На множестве информационных единиц упорядочение сведений в когнитивных структурах человека происходит не только благодаря оппозиционным шкалам, но и также благодаря ассоциативным связям, характеризующим ситуационную близость этих единиц. Эту связь можно было бы назвать отношением релевантности для информационных единиц. Такое отношение дает возможность выделять в информационной базе некоторые типовые ситуации (например, «покупка», «учеба», «отдых»). Отношения релевантности при работе со знанием позволяет сузить пространство поиска нужной информации и находить знания, близкие к уже найденным.
Другая оценка близости информационных единиц опирается на частоту появления тех или иных ситуаций или конкретных представителей в типовых ситуациях. Выбор того или иного конкретного представителя из множества возможных подчиняется закону частоты его появления. Если, например, провести с представителями социума, в котором мы живем, эксперимент, в ходе которого испытуемый должен не задумываясь давать ответы на вопросы экспериментатора о названиях конкретных представителей типовых ситуаций или слов-понятий, то результат в подавляющем числе случаев будет демонстрировать действие закона частоты появления.
Если мы просим назвать поэта, то, как правило, русский человек даст ответ «Пушкин», а не «Байрон». На требование назвать инструмент, мы, как правило, получим ответ «молоток».
Такие эксперименты показывают, что у нас «на языке» готовые ответы на возможные запросы к нашей памяти всегда те, которые соответствуют наиболее часто встречавшемуся верному ответу. Подобный механизм позволяет при дефиците времени на обдумывание и поиск нужной информации в памяти всегда иметь нужные «клише», наиболее часто встречавшиеся в нашей жизни.