В конструкции железнодорожного пути искусственные сооружения являются (вместе с земляным полотном) элементом нижнего строения пути, обеспечивающим его непрерывность при пересечении с препятствием (дорогой, водным потоком и т. п.). Они поддерживают или защищают путь и проходящий по нему подвижной состав.
К искусственным сооружениям относятся:
Мосты — искусственные сооружения, обеспечивающие непрерывность пути при перечении реки.
Виадуки — при пересечении долин, оврагов.
Путепроводы — при персечении ж/д или автодороги.
Эстакады — взамен высоких насыпей.
Акведуки — для пропуска водотока.
Водопропускные трубы — при небольших постоянных и периодических водотоках.
Дюкеры — аналог водопропускной трубы в выемках.
Тоннели — для преодоления высотного препятствия (преимущественно в горах).
Галереи — предназначены для защиты пути от обрушения на него грунта, обвалов, камнепадов.
Селеспуски — для защиты от грязекаменных потоков.
Подпорные стены — удерживают от обрушения откосы земляных сооружений.
Быстротоки — для защиты от размыва земляного полотна водными потоками (канавы, лотки).
Фильтрующие насыпи (насыпи, специально отсыпанные из камня) — для пропуска воды через насыпь при отсутствии ярко выраженного лога.