Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Моделирование бизнес-процессов ООО «СтильДент»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

SADT возникла в конце 60-х годов в ходе революции, вызванной структурным программированием. Когда большинство специалистов билось над созданием программного обеспечения, немногие старались разрешить более сложную задачу создания крупномасштабных систем, включающих как людей и машины, так и программное обеспечение, аналогичных системам, применяемым в телефонной связи, промышленности, управлении… Читать ещё >

Моделирование бизнес-процессов ООО «СтильДент» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовой проект

Моделирование бизнес-процессов ООО " СтильДент"

информационный бизнес архитектура

Данная работа была выполнена с целью повышения навыков построения диаграмм бизнес-моделей в нотациях ARIS с помощью CASE-средства Microsoft Visio на примере бизнес-процессов стоматологической клиники ООО «СтильДент».

В качестве исходных данных в работе используются следующие сведения:

· организационно-штатная структура предприятия

· производственная характеристика

· организация проектирования в топографо-геодезическом производстве

· должностные инструкции работников цеха.

· сведения об используемых прикладных системах цеха.

1. Архитектура интегрированных информационных систем ARIS как методология моделирования бизнес-процессов

«Не товары, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочный успех» — это высказывание М. Чампи и Дж. Хаммера в значительной степени определяет совеременный взгляд на управление бизнесом, когда усилия менеджмента фокусируются на управлении не отдельными функциями предприятия, а бизнес-процессами, определяющими суть его деятельности.

Что такое ARIS? ARIS — это методология и базирующееся на ней семейство программных продуктов, разработанных компанией IDS Scheer AG для структурированного описания, анализа и последующего совершенствования бизнес-процессов предприятия, а также подготовки к внедрению сложных информационных систем.

В каких проектах необходимо использовать ARIS?

· Подготовка и внедрение организационных изменений на предприятии;

· Разработка стратегии развития бизнеса на основе системы сбалансированных показателей и ключевых показателей результативности;

· Анализ и оптимизация бизнес-процессов;

· Пооперационно-стоимостной анализ бизнес-процессов и управление издержками;

· Управление операционными рисками;

· Внедрение систем управления качеством;

· Внедрение стандартных информационных систем класса EPR, например mySAP.com.

Что позволяют продукты ARIS?

· Существенно сократить сроки проектов, повысить их качество, эффективно управлять изменениями;

· Документировать (моделировать) бизнес-процессы, используя большое количество типов моделей, описывающих различные аспекты бизнеса процессы, функции, исполнители, документы, материалы, стоимости, риски и т. д.;

· Формировать связи бизнес-процессов с системой стратегических целей компании;

· Проводить расчет стоимости бизнес-процессов и моделировать их работу в динамике;

· Получать разнообразные отчеты непосредственно из моделей бизнес-процессов;

· Работать с единой базой данных и хранить информацию о деятельности компании «в одном месте»;

· Публиковать модели в Интернет с целью организации коллективной работы по созданию, изменениям и поддержке моделей;

· Настраивать бизнес-процессы под внедрение SAP mySAP.com;

· Оценивать и управлять операционными рисками;

· Определять эффективность бизнес-процессов и создавать систему управления качеством.

Архитектура ARIS явилась основой ARIS Toolset — инструментальной среды, разработанной компанией IDS Scheer AG. Инструментарий ARIS позволяет проводить построение, анализ и оценку рабочих процессов компании в терминах методологии организации бизнес-процессов. Кроме того, ARIS предоставляет достаточно простые средства для документирования и моделирования процессов.

Организация в ARIS рассматривается с четырех точек зрения:

· Организационной структуры,

· Функциональной структуры,

· Структуры данных,

· Структуры процессов.

При этом каждая из этих точек зрения разделяется еще на три подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения. Для описания бизнес-процессов предлагается использовать около 100 типов моделей, каждая из которых принадлежит тому или иному аспекту. В ARIS имеется мощная репрезентативная графика, что делает модели особенно удобными для представления руководству.

Методология ARIS основывается на концепции интеграции, предлагающей целостный взгляд на процессы, и представляет собой множество различных методик, объединенных в рамках единого системного подхода. Среди них такие известные, как:

· диаграмма eEPC (Extended Event Driven Process Chain — событийная цепочка процесса)

· диаграмма Чена (ERM — Entity Relationship Model — модель «сущность — связь»)

· язык UML (Unified Modeling Language — универсальный язык моделирования)

· методика OMT (Object Modeling Technique — методика объектно-ориентированного моделирования)

· методика BSC (Balanced Scorecard — система сбалансированных показателей).

Достоинством такого подхода является то, что появляется возможность описания процессов и их окружения с различных, взаимодополняющих точек зрения.

2. Преимущества и недостатки существующих методологий моделирования бизнес-процессов

Преимущества методологии ARIS:

· возможность рассматривать объект с разных точек зрения; разные уровни описания, обеспечивающие поддержку концепции жизненного цикла систем; дифференцированный взгляд на анализируемый объект (организацию, систему управления и т. д.);

· богатство методов моделирования, отражающих различные аспекты исследуемой предметной области, позволяет моделировать широкий спектр систем (организационно-хозяйственных, технологических и прочих);

· единый репозиторий; все модели и объекты создаются и хранятся в единой базе проекта, что обеспечивает построение интегрированной и целостной модели предметной области;

· возможность многократного применения результатов моделирования; накопленное корпоративное знание о всех аспектах деятельности организации может в дальнейшем служить основой при разработке различных проектов непосредственно в среде ARIS и с использованием интерфейсов и других средств.

Недостатки методологии ARIS:

· Для некоторых процессов чрезмерная формализация не только малоэффективна, но даже вредна в силу их специфики. Примером могут являться те составляющие бизнес — деятельности, которые напрямую связаны с творческими решениями малопрогнозируемых проблем, возникающих в ходе этой деятельности.

· Высокая стоимость продукта.

SADT (Structured Analysis and Design Technique) — методология структурного анализа и проектирования, интегрирующая процесс моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком. Процесс моделирования может быть разделен на несколько этапов: опрос экспертов, создание диаграмм и моделей, распространение документации, оценка адекватности моделей и принятие их для дальнейшего использования. Этот процесс хорошо отлажен, потому что при разработке проекта специалисты выполняют конкретные обязанности, а библиотекарь обеспечивает своевременный обмен информацией.

SADT возникла в конце 60-х годов в ходе революции, вызванной структурным программированием. Когда большинство специалистов билось над созданием программного обеспечения, немногие старались разрешить более сложную задачу создания крупномасштабных систем, включающих как людей и машины, так и программное обеспечение, аналогичных системам, применяемым в телефонной связи, промышленности, управлении и контроле за вооружением. В то время специалисты, традиционно занимавшиеся созданием крупномасштабных систем, стали осознавать необходимость большей упорядоченности. Таким образом, разработчики решили формализовать процесс создания системы, разбив его на следующие фазы:

· Анализ — определение того, что система будет делать

· Проектирование — определение подсистем и их взаимодействие

· Реализация — разработка подсистем по отдельности

· Объединение — соединение подсистем в единое целое

· Тестирование — проверка работы системы

· Установка — введение системы в действие

· Эксплуатация — использование системы Метод SADT в наибольшей степени подходит для описания моделей верхнего уровня. Его основные преимущества заключаются в следующем:

· полнота описания БП (управления, информационные и материальные потоки, обратные связи).

· Комплексность декомпозиции

· Возможность агрегирования и детализации потоков данных и информации (разделение и слияние дуг)

· Наличие жестких требований, обеспечивающих получение модели стандартного вида.

· Простота документирования процесса

· Соответствие подхода к описанию процесса стандарту ИССО В то же время SADT обладает рядом недостатков:

· Сложность восприятия — большое количество дуг на диаграмме.

· Большое количество уровней декомпозиции

· Трудность увязки нескольких процессов, представленных в различных моделях одной и той же организации.

Считается, что инструменты ARIS занимают лидирующие позиции на мировом рынке в классе средств моделирования и анализа бизнес-процессов. С использованием ARIS могут быть составлены точные структурированные описания бизнес — процессов.

Все эти методологии могут использоваться для описания процессов, но в каждой из них есть свои преимущества, недостатки и ограничения. В целях определения наиболее приемлемого средства моделирования при разработке СУОС в современных российских условиях нами проведена сравнительная характеристика 3 основных методологий по выбранным критериям, результаты которой представлены в таблице.

Сравнительный анализ методологий процессного моделирования

№ п/п

критерии

IDEF 0

DFD

ARIS

Язык представления

графический

графический

графический

исходные понятия

— Работа (для обозначения, собственно, действия);

— Вход, Выход, Управление и Механизм (для обозначения интерфейсов)

— Функция (действие, выполняемое моделируемой системой);

— Поток данных (объект, над которым выполняется действие. Может быть информационным (логическим) или управляющим);

— Хранилище данных (структура для хранения информационных объектов);

— Внешняя сущность (внешний по отношению к системе объект, обменивающийся с нею потоками данных)

— Функция (служит для описания функций, процедур, работ);

— Событие (служит для описания реальных событий, воздействующих на выполнение функций);

— Организационная единица (представляет различные организационные звенья предприятия (например, управление или отдел);

— Документ (отражает реальные носители);

— Кластер информации (характеризует данные (набор сущностей и связей между ними));

— Связь между объектами (описывает тип отношений между некоторыми объектами);

— Логический оператор (оператор, определяющий связи между событиями и функциями в рамках процесса. Позволяет описать ветвление процесса)

принцип построения

принцип доминирования процессов

иерархия функциональных процессов, связанных потоками данных

временная последовательность выполнения процедур

описание системы

описание модели IDEF представляет собой иерархию взаимосвязанных диаграмм, в вершине структуры которой находится общее описание системы, а ее основание состоит из наиболее детализированных описаний

диаграммы DFD описывают систему в виде отдельных процессов, связанных потоками данных, и демонстрируют, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные

методология ARIS представляет организацию как сложную систему, представляющую собой модели организационной структуры, функций, данных и бизнес-процессов

описание процедуры процесса

объект на диаграмме

объект на диаграмме

объект на диаграмме

динамическое моделирование

нет

да

да

наглядность модели

модель нечитабельна неспециалистами

модель нечитабельна неспециалистами

модель наглядна и есть возможность использования визуальных образов

основные преимущества

· связность диаграмм (номера блоков);

· уникальность меток и наименований (отсутствие повторяющихся имен);

· синтаксические правила для графики (блоков и дуг);

· разделение входов и управлений (правило определения роли данных);

· древовидная структура диаграмм модели обеспечивает обозримость, как модели, так и входящих в нее элементов;

· разработка модели ведется без привязки к существующей организационной структуре, что помогает избежать внесения в модель субъективного мнения руководителей организации

· возможность однозначно определить внешние сущности, анализируя потоки информации внутри и вне системы;

· возможность проектирования сверху вниз, что облегчает построение модели «как должно быть»;

· наличие спецификаций процессов нижнего уровня, что позволяет преодолеть логическую незавершенность функциональной модели и построить полную функциональную спецификацию разрабатываемой системы;

· модели имеют очень богатый набор элементов, адекватно отражающих их специфику;

· существуют и поддерживаются рядом CASE-инструментов алгоритмы автоматического преобразования иерархии DFD в структурные карты, демонстрирующие межсистемные, внутрисистемные связи и иерархию систем

· мощная репрезентативная графика, что делает модели особенно удобными для представления руководству;

· позволяет вывести в отчетный документ любую информацию, содержащуюся в базе данных;

· возможность рассматривать объект с разных точек зрения: при анализе деятельности каждому аспекту можно уделять достаточное внимание и только после детального изучения всех аспектов можно перейти к построению интегрированной модели, отражающей все существующие связи между подсистемами организации;

· богатство методов, позволяет моделировать широкий спектр систем;

· все модели и объекты создаются и хранятся в единой базе проекта, что обеспечивает построение интегрированной и целостной модели предметной области

ограничения

· ограничение количества блоков на каждом уровне декомпозиции (правило 3−6 блоков);

· ограничение количества подходящих к одному функциональному блоку (выходящих из одного функционального блока) интерфейсных дуг четырьмя

· ограничение количества процессов / подсистем на диаграмме (не меньше двух и не больше шести);

· материальные процессы, потоки и хранилища на диаграммах не отображаются (только процессы обработки информации, потоки данных и хранилища данных);

· не должно быть изолированных (несвязанных) объектов (внешних сущностей, подсистем, процессов, хранилищ данных)

· в каждую функцию не может входить более одной стрелки, «запускающей» выполнение функции, и выходить не более одной стрелки, описывающей завершение выполнения функции

недостатки

· невозможность отразить работы, которые идут параллельно друг другу или работу процесса в динамике;

· наличие всего трех типов моделей — функциональной, информационной и процессной, остальные аспекты архитектуры если и могут быть отображены, то на недостаточном уровне [3];

· не включает методы математического моделирования, предполагает достаточно активную групповую работу над проектом

· необходимость искусственного ввода управляющих процессов, поскольку управляющие воздействия (потоки) и управляющие процессы с точки зрения DFD ничем не отличаются от обычных;

· отсутствие понятия времени, т. е. отсутствие анализа временных промежутков при преобразовании данных (все ограничения по времени должны быть введены в спецификациях процессов)

· нет четко описанных регламентов действий;

· не предлагается уникального подхода к проблеме моделирования архитектуры предприятия;

· инструментальная поддержка осуществляется продуктом той же компании — разработчика методологии;

· вследствие чрезмерного количества настроек работа по созданию модели должна регламентироваться сложной, многоаспектной документацией;

· расходы на внедрение ARIS достаточно высоки — $ 1500 за одно рабочее место;

· высокие затраты на эксплуатацию программ;

· высокие трудозатраты на разработку

3. Выбор бизнес-процесса для моделирования и его содержательное описание

Общая характеристика предприятия

Паспорт предприятия

1) Название организации: «СтильДент»

2) Юридический статус: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО)

3) Профиль деятельность: Стоматологическая практика

4) Миссия организации (виды деятельности): оказание широкого спектра услуг по лечению и протезированию зубов

5) Код ОКВЭД: 85.12 услуги частных медицинских консультантов, предоставляемые стационарным пациентам

6) Оказываемые услуги: микропротезирование, ортодонтия, ортопедия, эстетическая стоматология, терапия, профилактика

7) Масштаб предприятия (численность персонала): малое предприятие (50 человек)

8) Головная организация: стоматологический центр «СтильДент» в г. Новосибирск

9) Дочерние организации: нет

10) Территориальные организации: три стоматологические клиники г. ул. Ленина, 94 (+7 (383) 220−29−99); ул. Гоголя, 38 (+7 (383) 201-50-00); ул. Гребенщикова (+7 (383) 240-98-01)

11) Основные контрагенты: поставщики: «Юна» оборудование и материалы для стоматологии, «Kodak Dental Systems/Trophy (Франция), BIOLASE (США);

клиенты: физические лица;

партнеры: «АльфаМед» — лечебно-диагностический центр, «Дента» — сеть стоматологических клиник

12) Положение на рынке: основные конкуренты: стоматологические клиники «Новая улыбка»; стоматологическая клиника «СтильДент» имеет весьма неплохие показатели в своем индустриальном секторе, а так же большое количество постоянных клиентов и постоянный приток новых клиентов

13) Основные тенденции развития организации и отрасли, сильные и слабые стороны организации: Основные тенденции: приоритетность вопросов качества услуг, стимулирование активности посещения клиентов и создание новых сегментов рынка; Сильные стороны организации: квалифицированные работники, новое современное оборудование; Слабые стороны: плохо организована маркетинговая компания, все услуги платные

14) Проблемы деятельности: снижение количества клиентов в связи с открытием других клиник

15) Масштаб информационных систем: 40

16) Используемые ИТ технологии: «Имплантант — Ассистент», 1С, MS Office, MS Windows

17) Количество отделов: 6 отделов

18) Основные бизнес-процессы: лечение зубов, протезирование, лечение патологии прикуса, ортопедическое лечение

Рис. 1. Организационная структура ООО «СтильДент»

4. Моделирование «As IS», описание подхода

Описание бизнес-процесса

Заявку в наш стоматологический центр клиент может оформить через телефон. Клиент подает заявку на посещение стоматолога работнику регистратуры. Поступившая заявка записывается в журнал. Во время оформления заявки с клиентом оговариваются условия дальнейшего обследования, время приема и стоимость услуг, после того, как условия оговорены и согласованы, данные клиента заносятся в базу данных и оформляется договор. Затем, во время посещения нашего центра, клиенту оформляется медицинская карта, в которой записываются личные данные, в этой карте будут отслеживаться все дальнейшие приемы. После того как клиенту оказаны услуги, лечащий врач заносит оказанные услуги в медицинскую карту и выдает её клиенту, после этого, на основании записи в медицинской карте, бухгалтер в соответствии с прайс-листом выписывает квитанцию на оплату, которую клиент должен будет оплатить в кассе. Клиент оплачивает оказанные услуги в кассе, медицинская карта остаётся в пункте регистрации, чек остается у клиента.

Табличный формат описания бизнес-процесса

Описание процесса в табличной форме представлено в табл. 2.

Таблица 2

Наименование функции

Исполнитель

Ресурсы (в т.ч. документы, программы)

Регламенты

Входящие

Исходящие

Оформление заявки

Регистратор

Заявка на посещение врача

Запись в журнале заявок

Инструкция по оформлению заявок, регламент работы с клиентом

Оформление договора на оказание услуг

Регистратор

Запись в журнале заявок

Договор на оказание стоматологических услуг

Форма договора

Передача заявки на оказание услуг

Регистратор

Договор на оказание стоматологических услуг

Талон на посещение

Форма талона

Оказание услуг

Врач-стоматолог

Талон на посещение

Акт оказания платной стоматологической помощи

Регламент работы с клиентом

Расчет стоимости услуг

Бухгалтер

Акт оказания платной стоматологической помощи, прайс-лист

Квитанция на оплату

Бухгалтерская инструкция

Проверка оплаты услуг

Бухгалтер

Квитанция на оплату

Отметка об оплате

Бухгалтерская инструкция

Графическое описание бизнес — процесса

Графическое описание бизнес-процесса представлено на рис. 4.1. — 4.5.

Рис. 4.1. Контекстная диаграмма Рис. 4.2. Декомпозиция контекстной диаграммы Рис. 4.3. Декомпозиция этапа «Заключение договора»

Рис. 4.4. Декомпозиция этапа «Оказание стомтологической помощи»

Рис. 4.5. Декомпозиция этапа «Опдата услуг»

5. Соглашения по моделированию

Виды моделей

В проекте используются основные модели и расширения основных моделей (в скобках указано оригинальное имя типа модели, а также проектная аббревиатура для документирования):

1. Диаграмма организационной структуры (Organizational chart, OC).

2. Диаграмма цепочки добавленного качества (Value-added chain diagram, VAD).

3. Диаграмма событийно-управляемого процесса (extended Event-driven Process Chain, eEPC).

4. Дерево функций (Function tree, FT).

5. Диаграмма носителей информации (Information carrier diagram, ICD)

6. Диаграмма операционных ресурсов (Techinical resources, TR)

6. Карта знаний (Knowledge map, KM)

7. Диаграмма структуры знаний (Knowledge structure diagram, KSD)

8. Карта полномочий (Authorization map, AM)

9. Диаграмма прикладных систем (Application system diagram, ASD)

Глоссарий терминов проекта

Данное соглашение определяет трактовку следующих терминов, используемых в проекте (Таб. 1):

Таб. 5.1. Термины проекта моделирования

Термин (рус.)

Термин (англ.)

Определение

Функция

Function

Действия сотрудников, выполняемые при появлении заданного комплекса условий (событий) и направленные на получение требуемого результата.

Событие

Event

Отражение изменения состояния внешней или внутренней среды, выражающееся в наборе документов, принятых решениях, наступлении определенного срока и пр. Является результатом выполняемого действия, а также необходимостью выполнения одного или нескольких следующих действий. В отличие от функций, которые отражают процесс, протекающий во времени и имеющий определенную длительность, события происходят мгновенно.

Бизнес-процесс

Business process

Связанный набор повторяемых действий (функций), преобразующих исходный материал и (или) информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами.

Продукт

Product

Продукт/услуга — результат человеческой деятельности или технологического процесса. Продукт может быть как материальным, так и нематериальным (услуга).

Application system

Application system

Отражает обобщение отдельных прикладных систем, обладающих одинаковыми техническими и функциональными характеристиками

Носитель информации

Information carrier

Поток информации — это объект, содержащий информацию, передаваемую, к примеру, между функцией и типом прикладной системы или между модулем и типом функции IT. Он используется для более точного определения связей между этими объектами и отображает данные, которыми они обмениваются

Тип операционного ресурса

Operating resource

type

Этот объект отражает обобщение отдельных операционных ресурсов, обладающих одинаковыми техническими характеристиками

Организационная схема

Organizational chat

Организационная схема отражает совокупность организационных взаимосвязей, рассматриваемых на верхнем уровне абстракции

Организационная единица

Organizational unit

Организационные единицы являются исполнителями задач, решение которых необходимо для достижения бизнес-целей. Это достаточно стабильные образования, представленные набором штатных единиц, занимаемых конкретными сотрудниками компании

Должность

Position

Элементарной организационной единицей компании является должность.

С ней связаны сотрудники, и, как правило, их права и обязанности определяются именно профилем должности

Технический термин

Technical term

Отражает концептуальный взгляд на имеющиеся в организации информационные объекты и используется для выделения специфичных терминов и понятий, а также существующих между ними взаимосвязей

Термины, определенные в Таб. 5.1, подлежат использованию без искажения смысла, как в данном соглашении, так и в документах, касающихся проекта моделирования бизнес-процессов.

Основными понятиями являются:

1) Модель — это мысленно представленный или изображенный (например, нарисованный на бумаге), или изготовленный (например, бумажный макет) образ оригинала, который замещает оригинал и отражает наиболее важные черты и свойства оригинала.

ARIS-модели — это изображенные диаграммы экономических систем и процессов, на основе которых можно изучать, анализировать, оптимизировать и управлять бизнес-процессами.

2) Система — это множество взаимосвязанных объектов, которые совместно реализуют определенные цели и имеют свойства, отсутствующие у отдельных объектов.

3) Объекты — это составляющие части системы, причем, система имеет конечное число объектов.

4) Свойства — качества объектов, дающие возможность количественного описания системы в определенных величинах.

5) Связи — это то, что соединяет объекты и свойства системы в единое целое.

6) Бизнес-процесс (БП) — это взаимосвязанный набор действий (операций, функций), которые по определенным правилам преобразуют исходные экономические ресурсы в конечные продукты или услуги. Под БП понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.

7) Подпроцесс — это бизнес-процесс, являющийся структурным элементом некоторого бизнес-процесса, который представляет ценность для потребителя.

8) Бизнес-модель — это структурированное графическое описание сети процессов и операций, связанных с данными или документами, которые отражают существующую или предполагаемую деятельность организации.

Далее представлено соглашение по моделированию. Данный документ представляет собой набор соглашений, регламентирующий элементы моделирования бизнес-процессов в стандарте ARIS деятельности ООО «СтильДент».

В настоящем документе перечислены объекты, символы, связи между объектами и моделями, которые будут использованы для описания бизнес-деятельности организации. При создании диаграмм используется CASE система MS Visio.

Таблица 5.2. — Допустимые объекты диаграмм

Тип объекта рус. (англ.)

Символ с именем по умолчанию (рус. или англ.)

Целевое использование

Правила именования

Организационная схема (Organizational Chart)

Сотрудник

(Person)

Сотрудник является отдельным служащим компании (идентифицируемым, к примеру, по его персональному коду) и может быть связан с организационными единицами (в которые он входит), а также с функциями (которые он исполняет или за которые отвечает).

Сотрудник указывается фамилией и инициалами (дополнительно, может указываться персональный номер)

Должность

(Position)

Является элементарной организационной единицей. С должностью связаны сотрудники и, как правило, их права и обязанности, определяются именно профилем должности

Имя должности должно начинаться с имени существительного

Диаграмма технических ресурсов (Technical Recourses)

Класс операционного ресурса (Operating recourse class)

Схожие типы операционных ресурсов могут быть объединены, образуя класс операционного ресурса

Имя класса должно начинаться с имени существительного или имени прилагательного

Операционный ресурс (Operating resource)

Представление используемых ресурсов

Имя содержит название ресурса

Диаграмма носителей информации (Information Carrier Diagram)

Информационный носитель

(Information carrier)

Используется для обозначения картотеки документов

Имя носителя должно начинаться с имени существительного во множественном числе

Информационный носитель

(Information carrier)

Используется для обозначения бумажных документов

Имя носителя должно начинаться с имени существительного в единственном числе

Носитель информации (Information carrier)

Используется для обозначения информационных носителей, тип которых не определен

Имя носителя должно начинаться с имени существительного в множественном числе

Носитель информации (Information carrier)

Представление информационного носителя данных в нематериальной форме (напр., на магнитном диске или флеш-памяти)

Именуется названием файла или именем информационной базы данных

Диаграмма карты полномочий (Authorization map)

Полномочие (Authorization condition)

Используется для структуризации полномочий

Имя носителя должно начинаться с имени существительного

Диаграмма событийно-управляемой цепочки процесса (Even-driven Process Chain)

Событие (Event)

Оказывает влияние или контролирует дальнейшее развитие одного или более бизнес-процессов. Активизирует функцию и само являются исходом выполнения функции

Имя события должно начинаться с глагола в прошедшем времени

Функция (Function)

Некоторое действие или набор действий, выполняемых над исходным объектом с целью получения заданного результата характеристиками

Имя функции должно начинаться с отглагольного существительного

Технический термин

(Technical term)

Используется для обозначения статуса документов

Называется согласно текущему статусу документа

Диаграмма типа прикладной системы

(Application system type diagram)

Тип прикладной системы

(Application system type)

Отражает типификацию отдельных прикладных систем, обладающих одинаковыми техническими характеристиками

Имя типа прикладной системы должно начинаться с имени существительного или имени прилагательного

Класс прикладной системы

(Application system class)

Используется для обозначения класса прикладной системы

Называется согласно названию класса прикладной системы

Диаграмма карты знаний

(Knowledge map)

Документированное знание (Documented knowledge)

Объект используется для идентификации формализованного (задокументированного) объема знаний, необходимых для выполнения бизнес-функции.

Полное название документа, содержащего информацию

Knowledge category

Используется для обозначения категории знаний

Соответственно названию категории знаний

Диаграмма цепочки добавленного качества Value Added chain Diagram)

Функция (Function)

Используется для наименования функции

Используется его реальное значение, описывающее реальный процесс

Допустимые связи диаграмм

Между применяемыми в диаграммах типами объектов, по данному соглашению, допустимы связи, типы которых приведены в таблице 3.

Таблица 5.3. — Допустимые типы связей

Тип объекта источника связи

Тип связи рус. (англ.)

Целевое использование

Тип объекта приемника связи

Организационная схема (Organizational Chart)

Должность

(Position)

является организационным управляющим

(is organizational manager for)

Предназначена для указания управляющего организационной единицы

Организационная единица (Organizational unit)

Организационная единица (Organizational unit)

Состоит из

(Is composed of)

предназначена для описания состава организационной единицы

Организационная единица (Organizational unit)

Сотрудник

(Internal person)

Занимает

(occupies)

Используется для обозначения принадлежности штатного сотрудника должности

Должность

(Position)

Должность

(Position)

Is superior

Является вышестоящим

Используется для обозначения подчиненности в организационной диаграмме

Должность

(Position)

Технические ресурсы (Technical resource)

Operating resource

Принадлежит (Belongs to)

Описание принадлежности к виду

Operating resource type

Носители информации (information carrier diagram)

Носитель информации (Information carrier)

Включает в себя (encompasses)

Предназначена для структурирования документов организации

Носитель информации (Information carrier)

Диаграмма событийно-управляемой цепочки процесса (eEPC)

Событие

(Event)

активизирует

(activates)

Предназначена для того, чтобы показать, что событие инициирует функцию

Функция

(Function)

Функция

(Function)

порождает

(creates)

Предназначена для того, чтобы показать, что результатом выполнения функции является новое событие

Событие

(Event)

Информационный носитель

(Information carrier)

поступает на вход

(provides input for)

Предназначена для представления документов, которые поступают на вход

Функция

(Function)

Функция

(Function)

создает на выходе

(creates output to)

Предназначена для представления документов, которые создаются на выходе

Информационный носитель

(Information carrier)

Тип прикладной системы

(Application system type)

может поддерживать

(can support)

Предназначения для представления типов прикладных систем, которые могут поддерживать выполнение конкретной функции

Функция

(Function)

Тип операционного ресурса

(Operating recourse type)

является операционным ресурсом

(is operating recourse of)

Предназначения для представления типов операционных ресурсов, посредством которых выполняется конкретная функция

Функция

(Function)

Должность

(Position)

выполняет

(executes)

Предназначения для представления должностей, которые ответственны за выполнение конкретной функции

Функция

(Function)

Технический термин

(Technical term)

отображается на

(lies on)

Предназначена для описания статуса документа

Информационный носитель

(Information career)

Функция

(Function)

порождает событие через

(leads to)

Предназначена для отображения логических правил

Правило

(Rule)

Должность

(Position)

???

(Accepts)

Показывает какой должностное лицо участвует в согласовании

Функция

(Function)

Карта полномочий

(Authorization map)

Должность

(Position)

Располагает

(Disposes of)

Используется для обозначения полномочий, которыми располагает должность

Полномочие

(Authorization condition)

Дерево функций (Function tree)

Функция

(Function)

подчиняется по процессу

(is process-oriented superior)

Показывает, что объект «процесс», от которого направлено соединение, связан с объектом-приемником «процесс»

Функция

(Function)

Диаграмма прикладной системы (Application system diagram)

Тип прикладной системы

(Application system type)

Принадлежит

(Belongs to class)

Используется для обозначение принадлежности информационных систем

Класс прикладной системы

(Application system class)

Тип прикладной системы

(Application system type)

Содержит

(Subsumes)

Используется для обозначения вхождение набора данных в группу

Тип прикладной системы

(Application system type)

Карта знаний (Knowledge map)

Должность

(Position)

требует

(requires)

Предназначена для связи между должностью и категорией знаний

Knowledge category

Диаграмма цепочки добавленного качества (Value Added chain Diagram)

Функция

(Function)

Поддерживает

(Supports)

Предназначена для подчинения бизнес-функций

Функция

(Function)

6. Разработка диаграмм модели бизнес-процесса в среде ARIS

Архитектура (здание) ARIS — пять типов представлений, отражающих основные аспекты деятельности организации.

Уровни представления моделей Модель ресурсов в ARIS структурируется в соответствии с концепцией жизненного цикла на уровне представления моделей информационных систем.

Модель жизненного цикла, представляемая в виде последовательности уровней или этапов, предназначена для описания жизненного цикла информационной системы (ИС). Однако модель жизненного цикла ARIS не может рассматриваться как процедурная модель для разработки некоторого независимого объекта на каждом уровне представления. Различные уровни представления выделены в модели в зависимости от степени их близости к информационным технологиям (ИТ).

Это различие выражено в трехярусной модели ARIS.

Анализ проблем бизнеса — начальная точка в разработке информационной системы. Модели на этом уровне — это не очень детальные описания бизнес-процессов, однако они достаточно точно отражают цели, которые стоят перед пользователем информационной системы, и его язык. На этом этапе в описание включаются некоторые сведения по характеристикам будущей информационной системы, связанным с характеристиками бизнес-процессов.

На уровне формулировки требований необходимо описать программное решение (прикладную информационную систему) для рассматриваемой проблемы бизнеса. Оно должно поддерживаться формализованным описанием требований с целью последующего использования в качестве стартовой точки для трансляции сформулированных требований в программную систему.

Уровень спецификации проекта достигается, как только концептуальные понятия проблем бизнеса, сформулированные на уровне формулировки требований, трансформируются в категории, связанные с информационными технологиями. На данном уровне описываются уже не функции, а пользовательские или модульные транзакции, которые выполняют функции, как это было определено ранее.

На уровне описания реализации спецификация проекта трансформируется в конкретные аппаратные и программные компоненты. Таким образом, осуществляется физическая связь с информационной системой. Отдельные уровни описания имеют различные циклы корректировки. Частота корректировок выше всего на уровне описания реалиации и ниже всего на уровне формулировки требований.

Уровень формулировки требований особенно важен, поскольку его можно рассматривать как репозитарий для прикладных программных систем, используемых в течение длительного времени, и как стартовую точку при описании реализации.

Создание различных типов моделей и проработка каждой из них по уровням описания в сочетании с формулировкой проблем бизнеса и составляет процесс работы в архитектуре ARIS. Каждый тип модели подвергается разложению на три уровня: формулировку требований, спецификацию проекта и описание реализации.

Организационное моделирование.

Диаграмма организационной структуры — Organizational chart

В организационном описании различают организацию структуры предприятия и организацию процедур выполнения ее БП. В организационном виде моделирования в первую очередь описывают структуру предприятия. Универсальной «совершенной» организационной структуры-прототипа не существует. Оптимальное структурирование организации зависит от различных факторов. Организационный вид моделирования позволяет, например, всесторонне описать организационно-штатную структуру предприятия. Оптимизация этой структуры является следствием ее анализа и усовершенствования.

Организационно-штатная структура — это совокупность организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц) и их взаимоотношений в рамках существующих БП. Организационные структуры обычно изображаются в виде организационных диаграмм, где показываются имеющиеся организационные подразделения (как исполнители функций) и их взаимозависимости в соответствии с выбранными критериями структурирования. Отдельные организационные единицы соединяются связями для указания иерархии. Различают несколько типов организационных единиц и их связей.

На рисунке 2 описана организационная структура регистратуры ООО «СтильДент».

В задачи и функции регистратуры входит:

· Организация предварительной записи пациентов на прием к стоматологу при их непосредственном обращении в стоматологию, по телефону, в период работы регистратуры и по Интернету.

· Обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение по видам оказываемой помощи.

· Обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты стоматологов, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.

В соответствии с поставленными задачами регистратура осуществляет:

o информирование населения о режиме работы стоматологии, времени приема врачей всех специальностей во все дни недели, в том числе субботу и воскресенье, с указанием часов приема, номеров кабинетов;

o информирование о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями;

o предварительную запись на прием к врачам стоматологии, выдачу талонов на прием;

o подбор медицинских карт амбулаторных больных, записавшихся на прием, получивших талон, доставку медицинских карт в кабинеты.

Рабочие места в регистратуре укомплектованы персональными компьютерами, на которых установлено программное обеспечение: «Выдача талонов». Компьютеризация рабочих мест позволила сократить время пребывания пациента в регистратуре: если пациент получил талон на прием к врачу, ему нет необходимости обращаться за амбулаторной картой в регистратуру, так как она будет заранее подобрана и доставлена на прием к выбранному специалисту.

Рисунок 2. Оргструктура регистратуры «СтильДент» в нотации Organization Chart

Technical resources - Модель технических ресурсов.

Модель технических ресурсов необходима для описания используемых технических ресурсов. При помощи модели можно иерархически упорядочить ресурсы, присвоить им тип и классифицировать.

При выполнении работы по составлению отчетности специалисты ЦТО используют технические ресурсы.

Technical resources - Модель технических ресурсов.

Модель технических ресурсов необходима для описания используемых технических ресурсов. При помощи модели можно иерархически упорядочить ресурсы, присвоить им тип и классифицировать.

При выполнении работы по регистрации заявок специалисты используют технические ресурсы.

Рисунок 3 — Операционные ресурсы, используемые специалистами регистратуры в нотации диаграммы Technical Resources

Моделирование данных

Information carrier diagram — Диаграмма носителей информации.

Диаграмма носителей информации предназначена для структурированного описания документов организации. Диаграмма носителей информации регистратуры ООО «СтильДент» в нотации Information Carrier Diagram представлена на рисунке Рисунок 4 — Диаграммы носителей информации регистратуры ООО «СтильДент» в нотации Information Carrier Diagram

Процессное моделирование

Knowledge map — Карта знаний

Карты знаний служат для отображения типов, категорий знаний, которыми обладают служащие или организационные единицы компании. В рамках данного курсового проекта, необходимо рассмотреть знания и умения, которые необходимы специалисту регистратуры (занимающегося регистрацией заявок) для его успешного завершения процесса.

Рисунок 5 — Требования к знаниям регистратора в нотации Knowledge map

Таблица 4 — Детализирующие связи для диаграммы КМ

Наименование детализируемого объекта

Тип объекта

Детализирующая модель

Тип моделей

Знание ПК

Knowledge

category

Диаграмма структуры знаний ПК регистратора

Knowledge structure diagram

Нормативные знания

Knowledge

category

Диаграмма структуры нормативных знаний регистратора

Knowledge structure diagram

Административно-управленческие знания

Knowledge

category

Диаграмма структуры административно-управленческих знаний регистратора

Knowledge structure diagram

Диаграмма структуры знаний — Knowledge structure diagram

Диаграмма структуры знаний структура знаний предназначена для структуризации знаний и задания форм их хранения.

Рисунок 6 — Диаграмма структуры административно-управленческих знаний регистратора в нотации Knowledge structure diagram

Рисунок 7 — Диаграмма структуры знаний ПК специалиста регистратуры в нотации Knowledge structure diagram

Рисунок 8 — Диаграмма структуры нормативных знаний регистратора в нотации Knowledge structure diagram

Authorization map — Карта полномочий.

Карта полномочий используется для изображения полномочий, назначенных отдельным исполнителям.

На рисунке 9 представлена карта полномочий регистратора.

Рисунок 9 — Карта полномочий Специалиста регистратуры

Extended event driven process chain (eEPC) — Событийная цепочка процесса.

EPC необходима для описания процессов, выполняемых в рамках одного подразделения, несколькими подразделениями или конкретными сотрудниками.

Модель eEPC отражает последовательность функциональных шагов (действий) в рамках одного бизнес-процесса, которые выполняются организационными единицами, а также ограничения по времени, налагаемые на отдельные функции. Для каждой функции могут быть определены начальное и конечное события, ответственные исполнители, материальные и документарные потоки, сопровождающие модель, а также проведена декомпозиция на более низкие уровни (подфункции и т. д.). Модель eEPC является наиболее информативной и удобной при описании деятельности подразделений организации.

Рисунок 10-Процесс регистрации клиента в нотации Extended event driven process chain

«Диаграмма цепочки добавленного качества» — Value Added chain Diagram

Диаграмма цепочки добавленного качества описывает функции организации, которые непосредственно влияют на реальный выход ее продукции. Эти функции создают последовательность действий, формируя добавленные значения: стоимость, количество, качество и т. д.

Аналогично дереву функций описываемые функции могут размещаться в диаграмме согласно иерархическому принципу, т. е. наиболее важные функции располагаются левее и выше. Эта иерархия всегда иллюстрирует подчинение функций. Кроме этого, рассматриваемая диаграмма может представлять связи между функциями, организационными единицами и преследуемыми целями.

Таблица 5 — Детализирующие связи для диаграммы VAD

Наименование детализируемого объекта

Тип объекта

Детализирующая модель

Тип моделей

Предоставление услуг ЦТО

function

Процессы предоставление услуг ЦТО

Value Added-Chain Diagram

Рисунок 11 — Процессы регистратуры в нотации «Value Added-Chain Diagram»

Функциональное моделирование

Application system type diagram (ASTD) — диаграмма типа прикладной системы.

Данная диаграмма предназначена для моделирования прикладных информационных систем, используемых в организации.

Рисунок 12 — Прикладные системы процесса приема и обработки заявок в нотации Application system type diagram

7. Документирование бизнес процесса

Помимо графических моделей, конечным продуктом моделирования должен стать набор документации по проведенным работам. Комплект документов должен в удобной для ознакомления форме представлять всю важную для пользователя информацию. С другой стороны, документация должна служить исходным материалом для дальнейших работ — последующих этапов моделирования, тестирования и использования полученных решений. С точки зрения проекта, связанного с моделированием, документирование — это вывод представленной в моделях информации в виде текстовых описаний, содержащихся в файлах заданного формата.

Документирование деятельности позволяет понять, какие процессы происходят в организации, кто несет за них ответственность, наделены ли эти ответственные достаточными полномочиями, обеспечены ли эти процессы достаточным количеством ресурсов.

Таблица 7 — Отчет по полномочиям, которые необходимы сотруднику, задействованному в процессе «прием и обработка заявок»

Наименование сотрудника

Полномочия

Регистратор

1. Прием заявок по телефону или через интернет

2. Запись заявки в Журнал заявок

3. Запись клиента на прием к врачу

4. Составление договора на оказание стоматологических услуг

5. Оформление медицинской книжки

Таблица 8 — «Документация регистратуры ООО „СтильДент“» (таблица 8).

Наименование сотрудника

Полномочия

Регистратор

Законодательные и иные правовые акты Заявки (Журнал заявок) Прайс-лист стоматологических услуг Внутренние распорядительные документы и приказы Должностные инструкции Договоры с клиентами Медицинской книжки

8. Анализ процесса

Анализ является неотъемлемой частью методологии ARIS, позволяющей получить определенную информацию об оптимальности моделей. В рамках данного курсового проекта рассматриваемая процедура «Приема и обработки заявок» была проанализирована по позиции: анализ разрывов в информационных носителях. (таблица 9)

Таблица 9 — Анализ разрывов в информационных носителях

Наименование показателя

Значение показателя

Number of functions Количество функций

Collectively associated information carriers

Общее количество задействованных носителей информации

Input information carrier

В том числе количество носителей информации, обеспечивающих вход функций

Output information carrier

В том числе количество носителей информации, фиксирующих выход функций

Functions with at least 1 input information carrier

Количество функций, обладающих хотя бы 1 носителем информации, обеспечивающим вход

Functions with at least 1 output information carrier

Количество функций, обладающих хотя бы 1 носителем информации, фиксирующим выход

Functions with at least 1 input information carrier and 1 output information carrier

Количество функций, вход которых обеспечен хотя бы 1 носителем информации, и выход также фиксируется хотя бы на 1 носителе информации

Functions with different input and output information carriers

Number of function transitions

Количество переходов функций (пар функций, каждая из которых обладает хотя бы 1 носителем информации, обеспечивающим вход, или хотя бы 1 носителем, фиксирующим выход)

Function transitions with media breaks

Количество переходов функций с разрывами носителей информации

Relationship between media breaks and function transitions

Коэффициент, отражающий степень информационных разрывов (0…1 min)

Заключение

При работе над курсовым проектом была поставлена цель описать бизнес-процессы стоматологической клиники ООО «СтильДент» в частности описывался бизнес-процесс работы регистратуры.

Для достижения поставленной цели использовались нотация описания бизнес-процессов ARIS и инструментальный пакет Microsoft Visio. В результате построено 12 диаграмм, описывающих деятельность рассматриваемой организации. Диаграммы наглядно демонстрируют описываемые бизнес-процесс и способствуют упрощению выявления слабых мест в работе организации. В диаграммы легко внести изменения для перехода от подхода «как есть» к подходу «как должно быть».

В результате проведения анализа ООО «СтильДент», и непосредственно работы регистратуры, изучения ее организационной структуры, систем документооборота, прикладных систем, технических ресурсов, были рассчитаны количественные характеристики, позволяющие оценить эффективность процедуры бизнес-процесса.

Смоделировав бизнес — процесс «Прием и обработка заявок» можно сделать выводы о его сильных и слабых местах, указать места в сторону большой автоматизации и изменить структуру процесса. При анализе работы стомотологии ООО «СтильДент» была составленна данная таблица, которая показывает слабые стороны и поможет в дальнейшем, при автоматизации процессов, превратить их в сильные стороны организации.

Библиографический список использованной литературы

1. Август-Вильгельм Шеер. Моделирование бизнес-процессов. М.: Изд. АОЗТ «Просветитель», 2000. — 205 с.

2. Беспалов Р. С. Инструментарий разработчика бизнес-процессов / Р. С. Беспалов. — М.: Актион-Медиа, 2006. — 136 c

3. Вендров А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы статистика, 1998. — 176 с.

4. Войнов И. В., Пудовкина С. Г., Телегин А. И. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS-моделей: Монография. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. — 392 с.

5. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 319 с. — (Учебники для программы MBA).

6. Каменнова М., Громов А., Ферапонтов М., Шматалюк А. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. М.: ООО «Издательство «Серебряные нити», 2001. — 327 с.

7. ARIS Methods Version 6, September 2011;1500 c.

8. Портал Item. Технологии корпоративного управления — http://www.iteam.ru/publications/it/section51/article_2518/

9. http://www.infman.ru/online/aris/

10. Официальный сайт ООО «СтильДент» — http://styledent.ru/

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой