Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Возникновение сенуситского движения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прикрываясь догмами ислама и широко используя культ марабутов, сенуситы упорядочивали и маскировали отношения эксплуатации внутри племени, завоевывая тем самым расположение к себе со стороны феодализировавшейся племенной верхушки. Развитие феодальных отношений в Киренаике сопровождалось переходом бедуинов к оседлости, возникновением классов и классовых отношений; этому процессу способствовало… Читать ещё >

Возникновение сенуситского движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ Возникновение сенуситского движения

План

  • 1. Возникновение братства сенуситов и его популяризация
  • 2. Борьба за чистоту ислама
  • 3. Система «завий». Теория и практика учения сенуситов
  • Литература

1. Возникновение братства сенуситов и его популяризация

В середине XIX в. стало очевидным, что Османская империя была не в силах противостоять экспансии западных держав. Причиной столь значительного ослабления империи мусульманские ученые и религиозные деятели видели в экономическом и культурном застое, кризисе ислама и падении нравов. В различных районах мусульманского мира прозвучали призывы видных религиозных деятелей (Джамаля ад-Дина аль-Афгани, Мухаммеда Абдо и др.) реформировать ислам с целью его содействия экономическому прогрессу, распространению просвещения, развитию наук и культуры. Колониальный раздел Африки сопровождался расширением сферы христианской миссионерской деятельности на этом континенте, что еще более усилило движение за модернизацию ислама путем реформ. Поэтому неудивительно, что с самого начала это движение своим острием было направлено против Запада и борьба против колониализма нередко приобретала религиозную окраску.

Одновременно против проникновения западных колонизаторов в Африку выступили некоторые мусульманские ордена-братства, такие, как Маданийя и Кадырийя, которые активизировали свою деятельность в районах, населенных преимущественно бедуинами. Широкое распространение в Северной Африке получил традиционный махдистский мессионизм, существовавший на протяжении всей истории ислама, начиная от движения исмаилитов в Сирии вплоть до религиозных восстаний в Судане в XIX в. Все эти движения связывали себя с идеей прихода некоего махди (мессии, пророка), от которого ожидалось освобождение и возрождение ислама в «чистом», первоначальном виде, а также изгнание продажных правителей и восстановление справедливости, равенства и братства.

К середине 50-х годов XIX в. во внутренних районах вилайета Триполи укрепилось сенуситское братство, или братство Се-нусийя. Его основателем был алжирский марабут Мухаммед бен Али ас-Сенуси (Великий Сенуси, 1787−1859). Он родился в Алжире близ Мостаганема и получил высшее по тем временам религиозное образование. Переселившись затем в Марокко, ас — Сенуси попал под влияние мусульманского мистицизма-суфизма, сторонники которого были объединены в суфийских (дервишских) братствах. Суфийские ордена находились в оппозиции к ортодоксальному исламу, хранителем которого в Северной Африке выступала в то время Османская империя. Поскольку деятельность суфийских братств подрывала основы официального ислама, а также османского влияния на религиозные массы, сторонники суфизма подвергались гонениям. Начавшиеся гонения лишь повысили авторитет суфиев среди неграмотного населения Северной Африки, так как учения и обрядовая сторона их братств были более понятны широким массам, особенно кочевникам, чем ортодоксальный ислам.

Подробно ознакомившись с жизнью народов Хиджаза, Египта, Туниса и Алжира, Мухаммед бен Али ас-Сенуси, будучи горячим поклонником аль-Газали, выступил за примирение суфизма и ортодоксального ислама. Ставя перед собой цель создать новую идейную основу для более широкого воздействия на религиозные массы, он призывал вернуть исламу его первоначальную жизненность и силу. Исследователь сенусизма ливанский историк Никола Зийаде отмечал, что идеи суфизма явились важнейшими составными частями учения Мухаммеда бен Али ас-Сенуси. Оно содержало в себе также ряд элементов другого оппозиционного течения в исламе — ваххабизма, с которым будущий основатель сенусизма познакомился во время длительного пребывания в Хиджазе и Асире, где ваххабизм был широко распространен. Главное в учении Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба заключалось в его пуританских призывах отказаться от тех форм суннитского ислама, которые являлись официально признанными в Османской империи. Таким образом, суфизм и ваххабизм возникли как проявление протеста против господства ортодоксального ислама и роста иностранного влияния. В своем учении Мухаммед, бен Али ас-Сенуси в качестве идеала выдвигал организацию и деятельность ранней мусульманской общины. Он призывал к установлению в мусульманских странах порядков, существовавших в Аравии в период первых праведных халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али. При этом ас-Сенуси выступал против более поздних наслоений и нововведений в исламе и требовал от мусульман, чтобы они в своих действиях руководствовались только Кораном и Сунной. Это могло, по его мнению, сплотить последователей различных суфийских орденов-братств и примирить их с последователями ортодоксального ислама с целью возрождения былой славы и мощи мусульман.

В своих проповедях Мухаммед бен Али ас-Сенуси сурово обличал ортодоксальных улемов Туниса и Египта. Он критиковал реформы Мухаммеда Али в вилайете Египет, а также нововведения периода танзимата в Турции. Сенуситы были непримиримыми врагами западной цивилизации и осуждали все иностранное. Видя распространение европейского влияния в Северной Африке, Мухаммед бен Али ас-Сенуси полностью утратил веру в способность турецких правителей сплотить исламский мир. Со временем его недоверие все возрастало и, согласно Зийаде, переродилось в опасение, что некоторые представители Османской империи действуют в интересах великих держав.

1837 г., когда Мухаммед бен Али ас-Сенуси основал в пригороде Мекки, в Абу-Кубейсе, первую завию — религиозно-административный центр, где проповедовались и претворялись в жизнь его воззрения, считается годом возникновения братства сенуситов. Деятельность сенуситов приобрела широкий размах после того, как в 1843 г. ас-Сенуси основал завию Эль-Бейда в северной части Киренаики в горах Эль-Джебель-эль-Ахдар, ставшую его резиденцией. Наибольшее влияние братство приобрело в Киренаике и Феццане, а также среди бедуинов Египта и Триполитании, в Западном Судане.

2. Борьба за чистоту ислама

Сенуситское братство быстро укрепляло свои позиции в вилайете Триполи, так как цели и характер его деятельности отвечали социально-экономическим и политическим условиям этого вилайета Османской империи.

Потребности развития торговли и сельского хозяйства, а именно все более острая необходимость обеспечить безопасность караванных путей и земледельческих поселений на обширной территории вилайета Триполи, предопределили объединительные процессы в стране. Между тем низкий уровень развития производительных сил порождал обособленность и раздробленность племен, каждое из которых находилось в своем, замкнутом мире. Хозяйственная самостоятельность племен, враждебность между кочевым и оседлым населением, громадные пустынные* пространства препятствовали племенному объединению. Немаловажным фактором разобщения и децентрализации являлось разнообразие и противоречивость религиозных верований и представлений. Картина духовной жизни населения внутренних районов вилайета Триполи, несмотря на равнодушное отношение кочевников и полукочевников к предписаниям ислама, в середине XIX в. выглядела довольно пестро. Здесь можно было встретить как приверженцев ханифизма — ортодоксальной школы ислама, официально принятой в Османской империи, так и сторонников различных орденов мусульманских мистиков. С исламом уживались и переплетались идолопоклонство и анимизм. Однако угроза порабощения, связанная с колониальным разделом Африки, явилась мощным стимулом, значительно активизировавшим объединительные процессы. Захват Францией Алжира, установление Османской империей режима прямого управления вилайетом Триполи, а также расправа турок над Абд аль-Джалилем и Гумой бен Халифой усилили опасность порабощения племен внутренних районов страны.

Быстрое распространение учения сенуситского братства среди населения Киренаики обусловливалось прежде всего тем, что в нем была заложена мессианская идея. Проповедь борьбы за возврат к «чистоте» первоначального ислама, порицание богатства и роскоши воспринимались широкими массами кочевого и полукочевого населения как призыв к борьбе с турецкими поработителями, злоупотреблявшими многочисленными феодальными поборами. К тому же высшим проявлением мусульманского благочестия сенуситы считали джихад — «священную войну» и этому подчиняли всю свою деятельность.

Прикрываясь догмами ислама и широко используя культ марабутов, сенуситы упорядочивали и маскировали отношения эксплуатации внутри племени, завоевывая тем самым расположение к себе со стороны феодализировавшейся племенной верхушки. Развитие феодальных отношений в Киренаике сопровождалось переходом бедуинов к оседлости, возникновением классов и классовых отношений; этому процессу способствовало также развитие товарно-денежных отношений, которые стали более интенсивными с оживлением торговли между Триполитанией и Киренаикой, с одной стороны, и Центральной Африкой — с другой. Племенная верхушка крайне нуждалась в такой религиозно-политической силе, которая защитила бы ее классовые интересы и, способствуя установлению мира и стабильности в стране, обеспечила бы возможность эксплуатации основной массы кочевников и позволила бы успешно развивать караванную торговлю с целью своего дальнейшего обогащения. Этой силой и стало братство сенуситов, сумевшее приспособить свою деятельность к условиям существования племенной организации. Между системой завий братства сенуситов и племенной организацией бедуинского общества существовала полная гармония. Согласно Зийаде, «деятельность братства, по существу, проходила среди бедуинов. С одной стороны, жители пустыни нуждались в нем, а с другой, — основатель братства обратился с призывом главным образом к ним, так как они были менее развращены, чем жители города». «Братство опиралось на племена, а не на города, — подчеркивает Э. Эванс-Причард. — Завии создавались племенами и племенными фракциями, которые считали их своими племенными институтами» .

В Киренаике, где проживало в основном полукочевое население, укреплению братства способствовало еще и то обстоятельство, что здесь города оказывали сравнительно небольшое влияние на внутреннее социально-экономическое развитие, ибо они были небольшими и менее развитыми, чем в Триполитании. Их роль как торговых центров была также ограниченна. Процесс общественного разделения труда в сельском хозяйстве Киренаики и связанный с ним рост внутренних и внешних торговых отношений, обмена продукцией между оседлыми жителями оазиса и кочевым населением пустыни неуклонно развивался, однако в несколько деформированной форме. Поскольку города были главным образом опорными пунктами турецкой администрации, племена во избежание контроля со стороны турок стремились ограничить свою торговлю с ними. Внутренние районы Киренаики тяготели больше к торговым центрам на территории Египта. Все это, разумеется, не свидетельствует о полном отсутствии связи между бедуинами и населением наиболее крупных городов Киренаики — Бенгази и Дерны. Контакт между ними, конечно, существовал, но был незначителен. В то же время создание хорошо продуманной системы опорных пунктов — завий, которые являлись центрами религиозной и политической деятельности сенуситского братства, способствовало распространению влияния сенусизма на племена.

3. Система «завий». Теория и практика учения сенуситов

В целом успеху братства и распространению его влияния способствовала теория и практика, создателем которой был Мухаммед бен Али ас-Сенуси. Суть этой теории и практики раскрыл итальянский востоковед Карло Наллино, который писал: «Подражание Мухаммеду, одновременно пророку и главе государства, принесло с собой объединение практической деятельности с мистикой, заботы о материальном благосостоянии с не меньшей заботой о моральном совершенствовании, законного наслаждения земной жизнью с подготовкой к будущей на небесах, возвышения мусульманской державы и войны против неверных с соответствующим приобретением и обращением побежденных в рабов» (цит. по).

Основой братства сенуситов была завия, во главе которой стоял шейх. Сенуситские завии были созданы по образу и подобию завий других суфийских братств. Объясняя назначение завии, основатель сенуситского братства в своем послании на имя турецкого правителя Феццана писал: «Строительство завии ставит своей целью возрождение страны во имя блага народа, как горожан, так и бедуинов. Завия основана для популяризации Корана и распространения шариата» .

В 1856 г. было завершено строительство завии в оазисе Джагбуб, куда была перенесена резиденция Мухаммеда бен Али ас-Сенуси. С этого времени оазис стал главным религиознополитическим центром сенусизма. С годами сенуситский Джагбуб все больше превращался в своеобразный религиозно-культурный центр. Оазис Джагбуб был избран центром братства не случайно. Он находился далеко от административных центров турецких, французских и египетских властей. В то же время через него проходили из стран Магриба и Западного Суданц торговые пути, по которым вслед за предприимчивыми купцами шли паломники, направлявшиеся в Мекку. Кроме того, отсюда можно было поддерживать связь со всеми завиями.

При строительстве завий принимались во внимание в первую очередь политико-экономические и стратегические факторы. В Киренаике, Феццане и Триполитании они были построены таким образом, чтобы по возможности взять под контроль все наиболее значительные племена. Как правило, завии создавались на главных караванных путях, а также на побережье небольших морских заливов для контроля над внешней торговлей вилайета. Места расположения завий одновременно были выгодными опорными пунктами в случае обороны. При выборе участка для строительства завии большое внимание обращалось на пригодность окружающей его территории для оседлой жизни и занятия сельским хозяйством. Арабский политический деятель того времени эмир Арслан Шекиб сообщал: «Большинство завий расположено в прекрасных местах на плодородных землях, где имеются колодцы, которые не осушаются из-за обилия воды» (цит. по (). В Эль-Джебель-аль-Ахдар они обычна располагались у родников и ручьев.

Обычно завия состояла из специального дома, где проживал ее глава — шейх, зданий для гостей, заместителя шейха и учителя. Здесь же располагалась мечеть, кораническая школа, жилища для слуг, склады для хранения провизии, конюшни, торговые лавки, специальная комната для приезжих бедняков. Богатые люди сооружали при завии свои дома, где жили в жаркий сезон, там же они предпочитали хранить ценные вещи. Территория, на которой располагалась завия, считалась священной и называлась харамом. В хараме обеспечивалась безопасность всем, кто вступал на нее, прося помощи и защиты, ибо здесь не разрешалось применять оружия, затевать ссоры и т, д. [ЮЗ, с.31]. К хараме относились также обрабатываемые земли, колодцы и водоемы для (хранения дождевой воды. Многие завии имели небольшие фруктовые сады!

Земли завий считались вакуфными. Они не могли продаваться и были закреплены за завией навечно. Эти земли расширялись за счет пожертвований, осуществляемых как племенами, так и отдельными людьми, купли и возделывания заброшенных и пустующих земель, изъятия у племен спорных территорий в пользу завии, использования земли для культивации с разрешения ее владельца и постепенного ее присвоения. Земельные угодья завий по масштабам страны были сравнительно большими. Размер их иногда достигал 2,5 тыс. га. Некоторые из них были пригодны для земледелия, а другие — для выпаса скота. Согласно ливийскому историку аль-Ашхабу, каждый, кто желал поселиться в завии, получал участок земли для его обработки и необходимые сельскохозяйственные орудия. Однако эта земля не становилась его личной собственностью и, следовательно, не могла передаваться по наследству [103, с.33−34]. Община завии частично жила своим трудом, а также за счет труда слуг, рабов и бедуинов, кочевавших в ее окрестностях [60, о.79]. Местные бедуины приходили со своим рабочим скотом, пахали и сеяли для завии; так же было и в период сбора урожая. Община завии, по свидетельству Арслана Шекиба, привыкла к тому, что каждый член племени добровольно помогал ей один день во время пахоты и один день во время сбора урожая и молотьбы. Это позволяло завии возделывать земли и собирать урожай без больших затрат.

При строительстве завии между шейхами племен и сенуситским братством заключалось своеобразное соглашение. Итальянский историк М. Колуччи приводит пример того, как племенные фракции барагта, турш динал и шилмани взяли на себя обязательства приносить завии Токра дары, скот и часть урожая, предоставлять верблюдов для перевозки продуктов и товаров в административный центр сенуситского братства, помогать завии во время сева, в строительстве и других работах, а также защищать ее и всех ее жителей. «Каждый за завию и завия за каждого» , — гласил документ соглашения. По установившемуся порядку члены племени, на территории которого находилась завия, должны были платить ей десятину с собранного урожая, они же делали завии разные подношения, когда им случалось посетить ее или когда шейх завии давал знать, что нуждается в чем-либо. Часто шейх завии обращался к бедуинам за помощью в снаряжении караванов, направляемых в Джагбуб или Куфру.

Завии сенуситского братства, возникшие первоначально как религиозные и административные центры, со временем превратились в земледельческие поселения и торговые пункты. Сену — ситское братство способствовало переходу кочевников и полукочевников к оседлости, побуждая их к занятию земледелием и садоводством. Посетивший Киренаику в 80-х годах XIX в. Дювейре писал, что завия Фарафра, которая была основана в 1860 г. на голом месте, за 13 лет превратилась в цветущий сад. Многие завии быстро богатели. Так, в одной из процветавших завий — Мсусе — в начале XX в., по данным аль-Ашхаба, производилось 2−4 тыс. кантаров пшеницы и ячменя; ее поля обрабатывало около 200 человек. Завия имела 400 верблюдов, 6 тыс. овец и коз, 100 голов крупного рогатого скота [102, с. 199].

Завии, которые находились на караванных путях, получали значительные доходы от обслуживания караванов и постепенно становились торговыми центрами. На их территории строились складские помещения и постоялые дворы для людей, сопровождавших караваны. С расширением деятельности сенуситского братства возросла безопасность караванных путей, оживилась торговля по транссахарской дороге (из Бенгази в Вадаи через Джалу и Куфру). По данным тунисского путешественника аль-Хашаиши, только из Бенгази в султанат Вадаи отправлялись ежегодно 500 верблюдов, нагруженных различными товарами: тканями, сахаром, чаем, оружием и др. Из Вадаи доставлялись главным образом страусовые перья, слоновая кость, а также рабы.

Немалые доходы сенуситские завии получали и от работорговли, которая велась контрабандным путем. Шейхи завий, обеспечивавшие безопасность караванов с рабами, получали за это от работорговцев солидное вознаграждение. Работорговля, которая продолжалась вплоть до первой мировой войны, способствовала значительному увеличению количества рабов на территории Киренаики. Племенная знать и верхушка сенусит — ских завий покупали рабов или получали их в дар от проходящих караванов. Глава сенуситского братства аль-Махди, сын Великого ас-Сенуси ежегодно получал в дар от султана Вадаи 50 рабов. Рабов использовали в завиях на самых тяжелых работах: они обрабатывали земли, ухаживали за садами и пасли скот. В конце XIX в. у главы братства только для обслуживания гостей имелось около 200 рабов-слуг.

сенуситское движение ислам братство Быстрое обогащение шейхов завий и всей верхушки сенуситского братства явилось результатом жестокой эксплуатации жителей завий, которые нашли в них укрытие и пристанище, рабов, а также бедуинов, на территории племен которых они располагались. Хотя земли и числились за завиями, ими полностью распоряжались шейхи, которые постепенно превращались в феодалов, владевших огромными земельными угодьями.

В первые десятилетия существования братства шейхи долго не задерживались на одном месте. Создав завию, они отправлялись выполнять новые миссии. Поэтому они пользовались недвижимым имуществом завий наравне с другими их членами. Однако со временем вошло в практику закрепление за шейхом определенной завии. Ему наследовал сын или иной родственник с одобрения верхушки племени или фракции, а также руководства соседних завий. Праву наследования в немалой степени: способствовало сращивание семьи ас-Сенуси с семьями шейхов завий и их родственниками.

Таким образом, сенуситские завии, возникшие как религиозно-административные центры, постепенно превращались в цитадель феодальной эксплуатации.

Сенуситское братство приспособило свою религиозно-политическую деятельность к племенной раздробленности и к уровню довольно примитивного эксплуататорского общества с его нечетким делением на классы. Оно выступило в качестве посредника между племенами, в среде которых происходили процессы социального расслоения и перехода некоторых фракций к оседлости.

Становлению и расширению деятельности сенуситского братства способствовал также культ марабутов, пустивший глубокие корни в Северной Африке. В глазах неграмотного народа, всегда готового уверовать в «чудеса», «святые» казались более реальными, нежели величественный и мудрый Аллах. В течение многих веков в Триполитании и Киренаике складывался культ «святых». Бедуины молились за них, навещали их могилы и т. д. Такое отношение бедуинов к институту марабутов подготовило благоприятную почву для распространения учения братства сенуситов. В практике института «святых» широко использовалась барака — благословение. Обычно барака распространялась на племя или его фракцию через шейха завии, который якобы получал таинственную духовную власть непосредственно от главы братства и мог передавать ее своим потомкам. Племя или его фракция благодаря нахождению на территории завии также становилось обладательницей бараки. Шейхи завии, используя бараку, воздействовали в нужном им направлении на темные массы бедуинов, склонных к предрассудкам.

В свою очередь, бедуины смотрели на сенуситов (марабутов — ихванов) со смешанным чувством уважения и снисходительно^ сти. Они воспринимали их как обладателей бараки, носителей святости и скрытой духовной силы, относились к ним как к религиозным деятелям, называя их марабутами и с уважением внимая их увещеваниям и предостережениям. Но в то же время кочевники и полукочевники не считали их «чистокровными детьми пустыни». Марабутов-ихванов бедуины относили к совершенно иному типу людей, поведение и образ жизни которых представлялись им глубоко отличными от поведения и образа жизни обитателей пустыни. Если марабут умел читать духовные книги и молиться, то бедуину все это была чуждо. Марабутам-ихванам и бедуинам запрещалось устанавливать родственные связи.

При организации братства прежде всего было учтено положение марабутов в племенной структуре общества. В отличие от марабутов XIV-начала XIX в., не имевших своей организации, ихваны второй половины XIX в. были членами единого сенуситского братства. Следовательно, братство опиралось не только на авторитет, приобретенный марабутами в течение многих десятилетий среди бедуинов Киренаики, но и на преимущества, вытекавшие из самой системы их организации. Структура братства обусловливала объединение разрозненных культов «святых» в единое целое и позволяла подчинить многочисленные завии единому религиозному и светскому руководству в лице главы братства. Другими словами, завии братства являлись центрами местных культов «святых», но одновременно они представляли собой лишь звенья единой суфийской организации. Через завии все племена Киренаики были связаны воедино.

Братство сенуситов, создав политическую надстройку над племенной организацией, ускорило социальное расслоение племенного общества и способствовало развитию феодальных отношений. Сенуситское движение относится к тем движениям, которые ни по форме, ни по существу не выходили за рамки идеологических и политических движений феодальной эпохи. Появление таких движений не означало коренного изменения экономической и социально-политической обстановки, породившей их.

1. Бондаревский Г. Л. Борьба за Триполитанию и Киренаику. — Колониализм вчера и сегодня. М., 1964.

2. Дьячук Ю. В. Ливия возвращается: история. Культура. Общество. Междунар. отношения. Политика. Экономика. — К., 2007.

3. Егорин А. З. История Ливии в новое и новейшее время. М., 1992.

4. Егорин А. З. Ливия. Учебное пособие. М., 1995.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой