Роль Думы в системе государственных органов Московского государства
Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы — это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы. Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом:
форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили…» есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда царь решал вопросы с небольшим кругом советников, — так называемая комнатная дума государя.
Форма: «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили.» есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.
Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет». «Закреп» — решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» — закрепление указа частного свойства — под актом стояла подпись одного думного дьяка.
В конце XVI — начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в. Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов». Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе.