования рыночного механизма перед странами.

Европейского Союза и России стоят задачи по созданию эффективной системы.

урегулирования международного двойного налогообложения:

— гармонизация налоговых систем и налоговой политики;

— создание экономического и правового механизмов стимулирования.

добросовестной налоговой конкуренции;

— предотвращение губительной налоговой практики уклонения от.

налогообложения;

— избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;

— гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности. Налоговая политика Российской Федерации значительно отличается от.

политики постиндустриальных стран. Воспользоваться же преиму|.цествами.

«международного арбитража», который выражает суть международной налоговой.

конкуренции, в полной мере можно только в том случае, если принципы налоговой.

политики имеют не кардинальные, а незначительные отличия друг от друга. В связи с.

этим, российские субъекты внешнеэкономической деятельности несколько.

ограничены в выборе наиболее благоприятных налоговых юрисдикции. к системе урегулирования международного двойного налогообложения следует.

отнести источники налогового права Европейского Союза: а) совокупность налоговых.

положений учредительных договоров и нормативных правовых актов, принятых.

институтами ЕСв) общих принципов европейского права, применяемых к налоговым.

отношениямв) решений Суда Европейского Союза по налоговым вопросам. Представляется, что в рамках сотрудничества России с европейскими странами.

необходимо использовать не только наиболее успешный опыт реформирования.

национальных законодательств, но и опыт модернизации вторичного.

законодательства Европейского Союза, в том числе касающийся вопросов избежания.

двойного налогообложения. Результатом подобного взаимодействия станет:

во-первых, ослабление зависимости РФ от международных финансовых.

институтов;

во-вторых, сближение политических и правовых систем РФ и европейских.

стран;

в-третьих, в перспективе — последующее участие отечественных юристов в.

разработке европейского налогового законодательства, начиная с проектной стадии. Для Российской Федерации на современном этапе развития взаимоотношений.

с Европейским Союзом становится необходимым:

а) соответствовать налоговым требованиям, которые складываются в рамках.

регионального сотрудничества;

б) придерживаться рекомендаций ряда международных организаций,.

направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов и легализации.

(отмывания) доходов, полученных преступным путем. Прежде всего, — это.

Международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов (FATF),.

действующая при Организаций Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Борьба с указанными негативными явлениями стала еще одним средством для.

решения проблемы устранения международного двойного налогообложения. В свою очередь, проблема избежания международного и внутреннего двойного.

налогообложения, уклонения от уплаты налогов и предотвращение легализации.

денежных средств и иного имущества, имеющих незаконное происхождение, как один.

из элементов борьбы с недобросовестной (губительной) налоговой конкуренцией, в.

последнее время приобрела повышенную актуальность во всем мире, особенно.

учитывая темпы развития мировой финансовой системы. Уклонение от уплаты.

налогов и отмывание незаконных доходов, прежде всего, представляет особую.

опасность для мировых финансово-экономических центров. Кроме того,.

проникновение «грязных» денег в легальный оборот является серьезной угрозой не.

только для экономики европейских стран, но и для мирового сообщества в целом. В России и странах ЕС ускоренные процессы рыночных преобразований.

определили развитие неэффективной системы государственного контроля за сферой.

движения денежных средств и формирования капитала, что в сочетании с.

либерализацией экономических отношений создало благоприятную среду для.

получения нелегальных доходов и последующего их инвестирования в экономику.

России. Подобные преступления в значительной мере способствовали.

криминализации хозяйственных связей и выводу больших финансовых ресурсов из.

легального оборота, что представляет серьезную угрозу экономической безопасности.

государства. Это обстоятельство предопределило необходимость разработки и реализации.

комплекса мер, направленных на скорейшее признание Российской Федерации.

полноправным участником международной системы противодействия легализации.

преступных доходов и финансированию терроризма, а также приведение внутреннего.

законодательства в соответствие нормали международного права. Следует отметить, что ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержит.

нормы, которые соответствуют основным положениям международных документов, В.

Законе предусмотрены меры, направленные на противодействие легализации.

криминальных доходов. Это обязательные процедуры внутреннего контроля, запрет.

на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах. Детально.

разработаны положения, касающиеся международного сотрудничества в сфере.

борьбы с «отмыванием» преступных доходов. В то же время в число операций с денежными средствами или иным.

имуществом, подлежащим обязательному контролю, не были включены новации,.

активно используемые преступными группировками. В частности, «досрочный возврат кредитов" — оплата счетов за фиктивные товары и услуги, выписанные компаниями,.

работающими за рубежом на законных основанияхдеятельность «банков-призраков».

— подставных фирм, выдающих себя за банковские учрежденияуслуги небанковского.

финансового сектора по телефафу, Интернету и иным электронным средствам.

перевода денег. Закон также не учитывает особенности процесса «отмывания» денег,.

представляющего собой последовательную смену ряда операций, осуществляемых в.

нескольких странах {так называемая теория «пяти флагов»). Современное российское законодательство, регулирующее вопросы.

противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем,.

нуждается в существенной корректировке в соответствии с мировыми стандартами. В.

нормативные акты необходимо включить требования о либерализации режима.

банковской и коммерческой тайны в целях борьбы с отмыванием денег и конфискации.

доходов, полученных преступным путем. Следует детально проработать формы и.

процедуры международного сотрудничества государств и организаций, учитывающих.

специфику данной деятельности. Она должна осуществляться в рамках мероприятий,.

направленных на разработку национальной стратегии противодействия отмыванию.

денег и создания системы международного финансового контроля в банковской.

сфере и иных финансово-кредитных институтах развитых стран. Анализ данной проблематики показывает, что российскими специалистами за.

последние несколько лет проделан огромный объем работы. Россия добилась.

серьезных успехов в сфере международного сотрудничества и нормативно-правовой.

регламентации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных.

преступным путем, и финансированию терроризма. В настоящее время РФ является.

полноправным членом большинства ведущих международных организаций, форумов.

и комитетов, занимающихся проблемами борьбы с отмыванием преступных доходов. Российской Федерации необходимо проводить политику, направленную на.

укрепление международного сотрудничества с компетентными организациями в.

области противодействия отмыванию денежных средств, осуществлять.

своевременный контроль за соответствием внутренних нормативных документов.

требованиям международного законодательства, а также сконцентрировать свои.

усилия на развитии взаимодействия в рамках Евразийской группы. При этом становление Российской Федерации, как самостоятельного субъекта.

хозяйственной деятельности, невозможно без ее непосредственного участия в.

деятельности международных организаций по борьбе с отмыванием криминальных.

денег, которые направляются на финансирование международных террористических.

операций. Данная работа будет способствовать пресечению фактов отмывания.

преступных доходов и позволит создать эффективную национальную систему борьбы.

с легализацией денег и финансированием терроризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Типовая конвенция ООН 1980 г.// United Nations, UN Doc. St/ESA/102, UN Sales №E.80.XVi.3(1980)
  2. Типовая конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения доходов и капитала (1977r.)//OESD PUBLICATION, 1999 /Модель конвенции по налогам на доход и капитал. Сокращенный вариант.
  3. Венская конвенция о дипломатических сношениях/Щейстаующее международное право. М., 1996, Т.1
  4. Венская конвенция о консульских сношениях//СМД СССР. 1991. Вып. XLV
  5. Договор о Европейском Союзе (ДЕС) от 07 февраля 1992 г. (г. Маастрихт, Нидерланды) (вступил в силу 01 ноября 1993 г.)// Единый европейский акт. Договор об образовании Европейского Союза. М, 1994
  6. Договор, учреждающий Конституцию для Европы от 29 октября 2004 г. (Рим, Италия)// Traite etablissant une Constitution pour 1, Europe. CIG 87/2/04 REV
  7. Конституция Российской Федерации от 12.12.2003 г. М., 1994
  8. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации"//С3 РФ. 1995. 29. Ст.2757
  9. Федеральный закон от 30.03. 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"//СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163
  10. Федеральный закон от 13.06.2000 г. 81-ФЗ «О ратификации Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания об избежании 12. Федеральный закон «О ратификации Конвенции между Правительством РФ и Правительством Французской республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество»
  11. Федеральный закон от 26.11.2002 г. 147-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"// СЗ РФ 2002. 48. Ст. 4732
  12. Федеральный закон от 26.04.2005 г. 40-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"// СЗ РФ 2005. № 18. Ст.1627
  13. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ//СЗ РФ 1998, № 31. Ст.3824- 1999, № 28. Ст. 3487- 2000, № 2. Ст, 134- 2001, № 53(ч.1). Ст. 5016, Ст. 5026- 2002, № 1 (ч.1). Ст.2- 6. Ст. 625- 2003, 22. Ст. 2066- 23. Ст. 2174- № 27 (Ч.1). Ст. 2700- 28. Ст. 2873- 52 (ч. 1). Ст, 5037- 2004, 27. Ст. 2711- 31. Ст. 3231- 45. Ст. 4377- 2005, 27, Ст. 2717- 45. Ст.4585- 2006. № 6. Ст.636
  14. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05 августа 2000 года № 117ФЗ//С3 РФ 2000, № 32. Ст.3340- 2001, № 1 (ч.П). Ст.18- 2001, № 23. Ст.2289- 2002, № 1. Ст. 4- № 22. Ст.2026- 2002, № 30. Ст. ЗО21- 2004, 27. Ст. 2711- 30. Ст. 3088- 2005, 30. Ст. 3128- 50. Ст. 5249- 52. Ст. 5581- 2006, № 1. Ст. 12- № 10.Ст. 1065- № 12. Ст. 1233
  15. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// СЗ РФ.1994.№ 32.Ст.ЗЗО1
  16. Федеральный закон от 07 ав[уста 2001 г. 115-ФЗ «О противодейстеии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»
  17. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»
  18. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. «О закпючении межправительственнь[х соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».// САПП РФ. 1992. № 5
  19. Указ Президиума ВС СССР от 18.06.1982 г. № 7368-Х «О ратификации Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения доходов и имущества» If. Судебные решения
  20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"// Бюллетень ВС РФ. 2003. № 12
  21. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 г. № 8349/02
  22. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2003 г. 7038/03//Документ не опубликован
  23. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 г. 990/05
  24. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2002 г. Ф04/2184−386/А70−2002-
  25. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.11.2002 г. №Ф04/4 084 377/А81−2002
  26. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2004 А66−6278−03
  27. Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2004 г. №Ф09−234/04-АК
  28. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2005 г. №Ф03-А73/042/3896
  29. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03. 2005 №А5 624 202/04
  30. Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2005 г. №КА-А40/1705
  31. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2005 г. № 3 329 914/04-СЗ-Ф02−3032/05-С10
  32. Постановление ФАС Московского округа от 08.11.2005 г. №КА-А40/10 866−05 HI. Монографии, учебники, учебные пособия, справочные издания 1. 2. 3. 4.
  33. А.В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. М., 2006 Барулин СВ. Теория и история налогообложения: учебное пособие. М.: Экономист, 2006 Белых B.C., Винницкий Д. В. Налоговое право России. М.: Норма, 2004 Бродский Г. М. Право и экономика налогообложения. Спб., 2000 Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. Спб., 2003
  34. Г. М. Международное экономическое право и процесс: Учебник. М., 2004
  35. Л.К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, 1983
  36. М.А. Налоговые отношения с участием иностранных организаций в РФ/отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2005
  37. Европейское право. Право Европейского Союза и правое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов/ рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Л. М. Энтин. М. даб
  38. Евстигнеев Е. Н, Викторова Н. Г. Основы налогообложения и налогового законодательства: Учебное пособие. Спб., 2004
  39. А.С. Налоговое право Европейского Союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения. М., 2006
  40. Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2005
  41. В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. М., 1998
  42. В.А. Налоговое расследование в сфере международного законодательства. М., 2005
  43. А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993
  44. Н.М. Русское государственное право. Спб., 1904
  45. Ф.Ф. Русское государственное право, М., 1908
  46. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учебное пособие/ сост. Сборника В. В. Маклаков -5-е изд. М., 2006
  47. О.А. Международное право. Курс лекций. М, 2005
  48. И.М. Очерки финансовой науки. Пг, 1919
  49. И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.:ЮРИНФОР, 2001
  50. Н.П. Основы налогового права. Учебник. Харьков, 2001
  51. И.А. Международное налоговое право. М., 2001
  52. М.И. Путь к единому государству?/В кн: Ежегодник сравнительного правоведения, 2004 год. М., 2005, 42−70
  53. М.В. Правовые основы налоговой системы: теория и практика/Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2000
  54. Международное публичное право: учебник/отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2004
  55. Международное право: Учебник для вузов/отв. ред. проф. В. Г. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. М., 2006
  56. Меадународное право: Учебник/отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. М., 2005
  57. Налоговое право. Учебник/под ред. Г. Пепеляева. М., 2004
  58. Налоговое право России. Учебник/под ред. Ю. А. Крохиной. М, 2004
  59. О.И., Сутырин Ф. Экономическая политика в рамках единой Европы: финансовый аспект/В кн: Финансовый мир. Вып. 2 /под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. М., 2004., 260−273
  60. Г. Налоги: реформы и практика, М.: Статут, 2005
  61. А.В. Налоги и международные соглашения России. М., 2000
  62. А.И. Налоговая конкуренция в современной системе мирохозяйственных связей /В кн: Финансовый мир. Вып. 2 /под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. М., 2004., 274−290
  63. Путеводитель по прецедентной праю-ике Европейского Суда по правам человека за 2003 год/сост. Берестнев Ю. Ю., Виноградов М.В./пер. с англ. М, 2005
  64. Пушкарева В. М, История финансовой мысли и политики налогов. М., 2005
  65. Родина Л. А, Налоговые системы зарубежных стран. М., 2003
  66. М.Н. Очерки финансовой науки. Пг. 1925
  67. Советское финансовое право: Учебник/под ред. Л. К. Вороновой, Н. И. Химичевой. М.: Юрид. лит., 1987
  68. А.А. Теория налогов. М., 1928
  69. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. М., 2002
  70. А.А., Парыгина В. А. Налоговое право: Учебник. М., 2004
  71. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998
  72. А.В. История налогов в России. М., 2001
  73. Толстопятенко Г. П, Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001
  74. Н. Р. Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве/под ред. проф. B.C. Комиссарова. М, 2002
  75. Н. Опыт теории налогов. М., 1894
  76. Р., Козлов Е. Ю. История международного налогового права/В кн: Финансовое право зарубежных стран: Сборник научных трудов/под общ, ред. Г. П. Толстопятенко. Вып. Н М.: МГИМО (У) МИД России, 2001, 43−54
  77. Финансовое право: Учебник/отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М., 2004
  78. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юрист, 2004
  79. О.А. Источники налогового права зарубежных стран. М., 1996
  80. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию/под ред. В. К. Сенчагова. М., 2004
  81. Г. Ф. Общее учение о государстве и праве. М., 1911
  82. В.М. Международное финансовое право: учебник. М., 2005
  83. В.А., Таран В. А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для вузов.М.:ЮНИТИДАНА, 2005
  84. Р.Л. Международное налогообложение /пер. с англ. М, 1997
  85. К., Маджнони Дж. Гармонизация регулирующих функций и глобализация финансов/ В кн: Глобализация и национальные финансовые системы. Сборник статей экспертов Всемирного банка/пер, с англ. М., 2005
  86. К. Право Европейского Союза/пер, с англ. Киев, 2005
  87. К. «Грязные» деньги как с ними бороться? Справочник по налоговому законодательству/пер. 9-го переработанного немецкого издания. М., 2005
  88. Портер iVI, Международная конкуренция/пер, с англ. М., 1993
  89. Г. Деривативы и право/пер, с нем. М., 2005
  90. X. Тенденции развития налогообложения в Европе (на русс, яз.)// Налоговед. 2004. 10,0.66−72
  91. Л., Кин М.Боден Ж.-П., Саммерс В. Современный НДС /пер. с англ. М, 2003
  92. Blankart, А public choice view of tax competition//Pub!ic Finance Review. Vol. 30. №
  93. Buijink W., Janssen В., Schols Y. Evidence of the effect of domicile on corporate average effective tax rates in the European Union// Joumal of international accounting, auditing and taxation. Vol. 11,2002, № 2,
  94. Devereux M., Griffith R., Klemm A. Corporate income tax reforms and international tax competition// Economic Policy. Vol.
  95. October 2002 IV. Научные статьи
  96. E.B. О координации и гармонизации налоговых отношений//Финансы. 2004. № 2. С 27−29
  97. М.М. О некоторых правовых проблемах, возникающих для России в связи с расширением Европейского Zmll Государство и право. 2004. 7. 27−35
  98. М.М. Реформирование Европейского Совета и Совета Европейского Союза на основе принятой в 2004 г. Европейской Конституции// Государство и право. 2005, № 12. 51−60
  99. Н.В., Дирин А. А. Правовое регулирование международной налоговой конкуренции//Законодательство и экономика. 2005. 9. 40−45
  100. В. Вопросы распространения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией на новых членов ЕС// Вестник Московского Университета. Серия
  101. Право. 2004. 3. 74−88 6. Как проводить сравнительный анализ национальных законодательств. Рекомендации ИЗ и СП при Правительстве РФ// Журнал российского права. 1999. 5−6. 140−144
  102. М. «Недобросовестность» налогоплательщика при минимизации налогов методами налоговой логистики//Хозяйство и право. 2006. 3. 3540
  103. В.В. Криминальная глобализация//Государство и право. 2004. № 10. 26−41
  104. М.С. Новое в уголовной ответственности за налоговые и иные экономические преступления// Налоговые споры: теория и практика. 2004. 7. 1824
  105. Т. Общее европейское экономическое пространство: стратегия участия России//Рго et Contra (Европейский Союз в российской политике), зима 2003. 63−76
  106. О.А. 184−201 Некоторые проблемы становления международного финансового права// Московский журнал мещународного права. 2005. 1 (57). Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение// Мировая экономика и международные отношения. 2005. 2.
  107. В.В. Применение Европейской конвенции по правам человека в налоговых спорахУ/Арбитражная {налоговые споры), октябрь 2002. 169−173
  108. Г. П. Тенденции развития налогового права ЕС//Финансовое право. Юбилейный номер, октябрь 2004. 50−53
  109. В.М. Международное право и Глобальная правовая система//Московский журнал международного права. 2002. № 4. 3−19 V. Авторефераты диссертаций
  110. Я.П. Роль Суда ЕС в формировании европейского правового пространства: Автореф. дисс. кандид. юрид. наук. М., 2004
  111. В. Сотрудничество государств по сближению национальных правовых систем (унификация и гармонизация права): Автореф. дисс. дою». юрид. наук. Спб., 2003
  112. М.В. Система контроля в праве Европейского Союза: Автореф. дисс. кандид. юрид. наук. Казань, 2004
  113. А.Я. Международно-правовые проблемы природы и действия права Европейского Союза: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2001
  114. Е.А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование): Автореф. дисс. кандид. юрид. наук. Саратов, 1998
  115. И.А. Избежание двойного налогообложения и уклонение от уплаты налогов в международном налоговом праве: Автореф. дисс. кандид. юрид. наук. М., 2002
  116. Е.Я. Международно-правовые аспекты сотрудничества государств в области налогообложения: Автореф. дисс. кандид. юрид. наук. М., 2000
  117. Н.Б. Современные правовые проблемы европейской интеграции: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2003 практика. Тематический выпуск
  118. В.М. Международное экономическое право в конктексте глобализации мировой экономики: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2001 1(1)Ухаль А. А. Особенности правового регулирования налогообложения деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации: Автореф. дисс. кандид. юрид. наук. М., 2005
Заполнить форму текущей работой