Владимир саппак — утопист или прорицатель?
Мне в телевизионной работе остро не хватает такого человека, как Саппак… — 17 лет спустя признавалась Наталья Крымова. — Не хватает простейшего представления о том, что — хорошо, а что — плохо". Эта книга воспринималась откровением и пророчеством. Она сразу же стала библией чуть ли не каждого телепрактика. Без нее невозможно себе представить эфир шестидесятых. Первым катехизисом нового искусства… Читать ещё >
Владимир саппак — утопист или прорицатель? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Успех был феноменален.
Эта книга воспринималась откровением и пророчеством. Она сразу же стала библией чуть ли не каждого телепрактика. Без нее невозможно себе представить эфир шестидесятых.
Монография Владимира Саппака «Телевидение и мы» — первое серьезное исследование искусства «голубого экрана». Осторожные и одновременно глубокие наблюдения и прогнозы — плод трехлетнего «бессменного дежурства» у телевизора замечательного искусствоведа и театрального критика. Дежурства, на которые он был обречен болезнью, — к несчастью для него и к счастью для телевизионной теории, обязанной ему своим рождением более чем кому-либо. «Рентген характера», «эффект присутствия», «интимность контактов» — такие понятия сразу вошли в профессиональную лексику. Книга вышла в 1963;м — через год после смерти автора.
«Четыре года, прошедшие после ее выхода, обнаружили, что это одна из лучших книг о телевидении вообще… — писал Александр Свободин в 1967 году, поясняя, что публикация Саппака превратилась в общественное явление. С ним можно не соглашаться, но обойтись без его книги в телевизионной критике отныне нельзя. Всегда будет полезно „заглянуть в Саппака“»[1].
«Мне в телевизионной работе остро не хватает такого человека, как Саппак… — 17 лет спустя признавалась Наталья Крымова. — Не хватает простейшего представления о том, что — хорошо, а что — плохо»[2].
Первым катехизисом нового искусства назвала тогда же эту книгу Майя Туровская: «В ней есть принципы, но нет догм…»[3].
«Для всех, кто занимается телевидением, книга стала своего рода точкой отсчета, книгой свидетельств и книгой прогнозов, — писала телекритик Лидия Польская. — По ней можно сверять то, что было четверть века тому назад, с тем, что стало»[4].
В 1988;м книга была опубликована в третий раз.
Сегодня пожелание «заглянуть в Саппака» способно вызвать только недоумение. Подавляющему большинству телепрактиков и новому поколению критиков размышления Саппака неведомы. Поразительные наблюдения, обобщения и прогнозы, высказанные сорок лет назад, канули в Лету. Профессиональная мысль пребывает на досаппаковском уровне — в мезозойской эре.
Глава I
ЧУДО ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ Надежды и опасения Прологом просвещенного человечества считали телевидение в свое время Велемир Хлебников и Дзига Вертов, о том же писали Ираклий Андроников, Виктор Шкловский, Сергей Образцов. Воплощением этой надежды как раз и стала книга В. Саппака, увидевшего в телевидении путь к «единому человечьему общежитию», новую фазу культуры и даже искусства будущего.
Но существовала и обратная точка зрения. На родине коммерческого вещания — в США — был опубликован в те же годы солидный сборник статей «Массовая культура». Его авторам — историкам, философам, социологам (в их числе Теодор Адорно, Пол Лазарсфельд, Дуайт Макдональд…) — электронные массмедиа представлялись чем-то вроде интеллектуальной пустыни. Если так пойдет дальше, писал один из американских телекритиков, то у грядущего поколения будут глаза размером с дыню и никаких мозгов.