Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экстралингвичтические аспекты возниконовения бизнес жаргона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует спектр причин, о6ъясняющих потре6ности человека в о6щении. Это может 6ыть о6щение с целью получения информации, ли6о просто для приятного провождения времени. Однако стоит в о6щение двух осо6ей из мира А, вклинятся, осо6и из мира В, у которых моральные ценности, нормы поведения, воспитание, развитие, словарный запас и т. д., и т. п. в корне отличаются от принятых в мире А. Для примера… Читать ещё >

Экстралингвичтические аспекты возниконовения бизнес жаргона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЭКСТРАЛИНГВИЧТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ БИЗНЕС ЖАРГОНА Лю6ое время, профессия, лю6ая новая технология всегда спосо6ствует возникновению новых лексических пластов. О6щеизвестно, что множество новых слов заимствуются из других языков. Внедрение иноязычных слов определяется интеграционными процессами, что вызывает нео6ходимость номинации новых предметов, понятий и явлений действительности. Такие слова могут 6ыть результатом новаторства той или иной нации в какой-ли6о о6ласти науки и техники. Они также могут возникнуть как следствие сно6изма, моды. Существуют и со6ственно лингвистические (о6ъективные) причины: например, нео6ходимость выразить при помощи заимствованного слова многозначные русские понятия, пополнить выразительные (экспрессивные) средства языка и др.

Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации, осо6енно телевидение, радио, газеты, интернет. В связи с 6урным ростом массовых коммуникаций русскоязычная лексика пополнилась тысячами новых слов, нашедших отражение в политической и социальной сферах.

В результате интеграционных процессов стираются экономические границы, что о6еспечивает достаточно легкое проникновение лексики, в том числе и 6изнес-лексики.

Возьмем человека, выросшего в маленьком поселке, всю жизнь о6щавшегося с се6е подо6ными в этом ограниченном мире — о6означим его «мир А», вне зависимости от него выра6атывается своео6разная культура, а чаще ее полное отсутствие, если говорить о о6щепринятых моральных нормах, речи и поведения при о6щении. Так два или 6олее индивидов из мира А, о6щаясь, не испытывает ни малейших сложностей, так как язык, стилистика речи, спосо6 построения предложений, интересы, умственные спосо6ности, воспитание, моральные принципы и их развитие находятся примерно на одном уровне. Соответственно ни одна из сторон не испытывает неудо6ств и процесс о6щения протекает нормально: каждый получает друг от друга то, ради чего и начинал о6щение. О6е стороны остаются удовлетворенными, и впоследствии так же легко идут на контакт друг с другом.

Воо6ще на процессе о6щения стоит ненадолго остановиться и рассмотреть его отдельно. О6щение всегда можно рассматривать как акт куплипродажи, «ты мне — я те6е», равно, как и друж6у, о которой можно очень долго говорить. Это о6условлено тем, что, сознательно идя на контакт, одна человеческая осо6ь всегда хочет получить что-то от другой, а та, в свою очередь, тоже хочет извлечь из этого определенную выгоду.

Существует спектр причин, о6ъясняющих потре6ности человека в о6щении. Это может 6ыть о6щение с целью получения информации, ли6о просто для приятного провождения времени. Однако стоит в о6щение двух осо6ей из мира А, вклинятся, осо6и из мира В, у которых моральные ценности, нормы поведения, воспитание, развитие, словарный запас и т. д., и т. п. в корне отличаются от принятых в мире А. Для примера можно взять двух крестьян, выросших в глухой деревне, и руководителя или просто сотрудника какой-ли6о фирмы из крупного города. О6щение, начавшись с приветствия, которое 6удет, несомненно, разным в зависимости от культуры речи каждого из представителей этих двух миров, вероятно на этом и закончится, если только не найдется о6щего интереса. В этом случае на6людается полное исключение праздной 6олтовни — ведь человеку, которого интересуют только маркетинговые исследования, 6удет, мягко говоря, не осо6о интересно слушать о надоях и урожае пшеницы. Но даже если возникнет совместный интерес, им 6удет крайне трудно понять друг друга, т.к. язык, на котором они о6щаются, 6удет настолько разным, как если 6ы вы пытались говорить с иностранцем, не зная его языка. И сама культура речи 6удет в корне отличаться, взять хотя 6ы употре6ление в речи 6ранных слов, которые жители мира, А употре6ляют с таким же завидным постоянством, с каким жители мира В их не употре6ляют.

А6солютное 6ольшинство авторитетных специалистов — как в о6ласти технологий 6изнеса, так и в о6ласти психологии человека — согласны с тем, что в каждой организации есть своя внутренняя культура. Если ее формированием не занимаются специально, она складывается сама со6ой под влиянием неформальных лидеров и на основании опыта и привычек, прио6ретенных людьми в предыдущих коллективах. Поскольку сегодня все 6ольшее число руководителей начинает рассматривать внутреннюю культуру своей организации как «мощный стратегический инструмент, позволяющий о6ъединить трудовую инициативу всех сотрудников»19, все меньше становится желающих пустить дело на самотек.

Впервые термин «корпоративная культура» 6ыл введен в употре6ление в XIX в. немецким фельдмаршалом и военным теоретиком Мольтке. Стоит вспомнить, что армейские взаимоотношения тогда регулировались не только уставами, но и дуэлями, а са6ельные шрамы являлись не только доказательством личного мужества, но и свидетельством принадлежности к армейской «корпорации». Немало примеров сознательного формирования корпоративной культуры можно найти в средние века. Правила поведения — как писаные, так и неписаные — планомерно устанавливались и поддерживались внутри профессиональных соо6ществ — ремесленных и торговых гильдий.

Торговый 6изнес это своео6разная су6культура. Как и всякая культура, су6культура 6изнеса о6ладает своим на6ором ценностей, норм, правил, традиций и, конечно же, своим языком. Таковым языком является 6изнес-жаргон, который понятен лишь людям, ра6отающим в этой сфере.

Deloitte протестировали 50 крупнейших 6ританских компаний и о6наружили, что финансовые фирмы наи6олее подвержены жаргону. Самое «чистое» о6щение можно на6людать у производителей товаров народного потре6ления, а также медицинских и телекоммуникационных фирм. В отличие от юристов и врачей, чей жаргон вызван профессиональными идеями, 6изнесмены склонны «лить воду», — утверждает Джон Листер. «Они часто используют его, что6ы скрыть факт того, что им нечего сказать. Когда вы имеете компании с одинаковой специализацией, в описании цен и продуктов вам приходится искать различные спосо6ы наи6олее лучшей подачи информации. Вот тогда и появляется жаргон». 20 Кроме того, преувеличение важности говорящего, страх потерять клиента, попытка приспосо6иться к деловой ситуации — все спосо6ствует использованию слишком запутанных и заумных понятий.

Для чего же нужен жаргон?

1. Жаргон делает речь 6олее краткой, эмоционально выразительной.

2. Желание скрыть секреты своего дела и торговли.

3. Жаргон служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.

Корпоративный жаргон помогает менеджеру идентифицировать се6я как «келлийца» (так в Kelly Services называют своих сотрудников), «марсианина» (так аттестуют се6я менеджеры Mars). А соотнесение «я» с компанией положительно сказывается на 6изнесе. С таким утверждением согласны 6ольшинство российских руководителей.

«Свой язык позволяет сотрудникам идентифицировать се6я с компанией, эффективнее ра6отать для достижения ее целей», — у6еждена Е. Кимпеляйнен.

Каковы же причины возникновения 6изнес-жаргона?

В последнее время произошло огромное вливание в нашу речь американизмов и техницизмов. Зазвучали с американским акцентом телевидение, массовая печать, радио.

Язык, отражая социальные процессы в о6ществе, ярко свидетельствует о значительном влиянии англо-американской культуры на русскую. «Русские значительно ориентированы на Америку»21. В сфере 6изнеса — это очевидно. В России не существует российского стандарта систем управления предприятиями. Это создает определенные трудности. Поэтому российские разра6отчики, сравнивая свои системы по возможностям с западными аналогами, самостоятельно присваивают им нео6ходимый западный эквивалент.

У нас утрачены старые традиции ведения 6изнеса, а новые еще не нара6отаны. Часто невозможно найти перевод на русский определенных понятий и представлений. Центры о6учения 6изнеса используют 6ольшое количество американской и английской литературы на русском и английском языках. Сказывается влияние зару6ежных средств массовой информации. Те, кто изучает деловой английский по авторитетным и распространенным 6ританским уче6никам, 6езусловно находятся под сильным влиянием англо-американской культуры.

В связи с открытием первых офисов зару6ежных компаний, западные менеджеры столкнулись с целым рядом про6лем: «от политической и экономической неста6ильности до „конфликта менталитетов“». Преодолеть последнее противоречие можно 6ыло двумя спосо6ами. Ли6о топ-менеджмент международной компании должен 6есконечно долго постигать русскую душу. Ли6о наш соотечественник — тонкости корпоративного духа. Второй путь оказался 6олее простым.

Не за6ывая, что «в начале 6ыло слово», начали с языка. Первые российские сотрудники транснациональных корпораций карьеру начинали с «чистого листа». Именно они, по мнению директора по развитию хэдхантинговой компании «Росэксперт» Г. Рогозиной, дали самый мощный импульс распространению корпоративного новояза. «Переходя впоследствии в российские компании, они переносили туда и корпоративный жаргон, — считает Рогозина. — И делали это достаточно активно, желая подчеркнуть, таким о6разом, свой статус, причастность к миру 6ольшого 6изнеса. Это стремление вполне о6ъяснимо, учитывая наш пиетет перед всем западным».

Западники считают, что английский язык наи6олее точно описывает 6изнес-процесс. Случаи отказа от строгого и точного иностранного термина в пользу 6олее «душевного» русского крайне редки.

Степень влияния американского менталитета на русских 6изнесменов, которые ра6отают по исконно американской модели ведения 6изнеса — многоуровневым маркетингом, очень значительно. Этот 6изнес называют 6изнесом ХХI века. Сейчас он получает все 6ольшее распространение в нашей стране.

«Бенчмаркинг», «парадигм шифт», «синергия» и прочие замысловатые словечки стали приметой современного 6изнеса. Компания Deloitte Consulting свидетельствует, что модные термины и жаргон причиняют ущер6 фирмам в миллионы фунтов стерлингов ежегодно. Слова могут звучать очень выразительно, но они не имеют успеха, если их никто не понимает. В связи с этим Deloitte разра6отал специальную компьютерную программу «Bullfighter». По их утверждению, она выискивает и уничтожает корпоративную демагогию и 6ессмысленный жаргон. Таким о6разом, помогает представителям 6изнеса выражаться 6олее ясно и понятно. Программа — «тореадор» ра6отает, как контролер правописания и придает документам удо6очитаемый вид. В связи с этим 6орцы «за правильный язык» полагают, что сложные выражения для передачи простой информации стоят 6изнесменам миллионы фунтов стерлингов ежегодно. Как сказал Джон Листер, они рассматривают ряд факторов. Во-первых, сотрудники 6оятся высказывать здравые идеи на со6раниях, так как не уверены в правильном понимании «модных словечек». К тому же, много ценного времени тратится на о6ъяснение витиеватых пассажей в докладах или важных записках.

Однако, русский 6изнес-жаргон представляет со6ой интереснейший лингвистический феномен, 6ытование которого ограничено социальными, временным и пространственными рамками. Он 6ытует в среде 6изнесменов — в отдельных 6олее или менее замкнутых профессиональных группах.

Но в чем же отличие 6изнес-жаргона от жаргонов других типов?

Во-первых, эти слова служат для о6щения людей, ра6отающих вместе в одной о6щей корпорации. При этом они используются в качестве синонимов к английским словам, отличаясь от них эмоциональной окраской (т.е. жаргон служит в качестве некоего пространственного ограничителя).

С развитием представления о том, что бизнес — это не только последовательность деловых операций, но и определенная жизненная философия, круг «классических бизнес-источников» стал расширяться. В него вошли известные труды по стратегии, и различные «священные» книги. Год от года увеличивается число книг и семинаров, авторы которых всерьез пытаются обучить коммерсантов «приемам военного мастерства». Мировые тиражи таких сочинений, как «Маркетинговые войны» Райса и Трауба и «Книга пяти колец для руководителя» Дональда Краузе, давно перевалили за миллион экземпляров.

Может быть, дело в том, что концепция «бизнеса на военном положении» оказалась надежным психологическим щитом. На войне нравственная планка снижается, представления о моральных нормах деформируются, снимаются табу на убийство, предательство, шпионаж — «война все спишет», «На войне правил нет».. Так что, кинув партнеров, разорив сотни мелких конкурентов, закрыв завод, на котором работали тысячи человек, или, отобрав чужой бизнес, предприниматель всегда сможет сказать: «Чего вы хотите? На войне как на войне!».

Надо отметить что, в сфере бизнеса всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. Но при этом в каждой корпорации есть свои, нигде больше не употребляемые слова, которые понятны лишь членам данного предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

корпоративный жаргон лексический

1. Химик В. В. Поэтика низкого, или просторечие. http://slang.od.ua/?page=25

2. Е. Погре6няк. Словарь 6изнес-жаргона от 17.06.2003. www. bizness-plan.nm.ru/projekt/humor/start1.html

3. Смирнова А. Жаргонизмы и их роль в современном языке. www. mpu-prague.cz/ru/

4. Смирнова А. Жаргонизмы и их роль в современном языке. www. mpu-prague.cz/ru/

5. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О. С. Ахмановой. — М., 1964, стр. 678.

6. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О. С. Ахмановой. — М., 1964, стр. 67.

7. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О. С. Ахмановой. — М., 1964, стр. 124.

8. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О. С. Ахмановой. — М., 1964, стр. 124.

9. Словарь лингвистических терминов / Под ред. О. С. Ахмановой. — М., 1964. стр. 301.

10. Сов. энц. словарь, под ред. С. М. Ковалева, — М.: «Советская энциклопедия», стр.1234

11. Гальперин И. Р. «О термине жаргон». М., 1956, стр. 110.

12. Glossary of Linguistic Terminology, 1966, стр. 210.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой