Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Блокадный Ленинград в воспоминаниях современников

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда После окончания Великой Отечественной войны блокада Ленинграда стала эпохой героизма людей, самопожертвования ради своей страны и идеологии. Не многие жители Советского Союза знали истинные события тех страшных дней блокады. Во времена правления Брежнева блокаду реабилитировали. Однако и тогда не рассказали всю правду, а выдали сильно подчищенную… Читать ещё >

Блокадный Ленинград в воспоминаниях современников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

" Забайкальский государственный университет"

Выпускная квалификационная работа блокадный Ленинград в воспоминаниях современников Выполнил: Студентка 5 курса Овчинникова Н.О.

Содержание Введение Глава I. Воспоминание о блокаде очевидцев в личных письмах, мемуарах, художественных произведениях А. Адамовича «Баллада о блокаде» и Д. Гранина «Блокадная книга»

1.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников и мемуарах очевидцах

1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин

Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников

2.1 Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева

2.2 Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда

2.3 Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников Заключение Библиография Приложение Введение Данная тема особенно актуальна в год семидесятилетия победы над фашизмом. 70 лет назад началась, самая кровопролитна, жестокая и всепоглощающая война, унесшая более 20 миллионов человеческих жизней. Эта страшная трагедия оставила неизгладимый след в истории нашей страны.

Нет ни одной семьи, которая, так или иначе, не пострадала бы в те страшные дни.

Ленинград стал непреодолимой преградой на пути оккупантов. Город оказался в полной блокаде, но сдать его было нельзя. Ленинград был не просто красивым городом, культурной столицей, но и стратегически важной высотой. Немецкая армия стремилась овладеть Ленинградом, вывести из строя всю военную промышленность, перекрыть выход к морю и лишить страну защиты балтийского флота. Люди понимали всю ответственность, что легла на их плечи, защитить город любой ценой и не позволить фашистам пройти вглубь страны. Падет Ленинград, падет и Москва.

Блокада Ленинграда стала одним из трагических событий тех тяжелых военных лет. Осажденный город, тысячи невинных жизней и перелом войны. Жители Ленинграда пережили ужасы бомбежек, голода и холода, но они сумели выстоять и прорвать блокаду, именно в этом и заключается их народный подвиг. Но вся трагичность тех лет долгое время после войны оставалась закрытой темой, в 70-х годах XX века были опубликованы многие ранее неизвестные работы.

В первую очередь это были личные дневники блокадников, они вели записи, пребывая в эпицентре трагических событий тех лет. Именно по этим разрозненным записям историки смогли сложить общую картину тех дней.

Сейчас, когда война стала историей, так важно чтобы потомки смогли увидеть и прикоснутся к событиям тех трагических лет. Чтобы не потерять свою идентичность важно сохранить память о собственной истории. Сейчас почти не осталось свидетелей той страшной блокады, но дети и внуки хранят память о тех трагических днях.

Степень изученности: Блокада Ленинграда становилась главной темой работ у разных историков и писателей.

Д.С. Лихачев в своей работе «Воспоминания» рассказывает о тяготах жизни обычного человека в блокадном городе. Первая, самая тяжелая зима блокадного города оставила неизгладимый след в душе Д. С. Лихачева, он пишет, прежде всего, для своих детей, для последующих поколений, чтобы знали и не забыли. Его поражало то, как быстро человек привыкает к нечеловеческому, и как раскрываются люди, находясь на грани.

Г. А. Князева «Блокадные дневники», В. М. Глинка «Воспоминания о блокаде».

Л.Я. Гинзбург «Записки блокадного человека», «Проходящие характеры» — первое научное издание прозы. В эти сборники вошли ее «повествования», эссе и записные книжки военных лет, ставших самым плодотворным периодом ее литературной деятельности.

К.В. Ползикова — Рубец простая учительница истории написала книгу «Они учились в Ленинграде», опубликована была в 1954 г. В суровое время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда она работала в одной из школ, не прекращавшей учебных занятий. В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941 — 1944 годах. События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.

С. Б. Варшавский «подвиг Эрмитажа» его книга повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное наследие и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города.

В. Никитин издал альбом «Неизвестная блокада. Ленинград 1941;1944г» в него вошли фотографии, рассказывающие о блокаде Ленинграда, продолжавшейся 900 дней, о самых тяжелых испытаниях за всю трехвековую историю огромного города. Издание альбома стало возможным благодаря ленинградским фоторепортерам — летописцам тех событий.

В 2008 г. была издана книга искусствоведа Н. Н. Никулина «Воспоминание о войне». Главной своей задачей Н. Н. Никулин считал формирование культурной памяти об Отечественной войне. Н. Н. Никулин писал свои воспоминания в течение многих лет, исправлял, дополнял.

Книга включает в себя мемуары написанные 1970;е г, дневниковые записи из госпиталя 1943 г, несколько десятков литературно обработанных новелл, записанные впечатления более позднего времени — встречи ветеранов, поездка в Германию 80−90-е г, краткое послесловие уже к публикации в 2008;м году. Жанровое разнообразие во многом определяет содержание книги. Постоянно меняя «степень приближения» к описываемым событиям, временную дистанцию, Н. Н. Никулин говорит не только о самой войне, но и о том, как её помнят — об истории и памяти — личной и общественной.

О блокаде Ленинграда писали и зарубежные историки, так американский публицист и историк Гаррисон Солсбери посвятил этой теме свою книгу «900 дней. Блокада Ленинграда». Она была опубликована в 1969 г. в США, книга издавалась и переиздавалась во многих странах мира.

Особняком стоит книга, написанная А. Адамовичем и Д. Граниным «Блокадная книга». В ней авторы постарались собрать все дневниковые записи блокадников, реальных людей с именами и адресами, они смогли систематизировать все отрывки, интервью, дневниковые записи, именно с помощью этого читатели смогли увидеть реальную картину тех трагических дней.

Объект: 900 блокадных дней в воспоминаниях ленинградцев.

Предмет: Обыденность и героизм во времена блокады Ленинграда.

Задачи:

1. Проследить и проанализировать события блокадных дней в работе А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная Книга»

2. Рассмотреть события повседневной жизни в период блокады Ленинграда в мемуарах современников.

Цель: Ознакомиться с дневниковыми записями блокадников, восстановить события блокадных дней.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточняются и дополняются данные о трагических событиях нашей истории.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и результаты могут быть использованы в разработке общих курсов по теоретическим дисциплинам, таким, как история, культурная антропология.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава I. Воспоминание о блокаде Ленинграда в трудах А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга»

1.1 Блокада Ленинграда в дневниковых записях блокадников Трагические события нашей истории, как блокада Ленинграда постепенно переходят из живой памяти в историю, очень важны любые свидетельства о ней. В каждом из них — частичка того, что пришлось пережить горожанам в те трагические дни.

Дневников и воспоминаний, посвященных ленинградской блокаде, существует немало. В чем-то эти дневники похожи друг на друга, но, вместе с тем, каждый из них по — своему уникален. В них — блокада без подвигов и героизма, без идеологии. Блокада глазами самых простых людей, которые могли рассчитывать только на себя и своих родных. Людей, которые порой только чудом избежали смерти от голода, обстрелов и бомбежек.

Многие жители осажденного Ленинграда, которые прежде не записывали события своей жизни, именно во время блокады стали вести дневники. Объяснение довольно простое людям было необходимо выплеснуть все свои эмоции, чувства и переживания, но поделиться, в эти суровые времена можно было лишь с бумагой. Возможно, именно в такие времена люди понимают свою сопричастность к историческим событиям и начинают гораздо cильнее ощущать свою собственную значимость. А возможно, они просто не уверены, что останутся живы, и потому стараются хотя бы записями в дневнике оставить память о себе.

Об этих дневниках знали только самые близкие родственники. Времена были такие, что за «лишнее «слово или просто за высказывание, которое могли истолковать как «упадническое» или «пораженческое», можно было получить большие неприятности. И нередко именно дневники, найденные сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел при обыске, служили затем важнейшим вещественным доказательством «антисоветской деятельности» автора. А некоторые из них даже стоили их авторам жизни. (1, с 14)

Документы свидетельствуют, что сталинский репрессивный конвейер в полной мере продолжал работать и в блокадном Ленинграде. Именно потому дневники берегли от чужих, посторонних глаз. Вот почему так немного сегодня блокадных дневников в музеях и архивах города. Многие потомки блокадников хранят их дома. Публикация блокадных дневников сегодня необходима, ведь они являются ныне важнейшими историческими источниками и свидетельствами той нелегкой эпохи.(1, с 55)

Военная блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. Город был взят в блокадное кольцо на 900 дней. В блокаде участвовали немецкие, финские и испанские войска. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах доcягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника.

Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Эвакуация жителей и предприятий из Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Из города выехали многие заводы, научно-исследовательский институт, проектные и исследовательские организации, театры.

Утром 28 августа со станции Мга отправились два последних эшелона с эвакуированными ленинградцами. Cтанцию захватили гитлеровцы, и железнодорожное сообщение города со страной прервалось. В этот же день войска фашистов прорвались в пригороды Ленинграда. В городе сидели на узлах и чемоданах 216 378 человек, зарегистрированных и учтённых к эвакуации. Кoгда блокадное кольцо замкнулось, там остались более 2 миллионов человек. (1, с 72)

С 4-го сентября начались артобстрелы города, которые продолжались до конца блокады.

В условиях блокады город был основным источником пополнения войск Ленинградского фронта. В самое тяжелое время — первую блокадную осень и зиму — он дал вооруженным силам более 80 тысяч новых бойцов. Это было особое пополнение — люди, познавшие страдания блокады, пережившие смерть родных и близких, готовые сражаться против захватчиков не щадя жизни.

Осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 г. В Июне — августе 1944 г. были проведена Выборгская и Свирско-Петрозоводская операции, итогом которых стало полное освобождение города от осады вражеских войск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 г. — 1945 г., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.(1, с 74)

Пoбеда под Лeнинградом стоила немалых жертв. При защите Ленинграда погибли тысячи воинов Советской Армии и моряков Балтийского флота. Большие потери понесло гражданское население Ленинграда, страдавшее от бомбардировок и обстрелов, голода и холода. Тяжелый материальный ущерб был нанесен городу, его промышленности и хозяйству, памятникам искусства и архитектуры.

Блокадники показали свою убежденную преданность, социалистическому образу жизни, перенеся неслыханные трудности и победив в жестоком единоборстве с врагом. (1, с 15) Чтобы оценить высоту и силу подвига людей необходимо представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами. После войны были опубликованные книги различных авторов, раскрывающих тему блокадного города и трагедий его жителей. Опубликованы воспоминания юных защитников города — школьников, юнг, воспоминания тех, кто создавал в блокированном городе овощную базу, заготавливал лес, торф. Д. Гранин и А. Адамович авторы большой работы «Блокадная книга», хотели передать, понять, сохранить все то, что было пережито, прочувствовано, изведано душами людей. Старых и молодых, сильных и слабых, тех, кого спасали, и тех, кто спасал. Эта тяжелая работа была необходима, для последующих поколений. Нельзя просто все это упустить, забыть столь важное и трагическое событие в жизни нашей страны. Блокадный смертельный голод, бессчетные смерти, муки матерей и детей, память об этом должна служить другим людям и десятилетия и спустя столетия.

Так одним из символов блокады Ленинграда стал личный дневник маленькой девочки Тани Савичевой, который выставлен ныне в центре мемориала Пискаревского кладбища. У сотен тысяч разных людей была одна судьба — ленинградская, блокадная. Их объединяет столько общих мыслей, чувств, не уходящих образов, картин одно потянется к другому, голос отзовется на голос, боль, слеза — на боль и слезу, гордость.

Ленинградцы не только страдали, переживая голод, холод, страх и утрату близких и родных, но они еще и действовали. Работали в тяжелых условиях войны, помогали воевать, спасали, кто-то снабжал ленинградцев топливом, кто-то собирал детей, организовывал больницы, стационары, обеспечивал работу заводов, фабрик. Тяжелое время блокады слало необычной порой для людей. В эти тяжелые дни каждый человек мог раскрыться по-разному, кто-то проявлял себя в благородстве, щедрости своей души, смелости и любви, а кто-то напротив в подлости, нечеловеческом отношении к окружающим. Но тот подвиг, который совершили блокадники, был основан на простом желании выжить и защитить свой образ жизни.

На место ушедших, на фронт становились подростки и женщины. В городе продолжали работать заводы и фабрики, они снабжали армию оружием. Оружие, произведенное в блокадном Ленинграде, поставлялось даже в Москву. (1, с 43)

Работа помогала держаться и выживать. В безлюдном, обессиленном и голодном городе продолжалась деятельность большинства учреждений. Почтальоны разносили письма, типографии печатали карточки, газеты, листовки, работали райисполкомы, детские сады, поликлиники. Работа заглушала непрестанные, доводящие до безумия мысли о еде. Через работу люди приобщались к жизни страны, от которой они были отрезаны.

Простые профессии становились очень значимыми в годы блокады. Так обычный почтальон становился героем, ведь этим людям приходилось носить тяжелые сумки с письмами с фронта и большой земли, прямо по квартирам. Необходимо было вручать письма лично. Сил не хватало, часто почтальон приходил уже к мертвому адресату.

Женщинам блокадницам приходилось очень нелегко, они остались без мужской силы и поддержки. На их хрупкие плечи легли непосильные обязанности сбрасывать зажигательные бомбы с крыш домов, тушить пожары, откапывать заваленных людей, помогать голодным и раненным, хоронить мертвых, спасать город от эпидемий.

В эти тяжелые времена многие продолжали вести дневники, где особенно полно передается дыхание того времени, знобящей повседневности, когда жизнь и смерть сошлись предельно близко, склонились вместе с блокадником над его чуть теплой буржуйкой. (1, с 113)

Нередко в этих дневниках фиксировались не только факты и переживания, но и стремления осмыслить заново и человека, и историю, и вообще целый мир.

Одной из главных тем дневников блокадников стала тема невыносимого голода. Голод стал самым страшным испытанием для людей. [приложение 3]Продовольствие закончилось очень быстро, город оказался в полной блокаде, завозились продукты небольшими партиями с помощью авиатехники, позже, когда наладили «Дорогу жизни» грузы стали доставлять с большой земли чаще. Людям приходилось, есть, что попало, многие не выдерживали и умирали. По карточкам регулярно выдавали только перец, горчицу, уксус и тоненький кусочек хлеба. На рынке можно было купить кусочки шкуры животных, из которых варили студень. Чтобы не умереть с голоду блокадникам приходилось проявлять изобретательность, так в пищу шли ремни из сыромятной кожи их мельчили и варили с солью. На олифе жарили хлеб, делали блины из горчицы, от которых многие умирали, получив ожог внутренних органов. Летом ели лебеду и землю, привезенную с разгромленного Бадаевского склада, земля была пропитана маслом и сахарным сиропом. Земля казалась людям жирным творогом, она была черной и промасленной. Ели ее маленькими кусочкам и запивали кипятком. Все окружающее становилось для голодных людей съедобным, так некоторые собирали мучной клей из-под обоев, ели олифу, технические масла, вазелин и всевозможные отходы растительного сырья.(1, с 232)

После окончания войны город быстро возвращался к нормальной жизни. Люди старались делать все быстро, словно в них была не растрачена вся человеческая энергия. Так блокадный город — город потерь и страданий миллионов обычных людей, город сгоревших и разрушенных домов, невозместимых утрат и неосуществленных жизней, исчез, словно его и не было. Дома отстроили, дороги восстановили, понемногу возвращались эвакуированные. Намного позже возникло желание передать часть пережитого будущим поколениям. Так восстановили надпись на Невском, гласившую «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна». Теперь отстроенные жилые кварталы уходят далеко за бывшую линию фронта, а память о блокаде великого города уходят вместе с его жителями. Для новых поколений блокада вошла в образ города, придав красоте его трагическую силу.

Узнать о жизни блокадного города, восстановить событие того трагического периода нашей истории помогли дневниковые записи простых людей. Многие люди в то время вели записи, словно хотели оставить след в истории, чтобы следующие поколения знали, что пришлось пережить в те долгие 900 дней полной блокады Ленинграда. Но дневники не печатали, многие из них были утеряны, иные прятали, боясь неодобрения органов власти. Д. Гранин и А. Адамович смогли собрать разрозненные записи блокадников воедино, передать настроения, чувства и ожидания ленинградцев. Так сложилась полная картина событий блокадной жизни.

1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин блокада ленинград миф реальность Женские дневники, найденные и опубликованные, были посвящены подробностям быта, бытия, что творилось в очередях, булочной, квартирах, у соседей, на лестнице и кладбище.

В дневнике Марии Васильевой, который был опубликован в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина, представлен и героизм, проявленный в повседневной жизни и личные трагедии.

Блокадная история повседневной жизни этой семьи интересна и важна тем, что позволяет понять как без запасов продовольствия, денежных средств или ценностей люди выдержали голод и выстояли в тяжелейших условиях. В семье Васильевых оказался сильный духом лидер, решающий важнейшие вопросы жизни. Им стала сестра Марии Вера Алексеевна, бухгалтер небольшого завода в Ленинграде. Это была строгая до cypoвости женщина, которая не терпела нытья, капризов и прочих слабостей.

Кроме основной работы, Вера была бойцом местной противовоздушной обороны, дежурила на крыше своего дома. Еще до того, когда начался голод, она взяла на учёт все продукты. Вера Алексеевна держала всех домочадцев в строгих рамках, ели все в месте в определенное время.

Еще более важное правило, установленное этой сильной женщиной, заключалось в том, чтобы все двигались, работали, имели какие-то постоянные обязанности. Она следила, чтобы все мылись, стирали белье, мыли пол, доставали дрова для маленькой печурки, приносили воду. Благодаря этому и выжили в самую тяжелую первую блокадную зиму, и не потеряли человечности.

В дневнике много отчаяния и горечи, здесь нет героизма, зато есть подлинное ощущение трагедии жителей города, пытающихся выжить изо всех сил. Героизм заключался в другом. Это был героизм внутрисемейный, внутриквартирный, где люди страдали, погибали, проклинали.

Где совершались невероятные поступки, вызванные голодом, морозами, обстрелом. Это была эпопея страданий человеческих. Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений.

Весной все обитатели города, пережившие первую блокадную зиму, дружно вышли на улицы. Между обстрелами необходимо было убрать всё, что накопилось за зиму. Ломами и скребками убирали снег, все кто мог двигаться чистили дороги и тротуары. (4, с 201)

Для многих, особенно детей освобожденный асфальт был символом до военной мирной жизни, где когда-то чертили мелом скачки, прыгали через скакалки. Не редко люди натыкались на трупы, из сугробов виднелась чья-то рука, она словно звала на помощь. Вывозка трупов была самым тяжёлым делом. Замёрзшие тела складывали в машины и увозили, даже не прикрывая, на Пискарёвское кладбище. Люди не разговаривали и не плакали, просто молча, работали.(5, с 117) Город очистили за две недели, все делали вручную, урывками, среди бесконечных обстрелов. Позже чистый асфальт стали засыпать осколки стекла, кирпича и снарядов.

Несмотря на военные действия, голод и болезни в городе работали школы. Тех, кто остался, в блокадном городе собирали и организовывали в классы. Всех одели в фирменные платья, так что девочки были похожи на военных, платья шили из зеленной солдатской ткани. Занятия проходили, как правило, в подвалах школ, чтобы в случае обстрела никто не пострадал.

Занимались все вместе и старшие и младшие. Тетрадей не было. Приходилось писать на газетных обрывках, картоне. Дети проводили большую часть дня в школе. Вместе с учителями дети готовили концерты для раненых, а позже дети самостоятельно выступали в госпиталях. Дарили раненым не только песни и стихи, но и самые разные вещи сделанные своими руками. (26, с 54)

Зимой в школу ходить было нелегко, температура опускалась ниже 30 градусов, а с 20 ноября 1941 г. была снижена норма выдачи хлеба до 125 граммов. Ученики сидели в пальто, перчатках или рукавицах. У девочек на головах теплые платки, руки прятали в муфтах. Чернила замерзали и в чернильницах устраивали «проруби» и через них обмакивали перья.(24, с 57)

Согревал всех суп, горячая жидкая похлебка, которую давали всем детям после четвертого урока, этот суп приобрел особую ценность для всех. К концу ноября начались обстрелы, снаряды рвались вблизи от школ, вылетали стекла, погибали дети. Частые воздушные тревоги и обстрелы заставили перенести занятия в бомбоубежище. Но несмотря ни на что школа работала.

Весной 1942 года школьники были мобилизованы на сельскохозяйственные работы. В школе вывесили лозунг: «Рабочие — у станка, школьники — на огороде — все нужны фронту!». (24, с 61)

Летом ученики работали в саду, пропалывали морковь, свеклу и салат. По воскресеньям учеников возили на Нарвскую заставу разбирать деревянные дома, чтобы заготовить топливо на зиму. В школе создавали тимуровские команды, которые помогали обессиленному населению микрорайонов. В мае 1943 г. старшеклассники были приняты в комсомол.

С 22 июня 1941 г началась эвакуация Эрмитажа. Все сотрудники музея начали упаковывать культурные ценности, ели и отдыхали не более часа в сутки. На второй день на помощь работникам музея пришли сотни неравнодушных людей. Работы велись круглосуточно. Ящики, в которые укладывались вещи, стояли на полу, и все время приходилось работать в наклонку. Вскоре у многих появилось носовое кровотечение.

В крепких подвалах Эрмитажа строились надежные бомбоубежища. Для эвакуации ценностей музея были подготовлены ящики, каждый из них имел свой номер, список предметов, которые должны быть в нем помещены, упаковочный материал, а в ящиках, предназначенных для картин, были подготовлены гнезда по размеру подрамников, укреплённые вертикально на стенах ящиков параллельными рейками, обитыми сукном, что значительно облегчало упаковку. В одном ящике такого типа помещалось от 20 до 60 картин. (6, с 154)

Наиболее крупные по размеру картины были сняты с подрамников и накатаны на валы. На каждый вал накатывалось от 10 до 15 картин, переложенных бумагой. Зашитые в клеёнку валы укладывались в прочные продолговатые ящики и укреплялись наглухо на специальных стойках.

Упаковка экспонатов галереи драгоценностей и нумизматических материалов осуществлялась только сотрудниками Эрмитажа. Было упаковано около 10 тысяч колец с драгоценными камнями, сотни тысяч монет, медалей и орденов. Они укладывались по принципу матрёшки. Сначала шла папиросная бумага, затем вата, подушечки из стружки, которые упаковывались в маленькие коробочки.

Художница Е. В. Байкова, участвовавшая в упаковке картин говорила «Пустой Эрмитаж похож на дом, из которого вынесли покойника». (1, с 341)

Со стен снимали большие полотна, спустили с пьедесталов и перенесли вниз мраморные и бронзовые статуи, убрали из залов люстры, мебель, бронзу. Все эти предметы были спущены по деревянному настилу в залы первого этажа и расположены под монументальными сводами здания в строго определенном, продуманном порядке.

Шесть суток ушло на подготовку к эвакуации экспонатов первого эшелона — 500 тысяч единиц хранения. В ночь на 1 июля эшелон отправился в путь. Его начальником и директором филиала Государственного Эрмитажа на месте прибытия был назначен профессор Владимир Францевич Левинсон-Лессинг. Он один знал, куда направляется железнодорожный состав с культурным наследием. 9 июля эшелон прибыл в Свердловск, ящики с эрмитажными коллекциями разместили в картинной галерее, костёле и в подвалах особняка Ипатьева.

20 июля был отправлен второй эшелон, поезд состоявший из 23 вагонов увез 1422 ящика с 700 тысячами единиц хранения. Третий эшелон уйти не успел, так как 8 сентября замкнулось кольцо блокады.(12,с 52)

После эвакуации в Ленинграде осталась большая группа сотрудников Эрмитажа для завершения работ по консервации зданий и сохранения экспонатов, не вывезенных из Ленинграда и требовавших надёжного укрытия.

Началось нелегкое дежурство на крыше Эрмитажа. Воздушные тревоги становились все более длительными. На стекла многочисленных окон наклеивали полоски бумаги крест-накрест, чтобы при ударе взрывной волны стекла не рассыпались мелкими осколками. В залы заносили горы песка и ванны с водой для тушения зажигательных бомб.

В подвалах Эрмитажа были подготовлены бомбоубежища, окна заложили кирпичом, были поставлены самодельные койки, подготовили канализацию.

В сентябре начались систематические налеты немецкой авиации, то в бомбоубежищах Эрмитажа и Зимнего дворца жило две тысячи человек. Это были оставшиеся сотрудники музея с семьями, ученые, музейные работники, деятели культуры и другие, также с семьями.(2, с 119)

Видеолетопись военной жизни Эрмитажа вел художник Александр Никольский день за днём, он рисовал Эрмитаж и его повседневную жизнь. Эти рисунки сейчас находятся в эрмитажных фондах рядом с шедеврами величайших мастеров графики.

В день полного снятия блокады началась подготовка выставки вещей, оставшихся в Эрмитаже во время блокады. Выставка открылась 8 ноября 1944 г в Павильонном зале и Романовской галерее.

Сотрудники Эрмитажа готовились тщательно, без всяких скидок на военное время. Они решили показать хотя бы часть Эрмитажа во всей его довоенной красе. В короткие сроки были проведены сложнейшие работы, так было убрано около 30 кубометров песка, которым были засыпаны полы. Восстановлены разбитые стекла в 45 окнах, натерты около полутора тысяч квадратных метров паркета.

С 8 ноября 1944 года по 31 июня 1945;го выставку посетило около 30 тысяч человек. А в октябре началась реэвакуация сокровищ Эрмитажа из Свердловска.

Особое место в жизни блокадников занимает «Дорога жизни». [приложение 5]

Единственным путем кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов обратно в город в сентябре-ноябре 1941 г. было Ладожское озеро, по которому ежедневно курсировали корабли Ладожской флотилии.

Ситуация ухудшилась тем, что с 5 ноября покрылась льдом поверхность Ладожского озера. Для того чтобы избежать возможности полной блокады Ленинграда в зимнее время, необходимо было в кратчайшие сроки найти выход. Встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и самым адекватным ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. Но лёд на озере первое время был очень тонок, и грузовики просто проваливались под лёд. Более того, в середине ноября началась оттепель, позволившая перевезти в Ленинград водным путём ещё около 1200 тонн грузов. К ноябрю был выбран наиболее подходящий для переправы маршрут Новая Ладога — Черноушево — Лемассарь — Кобона.(15, с 22)

И к 17 ноября Ладожское озеро замерзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много — 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок. 24 ноября колонна была в Ленинграде, но привезла колонна ещё меньше, чем лошади всего 33 тонны. Так как машины боялись чрезмерно загрузить, чтобы они не провалились под лёд. С машин сняли всё лишнее, включая кабины, и шофера ехали в 30-градусный мороз навстречу ветру.

Вскоре нагрузку удалось увеличить весьма оригинальным способом, к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани, таким способом удалось распределить нагрузку на лёд по большей площади, а чуть позже, когда лёд окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы.

В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня. За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 876 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тысяч жителей города и 35 тысяч раненых и больных воинов, переправлено 3677 вагонов с оборудованием и культурными ценностями. (1, с 237)

Дорога жизни так же включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20 — 25 км от занятого противником берега. В первой половине ноября 1941 г. была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землей». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.(8, с 64)

Мужчин не хватало и шофёрами на дороге жизни становились женщины. Так случилось и с Лидией Смелковой, в 1943 г она переправляла различные грузы через знаменитое Ладожское озеро. Работали на старых изношенных машинах. По Дороге жизни возили крючья, изоляторы, проволоку. Ночью поставили полотно на лед, чтобы поезд мог пройти. Если кого-то из солдат ранило, врачи просто обрабатывали раны спиртом и движение продолжалось.

По хрупкому ледяному мостку перевозили людей, тех кто не успел эвакуироваться. Как правило, это были женщины и дети. По правилам в машине не должно быть больше 16 человек. Но это правило всегда нарушалось, что было чревато последствиями. Часто на озере тонули машины с грузом, погибали дети и взрослые. Некогда было даже помогать, люди тонули, но останавливаться было нельзя. Постоянная бомбежка немецких самолетов заставляла закрывать глаза на гибель людей вокруг, необходимо было довести ценный груз и людей.(32, с 46)

Часто шофёрам приходилось ночевать на берегу Ладоги. И чтобы не замерзала вода в радиаторе, его обматывали шинелями, в ход шли и паяльные лампы. Возили обычные шофера и страшный груз — сотни умерших ленинградцев на Пискарёвское кладбище. На кладбище водителю выдавали талон со специальной отметкой, и только после этого грузовик мог покинуть замерзающий город.

За весь период действия «Дороги жизни» по ней было перевезено свыше 1 млн 615 тыс. тонн груза, из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

В апреле 1942 г. грузы в Ленинград вновь стали доставлять баржами и пароходами, а зимой 1942 -1943 г. по льду озера начали строить железную дорогу, так как необходимо было доставлять грузы в блокадный город, каждый день в независимости от погодных условий и толщины льда на озере, было принято решение о строительстве длинного железнодорожного моста.

Он должен был соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно с этим строилось два пути — узкоколейной и нормальной ширины.

Начало строительства было положено исследованием дна озера. Позже во льду пробивались майны, через которые в дно забивались сваи. Замерзающая вода скрепляла сваи между собой. На сваи укладывали поперечины, на них крепили прогоны. Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги. По рельсам уже ходили и обкаточные паровозы, и рабочие поезда, участвовавшие в строительстве. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Необходимость в этой дороге отпала. Ее строителей сразу же перекинули на строительство такого же моста через Неву в месте прорыва.(15, с 58)

Таким образом, блокада Ленинграда повлияла на судьбы миллионов людей. Многие жители блокадного города успели эвакуироваться вглубь страны, а те, что остались должны были бороться со страхом постоянно преследующей их смерти от рук нацисткой армии, голода, холода и не человеческих условий жизни. Но при всех этих трагических моментах жизни, многие люди не потеряли человечности. Они боролись до самого конца, помогали выжить своим близким, соседям и просто окружающим людям. Работали заводы, не смотря на постоянную бомбёжку, школы собирали детей в своих подвалах, дабы дать знание детям, занять и отвлечь их от страшной действительности.

Культурное достояние так же не досталось немецкой армии и их злосчастным бомбам, Эрмитаж был эвакуирован за шесть дней, это заслуга неравнодушных людей. Они жили надеждой на светлое будущее своей страны и не могли опустить руки в тяжелый момент. Была построена Дорога жизни, по которой везли необходимые грузы, она спасла многих от голодной смерти. Ни зимние морозы, ни страх постоянных налетов немецкой авиации не смогли сломить сильный человеческий дух блокадников.

Глава II. Героизм и трагедии блокадников в мемуарах современников

2.1 Мифы и, реальность, о жизни блокадного Ленинграда После окончания Великой Отечественной войны блокада Ленинграда стала эпохой героизма людей, самопожертвования ради своей страны и идеологии. Не многие жители Советского Союза знали истинные события тех страшных дней блокады. Во времена правления Брежнева блокаду реабилитировали. Однако и тогда не рассказали всю правду, а выдали сильно подчищенную и героизированную историю, в рамках строившейся тогда сусальной мифологии Великой Отечественной Войны. По этой версии люди умирали от голода, но как-то тихо и аккуратно, принося себя в жертву победе, с единственным желанием отстоять «колыбель революции». Никто не жаловался, не уклонялся от работы, не воровал, не манипулировал карточной системой, не брал взятки, не убивал соседей, чтобы завладеть их продуктовыми карточками. В городе не было преступности, не было чёрного рынка. Никто не умирал в страшных эпидемиях дизентерии, косивших ленинградцев, ведь все это не эстетично. И, разумеется, никто не ждал, что немцы могут победить.

Табу было наложено и на обсуждение некомпетентности и жестокости советских властей. Не обсуждались многочисленные просчёты, халатность армейских чинов и партийных аппаратчиков, воровство продовольствия, смертоносный хаос, царивший на ледовой «Дороге жизни» через Ладожское озеро. (21, с 138)

Молчанием были окутаны политические репрессии, не прекращавшиеся ни одного дня. Вместо организованной эвакуации населения, из города до самого закрытия блокадного кольца уходили составы с заключёнными.(14, с 213)

Правда, советским читателям она была недоступна, ее знали лишь те, кто не боялся брать в руки «самиздат», то есть дневники и мемуары самих блокадников. Ибо эти блокадные мемуары в советское время были запрещены в силу их «антисоветчины».

Автором многих работ стала Е. Скрябина, в послевоенные годы ее называли «антисоветчицей» и «невозвращенцем». Свои дневники она опубликовала лишь в 60−70-ых годах, за пределами страны.

Елена Скрябина стала для Запада летописцем ленинградской блокады. В 1964 г в Мюнхене на русском языке вышла ее книга «В блокаде», спустя восемь лет на немецком языке вышел ее «Ленинградский дневник», а в 1976 г в Париже на русском языке — «Годы скитаний». Во времена «железного занавеса» дневник Скрябиной служил за рубежом главным и практически единственным свидетельством о трагической ленинградской эпопее в годы войны. (29, с 23)

Дневники Е. Скрябиной опубликовали в России в 1994 г. Однако ее работы вызывали много негодования у людей, многие увидели в ее текстах антисоветские настроения. Она рассказывала не о героизме в окопах, а о трагедии отдельного человека и целой страны. Она просто жила в осажденном городе, думая об одном — как выжить и спасти детей. Забота о детях ведет ее везде. Все люди словно вернулись в доисторическую эру, вся человеческая жизнь в период блокады Ленинграда свелась к поискам еды. Ни обстрелы, ни страх смерти не мог перебить мысли о еде.

Нет в дневниках Е. Скрябиной единодушия жителей города, в осажденном Ленинграде были разные люди, было среди немало тех, кто не отличался симпатиями к советской власти. Ведь со времени революции прошло всего только двадцать лет. Несмотря на «чистки» и репрессии, в обществе был слой людей, внутренне ощущавших свою абсолютную чуждость сталинскому режиму.

Поэтесса Ольга Берггольц, именно ее стихи были высеченные на мемориале Пискарёвского кладбища, стала голосом блокадного Ленинграда. Почти всю блокаду она работала на радиостанции и поднимала мужество в сердцах ленинградцев. После того как радио перестало вещать почти во всех районах Ленинграда она пишет книгу «Говорит Ленинград». Посвящает стихи любимому городу и его жителям героически стоявших в столь тяжелое время.

Ольгу Берггольц называли «ленинградской Мадонной», ее чтили и уважали. Она стала своеобразным символом, воплощением героизма трагедии блокадного Ленинграда. По ее работам можно понять и проследить историю страны в довоенные, военные и послевоенные годы.

Но даже все заслуги перед родиной не смогли уберечь её престарелого отца-врача от ареста и высылки в Западную Сибирь прямо перед наступлением немецкой армии. Берггольцы были обрусевшими немцами именно это, и стало поводом для его ареста и высылки. Людей арестовывали лишь за национальность, религиозную принадлежность или социальное происхождение.

Поэтесса много лет вела дневники, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 г. в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений вышедшей в 1990 г. В 2010 г. были опубликованы выдержки из ее дневников, где в каждой строчке прослеживают ее страдания, мучительные переживания и стыд за власть, что допустила гибель стольких людей.(20, с 174)

Чтобы донести правду о страшной блокаде Ленинграда до англоязычного населения англичанка Анна Рид публикует книгу «Ленинград». Она посвятила пять лет работы архивам Ленинграда, а так же отыскала неизвестные прежде материалы, находившиеся в западных архивах. Многие дневники и записи, которые она использовала в своей работе, принадлежали людям, погибшим в лагере Гулаге. (20, с 198)

Она описала инструкцию по уличному бою, описанную в одном из дневников, согласно ей граждане должны были бросать гранаты во вражеские танки, ворвавшиеся в город, а затем укрываться за столбами.

Необученных гражданских бросали в бой без оружия, вооружённых лишь сапёрными лопатками и деревянными муляжами гранат. Из доступного милицейского архива были опубликованы материалы о каннибализме в период первой блокадной зимы. Процветало взяточничество в системе распределения хлеба, многих людей не могла изменить даже война. Трагизм блокады заключался в распаде личности, общественных связей, морали и совестливости.

Героизм же воплотился в сильной человеческой воле, несмотря на нескончаемые обстрелы, холод и голод люди продолжали работать, ходить в школы и посещать театры и концертные залы. Именно сильные волей ленинградцы смогли спасти культурные ценности родного города. Возможно, именно непоколебимая жестокость советской системы помогла Ленинграду выстоять, как смогла выстоять и вся страна.

Но все пережитое в советское время замалчивалось, блокадники часто просто не хотели вспоминать пережитое, поэтому многие моменты блокадной жизни приобретали романтичный характер, где были только герои, стойкие люди, верившие в непоколебимую победу красной армии.

Еще одна женщина врач Екатерина Прокофьевна Глинская вела свой дневник с 12 декабря 1941 г до конца блокады. [приложение 2] Когда началась война, она работала хирургом в больнице, затем заведовала хирургическим отделением инфекционной больницы Фрунзенского района. В дневнике присутствовали иллюстрации, рисунки неизвестной художницы, сделанные в больнице. На некоторых из них запечатлена и сама Екатерина Глинская. (1, с 278)

Муж, железнодорожник, был далеко на севере, а она здесь, в осажденном Ленинграде. Дочери Оксане было чуть больше года. С весны 1942;го и до самого конца войны семья Глинских жила при больнице.

Удивительно, то, что посреди всего этого ужаса, голода, бомбежек и обстрелов, Е. Глинская находила в себе силы говорить о красоте блокадного города. «Чудесные белые ночи. Всю ночь можно читать. Часов с 11 поднимают аэростаты воздушного заграждения, и они на фоне серо-голубого неба плавают в эфире, как дельфины. Чудесные дни и ночи, только бы жить. Хочется побродить по Неве, хочется жить». (1, с 291)

На страницах своего дневника она запечатлела настроения ленинградцев. В самые страшные месяцы блокады, людям оставались только надежда на спасение и вера в чудо, именно поэтому канонада на фронте воспринималась как предвестник близкого освобождения, что конечно было не так.

Екатерина Глинская 21 июня 1942 г описывала ленинградцев как удивительных людей, у которых был шанс покинуть город, но они остались несмотря на нелегкую жизнь, остались чтобы бороться и выстоять. Ленинградцы до конца верили в победу советской армии и в собственные силы выстоять против фашизма, голода и страданий.

Но несмотря ни на что на каждой странице ее дневника звучит призыв к жизни. Жить, выжить, пережить эту страшное время. Хотя бы ради дочери, ведь именно она среди всего этого ужаса была главным смыслом жизни.

О своих маленьких, но очень значимых подвигах Е. Глинская не писала, она не видела в своих действиях героизма. Она спасла свою дочь, закрывая ее своим телом от осколков стекла, снаряд упал совсем рядом. Осколок снаряда, застрявший в оконной раме, до сих пор хранится в семье дочери Екатерины Глинской как семейная реликвия. И будет храниться вечно, как память о блокаде. Страшное орудие смерти — маленький кусок железа с рваными, острыми краями.

Таким образом, в послевоенное время в массовом сознании было создано предельно мифологизированное представление о блокаде Ленинграда. Многие представляли блокадников непоколебимыми героями, сумевшими выстоять против немецкой армии. Ленинградцы действительно были сильными волей и духом людьми, но в их жизни возникал слишком сложный и противоречивый выбор, часто чтобы выжить люди теряли себя, свою личность, становясь ворами, доносчиками или даже каннибалами. Были и те, кто желал скорейшего взятия города немецкой армией, дабы прекратить агонию, в которой находились люди в эти тяжелые времена или же желали падения тоталитарной власти Сталина. Иные видели героизм людей в готовности идти на фронт, отстаивать каждый квартал родного города, но зачастую героизм ленинградцев заключался в обыденной жизни, в умении оставаться человеком, помогать другим и верить в будущее.

Зачастую люди не знали, что на самом деле представляла собой блокада Ленинграда, какие испытания голодом, холодом и постоянным страхом смерти переживали блокадники. Многие дневники, посвященные каждодневной жизни обычных ленинградцев, изымали, уничтожали, засекречивали, только во времена «оттепели» часть из них стала доступна широкой аудитории. Но, к сожалению не все мифы были развеяны, многие до сих пор считают, что блокада Ленинграда была напрасна, и падения города спасло бы тысячи жизней. Но жертвы были не напрасны, город выстоял, и немецкая армия так и не смогла подступиться к столице нашей родины.

2.2 Воспоминание о первой блокадной зиме Д. С. Лихачева Лихачёв Дмитрий Сергеевич филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской Академии Наук, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, родился 28.11.1906 г, в Санкт-Петербурге. Он пережил много трагических событий происходивших в стране, в том числе и блокаду родного города Ленинграда.

По состоянию здоровья, которое он подорвал, находясь, в Соловецком лагере особого назначения Д. С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде в месте со своей женой Зинаидой и двумя дочерьми. [приложение 1] В то время Лихачев занимал должность младшего научного сотрудника в Пушкинском доме.

Имея на руках белый билет, он был записан в институтский отряд самообороны и во время бомбежек дежурил в Пушкинском Доме. В 1942 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в 1946 г — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг."(22, с 217)

Д.С. Лихачев пережил самый тяжелый первый год блокады родного города, он как многие простые жители города вел записи этого страшного периода в истории всей страны и его жизни. В своей работе «Воспоминания» он описывает холодную зиму блокадного города, с его тяготами и лишениями.

До 1941 г Лихачев с семьей жил на даче в Вырицы. Шла эвакуация детей и женщин. Иногда эвакуация была насильственной. Детей отбирали и многие прятались. Д. С. Лихачев и его жена Зинаида Александровна не захотели расставаться с дочерями. Эвакуация шла хаотично, многие дети терялись, других везли в Нижний Новгород прямиком к наступавшей немецкой армии. К моменту переезда семьи Лихачева в Ленинград эвакуация оканчивается.

В Ленинграде уже действует карточная система. В магазинах постепенно пустели полки с продуктами, продававшиеся по карточкам, их становилось все меньше: исчезали консервы, дорогая еда. Но хлеба первое время по карточкам выдавали много, дети ели мало и поэтому хлеб оставался. Вовремя поняв, что голода не избежать, было решено сушить не съеденный хлеб. Сушили хлеб на подоконниках на солнце, к осени набралась большая наволочка черных сухарей.

Холодной зимой, когда хлеба не хватало, ели «дуранду» — корм для скота, который спас в то тяжелое время много людей.

«Палки» — изобретение блокадного времени. (22, с 244)

Д.С. Лихачев, как и другие жители Ленинграда, столкнулся с трудностями повседневной жизни. Зимой люди столкнулись с нехваткой питьевой воды, замерз водопровод, действовали только уборные, пробовали добывать воду из снега, на крыше он был чистым, но на его топление уходило много времени и топлива. Поэтому приходилось ходить на Неву. На детские санки ставили ванну, и клали в нее палки, они были необходимы для того, чтобы вода не очень плескалась. Палки плавали в ванне, не давали воде ходить волнами. Воду брали у Крестовского моста, дорога до реки была вся обледенелая, от расплескавшейся воды, и очень часто санки скатывались с середины дороги набок и вода проливалась. Забор воды становился целым испытанием для людей. [приложение 6]

Началась эвакуация, вывозили преимущественно детей, иногда брали женщин. Д. С. Лихачев и его жена не смогли расстаться со своими дочерьми. Эвакуация была хаотична и дети часто терялись.

В воспоминаниях о блокадном городе Д. С. Лихачев уделяет внимание повседневной жизни. Жизнь в коммуналке, поиски еды, вывоз умерших людей, постоянные бомбежки. В эти тяжелые моменты обнажается человеческая натура. Смерть в этих нечеловеческих условиях потеряла всю сакральность, она словно «притерлась», стала такой обыденной, что перестала вызывать какие-либо эмоции. Умершие люди на лестницах, улице и квартирах не вызывали чувства страха или слез.

В основном люди умирали от голодного истощения, все ткани человеческого организма высыхали, именно поэтому трупы долго хранились. Многие люди не сообщали о смерти своих близких, и еще долго получали на них хлебные карточки. приложение 4] Все старались выжить любой ценой. (22, с 266)

В особо холодные месяцы в блокадном городе участились кражи, воровали все, особенно подростки, растущему организму требовалось больше еды. Ели украденное тут же, сил бежать или бороться не было.

Грабили слабых, пожилых людей, потерянные талоны и карточки на хлеб восстановить было не возможно.

Зима 1941 — 1942 г. стала самой холодной, температура держалась ниже 35 градусов по цельсию. К этому времени в городе не осталось животных, кошек и собак ели, продавали и меняли их мясо на картофель и хлеб. Исчезли даже воробьи и голуби, улицы были пустынны. Не жалели ничего, на рынке меняли ценные вещи на еду. Стояли на холоде часами ради двухсот граммов хлеба или гороха.

Д.С. Лихачев и его жена боялись выпускать своих детей на улицу, так как распространились слухи о людоедстве. [приложение] Людей убивали на улицах, часто терялись дети.

Люди готовили свои квартиры к не прекращающимся обстрелам, заклеивали окна бумагой крест-накрест, закрывали листами фанеры. Окна первых этажей закладывали мешками с песком. Женщины дежурили на улице у парадных дверей, следили за окнами. Обстрелы приходились на вечернее время, когда люди возвращались домой со службы.

Эти совместные дежурства сплотили всех жителей дома. Часто жена и дети Д. С. Лихачева спали у знакомой на первом этаже, не спускаясь в бомбоубежище. Со временем люди перестали спускаться из своих квартир, по причине частых трагических смертей в подвалах, когда людей заваливало или заливало водой из разорванных труб водопровода. Дрова приходилось заносить в квартиры, по причине участившихся краж. Д. С. Лихачев сутками дежурил в институте, копал окопы, прибывая в добровольческом отряде.

Несмотря на полную блокаду в городе происходили аресты. Многих увозили в неизвестном направлении, другие умирали в тюрьмах. (34, с 201)

Под следствием людей заставляли подписывать то, что они не говорили, не писали, не утверждали. Простой разговор о будущем города, который может занять немецкая армия, считался, чуть ли не изменой родине.

В 1942 г. семья Д. С. Лихачева была эвакуирована на большую землю. Но эту тяжелую блокадную зиму он не забывал до конца жизни. События тех дней не просто врезались в память, но и меняли людей, теперь ценным становился каждый прожитый день с его хлопотами и заботами. Д. С. Лихачев сумел выстоять, не сломаться, не пасть духом, после войны он продолжил писать и заниматься научной деятельностью. В 70 — х. годах он становится одним из самых авторитетных в мире славистов. Духовный авторитет Д. С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации». Благодаря его работе «Воспоминания» была пополнена картина тех далеких и трагичных военных лет блокадного Ленинграда.

2.3 Классный час на тему: Блокада Ленинграда в воспоминаниях современников Посвящается семидесятилетию великой победы.

Согласно заказу ГАУК «Музейно-выставочный центр Забайкальского края» к выпускной квалификационной работе был разработан и проведен классный час для обучающихся старших классов, учителей.

Цель: Познакомить обучающихся с трагической и героической сторонами жизни блокадников.

Задачи:

1. Сформировать у обучающихся представления о жизни блокадного города.

2. Воспитать патриотические качества личности, уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Участники мероприятия: обучающиеся 10−11 классов, учителя.

Материально-техническое обеспечение: Мультимедийное оборудование, фотографии, слайды, фонограмма песен военных лет, георгиевские ленты.

Длительность: 45 минут.

Ход мероприятия:

Учитель:

Слайд 1 (фото Ленинграда)

«Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который Выстоял. Сражался. Победил"

(Ольга Бернгольц) Учитель:

Военная блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г. Город был взят в блокадное кольцо на 900 дней. В блокаде участвовали немецкие, финские и испанские войска. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах доcягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Жители города столкнулись с сильнейшим голодом, от дистрофии умирал каждый второй, к этой беде подключился холод, зимой температура падала до минус 35 градусов, а постоянные обстрелы делали тяжелую жизнь блокадников невыносимой.

Слайд 2 (обстрел Ленинграда) Учитель:

Но ленинградцы не только страдали, переживая голод, холод, страх и утрату близких и родных, но они еще и действовали. Работали в тяжелых условиях войны, помогали воевать, спасали, кто-то снабжал ленинградцев топливом, кто-то собирал детей, организовывал больницы, стационары, обеспечивал работу заводов, фабрик. Тяжелое время блокады слало необычной порой для людей. В эти тяжелые дни каждый человек мог раскрыться по-разному, кто-то проявлял себя в благородстве, щедрости своей души, смелости и любви, а кто-то напротив в подлости, нечеловеческом отношении к окружающим. Но тот подвиг, который совершили блокадники, был основан на простом желании выжить и защитить свой образ жизни.

Слайд 3 (фото дневниковых записей блокадницы Е. П. Глинской) Учитель:

Узнать о жизни блокадного города, восстановить событие того трагического периода нашей истории помогли дневниковые записи простых людей. Многие люди в то время вели записи, словно хотели оставить след в истории, чтобы следующие поколения знали, что пришлось пережить в те долгие 900 дней полной блокады Ленинграда. Но дневники не печатали, многие из них были утеряны, иные прятали, боясь неодобрения органов власти. Д. Гранин и А. Адамович смогли собрать разрозненные записи блокадников воедино, передать настроения, чувства и ожидания ленинградцев.

Слайд 4 (Дорога жизни) Учитель: Особое место в жизни блокадников занимает «Дорога жизни».

В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня. За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 876 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тысяч жителей города и 35 тысяч раненых и больных воинов, переправлено 3677 вагонов с оборудованием и культурными ценностями. (1, с 237)

Слайд 5 (Д.С. Лихачев с семьей) Учитель:

Лихачёв Дмитрий Сергеевич филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской Академии Наук, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, родился 28.11.1906 г, в Санкт-Петербурге.

Д.С. Лихачев пережил самый тяжелый первый год блокады родного города, он как многие простые жители города вел записи этого страшного периода в истории всей страны и его жизни. В своей работе «Воспоминания» он описывает холодную зиму блокадного города, с его тягостями и лишениями.

Слайд 6 (Жертва дистрофии) Учитель:

Жизнь в коммуналке, поиски еды, вывод умерших людей постоянные бомбежки. В эти тяжелые моменты обнажается человеческая натура. Смерть в этих нечеловеческих условиях потеряла всю сакральность, она словно «притерлась», стала такой обыденной, что перестала вызывать каких-либо эмоций. Умершие люди на лестницах, улице и квартирах не вызывали чувства страха или слез.

В основном люди умирали от голодного истощения, все ткани человеческого организма высыхали, именно поэтому трупы долго хранились. Многие люди не сообщали о смерти своих близких, и еще долго получали на них хлебные карточки.

Учитель:

Но несмотря ни на что ленинградцы смогли выжить. Многих из них сейчас уже нет, но память о них остается в сердцах внуков и правнуков. Объединенные этой трагедией они победили. Блокада была прорвана, героизм, проявленный как на фронте, так и в тылу не должен быть погребен под толщей времени. Дневники и мемуары простых ленинградцев позволили представить глубокую трагедию блокадников. О подвиге ленинградцев должны знать и помнить.

Учитель:

2015 г год семидесятилетия Великой Победы над фашизмом. Сейчас как никогда мы должны сплотиться и отдать дань памяти тем, кто отстоял свободу и право на жизнь, кто не позволил распространиться страшной болезни, носящей имя нацизм. Они были преданны своему делу, любили родину и свято верили в победу.

Минута молчания.

Звучит куплет из песни «День Победы»

Данное мероприятие воспитывает патриотические качества личности, уважение к ветеранам войны и тыла, любви к малой Родине. Формирует представление о жизни блокадного Ленинграда с его трагедиями и радостями.

Заключение

Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Эти тяжелые 900 дней блокады ленинградцы смогли выдержать. Отрезанные от большой земли, находясь в невыносимых условиях голодомора, они сумели отстоять свой родной город.

Немецкая армия действовала по специально разработанному проекту ведения боевых действий — плану «Барбаросса». Основной целью для них была столица, однако, сначала предполагалось захватить Ленинград ввиду его огромной политической, экономической и стратегической важности. Захват Ленинграда повлек бы потерю Прибалтики, Балтийского флота, основной защиты с Баренцева и Белого морей. Завладев Ленинградом, немецкая армия приобрела бы не только весьма удобные морские и сухопутные пути для обеспечения провиантом, вооружением свои военные части, но и выгодные позиции для удара в тыл советским вооружённым силам, прикрывавшим Москву.

Было принято решение, во что бы то ни стало удержать город, бороться за каждый квартал. Немецкая армия не смогла сломить дух ленинградцев и план по молниеносному захвату культурной столицы СССР провалился. Военные действия переросли в затяжную блокаду города.

В эти страшные дни люди сплотились, блокадникам пришлось противостоять не только немецкой армии, но и голоду, холоду, а зачастую и человеческой подлости. Многие люди, оказавшись в этих условия, начинали писать, словно можно было переложить всю боль и переживания с помощью бумаги. Именно эти записи, личные дневники помогли составить полную картину повседневной жизни блокадников. Многие дневники не публиковались, часто их просто прятали, в городе проходили чистки, и каждое слово могло быть воспринято как пропаганда, которая могла отрицательно повлиять на моральный дух людей. Сейчас практически все дневники и мемуары опубликованы. Так А. Адамович и Д. Гранин смогли собрать воедино дневниковые записи блокадников, так на основе этих записей была опубликована «Блокадная книга». Эта работа раскрыла новую сторону блокадной жизни.

У ленинградцев стояла цель выжить и защитить свой родной город любой ценой. Многие жители не покинули город, веря, что все изменится, что у них получится выстоять. Все оказалось намного сложней, люди умирали от всеобщего голода, зима 1941;1942 г. оказалась очень холодной, в городе происходили аварии, перемерзали трубы с водой, многие дома перестали отапливать, люди замерзали в собственных постелях.

Постоянные обстрелы загоняли людей в подвалы и бомбоубежища. Но не смотря на все сложности, люди продолжали работать, учиться, эти повседневные дела отвлекали людей от проблем. Работали заводы и школы, радио говорило голосом поэтессы Ольги Бернггольц, она изо дня в день поднимала патриотический дух ленинградцев. Детей отвлекали от тягот жизни в школах и кружках, многие танцевали и пели. В тяжелые дни бомбежек люди дежурили у подъездов и на крышах зданий. Многие жертвовали собой, тушили снаряды, попадавшие на крыши. Ленинградцы смогли защитить и культурные ценности, был эвакуирован Эрмитаж. Трудились абсолютно все, для ленинградцев было важно спасти достояние родной культуры.

Но голод косил всех, нехватка продовольствия сказалась абсолютно на каждом, люди умирали от истощения, появилось выражение «ленинградская болезнь» что означало полную дистрофию. Именно в этот период проявился человеческий характер, выстоять, во что бы то ни стало. Но были и те, что потеряли человечность, процветало воровство, убийство и даже каннибализм. Смерть перестала вызывать ужас, слишком часто люди умирали, многих даже не хоронили.

Но ленинградцы смогли выжить. Многих из них сейчас уже нет, но память о них остается в сердцах внуков и правнуков. Дневники и мемуары простых ленинградцев позволили представить глубокую трагедию блокадников. Объединенные этой трагедией они победили. Блокада была прорвана, героизм, проявленный как на фронте, так и в тылу не должен быть погребен под толщей времени. О подвиге ленинградцев должны знать и помнить. Ленинград стал непреодолимой преградой на пути немецкой армии.

Библиография

1. А. Адамович Блокадная книга. / А. Адамович, Д. Гранин. — М.: Эксмо, 2014. — 544 с.

2. Берггольц О. Ф. Дневные звезды / О. Ф. Берггольц. — М.: Современник, 1975. — 172 с.

3. Большаков Т. / Блокадные дневники как исторический источник / Т. Большаков. // Пока сердца стучатся — помните. 2011. — СПб.: — С. 449−453.

4. Вишневский В. В. Ленинград: Дневник военных лет / В. В. Вишневский. — М.: 2002. — 230 с.

5. Гинзбург Л. Я. Проходящие характеры: Записки блокадного человека / Л. Я. Гинзбург. — М.: 2014 -147 с.

6. Глинка В. М. Воспоминания о блокаде / В. М. Глинка. — СПб.: Лимбус-пресс, 2010. — 357 с.

7. Ломагин Н. А. Неизвестная блокада / Н. А Ломагин. — М.: Олма-пресс, 2002. — 99 с.

8. Григорьев В. Г. Ленинград: Блокада, 1941;1942: Воспоминания / В. Г. Григорьев. — СПб.: 2003. — 367 с.

9. Дзенискевич А. Ленинград тогда не сдали…/А. Дзенискевич // Радио. Блокада. Ленинград. — СПб.: 2005. — C. 74−77

10. Ежов М. В. Битва за Ленинград и ее значение в истории Второй мировой войны / М. В. Ежов // Блокадная тема в цензурной блокаде Нева. — 2004. — № 1. — С. 238−244.

11. Ильина Л. Л. В дни войны и блокады / Л. Л. Ильина. — СПб.: 2001. — 293 с.

12. Каргин Д. И. Великое и трагическое: Ленинград 1941;1942 / Д. И. Каргин. — СПб.: 2000. — 277 с.

13. Комаров Н. Я. Куманев Г. А. Блокада Ленинграда 1941;1944: 900 героических дней: Исторический дневник / Н. Я. Комаров, Г. А. Куманев. — М.: 2004. — 187 с.

14. Иванов В. А. Миссия ордена: Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-х — 40-х гг / Иванов В. А — СПб.: 1997. — 230 с.

15. Казанский М. Ледовые дороги жизни / М. Казанский — СПб.: Наука и жизнь. 1985. — 133 с.

16. Карасев A.B. Ленинградцы в годы блокады, 1941;1943 / Карасев A.B. — М.: 1959. — 313 с.

17. Клюевская К. Этой славе жить в веках: Ленинградская правда / К. Клюевская, К. Курбатов. — М.: 1963. — 145 с.

18. Ковальчук В. М. Ленинградский реквием: О жертвах населения в Ленинграде в годы войны и блокады / В. М. Ковальчук, Г. Л. Соболев // Вопросы истории. — М.: 1965. — № 12. — С. 109.

19. Ковальчук В. М. 900 дней блокады: Ленинград 1941;1944. / В. М Ковальчук. // Отечественная история. — СПб.: 2006. — № 3. — С. 176−179.

20. Комаров Н. Я. Феномен блокадного Ленинграда / Н. Я. Комаров — М.: 2008. — 590 с.

21. Кутузов А. В. Блокада и мифотворчество: причины и последствия искажения истории в конце 1980;х — начале 1990;х годов / А. В. Кутузов. // Битва за Ленинград: проблемы современных исследований. — СПб.: 2007. — С. 138−145.

22. Лихачев Д. С. Воспоминания / Д. С. Лихачев — СПб.: Логос. 1995. — 519 с.

23. Мартино Э. Блокада: между героизмом и трагедией / Э. Мартино // Материалы к истории блокады Ленинграда. — СПб.: 2000. — С.253−270.

24. Михеева Л. К. Город, приговоренный к смерти / Л. К. Михеева — М.: 2000. — 143 с.

25. Муравьев И. А. Блокадные дневники и воспоминания. Мифы и реальность/ И. А. Муравьев. // Забвению не подлежит: Статьи. Воспоминания. Дневники. Документы. 2010. — С. 69−97.

26. Ползикова-Рубец К. В. Дневник учителя блокадной школы К.В. Ползикова-Рубец — СПб.: 2000. — 112 с.

27. Полторак С. Н. Женщины на защите блокированного Ленинграда: Некоторые аспекты историографии проблемы / С. Н. Полторак. // Женщина и война: О роли женщин в обороне Ленинграда. — СПб.: 2006. — С.38−48.

28. Рубашкин А. И. Голос Ленинграда / А. И. Рубашкин — М.: 1980. — 215 с.

29. Скрябина Е. А. Годы скитаний: из дневника одной ленинградки / Е. А. Скрябина — СПб.: Нева, 2005. — 320 с.

30. Смирнов С. В. Сердце и дневник: поэма / С. В. Смирнов — М.: Современник, 1971. — 93 с.

31. Соболев Г. Л. Блокада Ленинграда: Все ли мы знаем о ней сегодня/ Г. Л. Соболев // Общество и власть. — СПб.: 2003. С. 319−324.

32. Уродков С. А. Эвакуация населения Ленинграда 1941;1942 гг / С. А. Уродков // Вестник Ленинградского университета. — СПб.: 1958. -№ 2. — С. 43 — 51.

33. Утехин И. Очерки коммунального быта / И. Утехин. — М.: 2001. — 233 с.

34. Фадеев А. Ленинград в дни блокады / А. Фадеев. — М.: 1944. — 320 с.

Приложение 1

Осень 1941 г. Д. С. Лихачев с женой и дочерьми.

Приложение 2

Страницы из блокадного дневника Екатерины Прокофьевны Глинской Приложение 3

Жертвы голода.

Приложение 4

Приложение 5

Дорога Жизни.

Приложения 6

Зима 1941 г. Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте на Невском проспекте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой