Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономика промышленности и машиностроительного производства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В бизнес-планировании использован весь положительный опыт традиционного планирования и технико-экономических обоснований отечественной практики, развитый и адаптированный применительно к категориям рыночной экономики: маркетингу, конкуренции, достижению безубыточности. Коренное отличие бизнес-плана от плана, действующего в административной экономике, состоит в том, что это не план — закон для… Читать ещё >

Экономика промышленности и машиностроительного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа по дисциплине

" Экономика промышленности и машиностроительного производства"

Введение

Тема 1. Оценка эффективности проекта Задание 1

Задание 2

Задание 3

Тема 2. Разработка бизнес-плана Тема 3. Планирование деятельности предприятия

Основными задачами изучения данной дисциплины «Экономика промышленности и машиностроительного производства» является приобретение студентами знаний действия экономических законов, основных положении теории конкретной экономики, в том числе: методов технико-экономических обоснований плановых и проектных решений, научных основ и путей повышения эффективности производства, капитальных вложений и новой техники; направлений повышения эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, эффективности производства в машиностроении; направлений и экономических основ научно-технического прогресса в отрасли, методов оценки эффективности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-технологических работ.

Тема 1. Оценка эффективности проекта

Задание 1

Разработаны пять вариантов технологического процесса изготовления изделий, которые характеризуются различной производительностью, но обеспечивают выпуск продукции в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями. Цена реализации одного изделия составляет 0,285 руб. Определить, какой из вариантов технологического процесса экономически выгоднее, если норматив эффективности, принятый фирмой, составляет Ек. Остальные исходные данные есть в следующей таблице.

Показатели

Варианты технологическом процесса

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Пятый

Ежегодный объем производства изделий, млн. шт.

q1

q2

q3

q4

q5

Себестоимость изготовления, руб./тыс. шт.

259,3

257,4

255,2

252,7

Капиталовложения в оборудование, тыс. руб.

Сведения об объеме производства изделий и нормативе эффективности капиталовложений приводятся в таблице ниже.

Порядковый номер фамилии студента в групповом журнале

Показатели

84,5

86,5

92,5

0,47

Задание 2

Разработаны пять вариантов технологического процесса изготовления изделий, причем каждый отличается от других качеством готовой продукции и производительностью используемого оборудования. Определить, какой из вариантов экономически выгоднее при следующих исходных данных.

Показатели

Варианты технологического процесса

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Пятый

Ежегодный объем производства изделий, тыс. м2

Цена изделий, руб./м2

Себестоимость изготовлений, руб./м2

Z1

Z2

Z3

Z4

Z5

Капиталовложения в оборудование, тыс. руб.

35 250

44 500

53 600

48 700

65 300

Сведения о цене изделий и нормативе эффективности капитальных вложений приводятся в таблице.

Порядковый номер фамилии студента в групповом журнале

Показатели

0.62

Задание 3

Разработан технический проект строительства и эксплуатации завода производственной мощностью М (тыс.шт. изделий/год). Период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (ДТ) равен 0,8 года.

Признано целесообразным 10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва.

В соответствии с проектом ежегодные постоянные расходы завода составляют С (тыс. руб./год), а переменные — V (руб./шт.). Рыночная цена изделия на момент проектирования завода определяется как Zp (руб./шт.). Прогнозируемые исследования показывают, что к началу эксплуатации завода цена изделия изменится: от аmin = 1,14 до amax = 1,2. Капиталовложения в создание завода определяются как К (тыс. руб.). Норма эффективности капитальных вложений (ЕН), установленная фирмой, равна 0,20. Ожидаемый спрос на изделие составляет 1,25 М. Величиной инфляционных ожиданий можно пренебречь. Все необходимые расчеты провести в двух вариантах: а) при затратном ценообразовании; б) при рыночном ценообразовании.

При расчетах примем, что планируемый выпуск изделий составляет 85% производственной мощности предприятия, а налоги определяются как: = 0,215 величины постоянных затрат (условно-постоянные годовые налоги) и = 0,28 балансовой прибыли предприятия (переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия).

Необходимо определить величину следующих показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса:

* годовую производственную программу;

* ожидаемую цену реализации изделия за единицу продукции;

* годовую выручку от продажи изделий;

* годовые переменные текущие затраты;

* условно-постоянные текущие затраты на единицу продукции;

* себестоимость производства единицы продукции;

* себестоимость производства годовой товарной продукции;

* величину годовой балансовой прибыли предприятия;

* рентабельность производства изделия;

* годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия;

* характеристику и степень надежности будущего бизнеса;

* величину годового совокупного налога (при отсутствии льгот по налогообложению);

* годовую производственную программу самоокупаемости предприятия с учетом его налогообложения;

* долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов;

* долю балансовой прибыли, изымаемую в бюджет в качестве налогов (совокупный налог в процентах от балансовой прибыли);

* коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений (с учетом риска предпринимательства).

После всех проведенных расчетов необходимо сделать вывод о целесообразности бизнеса (основные показатели производства даны в таблице).

Результаты выполненных расчетов оформить в сводной таблице. Построить график издержек и результатов производства в зависимости от производственной программы предприятия. Сравнить полученные результаты расчетов для различных видов ценообразования и сделать выводы, объясняющие расхождения этих результатов.

Порядковый номер фамилии студента в групповом журнале

M

V

Z

C

K

A

Д

0,270

0,890

0,94

0,17

0,60

1,10

0,55

а — изменение товарной массы, поставляемой конкурентами на рынок, доли единицы;

аф — рыночная доля новой фирмы по отношению к объему товарной массы базового периода, доли единицы;

Кэц — коэффициент ценовой эластичности спроса товара, доли единицы;

Д — коэффициент изменения дохода потребителей товара, доли единицы;

Кэд — коэффициент эластичности товара по доходу потребителей, доли единицы.

Решения заданий 1 и 2

Выбор лучшего варианта осуществляется по приведенному эффекту. Приведенный эффект определяется по формуле:

(1)

где Э — годовой приведенный экономический эффект по варианту;

q - ежегодный объем производства продукции в натуральном выражении;

Z - цена реализации единицы продукции;

s — себестоимость производства единицы продукции по варианту;

Ен — норматив эффективности капиталовложений;

Ку — удельные капитальные вложения по варианту.

Удельные капитальные вложения определяются по формуле;

(2)

где К — капиталовложения по варианту.

Задание 1

Согласно приведенным исходным данным альтернативные варианты отличаются объемом производства кирпича. Поэтому для выбора лучшего варианта технологического процесса применять формулу приведенных затрат не следует. Решение такой задачи возможно только путем применения формулы приведенного эффекта.

В процессе расчетов надо следить, чтобы строго выдерживалась размерность показателей. С учетом этого требования определим приведенный эффект.

Вариант 1:

Вариант 2:

Вариант 3:

Вариант 4:

Вариант 5:

Таким образом, самым выгодным из всех является вариант 5, поскольку приведенный эффект наиболее значителен.

Задание 2

В связи с тем, что альтернативные варианты отличаются объемом производства и качеством производимой продукции, выбор лучшего варианта осуществляется по максимуму приведенного эффекта, рассчитанного по формуле (1). Определим приведенный эффект по всем вариантам.

Вариант 1:

Вариант 2:

Вариант 3:

Вариант 4:

Вариант 5:

Таким образом, лучшим с точки зрения экономики является вариант 5, поскольку его приведенный эффект самый высокий.

Задание 3

А. Типовое решение задания 3 на основе затратного ценообразования.

1) Определим годовую производственную программу завода по формуле:

тыс.шт., (3)

где М - годовая производственная мощность предприятия;

Км — коэффициент использования производственной мощности.

2) Определим ожидаемую цену одного изделия по формуле:

(4)

3) Определим годовую выручку от продажи изделий по формуле:

(5)

4) Определим годовые переменные затраты предприятия по формуле:

(6)

5) Определим условно-постоянные затраты на единицу продукции по формуле:

(7)

6) Определим себестоимость производства единицы продукции по формуле:

(8)

7) Определим себестоимость годовой товарной продукции по формуле:

s = s q = 0,5 11 475 000 = 5 737 500 руб./год. (9)

8) Определим величину годовой балансовой прибыли предприятия по формуле:

Пб = q (Z - s) = 11 475 000 (1,04 — 0,5) = 6 196 500 руб./год. (10)

9) Определим рентабельность изготовления изделия по формуле:

Ри = (Z — s) : s = (1,04 — 0,5): 0,5 = 1,08, или 108% (11)

10) Определим годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия по формуле:

qс = С: (Z - V) = 2 600 000: (1,04 — 0,27) = 3 376 623 шт./год. (12)

11) Определим характеристику и степень надежности будущего бизнеса. Отношение производственной мощности предприятия к производственной программе самоокупаемости составляет:

13 500 000: 3 376 623 = 3,9.

Полученная цифра свидетельствует, что бизнес опосредованно учитывает неопределенность будущей рыночной ситуации и будет достаточно надежным, так как его уровень риска ниже среднего, а поправочная норма эффективности капитальных затрат Ер, учитывающая риск вложений, составляет 0,17.

12) Определим величину годового совокупного налога предприятия (при отсутствии льгот по налогообложению) по формуле:

H = Hпос + Нпер = С + Пб;

Н = 0,215 2 600 000 + 0,28 6 196 500 = 2 294 020 руб./год. (13)

13) Определим годовую производственную программу самоокупаемости с учетом налогообложения по формуле:

(14)

Полученный результат свидетельствует о том, что с учетом налогообложения производственная программа самоокупаемости значительно возросла (с 3 376 623 до 4 384 920 шт./год), т. е. увеличилась в 1,3 раза. Это существенно сокращает величину чистой прибыли, повышает риск вложений в данный бизнес.

14) Определим долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов, по формуле:

или 33% (15)

Это значит, что в распоряжении предприятия после выплаты налогов останется почти 33% всей выручки, или 0,33 11 934 000 = 3 580 200 руб./год.

15) Определим совокупный налог в процентах от балансовой прибыли по формуле:

н = Н: Пб = 2 294 020: 6 196 500 = 0,37, или 37%. (16)

Это достаточно высокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что почти 63% балансовой прибыли остается предприятию для социального и производственного развития.

16) Определим коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложении с учетом риска предпринимательства по следующим формулам:

(17)

(18)

Подставим имеющиеся данные в формулу (17):

Следовательно, с учетом риска эффективность капитальных вложений полностью удовлетворяет требованиям теории и установленному предпринимателем ограничению нормы эффективности. Теперь можно определить срок окупаемости капитальных вложений по формуле (18):

Вывод: проект будущего бизнеса обеспечивает предпринимателю достаточно высокий доход и может быть рекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации и риска вложений.

Б. Типовое решение задания 3 на основе рыночного ценообразования

1) Прежде всего надо по исходным данным и с учетом принятой производственной программы определить цену одного изделия по следующей формуле:

2) Так как полученная величина представляет не саму цену изделия, а ее индекс, то для окончательного определения искомого значения цены необходимо провести следующую расчетную операцию:

Z = 1,04 0,77 = 0,8 руб./шт.

3) Определим выручку предприятия по формуле:

В = 11 475 000 0,8 = 9 180 000 руб./год.

4) Себестоимость одного изделия остается без изменения, т. е. такой же, как и при затратном ценообразовании, и составляет 0,5 руб./шт.

5) Себестоимость годового товарного выпуска также остается без изменений: S = 5 737 500 руб./год.

6) Определим годовую балансовую прибыль по формуле:

Пб = q (Z - s) = 11 745 000 (0,8 — 0,5) = 3 442 500 руб./год.

7) Определим рентабельность изготовления изделия по формуле:

Ри = (Z — s) : s = (0,8 — 0,5): 0,5 = 0,6, или 60%

8) Определим величину годового совокупного налога по формуле:

Н = С + Пб = 0,215 2 600 000 + 0,28 3 442 500 = 1 522 900 руб./год.

9) Определим долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия по формуле:

Таким образом, в распоряжении предприятия после расчета с бюджетом останется примерно 21% выручки, или 0,21 9 180 000= 1 927 800 руб./год.

10) Определим совокупный налог в процентах от балансовой прибыли по формуле:

Н = Н: Пб = 1 522 900: 3 442 500 = 0,44, или 44%.

11) Определим коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений по формулам:

12)

13)

Вывод: в условиях рыночного ценообразования бизнес не достаточно рентабелен и надежен.

Сравним расчетные результаты по затратному и рыночному ценообразованию между собой и представим всю информацию в таблице.

Наименование показателя

Значения при затратном ценообразовании

Значения при рыночном ценообразовании

1. Годовая программа производства, тыс.шт.

2.Цена за единицу продукции, руб/шт

1,04

0,8

3.Годовая выручка предприятия, руб/год

4. Годовые переменные затраты, руб /год

5. Условно-постоянные затраты, руб/шт.

0,2266

0,2266

6. Себестоимость единицы продукции, руб/шт

0,5

0,5

7. Себестоимость товарной продукции, руб/год

8. Годовая балансовая прибыль, руб/год

9. Рентабельность производства изделия, %

10. Производственная программа самоокупаемости, шт/год

11. Поправочная норма эффективности на риск вложений

0,17

0,17

12. Годовой совокупный налог, руб/год

13. Производственная программа самоокупаемости с учетом налогообложения

14. Доля выручки, остающаяся в распоряжении предприятия, %

15. Совокупный налог по отношению к балансовой прибыли, %

16. Коэффициент эффективности капитальных затрат с учетом риска

0,52

0,32

17. Срок окупаемости капитальных вложений, годы

1,93

3,08

Полученный результат свидетельствует о том, что в условиях рыночного ценообразования показатели эффективности производства при фиксированных исходных данных несколько хуже, чем в условиях затратного ценообразования. Это объясняется тем, что цена товара при увеличении совокупной товарной массы на рынке снижается, следовательно, все показатели, формируемые на основе цены товара, ухудшаются (выручка, балансовая. Прибыль, рентабельность производства и пр.)

Одновременно можно констатировать, что при рыночном ценообразовании после уплаты налогов в распоряжении предприятия остается меньше денежных средств для дальнейшего развития. Однако следует подчеркнуть, что и в условиях рыночного ценообразования предпринимательский проект можно признать вполне целесообразным, а будущий бизнес — достаточно эффективным и надежным.

Тема 2. Разработка бизнес-плана

Бизнес-планирование (текущее и перспективное) охватывает различные области предпринимательской деятельности, в том числе маркетинговые исследования, финансы и бухгалтерскую отчетность.

Бизнес-план необходим для технико-экономического обоснования целесообразности реализации инвестиционных проектов. Это развернутая экономическая программа предпринимательской деятельности, осуществления проектов и получения прибыли, важнейший инструмент предпринимателя при получении финансовых результатов. В нем обосновывается потребность во всех видах ресурсов и источниках их получения, рассматриваются рынки сбыта продукции, анализируются проблемы, связанные с реализацией проектов, оптимизируется программа действий, предопределяются результаты осуществления и эффективность проектов. Бизнес-план необходим не только предпринимателю, но также инвесторам и кредиторам для принятия решения о финансировании того или иного проекта при выборе наиболее выгодных направлений вложения средств.

Однако привлечением инвесторов и получением кредита не ограничиваются цели составления бизнес-плана. Он разрабатывается как для действующих предприятий, так и для их хозрасчетных подразделений, помогает четко определить цели, стратегию и тактику предпринимателя, способствует привлечению партнеров и налаживанию контактов с персоналом.

В бизнес-планировании использован весь положительный опыт традиционного планирования и технико-экономических обоснований отечественной практики, развитый и адаптированный применительно к категориям рыночной экономики: маркетингу, конкуренции, достижению безубыточности. Коренное отличие бизнес-плана от плана, действующего в административной экономике, состоит в том, что это не план — закон для достижения контрольных цифр, спущенных вышестоящей организацией, а план—прогноз. А потому требования к бизнес-плану, его форме, содержанию, структуре строго не регламентированы, и в литературе нет их единого толкования.

Примерное содержание бизнес-плана:

* Цели и задачи проекта.

* Обобщенное резюме, основные параметры и показатели.

* Описание предприятия и предпринимательской сделки.

* Исследование, анализ и оценка рынка сбыта.

* Маркетинговый план и тактика продаж.

* План организации производства и управления.

* План производства.

* Ресурсное обеспечение проекта.

* Финансовый план.

* Эффективность проекта.

В зависимости от поставленной цели предприниматель, менеджер, возглавляющий предприятие, решают вопросы необходимости включения в бизнес-план тех или иных разделов, глубины их проработки и детализации. Однако зарубежный и отечественный опыт показывает, что в нем необходимы разделы, раскрывающие главную цель проекта, специфику предпринимательского продукта, насыщенность рынка этим продуктом, стратегию поведения в определенных рыночных сегментах, оценку рисков, стратегию финансирования, эффективность проекта и перспективы роста. Для планов, связанных с производственной деятельностью, необходимо составление плана производства продуктов, работ и услуг.

Разработка основных разделов бизнес-плана на примере предприятия " Х"

Предприятие «Х» в процессе исследования рынка выяснило, что имеется возможность реализовать в месяц продукцию трех моделей в количестве: модель, А — 100 шт., Б — 50 шт. и В — 40 шт.

Для производства подобраны помещение, арендная плата за которое составляет 10 тыс. руб. в месяц, и оборудование трех типов: типов № 1 и № 2 — по одной единице, типа № 3 — две единицы. Стоимость основных фондов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Стоимость основных фондов

Тип оборудования

Количество оборудования

Цена за ед., тыс. руб.

Всего, тыс. руб.

Тип № 1

Тип № 2

Тип № 3

Итого

Стоимость нематериальных активов предприятия: расходы на приобретение лицензии — 18 тыс. руб. Всего стоимость основных фондов и нематериальных активов — 558 тыс. руб.

Чтобы определить, сможет ли предприятие выпускать продукцию в полном объеме на указанном выше оборудовании, необходимо рассчитать мощность исходя из того, что число рабочих дней в году Др = 258, режим работы — двухсменный (Ссм), продолжительность смены tc = 8 ч:

Эффективный фонд времени Тэф:

Мощность оборудования различных типов рассчитывается по формуле:

(где n — количество однотипного оборудования) и составляет для типа № 1:

для типа № 2

для типа № 3

Расчеты по мощности сведем в таблицу 2.

Таблица 2.

Расчеты по мощности

Обору-дование

Количество единиц

Затраты времени на обработку единицы продукции, (Nt), ч

Регламентиро-ванные простои на ремонт оборудования, (%)

Эффективный фонд времени единицы оборудования (Тэф), ч

Мощность (М), ед.

Планируемый выпуск, ед.

Тип № 1

Тип № 2

Тип № 3

1,7

3,2

3,5

4045,44

4045,44

4045,44

4759,34

5056,8

3467,52

На основании расчетов видно, что ведущим является оборудование типа № 2, поэтому мощность предприятия равняется 5056,8 изделиям в год.

Коэффициент использования мощности Ки.м по типам оборудования рассчитывается как отношение планируемого выпуска продукции к мощности типа оборудования:

для типа № I:

для типа № 2

для типа№ 3

Как видим, планируется средняя загрузка мощностей. Это объясняется величиной спроса на продукцию в данном году, необходимостью для любого предприятия сохранить занятую позицию на рынке.

Далее в таблице 3 рассчитаем расход материалов для выпуска продукции.

Таблица 3

Расчет расхода материалов для выпуска продукции

Изделие

Норма расхода на единицу, кг

Выпуск в месяц, ед.

Выпуск 0 год, ед.

Цена 1 кг материалов, руб.

Расход материалов, кг

Затраты на материалы, руб.

в месяц

в год

в месяц

в гад

Расход основных материалов

Модель Л

Модель Б

Модель В

Итого

;

;

Расход вспомогательных материалов

Модель А

0,12

Модель Б

0,24

Модель В

0,18

Итого

;

;

Исходя из выполненных расчетов определяют затраты на производство и реализацию продукции (таблица 4).

Таблица 4

Затраты на производство и реализацию продукции

Затраты

Наименование

По моделям, руб.

Всего, руб.

Л

Б

В

1, Сырье и основные материалы

2. Вспомогательные материалы

3. Электроэнергия для технологических целей

4. Заработная плата производственных рабочих

5. Отчисления в страховой взнос (26,2% от начисленной заработной платы)

6. Налог на пользователей автодорог

7. Прочие переменные расходы

8. Итого переменные расходы

9. Постоянные расходы*

10. Итого полная себестоимость

11. Удельный пес в структуре себестоимости, %

переменных расходов постоянных расходов

* Постоянные расходы распределены пропорционально затратам на оплату труда.

Постоянные расходы включают расходы на аренду помещения; маркетинговые и рекламные исследования; амортизацию оборудования; административные и прочие расходы. Предприятию важно правильно установить цену на продукцию, ибо от этого зависят спрос на нее, прибыльность и рентабельность предприятия.

При установлении цены единицы изделия учитываются следующие факторы:

* затраты на производство продукции;

* возможность получения достаточной прибыли при изготовлении приемлемых по всем параметрам изделий;

* необходимость поддерживать и расширять занимаемую нишу в условиях конкуренции. Исходя из цен определяют прибыль от реализации продукции. Расчет прибыли представлен в таблице 5.

Таблица 5

Расчет прибыли

Цена единицы продукции, руб.

Количе;

ство единиц

Выручка от реализации, руб.

Себестоимость продукции, руб.

Прибыль, руб.

Изделие

За месяц

За год

За месяц

За год

За месяц

За год

За месяц

За год

Модель А

Модель Б

Модель В

Итого:

;

На основе ранее приведенных расчетов можно рассчитать прибыль предприятия (таблица 6).

Таблица 6

Счет прибылей и убытков

Показатель, руб.

В месяц

В год

1. Выручка от реализации продукции (без НДС)

;

;

;

;

;

;

2. Затраты на производство к реализацию продукции

3. Прибыль от реализации продукции <�п. 1 — л. 2)

4. Прибыль от прочей реализации

5. Доходы от участия в других организациях

6. Прочие внереализационные доходы

7. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

8. Внереализационные расходы:

налог на имущество налог на социально-культурную сферу и жилищное строительство налог на нужды народного образование

9. Балансовая прибыль (п. 6 + п. 7 — п. 8)

10. Налог на прибыль (30% от п. 9)

11. Чистая прибыль (п. 9 — п. 10)

Далее рассчитаем внереализационные доходы (расходы).

1. Налог на имущество предприятия составляет 2% от стоимости имущества. Имущество складывается из основных средств предприятия

(278 400 руб.), стоимости нематериальных активов (66 000 руб.), стоимости оборотных средств (52 954 руб.) и равно 397 354 руб. Следовательно, налог на имущество за год составляет

(за месяц в среднем — 552 руб.)

2. Налог на социально-культурную сферу и жилищное строительство составляет 1,5% от объема реализации (без НДС):

за месяц

за год

3. Налог на нужды народного образования равен 1% от начисленной суммы оплаты труда.

Сумма оплаты труда за год составляет: заработная плата производственных рабочих 145 000 руб. + заработная плата прочего персонала предприятия 65 000 руб. = 200 000 руб. (за месяц — 16 667 руб.).

Сумма налога за месяц ;

а за год ;

Всего внереализационные расходы за месяц составят 3195 руб., а за год — 38 342 руб.

Таким образом, балансовая прибыль за месяц составляет 20 738 руб. и за год — 248 858 руб.

Налог на прибыль предприятия выплачивается в размере 24% от балансовой прибыли и равна 74 657 руб. [(248 858 0,24) за год и 6221 руб. (20 738 0,24) за месяц].

Следовательно, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), составляет: за месяц — 14 517 руб. (20 738 руб. — 6221 руб.), а за год — 174 201 руб. (248 858 руб.-74 657 руб.)

Расчет оборотных средств предприятия в производственных запасах основных и вспомогательных материалов приведем в таблице 7.

Таблица 7

Расчет оборотных средств предприятия

Материалы и комплектующие изделия

Среднесуточная потребность в материалах

Цена 1 кг, руб.

Интервал поставки материала, дни

Запас, кг

Текущий, кг

Страховой, кг

производственный

кг

руб.

Основные материалы

16,7

;

;

;

;

;

;

22 500

10 500

по моделям:

А

Б

В

Всего

Вспомогательные мате;

0,33

0,33

0,2

;

;

;

;

;

;

риалы m моделям:

А

Б

В

Всего

Итого:

Среднесуточная потребность в материалах рассчитана путем деления потребности в материалах на год на число дней в году (360).

Определим оборотные средства в незавершенном производстве.

Модели

Объем выпуска за год, ед.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Длительность цикла изготовления изделия, дни

Коэффициент нарастания затрат

Сумма оборотных средств в незавершенном производстве

А Б

В

0,3

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

Итого:

;

;

;

;

Формула для расчета:

где Нн.п — норматив оборотных средств в незавершенном производстве;

q количество изделий;

s себестоимость единицы изделия;

Тц — длительность производственного цикла изготовления продукции;

Кн — коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.

Всего оборотных средств (ОС):

Нос = Нпр.з + Hн.п = 43 278 руб. + 850 руб. = 44 128 руб.

И руководству предприятия, и инвесторам, и кредиторам необходимо знать, сколько нужно произвести и реализовать продукции, чтобы покрыть текущие затраты предприятия, т. е. достичь точки безубыточности, легко или трудно будет ее достичь.

С этой целью определяется величина выручки от реализации, при которой предприятие сможет покрыть все свои расходы, но не получит прибыли.

Ее называют критической выручкой или критическим объемом . Определим критический объем в натуральном и стоимостном измерениях для каждого типа моделей.

Показатели

Модель

А

Б

В

Общая величина постоянных расходов m моделям, руб.

Переменные расходы на одно изделие, руб.

Полная себестоимость единицы изделия, руб.

Цена единицы изделия, руб.

Доля переменных расходов в цене изделия *

Критический объем продукции в стоимостном измерении, руб.**

в натуральном измерении, единиц***

150 000 440

0,65

428 570 630

80 000 843

0,73

60 000 771

0,78

Формулы для расчетов:

*

**

***

где — удельные переменные издержки;

z - цена единицы продукции;

С — общие постоянные издержки;

qк — критическое количество продукции;

— коэффициент пропорциональности;

Вк - критический объем реализации.

Зависимость изменения прибыли от объема производства и реализации продукции рассмотрим на примере модели, А (рис. 1).

В точке пересечения кривых выручки и затрат (точка К — точка безубыточности) достигнуто состояние безубыточности, поскольку отраженный в этой точке критический объем продукции — 630 шт. на сумму 428 570 руб. — позволит покрыть постоянные расходы в сумме 150 000 руб. и переменные расходы 277 200 руб. (440 Х 630).

Рис. 1. Зависимость изменения размера прибыли от объема производства и реализации продукции Поскольку количество выпущенной продукции модели, А выше критического объема (1200 ед.), то предприятие получит прибыль в сумме 138 000 руб., определяемую как разность между выручкой от реализации продукции (816 000 руб.) и затратами на ее производство и реализацию (678 000 руб.), что и показано на рисунке 1.

Чтобы начать производственную деятельность, предприятию недостает собственных средств, поэтому за два месяца до начала деятельности ему потребуется взять кредит сроком на 8 месяцев на сумму 80 тыс. руб. По кредитному договору начало погашения кредита совпадает с началом деятельности предприятия.

Расчет движения денежных средств за год представлен в таблице 8.

Расчет погашения кредита предприятием по месяцам представим в таблице 9.

Как показывает расчет, предприятие сможет уплатить кредит своевременно, т. е. практически через семь месяцев после начала деятельности.

Показатели

Месяц

Всего за год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

ХII

I. Выручка от реализации продукции

2. Затраты за реализацию продукции

14 116?

3. Прибыль от реализации (п. 1 — п. 2)

4. Внереализационные расходы

5. Балансовая прибыль (п. 3 — п. 4)

3)738

6. Налог на прибыль

(30% от п. 5)

7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (п. 5 — п. 6)

14.517

8. Сумма погашения кредита, процентов по нему из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

;

;

;

;

;

9. Прибыль, остающаяся у предприятия после выплаты кредита и процентов по нему (п. 7 — п. 8)

;

;

;

;

;

;

Таблица 8

Расчет погашения кредита предприятием

Месяц года

Сумма кредита, уплаченного за месяц, руб.

Сумма платежей по процентам за кредит, руб. (2,5% в месяц)

Средства, направляемые на погашение кредита и процентов по нему

Остаток невозвращенного кредита на конец месяца (оставшаяся сумма кредита — гр. 2)

I

II

III

IV

V

VI

VII

12 517

12 830

13 151

13 479

13 816

14 162

14 517

14 517

14 517

14 517

14 517

14 517

67 483

54 653

41 502

28 023

14 207

;

Произведенный расчет движения денежных средств показывает, что предприятие является финансово устойчивым, доходным и перспективным. Прибыль, оставшаяся в его распоряжении к концу года в сумме 87 053 руб., будет направлена на развитие предприятия.

Об эффективной работе предприятия можно судить также по показателю рентабельности.

Тема 3. Планирование деятельности предприятия

1. Определите нормативы чистой продукции изделий и объем нормативной чистой продукции предприятия исходя из следующих данных

Показатели

Изделие

А

Б

В

Г

1. Годовой выпуск, шт.

2. Себестоимость, руб.

3. Материальные затраты в себестоимости продукции, руб.

4. Заработная плата производственных рабочих, руб.

5. Норматив рентабельности по отношению к себестоимости обработки, %

Заработная плата промышленно-производственного персонала предприятия составляет 300 тыс. руб., в том числе производственных рабочих — 120 тыс. руб.

Решение

1. Коэффициент заработной платы:

2. Заработная плата работников по управлению и обслуживанию производства в одном изделии:

Зо.у = Зпр. Кз;

3Ао.у = 50 руб. 1,5 = 75 руб.; ЗБо.у = 40 руб. 1,5 = 60 руб.;

ЗВо.у = 30 руб. 1,5 = 45 руб.; ЗГо.у = 90 руб. 1,5 = 135 руб.

3. Нормативная прибыль:

4. Норматив чистой продукции:

Нч.п = Зпр + Зо.у + Пн ;

бизнес план производственный мощность Нч.пА = 50 + 75 + 13,5 = 138,5 руб.; Нч.пБ = 40 + 60 + 10,5 = 110,5 руб.;

Нч.пВ = 30 + 45 + 9 = 84 руб.; Нч.пГ = 90 + 135 + 19,5 = 244,5 руб.

5. Объем нормативной чистой продукции:

138,5 1000 + 110,5 1200 + 84 2500 + 244,5 700 = 652 250 руб.

2. Основная продукция предприятия запланирована в объеме 520 тыс. руб., услуги промышленного характера — 48 тыс. руб. Стоимость полуфабрикатов составит в планируемом периоде 50 тыс. руб., из них 50% — для собственного производства. Размер незавершенного производства на конец периода увеличится на 38 тыс. руб. Остатки готовой продукции на складе на начало периода — 80 тыс. руб., на конец периода — 30 тыс. руб.

Определите объем реализованной, валовой и чистой продукции предприятия, если известно, что стоимость материальных затрат составляет 55% товарной продукции.

Решение

1. Товарная продукция:

Тп = 520 тыс. руб. + 48 тыс. руб. + (50 тыс. руб. 0,5) = 593 тыс. руб.

2. Реализованная продукция:

Рп = Тп + Онн — Окн = 593 тыс. руб. + 80 тыс. руб. — 30 тыс. руб. = 643 тыс. руб.

3. Валовая продукция:

Вп = Тп — Нн + Нк = 643 тыс. руб. + 38 тыс. руб. = 681 тыс. руб.

1. Чистая продукция:

3. Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 тыс. руб. Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 41,15 тыс. руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 23,7 тыс. руб., из них 80% потреблено в своем производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5,0 тыс. руб. Материальные затраты составляют 40% от стоимости товарной продукции.

Определите размер реализованной, валовой и чистой продукции.

Решение

1. Тп = 325,6 + 41,15 + 23,7 — 0,2 = 371,49 тыс. руб.

2. Вп = 371,45 + 5,0 = 376, 49 тыс. руб.

3. Рп = Тп = 371,49 тыс. руб.

4. Чп = 0,6371,49 = 222,9 тыс. руб.

Заключение

Учебное пособие поможет студентам в овладении принятия производственных решений с выбором оптимальных вариантов, владеть методикой определения экономической эффективности новой техники, рассчитывать важнейшие технико-экономические показатели предприятий, разрабатывать бизнес-план и планировать деятельность предприятия.

Библиографический список

1. Прохоренко А.А., Беркович И. Г., Беркович М.Н. Экономика предприятия: Учебник. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса, 2012.

2. Тертышник М. И. Экономика предприятия: Учебно-метод. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014.

3. Экономика предприятия: Метод. указ. для выполнения курсового проекта / Сост. А. А. Прохоренко, И. Г. Беркович, О. А. Пшеницын. — Самара: Поволжский ин-т бизнеса, 2014.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой