Π‘Π°ΠΊΠ°Π»Π°Π²Ρ€
Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ курсовыС Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ физичСских ΠΈΠ»ΠΈ психологичСских срСдств, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ боль Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, Π±Π΅Π· ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π·Π½Π°Ρ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π°, скорСС всСго, Π½Π΅ ΡΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ эффСктивно ΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, Π° Π½Π΅ Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ учатся Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΠΈ. И Ρ…ΠΎΡ‚Ρ прСдполагаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ

МногиС исслСдоватСли Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ эмпиричСскиС Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ А. КСмпинского ΠΎΠ± ΠΎΡ‚сутствии людСй, Π½Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ³Π΄Π°-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° нСвротичСского рСагирования, ΠΈ К. Π›Π΅ΠΎΠ½Π³Π°Ρ€Π΄Π°, полагавшСго Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ личностями ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρƒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… людСй ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΡ… Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ увСличиваСтся ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ развития Ρ†ΠΈΠ²ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π­Ρ‚ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ свойствС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ личности, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΠΈ мСТличностного функционирования Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡΡ ΠΌΠΈΡ€Π΅, Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ психологичСской установки, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… внутриличностных ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π°Ρ… ΠΈ ΠΈΡ… Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ повСдСния, ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°Ρ… психичСской напряТСнности, психологичСской Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ личности. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, Ссли ΡƒΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ обоснованноС ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π“. К. Ушакова ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ сходствС ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² компСнсации ΠΈ Π΄Π΅ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Ρƒ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ личности ΠΈ Ρƒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ с ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ расстройствами психики.

Наряду с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΊ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ понятия «ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ дСзадаптация», Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Ρ‚Π΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ стороны этого явлСния, Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Ρ‹ «ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ фобия», «ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·», «Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·». Π’ ΡƒΠ·ΠΊΠΎΠΌ" собствСнно психиатричСском смыслС, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·Ρ‹ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ особый случай Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·Π° страха, связанного Π»ΠΈΠ±ΠΎ с ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ чуТдости ΠΈ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьного окруТСния (фобия ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹), Π»ΠΈΠ±ΠΎ с ΠΎΠΏΠ°ΡΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ трудностСй Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅ (ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ страх). Π’ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ — психолого-пСдагогичСском аспСктС ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·Ρ‹ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ особыС, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ самим процСссом обучСния психичСскиС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ — Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ³Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ с Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° психогСнныС расстройства — дидаскалогСнии. Π‘Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ проявлСний школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·Ρƒ Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΡΠ΅ΠΌ каТСтся Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ расстройствами, Ρ‚. Π΅., понятиС «ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·» Π½Π΅ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ всСй ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹.

Школьная дСзадаптация — это ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСский процСсс ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ способностСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΌΡƒ овладСнию знаниями ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ общСния ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚. Π΅. это Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ систСмы ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ, ΠΈ Ρ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ.

«ΠŸΡΠΈΡ…огСнная школьная дСзадаптация» — это психогСнныС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, психогСнныС заболСвания ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ формирования личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ статус Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс. Π­Ρ‚ΠΎ позволяСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π½ΡƒΡŽ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΈ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, связанных с ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ·Π°ΠΌΠΈ, психопатиями, нСпсихотичСскими расстройствами Π½Π° ΠΏΠΎΡ‡Π²Π΅ органичСского пораТСния Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, гипСркинСтичСским синдромом дСтского возраста, спСцифичСскими Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ°ΠΌΠΈ развития, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠΉ умствСнной ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚. Π΄. По Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ психогСнной школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ 15—20% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ школьного возраста Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ систСматичСской психотСрапСвтичСской ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ· психогСнной школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ связан с Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ школьной дисциплины. МСдико-пСдагогичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΡˆΠΈΡ€Π΅ Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ичСский ΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅ ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ся ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π° ΡƒΡΠΏΠ΅Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π΅.

НаиболСС распространСнной ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции (ΠœΠœΠ”). Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ΠœΠœΠ” Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ особыС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ возрастной Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Π΄ΠΈΡΠ³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠ΅ психичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ слоТныС систСмы, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π² ΡƒΠ·ΠΊΠΈΡ… Π·ΠΎΠ½Π°Ρ… ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…, Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ слоТныС систСмы совмСстно Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π·ΠΎΠ½, каТдая ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… вносит свой Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ слоТных психичСских процСссов ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ отстоящих Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π° участках ΠΌΠΎΠ·Π³Π°.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠœΠœΠ” Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° Π² Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ°Ρ… развития Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… систСм ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ слоТныС ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, восприятиС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ психичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. По ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠœΠœΠ” находятся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… случаях субнормы, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ.

ВслСдствиС дСфицитарности ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠœΠœΠ” ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ формирования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² письма (дисграфия), чтСния (дислСксия), счСта (Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΡ). Π›ΠΈΡˆΡŒ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… случаях дисграфия, дислСксия ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ, «Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΌ» Π²ΠΈΠ΄Π΅, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ развития устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠœΠœΠ” Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ учащиСся с ΡΠΈΠ½Π΄Ρ€ΠΎΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π° внимания ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ (Π‘Π”Π’Π“). Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ синдром характСризуСтся нСсвойствСнными для Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… возрастных ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈΠ·Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ внимания, ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ повСдСния, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Ρ‚рудностями Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Π‘Π”Π’Π“ часто Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ своСй Π½Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π½Π΅ΡƒΠΊΠ»ΡŽΠΆΠ΅ΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ часто ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ минимальная статико-локомоторная Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранСнности ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·Ρ‹ ΠΈ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΡ‚ичСскиС Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. Π’Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ нСвротичСских страхов, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ навязчивостСй, сомато-Π²Π΅Π³Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, истСро-нСвротичСских состояний ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ острыС ΠΈΠ»ΠΈ хроничСскиС ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ситуации, нСблагоприятная обстановка Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ трудности Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·ΠΎΠ² ΠΈ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΡ‚ичСских Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ личностныС особСнности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎ-ΠΌΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‰Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ…Π°ΠΌ, дСмонстративному повСдСнию. Π’ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΡŽ школьников — «Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ²» ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ отклонСния Π² ΠΏΡΠΈΡ…осоматичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ характСризуСтся ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ:

  • 1. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ отклонСния Π² ΡΠΎΠΌΠ°Ρ‚ичСском Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.
  • 2. ЀиксируСтся нСдостаточный ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСской готовности учащихся ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌΡƒ процСссу Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅.
  • 3. ΠΠ°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ психологичСских ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСских прСдпосылок ΠΊ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся.

ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ 3 основных Ρ‚ΠΈΠΏΠ° проявлСний школьной Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Π¨Π”):

  • 1) Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ Π² Ρ…роничСской нСуспСваСмости, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚аточности ΠΈ ΠΎΡ‚рывочности ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… свСдСний Π±Π΅Π· систСмных Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² (ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π¨Π”);
  • 2) постоянныС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностного ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌ, связанным с ΡƒΡ‡Π΅Π±ΠΎΠΉ (ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ, личностный ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π¨Π”);
  • 3) систСматичСски ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ повСдСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСдС (повСдСнчСский ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π¨Π”).

НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сСмСйная Тизнь, нСсомнСнно, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΠΎΡ‰Π½ΠΎΠ΅ влияниС Π½Π° ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ аспСкты развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ²ΡƒΡ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅. Π”Π°ΠΆΠ΅ Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π² Π΄Π½Π΅Π²Π½Ρ‹Ρ… яслях ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ сильно ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Π΄ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠ½Π΅Π³ΠΎ. Начиная с Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ становятся всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π‘Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ друТСскиС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π°ΠΌΠΎΡ€Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ влияниС Π½Π° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ нСблагополучия, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π°Π½ΠΈΠ΅ свСрстниками ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ свСрстников, — всС это ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ появлСнию психиатричСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ. Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° свСрстников ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΡŒΡ — Π΄Π²Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΈΡ€Π°; класс — Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΈΡ€, ΠΈ ΠΎΠ½ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ — Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ. ΠŸΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ… Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ части школьной ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΡƒΡΡ‚ойчивости, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ΅ влияниС. Π₯Π°ΠΎΡ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ класс, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Ρ…аотичная сСмСйная обстановка, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π½Π°ΡΠΈΠ»ΠΈΡŽ ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ†ΠΈΠΈ, поощряя Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ посрСдством большСго внимания ΠΈ ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠΈΡ… Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. Π–ΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ класса ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ любого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ повСдСнчСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Ρ‹ классной ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΠΊΠΎΠΉ. БтрСссы Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ обстановкС ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ психиатричСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ обстановкС: стрСссы Π΄ΠΎΠΌΠ° (Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ насилиС) ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ, большС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π΄ΠΎΠΌΠ°, Π° ΡΡ‚рСссы Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ (Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ) ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ родитСлям, Ρ‡Π΅ΠΌ учитСлям.

Π˜Π·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ физичСских ΠΈΠ»ΠΈ психологичСских срСдств, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ боль Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, Π±Π΅Π· ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π·Π½Π°Ρ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π°, скорСС всСго, Π½Π΅ ΡΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ эффСктивно ΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, Π° Π½Π΅ Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ учатся Π½Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΠΈ. И Ρ…ΠΎΡ‚Ρ прСдполагаСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π° Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, большая Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π² остаСтся Π½Π΅ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ учитСлями, Π° ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ± ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ Π½ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Слям, Π½ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слям. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ 2−8% Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Ρ€Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Ρƒ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Ρ€Π°Π· Π² Π½Π΅Π΄Π΅Π»ΡŽ, ΠΈ 2−4% ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π΅, ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Ρ€Π°Π· Π² Π½Π΅Π΄Π΅Π»ΡŽ. МСнСС тяТСлыС ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ прСслСдования ΠΈ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сущСствСнно Ρ‡Π°Ρ‰Π΅. Π’ Π°Π½Π³Π»ΠΈΠΉΡΠΊΠΈΡ… исслСдованиях ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½Π° сходная частота ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° срСди ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… ΠΈΠ· Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… стран сообщаСтся ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΡƒΠ±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² — ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈ, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, срСди ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π² — Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ нСбольшой ΠΈΠ·Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΊ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ². Для ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ с Ρ„изичСской агрСссиСй; ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ Ρƒ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΌΠΏΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠ΅ΠΏΡ‚Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡ.

Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ· ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ дСзадаптация.

Использованная Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π°

  • 1. КСмпинский А. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·ΠΎΠ²: ΠŸΠ΅Ρ€. Ρ польск. — Π’Π°Ρ€ΡˆΠ°Π²Π°, 1975.—270 с.
  • 3. КовалСв Π’. Π’. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΡ дСтского возраста. — Πœ., 1979. — 608 с.
  • 4. Кон И. Π‘. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠ°. — Πœ., 1980. — 192 с.
  • 5. Π›Π΅ΠΎΠ½Π³Π°Ρ€Π΄ К. АкцСнтуированныС личности: ΠŸΠ΅Ρ€. Ρ Π½Π΅ΠΌ. — ΠšΠΈΠ΅Π², 1981. — 392 с.
  • 6. Π›ΠΈΡ‡ΠΊΠΎ А. Π•. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Π°Ρ психиатрия. — Π›., 1981. — 336 с.
  • 7. Π›ΠΈΡ‡ΠΊΠΎ А. Π•. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΠΈΠΈ ΠΈ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ². — 2-Π΅ ΠΈΠ·Π΄. — Π›., 1983. — 256 с.
  • 8. Ушаков Π“. К. ΠŸΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎ-психичСскиС расстройства. — Πœ., 1978. — 400 с.
  • 9. Π ΠΎΠ±Π΅Ρ€Ρ‚ Π“ΡƒΠ΄ΠΌΠ°Π½ ΠΈ Π‘Ρ‚ΠΈΠ²Π΅Π½ Π‘ΠΊΠΎΡ‚Ρ‚ — ДСтская психиатрия. 2005
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ