Создание базы данных «Компьютерная школа» в СУБД MS Access
Формы — это средства для ввода, просмотра и удаления данных, позволяющие отображать одновременно все поля одной или нескольких записей. Можно создать форму-меню для вызова других форм, таблиц, запросов или отчетов. Отчеты предназначены для вывода данных на печать. В связи с этим отчеты отличаются тем, что в них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных… Читать ещё >
Создание базы данных «Компьютерная школа» в СУБД MS Access (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВОННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ КУРСОВАЯ РАБОТА По МДК 02.02
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ЗАЩИТЫ БАЗ ДАННЫХ Тема: «Создание базы данных „Компьютерная школа“ в СУБД MS Access»
Выполнил студент Поддуба Д.
Специальность 230 115
«Программирование в компьютерных системах»
Группа ЗП-4д Воскресенск, 2014
- Введение
- 1. Общая часть
- 1.1 Постановка задачи
- 1.2 Анализ проблемной части
- 1.3 Проектирование концептуальной модели
- 1.4 Концептуальные требования
- 1.5 Состав программного обеспечения
- 1.6 Выбор комплекса технических средств
- 2. Технологическая часть
- 2.1 Описание входных (таблицы, типы данных), выходных (запросы, отчеты)
- 2.2 Проектирование даталогической модели
- 2.3 Описание используемых идентификаторов
- 2.4 Разработка интерфейсной части
- Заключение
- Список литературы
- Приложения 1 Руководство пользователя
- Приложения 2 Руководство программиста
- Введение
- Целью моей курсовой работы является: создание готового программного продукта локальной базы данных «Компьютерная школа», разработать понятный и удобный интерфейс. Следующие поставленные передо мной задачи помогут мне достичь этой цели:
- 1 .Исследовать заданную предметную область, выбрать сущности, их атрибуты. Построить концептуальную модель предметной области.
- 2 На основе концептуальной модели построить логическую модель, установить связи между объектами.
- 3 Задать первичные и внешние ключи.
- 4 Объяснить выполненные преобразования.
- 5 Провести исследование полученной модели, задав несколько сложных запросов к полученной модели.
Обоснование выбора СУБД База данных (БД) — это один или несколько файлов данных, предназначенных для хранения. Изменения и обработки больших объемов взаимосвязанной информации. В тех случаях, когда накопленная информация храниться в форме организованных учетных записей или файла, можно говорить о создании так называемой базы данных. Например. Записная книжка с номерами телефонов. Адресов. Дней рождений и т. д.
Операции в БД Access: ввод основных и дополнительных данных; изменение и корректировка уже имеющейся информации; создание новых структур хранения данных; организация взаимодействия с другими БД и прикладными программами; длительное хранение данных; передача информации; передача информации (межкомпьютерный обмен);защита от несанкционированного доступа.
Системы управления базой данных с понятием БД тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств. Предназначенных для создания структуры новой базы, наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и отображение данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.
Система управления базами данных (СУБД) — это система программного обеспечения, позволяющая обрабатывать обращения к базе данных, которые поступают от прикладных программ конечных пользователей. СУБД обладает следующими рабочими характеристиками:
Полнота. Чем больше информации, тем более вероятность нахождения полезных данных;
Структурность. Чем лучше структурирована информация, тем она полезнее и ценнее;
Удобство. Достигается выполнением первых трех рабочих характеристик.
БД и СУБД являются частью Банков данных. Которые хранят сведения из самых различных областей человеческой деятельности: это библиотечное и банковское дело, образование и медицина, транспорт, туризм и многое другое. Различают три типа баз:
— Иерархические, в которых используются структуры в виде перевернутого дерева, состоящие из объектов различных уровней;
— Сетевые, где данные представлены сетями;
— Реляционные, характеризующиеся табличным представлением данных.
Настоящее задание выполнено в MS Access, которая является реляционной СУБД.
Составляющие базы данных Таблицы — это основные информационные объекты любой базы данных. Каждая строка в таблице называется записью, а столбец — полем. Создание таблицы связано с определением имен полей и их типов. Запросы являются средством обработки данных, хранимых в таблицах Microsoft Access. С помощью запросов выполняют такие операции как отбор данных, их сортировку и фильтрацию, можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц.
Формы — это средства для ввода, просмотра и удаления данных, позволяющие отображать одновременно все поля одной или нескольких записей. Можно создать форму-меню для вызова других форм, таблиц, запросов или отчетов. Отчеты предназначены для вывода данных на печать. В связи с этим отчеты отличаются тем, что в них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных сегментов оформления, характерных для печатных документов.
Страницы — это специальные объекты баз данных выполненные в коде HTML, размещаемые на Web-странице. Посетитель Web-узла может просматривать записи базы в полях страницы доступа в архитектуре клиент-сервер.
Макросыпрограмма, состоящая из списка команд, предназначенных как для автоматизации повторяющихся операций при работе с СУБД, так и для создания новых функций путем программирования.
Модули создаются средствами внешнего языка программирования, в данном случае языка Visual Basic for Applications. Это одно из средств, с помощью которого разработчик база может заложить в нее нестандартные функциональные возможности, удовлетворить специфическое требование заказчика, повысить быстродействие системы управления, а также уровень ее защищенности.
Тип данных поля — это характеристика поля, определяющая, какие данные могут сохраняться в поле. Например, в поле с типом «Текстовый» можно вводить как текст, так и числа, а в полях с типом «Числовой» допускается хранение только числовых данных.
Простота архивирования данных. Access позволяет сохранить в другом месте копию базы данных, с которой выработаете. Необходимая помощь. Из областей задач «Приступая к работе» и «Справка» можно получить доступ к службе поддержки Microsoft Office Online Assistance на веб — узле Microsoft Office Online, где публикуются справочные материалы и статьи, которые регулярно обновляются на основе вопросов пользователей. Для использования некоторых функций этих областей задач требуется подключение к Интернету.
1. Общая часть
1.1 Постановка задачи Исследовать заданную предметную область, выбрать сущности, их атрибуты. Построить концептуальную модель предметной области.
На основе концептуальной модели построить логическую модель, установить связь между объектами. Задать первичные и внешние ключи.
Провести исследования полученной модели, задав несколько сложных запросов к полученной модели.
Создать форму, отчеты, кнопочную форму.
1.2 Анализ проблемной части Предметная область: «Компьютерная школа». Объекты предметной области: «Группы», «Список», «Личные данные».
В таблице «Группы» находятся: учебная группа, преподаватель; в таблице «Список» находятся: код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс, учебная группа, портрет, институт; в таблице «Личные данные» находятся: оценки по дисциплинам word, excel, access, код студента, адрес, номер телефона.
1.3 Проектирование концептуальной модели На первом этапе проектирования базы данных изучается структура организации (издательства) и собираются концептуальные требования. Построение концептуальной модели представляет собой процесс моделирования смыслового наполнения базы данных. Концептуальная модель состоит из следующих трёх основных компонентов.
Рисунок 1. Информационно-логическая модель данных приложения «Компьютерная школа»
1. Сущности. Это элементы реального мира, которые могут существовать независимо. В настоящей работе сущностями являются: «Группа», «Личные данные студентов», «Успеваемость студентов». Сущность представляется в концептуальной модели прямоугольником, в котором указано её имя.
2. Атрибуты. Атрибуты описывают сущность. Они представляются овалами с указанием имен, которые прикреплены к сущности. В настоящей работе сущности «Группа» соответствуют: «Учебная группа», «Преподаватель». Сущности «Личные данные» соответствуют: «Word», «Excel», «Access», «Код студента», «Адрес», «Телефон». Сущности «Успеваемость» соответствуют: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Учебная группа», «Word», «Excel», «Access».
3. Связи. Связь представляет взаимодействие между сущностями. На ER-диаграмме она изображается ромбом, который соединяет сущности, участвующие в связи. В настоящей базе данных связь между «Группы» и «Список» будет один ко многим, так как в одной группе учатся много студентов. Связь между «Личные данные» и «Список» обозначена один к одному. На рисунке 1 представлена концептуальная модель заданной базы данных.
1.4 Концептуальные требования Эти концептуальные требования распределены на несколько частей-прообразов таблиц: «Группы», «Список», «Личные данные».
Концептуальные требования приведены в таблице 1.
Таблица 1. Концептуальные требования
Сущность | Ключ | Атрибут | |
Группы | Первичный | Учебная группа Преподаватель | |
Список | Первичный Внешний | Код Учебная группа Фамилия Имя Отчество Год рождения Школа Класс Портрет Институт | |
Личные данные | Первичный | Код Студента Word Excel Access Адрес Номер Телефона | |
1.5 Состав программного обеспечения Данная программа написана на языке Visual Basic for Application в MS Access представляет собой приложение, предназначенное выполнять все функции, которые требуются по заданию. В конечный продукт входит 1 откомпилированное приложение, размер которого составляет соответственно 3,28 МБ.
Для работы программы необходимо следующее программное обеспечение:
1. Операционная система Windows XP;
2. MS Office 2003;
3. MS Access 2003.
1.6 Выбор комплекса технических средств Для работы приложения необходимы следующие системные ресурсы:
1) компьютер, совместимый с IBM PC с тактовой частотой процессора не менее 2.13 GHz;
2) оперативную память 2048 MB;
3) жесткий диск объемом 160 GB;
4) видеоадаптер 14″ WXGA с объемом оперативной памяти 256 MB.
2. Технологическая часть
2.1 Описание входных (таблицы, типы данных), выходных (запросы, отчеты) Входные данные:
1) Учебная группа (Числовой);
2) Преподаватель (Текстовый);
3) Word (Числовой);
4) Excel (Числовой);
5) Access (Числовой);
6) КодСтудента (Счетчик);
7) Адрес (Текстовый);
8) НомерТелефона (Текстовый);
9) Код (Счетчик);
10) Фамилия (Текстовый);
11) Имя (Текстовый);
12) Отчество (Текстовый);
13) Год рождения (Числовой);
14) Школа (Текстовый);
15) Класс (Числовой);
16) Портрет (Поле объекта);
17) Институт (Логический).
Выходные данные:
1) Фамилия (Текстовый);
2) Имя (Текстовый);
3) Отчество (Текстовый);
4) Адрес (Текстовый);
5) НомерТелефона (Текстовый);
6) Школа (Текстовый);
7) Класс (Числовой);
8) Год рождения (Числовой);
9) Учебная группа (Числовой).
2.2 Проектирование даталогической модели Рисунок 2. Логическая структура реализационной базы данных приложения «Компьютерная школа»
2.3 Описание используемых идентификаторов Элементы управления, идентификаторы, источники данных представлены в таблицах «Элементы форм».
Таблица 2. Элементы формы «Ученик»
Элемент управления | Идентификатор | Тип данных | |
Поле | Фамилия | Текстовый | |
Поле | Имя | Текстовый | |
Поле | Отчество | Текстовый | |
Поле со списком | Учебная группа | Числовой | |
Присоединенная рамка объекта | Портрет | Поле объекта | |
Таблица 3. Элементы формы «Успеваемость»
Элемент управления | Идентификатор | Тип данных | |
Поле | Фамилия | Текстовый | |
Поле | Имя | Текстовый | |
Поле | Word | Числовой | |
Поле | Excel | Числовой | |
Поле | Access | Числовой | |
Таблица 4. Элементы формы «Список учеников»
Элемент управления | Идентификатор | Тип данных | |
Поле | Код | Числовой | |
Поле | Фамилия | Текстовый | |
Поле | Имя | Текстовый | |
Поле | Отчество | Текстовый | |
Поле | Год рождения | Числовой | |
Поле | Школа | Текстовый | |
Поле | Класс | Числовой | |
Поле со списком | Учебная группа | Числовой | |
Таблица 5. Элементы формы «Список»
Элемент управления | Идентификатор | Тип данных | |
Поле | Код | Числовой | |
Поле | Фамилия | Текстовый | |
Поле | Имя | Текстовый | |
Поле | Отчество | Текстовый | |
Поле | Год рождения | Числовой | |
Поле | Школа | Текстовый | |
Поле | Класс | Числовой | |
Поле со списком | Учебная группа | Числовой | |
Присоединенная рамка объекта | Портрет | Поле объекта | |
Таблица 6. Элементы формы «Общая форма»
Элемент управления | Идентификатор | Тип данных | |
Поле | Код | Числовой | |
Поле | Фамилия | Текстовый | |
Поле | Имя | Текстовый | |
Поле | Отчество | Текстовый | |
Поле | Год рождения | Числовой | |
Поле | Школа | Текстовый | |
Поле | Класс | Числовой | |
Поле | Word | Числовой | |
Поле | Excel | Числовой | |
Поле | Access | Числовой | |
Поле | Код Студента | Числовой | |
Поле | Адрес | Текстовый | |
Поле | Номер Телефона | Текстовый | |
Поле со списком | Учебная группа | Числовой | |
Таблица 7. Элементы формы «Номера групп»
Элемент управления | Идентификатор | Тип данных | |
Поле | Учебная группа | Числовой | |
Поле | Преподаватель | Текстовый | |
Таблица 8. Элементы формы «Личные данные»
Элемент управления | Идентификатор | Тип данных | |
Поле | Word | Числовой | |
Поле | Excel | Числовой | |
Поле | Access | Числовой | |
Поле | Код Студента | Числовой | |
Поле | Адрес | Числовой | |
Поле | Номер Телефона | Числовой | |
Таблица 9. Элементы формы «Заставка»
Элемент управления | Идентификатор | Подпись | |
Кнопка | Кнопка3 | Список | |
Кнопка | Кнопка4 | Успеваемость | |
Кнопка | Кнопка5 | Номера групп | |
2.4 Разработка интерфейсной части Мною созданы запросы «Лицей» (Рисунок 3), «не_Баранова» (Рисунок 4), «Новая_таблица» (Рисунок 5), «Номера телефонов» (Рисунок 6), «Справка» (Рисунок 7), «Среднее» (Рисунок 8), «Удаление» (Рисунок 9), «Успеваемость 1» (Рисунок 10), «Успеваемость 2» (Рисунок 11), «Успеваемость 3» (Рисунок 12).
Рисунок 3. Бланк запроса «Лицей»
Рисунок 4. Бланк запроса «не_Баранова»
Рисунок 5. Бланк запроса «Новая_таблица»
Рисунок 6. Бланк запроса «Номера телефонов»
Рисунок 7. Бланк запроса «Справка»
Рисунок 8. Бланк запроса «Среднее»
Рисунок 9. Бланк запроса «Удаление»
Рисунок 10. Бланк запроса «Успеваемость 1»
Рисунок 11. Бланк запроса «Успеваемость 2»
Рисунок 12. Бланк запроса «Успеваемость 3»
Так же мною созданы формы «Заставка» (Рисунок 13), «Кнопочная форма» (Рисунок 14), «Личные данные» (Рисунок 15), «Номера групп» (Рисунок 16), «Общая форма» (Рисунок 17), «Список» (Рисунок 18), «Список учеников» (Рисунок 19), «Успеваемость» (Рисунок 20), «Ученик» (Рисунок 21).
Рисунок 13. Форма «Заставка»
Рисунок 14. Главная кнопочная форма
Рисунок 15. Форма «Личные данные»
Рисунок 16. Форма «Номера групп»
Рисунок 17. Форма «Общая форма»
Рисунок 18. Форма «Список»
Рисунок 19. Форма «Список учеников»
Рисунок 20. Форма «Успеваемость»
Рисунок 21. Форма «Ученик»
Мною еще созданы и отчеты «Адрес» (Рисунок 22), «Номера телефонов» (Рисунок 23), «Список учеников» (Рисунок 24), «Справка» (Рисунок 25).
Рисунок 22. Отчет «Адрес»
Рисунок 23. Отчет «Номера телефонов»
Рисунок 24. Отчет «Список учеников»
Рисунок 25. Отчет «Справка»
Заключение
В данном курсовом проекте была разработана база данных «Компьютерная школа», программный продукт был реализован в СУБД MS ACCESS поставленные цели и задачи по созданию базы данных и её использованию выполнены.
В ходе выполнения курсовой работы я преобрел базовый опыт создания баз данных, а именно создание таблиц Запросов, Диалоговых форм, отчетов, Кнопочных форм. В своей будущей профессиональной деятельности я смогу использовать полученные знания.
логический запрос отчет идентификатор
1. Золотова С. И. Практикум по Access — «Финансы и статистика», 2000.
2. Гончаров А. Access 7/0 в примерах — СПБ: «Питер Пресс», 1997.
3. Сигел Ч. Access 97. Изучи сам — Минск: «Попурри», 1998.
4. Макфедрис П. Windows 2000 Professional. Шаг за шагом — «АСТ*Астель», 2004.
5. Агальцов В. П. Базы данных: Учебное пособие. — Мир, 2002.
Приложения 1
Руководство пользователя При открытии базы данных появляется окно кнопочной формы (Рисунок 1).
Рисунок 1. «Главная кнопочная форма»
После нажатии кнопки «Список учеников» появится форма «Список» с полной информацией об учащихся (Рисунок 2), с полями: «Код» — порядковый номер учащегося; «Фамилия»; «Имя», «Отчество», «Год рождения», «Школа», «Класс», «Учебная группа», «Портрет».
Рисунок 2. «Список»
После нажатии кнопки «Личные данные» появится форма «Личные данные» с информацией об оценках, адресе и номере телефона учащихся (Рисунок 3), которая будет размещена в соответствующих полях: «Word», «Excel», «Access», «Код студента», «Адрес», «Телефон».
Рисунок 3. «Личные данные»
После нажатии кнопки «Успеваемость» появится форма «Успеваемость» с информацией об оценках учеников (Рисунок 4), с полями: «Фамилия», «Имя», «Word», «Excel», «Access».
Рисунок 4. «Успеваемость»
После нажатии кнопки «Справка» выходит диалоговое окно «Введите значение параметра» (Рисунок 5). Необходимо ввести фамилию учащегося.
Рисунок 5. «Введите значение параметра»
После этого появляется отчет «Справка» (Рисунок 6)
Рисунок 6. «Справка»
Приложение 2 Руководство программиста
В БД «Компьютерная школа» мною созданы 3 таблицы «Группы», «Список», «Личные данные» (Рисунок 1). Таблицы «Группы» и «Список» связаны по полю «Учебная группа» с типом связи «один ко многим». Таблицы «Список» и «Личные данные» связаны по полю «Код студента» с типом связи «один к одному».
Рисунок 1. Схема базы данных «Компьютерная школа»
В БД «Компьютерная школа» мною созданы запросы «Лицей» (Рисунок 2), «не_Баранова» (Рисунок 3), «Новая_таблица» (Рисунок 4), «Номера телефонов» (Рисунок 5), «Справка» (Рисунок 6), «Среднее» (Рисунок 7), «Удаление» (Рисунок 8), «Успеваемость1» (Рисунок 9), «Успеваемость2» (Рисунок 10), «Успеваемость3» (Рисунок 11).
Рисунок 2. Бланк запроса «Лицей»
Рисунок 3. Бланк запроса «не_Баранова»
Рисунок 4. Бланк запроса «Новая_таблица»
Рисунок 5. Бланк запроса «Номера телефонов»
Рисунок 6. Бланк запроса «Справка»
Рисунок 7. Бланк запроса «Среднее»
Рисунок 8. Бланк запроса «Удаление»
Рисунок 9. Бланк запроса «Успеваемость1»
Рисунок 10. Бланк запроса «Успеваемость2»
Рисунок 11. Бланк запроса «Успеваемость3»