Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Совершенствование системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях переходной экономики оказание страховых услуг выступает в роли стабилизатора, позволяющего обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событийнаносящих урон государству, бизнесу и населению. Техногенная' среда, в которой мы живем сегодня, экологические и социальные условия многократно увеличивают риски, угрожающие человеку, и порождают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Сущность и роль системы оказания страховых услуг в условиях переходной экономики
    • 1. 2. Организационно — правовые основы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан ^
    • 13. Особенности формирования механизма системы ^ оказания страховых услуг
  • Глава II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ 48 ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 1. Анализ состояния системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан
    • 2. 2. Роль и место страховых организаций в инвестиционной деятельности Республики 62 Таджикистан
    • 2. 3. Государственное регулирование системы оказания страховых услуг ^
  • Глава III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В 85 РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 3. 1. Совершенствование организационной структуры 85 управления страхового сектора экономики
    • 3. 2. Повышение заинтересованности страховых 102 компаний в развитии страховой деятельности
    • 3. 3. Перспективы развития системы оказания страховых 109 услуг в Республике Таджикистан

Совершенствование системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

".

Актуальность темы

исследования* и степень" ее разработанности. В условиях современной рыночной экономики возрастает вероятность рисков, возникающих в различных сферах деятельности. Поэтому интересы хозяйствующих субъектов различных форм собственности и населения нуждаются в надежной страховойзащите. Система оказаниястраховых услуг принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся — форм деятельности и является составным элементом сферы услуг. Существовавшая при, социализме система государственного' страхованияявляясь монополистом в. этой сфере, не испытывала потребности в расширении своей деятельности. Этому способствовало отсутствие частного предпринимательства и финансовых гарантий со! стороны* государства при наступлении случайных непредвиденных событий в различных сферах экономики.

Становление системы оказания страховых услуг во многом определяется состоянием национальной экономики, которая характеризуется переходом к рыночным отношениям. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о возрастании роли страхования в эффективном решении социально-экономических задач. Оказание страховых услуг является важным фактором экономического роста, стимулирует развитие рыночных отношений, улучшает инвестиционный климат.

Эффективность функционирования системы оказания страховых услуг отражает экономический потенциал государства. Исследования в этой области показывают, что становление системы страховой деятельности в Таджикистане не всегда отвечает требованиям рыночной экономики. Наблюдается^ неудовлетворение спроса потребителей по ассортименту и качеству страховых услуг. Решение этой проблемы зависит от следующих условий: рациональное использование резервов страховых организаций, повышение инвестиционного потенциала, возможность гибкого маневрирования в среде изменяющихся финансово-экономических составляющих, а также усилении роли государства в подготовке кадров для этого вида бизнеса.

Существующие теоретические разработки по развитию системы оказания страховых услуг в целом и в Республике Таджикистан в частности не в полной мере затрагивают эти проблемы. Ощущается недостаток фундаментальных исследований по вопросам государственного воздействия на процессы страхования, изменения технологии страхования в соответствии с возросшими требованиями рыночной экономики, создания и внедрения новых видов страхования, разработки направлений совершенствования управления финансами страховых организаций. Все это приводит к необходимости разработки адекватных современному уровню развития экономики, методов повышения эффективности оказания страховых услуг.

Проблемы" развития системы оказания страховых услуг рассматривали многие зарубежные ученые А. П. Архипов, A.A. Гвозденко, А. И. Гинзбург, C.JI. Ефимова, В. И. Жуков, Ю. М. Журавлев, Е. В. Коломин, А. П. Плешков, H.H. Пилипенко, Л. И. Рейтман, П. Самуэльсон, Ю. А. Сплетухов, В. А. Сухов, О. ТоффлерК.Е. Турбина, Т. А. Федорова, В. В. Шахов, П. Н. Шуляк, а также и ученые Республики Таджикистан А. Джабборов, М. Кабутов, С.Дж.Комилов, Т. Н. Назаров, З. А. Рахимов, З. Султонов, Х. Н. Факеров, С. Хабибов, Д. Уроков, Н. Шарипов, Я. Н. Юлдошев и другие.

В настоящее время многие теоретические исследования по развитию-системы оказания страховых услуг проводятся исходя из общеэкономических принципов повышения его эффективности без учета характерных особенностей данной отрасли. Во многих исследованиях не проводился системный анализ зависимости изменений страховой деятельности от изменений в общественно-экономической ситуации в стране. Практические достижения страховых организаций, возникающие в процессе оказания услуг и осуществления финансово-хозяйственной деятельности, зачастую не находят должного отражения в теоретических трудах современных экономистов. Поэтому вопросы совершенствования системы оказания страховых услуг в современных условиях экономики требуют научной проработки.

Вышеизложенное, обусловило актуальность темы и определило основные направления диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании направлений эффективного развития системы оказания страховых услуг, а также в выработке практических рекомендаций по оптимизации деятельности страховых организаций в Республике Таджикистан. Для достижения этой цели определены следующие основные задачи исследования:

• проанализировать этапы становления и функционирования системы оказания страховых услуг в условиях переходной экономики Республики Таджикистан;

• исследовать экономическое содержание и организационно-правовые основы системы оказания страховых услуг;

• провести анализ системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан, определить особенности функционирования, тенденции и закономерности их развития;

• исследовать механизм государственного регулирования деятельности страховых организаций, а также обосновать приоритетные направления развития инвестиционной деятельности страховых организаций в условиях переходной экономики;

• разработать основные направления совершенствования, системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан.

Объектом исследования является действующая система оказания страховых услуг и деятельность страховых организаций в Республике Таджикистан.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития современной системы оказания страховых услуг и оптимизация деятельности страховых организаций для обеспечения надежной страховой защиты предприятий и населения страны, а также — развития инвестиционной деятельности страховых компаний.

Теоретической и методологической базой исследования служит научная методология, основанная на научных разработках в области экономической теории, управления финансами, экономической статистики, бухгалтерского учета и аудита. Для этого предусмотрено комплексное 5 применение методов финансово-экономического, организационно-правового, статистического и системного анализа, экономико-математических методов, анализа действующего законодательства. Предпосылкой формирования: научно-обоснованных предложений по повышению эффективности системы оказания страховых услуг в Таджикистане, изучения основных тенденций" его функционирования^ и развития является использование достижениймировой науки и практики ведущих стран с развитой-рыночной^ экономикой^ а также с учетом исторических и социально-экономических особенностей Республики Таджикистан.

Информационной * базой исследования? послужили научная и специальная литература в области оказания страховых услугматериалы научных конференций и публичных дискуссийстатистическиесборники Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан-, материалы^ министерств и ведомствданные страховых организацийдействующие? законодательные и нормативные акты-: результаты авторскихрасчетови- исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором разработан новый подход к исследованию процесса и развития системы, оказания' страховых услуг, особенностью которого является ориентация на повышение надежности механизма страховой защиты, усиление роли страхования в национальной экономике и. расширение инвестиционной активности страховых организаций. В. диссертации получены следующие теоретико-методологические и практические результаты, определяющие научнуюновизну и являющиеся предметом защиты:

— определены этапы становления и развития системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан, выявлены особенности их функционирования и организационно-правовые основы в условиях переходной экономики;

— выполнен анализ системы оказания страховых услуг, определены их тенденции и закономерности развития в Республике Таджикистан;

— разработаны направления совершенствования механизма государственного регулирования деятельности страховых организаций в условиях переходной экономикиопределены приоритетные направления инвестиционной деятельности страховых организаций, способствующие развитию системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан;

— обоснованы и определены перспективы развития, предложены пути совершенствования системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан на период до 2015 года.

Реализация результатов исследования. Разработанные научно-методические положения и рекомендации использованы для совершенствования функционирования деятельности страховых организаций страны.

Научно — методические разработки автора по исследуемой проблеме были использованы при чтении дисциплин «Экономика сферы услуг», «Страхование», «Финансы» студентам экономических специальностей высших учебных заведений Республики Таджикистан (справка № 732 от 02.02.2011г).

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены и одобрены на международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию независимости Таджикистана (г. Душанбе 2001 г.), на научно-практических конференциях Таджикского государственного университета коммерции в период с 1998 по 2011гг., республиканских научно-практических конференциях молодых ученых Таджикистана (Душанбе, 1999;2011гг.).

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в восьми научных работах автора общим объемом свыше 8,3 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 151 наименования, и изложена на 155 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях переходной экономики оказание страховых услуг выступает в роли стабилизатора, позволяющего обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событийнаносящих урон государству, бизнесу и населению. Техногенная' среда, в которой мы живем сегодня, экологические и социальные условия многократно увеличивают риски, угрожающие человеку, и порождают невиданные в прежние времена катастрофические убытки. Без создания страховых фондов общество было бы не в состоянии справляться? с возникающими проблемами и залечивать раны, нанесенные экономике. Система оказания страховых услуг обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты. Кроме того, финансовые ресурсы, накапливаемые в страховых фондах, служат существенным источником инвестирования* народного хозяйства. Эти обстоятельства делают страхование важной* отраслью финансового сектора и экономики в целом в любом государстве.

В Республике Таджикистан система оказания страховых услуг, как и вся экономика, находится в состоянии реформирования. Коренные-изменения происходят в системе государственного обязательного" страхования, особенно в таких важнейших для каждого человека сферах. Сложные и болезненные процессы происходят и в области коммерческого страхования, создаются новые страховые компании, разрабатываются и внедряются новые виды страхования.

Система оказания страховых услуг — это развивающаяся отрасль, опирающаяся на огромный, практически неосвоенный, рынок, имеющий в Республике Таджикистан большое будущее. Если на начальном этапе реформирования таджикской экономики страхование не было востребовано обществом, то сегодня в Республике Таджикистан появляются признаки тогочто страхование становится важнейшим сегментом рыночных экономических отношений.

Во всем мире принято считать, что система оказания страховых услуг являетсяиндикатором, отражающим состояние всей экономики в целом. Об этом свидетельствуют мировые экономические и финансовые кризисы в экономике, которые неоднократно нарушали работу всей финансовой системы, в т. ч. и страхования.

Можно сказать, что в 1994 году уменьшилась, монополия государственных страховых организаций. Деятельность Государственной страховой компании «Таджиксугурта» негативно повлияла на работу всей страховой системы, т.к. государство не смогло, в полном объеме отвечать по своим страховым обязательствам. Неплатежеспособность государства являлась одним из преобладающих факторов в разрушении страховой культуры населения и хозяйствующих субъектов в последние годы.

Разгосударствление страховой деятельности позволило создать на рынке больше количество коммерческих страховых компаний. В период с 1995 по 2010 годы страховщики вели работу с клиентами по возвращению утраченного доверия. Эта работа начала давать положительные результаты. Рост благосостояния, стабилизация экономики страны, возможность выбора надежного финансового партнера-страховщика, несмотря на сдерживающую роль налогового законодательства, способствовали появлению у населения доверия.

Система оказания страховых услуг является одним из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны. Система оказания страховых услуг в Республике Таджикистан за последние годы развивается ускоренными темпами при общем увеличении его объемов и расширении круга предоставляемых услуг. Вместе с тем, потенциал его развития далеко не исчерпан, а по использованию страховых инструментов Таджикистан существенно отстает от большинства развитых стран.

В последние годы на развитие оказания страховых услуг значительно влияло несколько факторов. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с изменением налогового законодательства, что привело! к некоторому сокращению объемов «псевдострахования», но мало способствовало развитию классического страхования жизни. Иво-вторых, реализация закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Сумма страховых премий подобровольным и обязательным видам* страхования в 2006 году составила 69 053,4 тыс. сомони, что почти в 56 раз больше, чем в 2000 г. Но анализ динамики совокупных страховых премий свидетельствует о существенном замедлении темпов^ роста — до 9% по сравнению с 49,6% 2000 года.

Темпы роста основных показателей развития наблюдаются среди всех страховых компаний. Так, общий объем страховых премий за* 20 Юг. составил 106,5 тыс. сомони и, по сравнению с 2001 годом, увеличился в 31,3 раза. А также страховая премия по добровольному страхованию повысилась в 33 раза, а по обязательному в — 29 раз.

Данная ситуация вызвана изменениями в налоговом и страховом законодательстве, вследствие чего страховые компании значительно уменьшили сборы страховых премий по налогосберегающим схемам страхования жизни, что лишь частично было компенсировано притоком страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Реализация на территории Республики Таджикистан таких принципов I обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств и экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, является важным шагом на пути интеграции в мировое сообщество.

Указанное обстоятельство оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, и его массовости дается толчок для развитиядобровольных видов страхования в Республике Таджикистан. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось, на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места, как непосредственно в. страховании, так и в ряде смежных отраслей, таких как обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные и другие услуги.

Вместе с тем реализация данного закона столкнулась с рядом проблем: Предполагалось, что с введением обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств уровень безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте повысится за счет использования экономических рычагов влияния на водителей транспортных средств. Но, к сожалению, на сегодняшний день ощутимого влияния на положение дел с предупреждением аварийности не оказывается, о чем свидетельствует статистика. Только за 2009 год Госстрахом по данному виду обязательного страхования взыскано с собственников более 1 млн. сомони, а выплачено пострадавшим всего 109 724 сомони (около 9,1%).

Не менее важным для развития системы оказания страховых услуг является создание необходимых налоговых стимулов для продвижения страховых услуг в. сфере добровольного медицинского страхования, страхования жизни, включая добровольное пенсионное страхование, а также дальнейшее совершенствование работы по формированию и размещению страховых резервов.

К числу первостепенных задач можно отнести также повышение конкурентоспособности страховщиков на мировом рынке. Внастоящий момент Таджикистан занимает на этом рынке еще довольно скромное место.

Однако рост системы оказания страховых услуг, повышение уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности не только позволит таджикским страховщикам выйти на мировой рынок страхования, но также положительно отразится и на страховом рынке Республики Таджикистан, позволит повысить. привлекательность страховых компаний, улучшить качество предоставляемых компаниями услуг.

Однако для повышения конкурентоспособности страховых компаний Республики Таджикистан при выходе на мировой рынок необходимо решить ряд проблем, стоящих на пути развития страхового рынка.

Проблема недостаточного развития' долгосрочного личного страхования является следствием низкого уровня доходов ^ населения, недоверия к страхованию, ограниченного круга надежных финансовых инвестиционных инструментов, отсутствия страховой культуры^ населения и экономических стимулов для участия в долгосрочном личном страховании.

К проблемам стоящим на пути развитиясистемы оказания' страховых услуг, было отнесено-несовершенство правовых и организационных основ обязательного страхования вследствие отсутствия единой государственной политики в этой сфере, попыток различных государственных органов решать узковедомственные задачи за счет обязательного страхования без учета приоритетов социально-экономического развития, реального состояния, страхового рынка и финансовых возможностей потенциальных страхователей.

Еще одной проблемой является отсутствие общей базы статистических данных, необходимой для оценки вероятности наступления страховых рисков и максимального размера вреда, что способствовало бы установлению адекватных размеров страховых тарифов и повышению стабильности в деятельности страховых компаний.

Необходимо также отметить, что повышение привлекательности страховых компаний невозможно без соответствующего развития инфраструктуры страхового рынка, то есть участников, во-первых,.

135 способных осуществить точную финансовую и техническую оценку рисковразмера вреда при наступлении страхового случая, во-вторых, необходимых для улучшения качества страховых услуг и продвижения их к потребителям.

По проведенным результатам исследований' в. системе оказания, страховых услуг выявлены следующие недостатки:.

1. По данным анализа можно сказать, что в компаниях слабо дифференцирован страховой, портфель, хотя за последний отчетный год были намечены значительные сдвиги в сторону улучшения данной-ситуации;

2. Односторонне развита агентская сеть, т. е. в фирме она используется только по одному, наиболее применяемому виду страхования. Кроме того, подготовка агентов осуществляется! как разовое текущее мероприятие;

3. Практически не направляются на профессиональную переподготовку страховые специалисты;

4. Организационная структура очень упрощенаи специалисты работают по валовому методу, т. е. каждый сотрудник вынужден работать по нескольким направлениям, при этом часто эти направления не соприкасаются, т. е. они разнонаправленные;

5. Количество оказания страховых услуг, указанных в лицензии и приложениях к ней, не позволяют фирмезанять потенциально свободные ниши на страховом рынке города и за его пределами;

6. Практически полностью отсутствуют рекламные мероприятия;

7. Компании, недостаточно активно прорабатывают возможности дополнительного взаимовыгодного сотрудничества со страхователями;

8. В системе оказания страховых услуг проводится достаточно консервативная тарифная политика, что не соответствует современным условиям и зачастую «отпугивает» потенциальных клиентов.

На основании проведенного анализа и перечисленных проблем можно предложить следующие мероприятия для их решения: более сильно дифференцировать договоры по видам страхования, так как в настоящее время страховой портфель имеет уклон в сторону страхования имущества предприятия. Это грозит тем, что если на страховом рынке появится более сильный конкурент, он может перейти в аутсайдерырасширить агентскую сеть, распространив при этом ее деятельность на все виды страхования. Кроме того, необходимо открыть центр подготовки и переподготовки собственных страховых агентовмодернизировать материально-техническую базу, так как для активизации деятельности страховых организаций, а также для внедрения ее в другие сегменты рынка существующих средств недостаточнонеобходимо пересмотреть организационную структуру страховщиков по сегментарному типу, так как работа одного и того же страхового специалиста по нескольким направлениям в настоящее время малоэффективнаучитывая финансовые возможности страховых организаций и наличие высококвалифицированных специалистов, хотелось бы предложить расширить список страховых услуг, который будет указан в лицензии, по наиболее перспективным видам страхования. Желательно добавить в список следующие виды страхования: взаимное страхованиестрахование мигрантов от несчастных случаев зарубежомстрахование профессиональной ответственности врачей, бухгалтеровстрахование автомобильной ответственностисемейное страхование жизнистрахование пенсионных вкладов;

• страхование финансовых рисков;

• обязательное медицинское страхование;

• страхование туристов на случай плохой погоды;

• страхование предпринимательских рисков;

• страхование валютных рисков и т. д. дополнить страховую деятельность финансово-инвестиционными проектами, чтобы стимулировать потенциальных страхователей для заключения договоровактивизировать рекламную деятельность фирмы. Для достижения этой цели необходимо создать рекламный отдел с самостоятельным бюджетом для проведения грамотной и продуктивной систематической рекламной компанииучитывая связи страховщиков с компаниями, работающими на туристическом рынке, желательно получить лицензию на страхование туристов, либо продумать возможности фирмы сотрудничества с компаниями, которые имеют соответствующую лицензию, т. е. выступать в данной ситуации, как страховой агент.

Организовать в горных районах республики Интернет — страхование, что позволит повысить качество предоставления страховых услуг в республике.

Выполненные исследования позволили сделать ряд обобщающих теоретических выводов и практических рекомендаций. С учетом реалии данного этапа развития экономики необходимо совершенствовать страховую деятельность и систему оказания страховых услуг населению Республики Таджикистан:

1. Совершенствование механизма государственной поддержки страховых организаций на основе создания компенсационных фондов, а также содействия росту капитализации страховых компаний;

2. Создание необходимых условий по организации взаимного страхования, независимой технической экспертизы транспортных средств, а также совершенствования механизма обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Таджикистан;

3. Совершенствовать механизм перехода к обязательному медицинскому страхованию, развитию ипотечного страхования, страхования жилищно-коммунального хозяйства и ответственности предприятий в Республике Таджикистан;

4. Разработка действенных систем стимулирования индивидуального страхования жизни, включая добровольное пенсионное страхование;

5. Совершенствование организационных структур управления страховых организаций и, учитывая их финансовые возможности, оказывать нижеследующие виды страхования: автомобильная ответственность, страхование пенсионных вкладов, финансовые, валютные и предпринимательские риски, профессиональная ответственность врачей, бухгалтеров, семейное страхование жизни;

6. Активизация инвестиционной деятельности страховых организаций с целью обеспечения экономического роста в реальных отраслях экономики Республики Таджикистан;

7. Формирование эффективной системы активизации рекламной деятельности и их внедрение в практику страховых организаций страны Интернет — страхование. Для достижения этих целей в страховых организациях необходимо создать отдел рекламы с самостоятельным бюджетом.

В целом, реализация этих направлений позволяет повысить уровень жизни населения и качества оказываемых страховых услуг в Республике.

Таджикистан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Избранные труды: в 4 т. / Вольное экономическое общество России- Сост. Грибанова О. М. М.: Экономика, 2000.
  2. СБ., Руденский П. О. Эффект масштаба в деятельности страховых компаний // Финансы. 2002. — № 3. — с. 49 — 51.
  3. Ш. Р., Васильев Н. М., Катырин СП. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. М.: «Экспертное бюро-М», 1998.-376с.
  4. Н.Г. Миравой страховой рынок на пути к глобализации.- М.: МГИМО, 2004
  5. Н.Г., Юлдашев Р. Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии. М.: Анкил, 2001.
  6. Т.Г., Мещеряков О. В. Коммерческое страхование. М.: Институт новой экономики, 1996.-254с.
  7. В.В., Аленичева Т. Д. Страхование валютных рисков, банковских и экспортных коммерческих кредитов. М.: «Ист-Сервис», 1994.-112с.
  8. Т.Г., Мещерякова О. В. Коммерческое страхование — М.: Институт новой экономики, 1996. 254с.
  9. Анализ коммерческого законодательства Республики Таджикистан. Душанбе 2003. стр. 531- 552.
  10. Ю.Архипов А. П., Федорова Т. А. Управление страховой компанией в условиях кризиса неплатежеспособности // Финансы, 1996, № 11.
  11. А.П., Колесникова И. А. О страховании рисков предпринимательской деятельности // Финансы 2002. — № 2. — с. 51 -55.
  12. А.П., Гомеля В. Б., Туленты Д. С. Страхование. Современный курс: Учебник // род. Ред. Е. В. Коломина. — М.: Финансы и статистика, 2007.-416.: ил.
  13. В.Д., Кузнецова Н. П. Страховой рынок России и малое предпринимательство. СПб, 1995 г.
  14. Н.Т. Страхование и государственная политика устойчивого развития // Страховое дело. 2002. — № 3. — с. 22 — 26.
  15. Аудит страховых компаний. Практическое пособие1 для страховых аудиторов и страховых организаций. // Под ред. проф. В.ИРябикина. -М.: АО «Финстатинформ», 1995. -128с.
  16. Г. Д. Азизмуродов IILX. Учет операционной деятельность в коммерческих банках Республики Таджикистан. Учебник на таджикском языке. Душанбе: «Дониш», 2009. — 308с.
  17. Г. Д. Страхование. Душанбе, «ИРФОН» -2006.- 1 Юс.
  18. Ю.Т. Перспективы развития жилищного страхованиям России // Страховое дело: 2002. — № 1.-е. 19−24.
  19. Ю.Т. Н.Д. Амаглобели- Страхование. М.: «Юнити-Дана», 2011.
  20. Баранникова Н, Моральная опасность в страховом бизнесе // Страховое дело. 2001. — № 12. — с. 30 — 31.
  21. А. Оценка факторов качества, влияющих на деятельность страховой организации // Страховое дело. 2001. — № 2. — с. 13−16.
  22. А.М., Егоров E.H., Жильцов Е.Н: Экономика социального страхования. М.: ТЕНС, 1998. -189с.
  23. И.Т., Балабанов А.И: Страхование.: Питер, 2004. 256с.: ил.
  24. Бесфамильная JL, Цыганов" А. Российские страховые компании: страхование ответственности за качество //Финансы-2001-№ 1.- с.37- 42.
  25. .М. Страхование автомобиля. М.: «Издательство ПРИОР», 1999, — 128с.
  26. М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е и М.: Дело ЛТД, 1994: 720с.
  27. Большой экономический словарь // Под ред. А. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997. — с. 558.
  28. К. Основы страховой статистики: М.: Издательский! центр1. Анкгот", 1996: 94с.
  29. М.Я. Страховой сервис: Учебное пособие- М.: Альфа-М: ИНФРА-М — М, 2007. — 288с.
  30. Н.Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет в страховых компаниях: Учебно-практическое пособие— СПб: Издательский- Торговый Дом «Герда», 2000,768с.
  31. ЗГ.Видяпин В. И, Барсукова И. В. Теория финансово-хозяйственного контроля: Учеб. пособие М.: МИГ IX, 1988. — 72 с.
  32. Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах развития страхования в России // Финансы 1994, № 3-
  33. К.Г. Основы экономии- страхования. М.: Издательский- центр «Анкил!', 1995.-227с.
  34. А.А. Основы страхования: Учебник— М/. Финансы и статистика, 2000.-304с.
  35. А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. — 184с.
  36. В. Управление рисками. Страхование // Железнодорожный- Моск. обл. ТОО НПЦ «Крылья», 1999. с. 221.
  37. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан: (Общая часть) — Новые законы Республики Таджикистан. Душанбе 1999.-226с.
  38. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан (часть 2)., Новые законы Республики Таджикистан, Душанбе 2000.-238с.
  39. И.Х. Становление и развитие банковской системы Таджикистана. Душанбе, «Ирфон» 2005. 320с.40- Джабборов А. Социальная защита населения- как фактор общественного развития (монография). Душанбе: «Статус», 1997.- 144с.
  40. Д жабборов А. Предпосьшки и экономические основы социальной защиты населения // Учебник, Душанбе: «Авесто». -2006:-224с.
  41. А. Время требует новых 'перемен в социальной защите-населения. Ж. «Сомониен» № 1.- Душанбе. 1999. С 14−26.
  42. ЕфимовС.Л- Экономика ^¡-страхование.- М.: Церих-ПЭЛ, 1996.-525 с.
  43. С.Л. Организация работькстраховой компании. Теория- практика^, зарубежный опыт. М.: АНТАРЕКС ВЭК, 1993. — с. 211.
  44. А. Формализованное описание: задач- решаемых финансовыми: менеджерами страховой компании./ Страховое дело.-№ 4.-2000.-с. 18−23.
  45. М. Жилина. «Государственное регулирование страхового? рынка- в зарубежных странах» //Финансовый бизнес, № 1,2001.
  46. Ю.М. Теория и практика страхования. М.: СП «СОВ. ИТ. АС», 1993.-185с.
  47. Ю.М., Секерж. И. Г. Страхование и перестрахование (теория и практика). М.: Изда тельский центр СО «АНКИЛ», 1993−185с.
  48. Закон Республики Таджикистан «О страховой деятельности». Душанбе, // Вестник Маджлиси Оли № 12. част 1. 16 декабря 2010 г.
  49. А.Н. Маркетинговые исследования- страхового рынка.- М.: центр экономики и маркетинга, 2001.-224с.
  50. А.Н. Страховой маркетинг в России: Практическое пособие.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.-344с.
  51. Зубец А. Н- Страховой маркетинг М.: Издательский- дом «Анкил», 1998−256с.
  52. Е. И. Актуальные проблемы российского страхования // Финансы. 2002. — № 3.
  53. Е.В. Взаимосвязь финансово-экономических и морально-этических основ страхования // Финансы. 2001. — № 8. — с. 53 — 57.
  54. Конституция Республики Таджикистан 1994 (с изменениями и дополнениями).// Народная газета № 65.- 4июля 2003 г.
  55. Ф.В. Государственное страхование: в СССР. М.: Финансы, 1968.-328с.
  56. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999--352с.
  57. Кйриллова Нефинансовая устойчивость и: несостоятельность страховых компаний // Страховое дело. 2001. -№ 5.- с. 17−21. 146:
  58. И.А. Страховые фонды и финансово-кредитные отношения- -М.: Издательский центр «Анкил», 1993. 124с.
  59. Краткий экономический словарь. -М.:1987. с. 312.
  60. В. П. Страховой рынок России // Финансы. 2002. — № 11.
  61. И.А. Страхование жизни и имущества граждан. М.: «Дашков и Ко», 2008.-228с.
  62. В.Я. Револьверный депозит форма размещения страховых резервов // Финансы 1994, № 4.
  63. В .И. Страховой рынок Поволжья: Социальные аспекты страхования.- М.: Гелиос АРВ- 2000−208с.
  64. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки- -М.: Экономика, 1999. 78с.
  65. А. Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка, и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование // Страховое дело.-2001 .№ 3-
  66. А., Цыганов А. Управление рисками и страхование объектов государственной собственности // Финансы- 2001. — № 10- - с. 41 — 44.
  67. А. Состояние и перспективы развития отечественного страхования// Страховое дело. 2002. — № 3.
  68. Ю. Стратегия промышленного развития страны- // Страховое дело.-2001.-№ 3.
  69. А. Основы страхового дела: М.: Анкил, 1992.-173 с.
  70. Медведева Т. П- Управление развитием регионального рынка страховых услуг: Автореферат докторской дисс. М., 1999 г.- с, 43.
  71. Мельников В: Д., Ильясов К. К. Финансы: Учебник. Алматы: 2001: -512с.
  72. Мотылёв Л-А. Государственное страхование в СССР. М.: Финансы и статистика, 1986.- 72с.
  73. Налоговый Кодекс Республики Таджикистан, Душанбе 2005.76-Наливайский В.Ю., Борисова В. В. Страхование коммерческих рисков вмежрегиональном товарообмене // Страховое дело. 2002. — № 3. — с.22 -26.
  74. Т. В. Страхование коммерческих и финансовых рисков. — Спб.: Питер, 2002. 240 е.: ил. — (серия «Учебники для вузов») —
  75. С.С., Талахадзе А. А. Экономика: Базовый курс лекций для вузов: М.: Гелиос АРВ, 2001. — 640с.
  76. Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.: Норма: ИНФРА-М- 1999,-56К с.
  77. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. — 608с.
  78. Организация страховых компаний. В 2 ч. М.: МНЦ ученых МГУ, 1994.-176с.82.0рланюк-Малицкая JI.A. Страховые операции. М.: Финансы и статистика, 1991 .-95с.83.0рланюк-Малицкая JI.A. Платежеспособность страховой организации -М.: Анкил, 1994.-152с.
  79. Основы страховой деятельности.// Под ред. Федоровой Т. А. 155 М.: Издательство БЕК, 1999. — 776с.
  80. Основы страховой деятельности: Учебник. // Отв. ред. проф. Федоровой Т. А. М.: Издательство БЕК, 2002. 768с.
  81. Е.А. Кто будет покупать полис по страхованию малого бизнеса? // Страховое дело. 2002. — № 1. — с. 16- 18.
  82. Д.А. Страховое право: Учебное пособие. СПб. Знание, ИВЭСЭП, 2000.-139с.
  83. А.П., Орлова И. В. Очерки зарубежного страхования. М.: Издательский центр «Анкил», 1997. — 200с.
  84. В.М. Краткий популярный курс страхования. М.: Юкис, 1992. — 148с.
  85. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 04.02.99 № 25 «О* государственном* обязательном страховании пассажиров автомобильного, водного- воздушного и железнодорожного транспорта».
  86. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 07.04.99 № 142 об «Обязательном государственном страховании государственных служащих».
  87. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 10.06.96 № 264 «О государственном обязательном страховании гражданской' ответственности владельцев транспортных средств».
  88. К.И. Страховое дело в России. М.: ЭДМА, 1993. -143с.
  89. К. Введение в перестрахование. М.: Издательский центр «Анкил», 2000.-153с.
  90. З.А. Инвестиционная деятельность банковской системы в условиях рынка.- Душанбе: Ирфон, 2002.-124с.
  91. Л.И. Страховое дело. -М., 1992.- 593с.
  92. Е. Оценка надежности российских страховых компаний: первый опыт присвоения национального рейтинга // Страховое дело. -2001.-№ 10.-c.5-ll.
  93. Т.Ф. Страхование: теория, практика / РГЭА. Ростов-на- Дону: РГЭА, 1998.-е. 13.
  94. С.А. Монополия страхового дела. М.: 1923. — 59 с. 65.
  95. В.И. Актуарные расчеты. М.: Финстатинформ, 1996. — 87с.
  96. В.В. Экономика и> организация страхового дела. СПб.: СПбУЭФ, 1993.-135с.
  97. С.Э. Личное страхование М., Финансы и статика, 1996- 96с.
  98. П. Экономика. Т.1,2. М.: МГП «Алгон», 1992.
  99. .Ю., Гарькуша В. Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 2000−384с.
  100. Словарь страховых терминов // под ред. Коломина Е. В., Шахова В. В. -М: Финансы и статистика, 1992.-336с.
  101. A.C., Кукущкин 0.0. Роль страховых организаций’на фондовом рынке // Финансы. 2002. — № 1. — с. 49 — 53.
  102. М. Макроэкономический подход к страховой деятельности // Страховое дело. 2001. — № 5. — с. 10−12.
  103. Н. Иностранные инвестиции в российское страхование: новый взгляд на старую проблему // Инвестиции в России. 2000. — № 8.-е. 33−36.
  104. Социальное экономическое положение Республики Таджикистан за январь-декабрь 2010 год, Душанбе, 2011
  105. Ю.А., Дюжиков Е. Ф. Страхование: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.-312с.
  106. Страхование от, А до Я Книга для страхователей /Под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной М. Инфра-М, 1996 г. -624с.
  107. Статистический сборник «Таджикистан в цифрах», Душанбе, 2010
  108. Страховое дело: Учебник /Под ред. Рейтмана Л.И. М. Рост, 1992 г. -530с.
  109. В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М: Анкил, 1992 -103с.
  110. Ю.Н. Основы страхового бизнеса— М.: издательство «Альфа-Пресс», 2006.-472с.
  111. Т. Российские страховщики перед вызовами инвестиционных рисков // Страховое дело. 2001. — № 3. — с. 18−20.
  112. Т.А. Страхование. Mi: «Магистр», 2008. — 108с.
  113. Финансовый менеджмент: Учебник / под ред. д.э.н., проф. A.M. Ковалевой. М.: ИНФРА — М, 2005. — 284с.
  114. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./ М. В. Романовский и др.: М.: Юрайт -Издат. 2002. — 543с.
  115. Фонд государственного страхования в СССР (проблемы формирования и использования). //Подред. Плешкова А. П. -М.: Финансы, 1984, -182с.
  116. JI.T. На пути к цивилизованным’отношениям // Финансы 1994, № 2.
  117. Д.Д. Финансовое управление в страховых компаниях (перевод с англ.). М.: Издательский центр «Анкил», 1995.-264с.
  118. A.A. Страхование лизинговой деятельности // Страховое дело. 2002. — № 2. — с. 13−18.
  119. Г. В. Инвестирование страховых резервов // Кодекс инфо, 2000, № 8 (308).
  120. Г. В. Основные факторы формирования финансовых ресурсов страховой компании // Вестник СПбГУ, серия 5 — экономика, 2002, № 2.
  121. Г. В. Страховые резервы по краткосрочным видам страхования // Вестник СПбГУ, серия 5 экономика, 1996, вып.1.
  122. Н. История страхования. Экономика Таджикистана: стратегия и развитие. Душанбе-2004., № 3-стр.131.
  123. В. В. Страхование. М.: ЮНИТИ, 1997. — 312с.
  124. В.В. Страхование. Учебник, М.: «ЮНИТИ», 2000. — 311с
  125. В.В. Введение в страхование: Учебное пособие М., Финансы и статистика, 2000.- 288с.
  126. В. Риски. Теоретический аспект // Финансы.-2000. № 7. с 33−36.
  127. В. Зарождение страховой науки в России // Финансы. 2001. — № 4. — с. 48 — 59.
  128. Д. Модель и задачи оценки параметров прогнозного страхового портфеля.- Страховое дело.-№ 4.-2000.-с.29−38.
  129. А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-431с.
  130. В.А., Плешков А. П. Еще раз о введении обязательного страхования гражданской- ответственности владельцев автотранспортных средств // Финансы. 2002. — № 4. — с. 51 — 53.
  131. Шинкаренко И. Э Страхование ответственности: Справочник. Финансы и статистика, 1999.-352с.: ил.
  132. М. Страхование: история, действующее законодательство, перспективы. М.: «Наука», 1989: — 174с.1381 Шинкаренко И. Э. Страхование ответственности: Справочник. М.: Финансы и статистика^ 1999. — 352с.
  133. В. Оплата медицинских услуг в европейских странах //Страховое дело. 1996. — № 8. — С. 32−36.
  134. Экологическое страхование. Вопросы теории и практики- М., 1995. -110с.
  135. Экономика и организация медицинского страхования. Учебник. //Под ред. Т. Е. Рварлиони. Хабаровск, 1995. — 278с.
  136. Р., Тронин Ю. Концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности.- Страховое дело.-№ 7.-2000-с. 16−46.
  137. Р. Введение в продажу страхования- или как научиться продавать надежду. -М-: Издательство «Анкил», 1999. 136с.
  138. Р., Тронин Ю. Российское страхование: системный анализ145. понятий и методология финансового менеджмента. М.: Издательство «Анкил», 2000. — 447с.
  139. Р. Теория страхового фонда: попытка ретроспективного анализа// Страховое дело. 2002. — № 3. — с. ЗО — 41.
  140. И. О проблеме регулирования страхования в России 7/ Страховое дело. 2000. — № 9. — с. 24 — 30.
  141. И. Системный подход к определению понятия «национальная система страхования».- Страховое дело.-№ 8.-2000.-с.4—13.
  142. Л.А. Финансовый менеджмент страховщика. М., 2001.
  143. С.Ю. Организация социальной защиты населения как системы управления социальными рисками // Страховое дело. — 2001. -№ 8.-0,5 п.л.
  144. С.Ю. Финансовый механизм социального страхования // Страховое дело. 2001. -№ 10. — 0,5 п.л.
Заполнить форму текущей работой