Теория и практика денежной политики после первой мировой войны
Hirsh, F., Oppenheimer, P., The Trial of Managed Money: Currency, Credit and Prices: 1920;1970 // ed. by Cipolla, C.M., The Fontana Economic History of Europe, The Twentieth Century, vol.5, part 2, Londers, 1976. Fazio, A., The Central Bank and Monetary Policy // in: The International System between New integration and Neo-Protectionism, Ed. by Baldassarri, M., Imbriani, C., Salvatore, D… Читать ещё >
Содержание
- Выводы по третьей главе
1. В течение XX века увеличивалась роль ликвидных активов. Количество инвесторов, которые часть своих портфелей держат в ликвидных активах, значительно возросло. В связи с этим большое значение приобретает поддержание стабильности на тех рынках, где обращаются ликвидные активы.
2. Со времени создания концепции глобальной ликвидности финансовый рынок изменился. Увеличилось количество участников и количество инструментов. Дерегулирование и глобализация166 привели к увеличению количества горячих капиталов и быстрому распространению шоков. Спрос на деньги является характеристикой лишь одной из компонент ликвидности. Другой характеристикой является спрос на ликвидность. Невозможно сформулировать правило в терминах к% роста денежного агрегата для центральных банков для короткого промежутка времени, в то время как в течение длительных промежутков времени это может иметь смысл, так как в длительном периоде структура ликвидности меняется постепенно.
3.Задача центральных банков состоит в контроле за состоянием ликвидности в экономике и, в частности, в финансовых институтах. Однако, в отличие от трактовки регулирования ликвидности, данной в докладе Рэдклиффа, контроль над ликвидностью должен осуществляться не с целью регулирования совокупного спроса, а с целью предвосхитить шоки или минимизировать их воздействия. Исключение шоков вообще невозможно,
166 Кузнецов, В.И., Что такое глобализация? // МЭиМО, 1998, №№ 2−3 хотя бы потому, что многие из них имеют нефинансовую и в ряде случаев даже неэкономическую природу. 4. В период кризиса на финансовых рынках, центральные банки должны обеспечить необходимую ликвидность в экономике.
Заключение
В работе обосновано рассмотрение денежной политики как самостоятельной отрасли экономической науки, которая стоит на стыке экономической теории и экономической истории. Рассмотрен опыт проведения денежной политики в развитых капиталистических странах после первой мировой войны и исследована эволюция теоретических представлений экономистов и политиков о том, каковы цели и задачи денежной политики. Особое внимание в диссертационной работе обращено на увеличение роли ликвидных активов в процессе эволюции мировой финансовой системы. Увеличение количества финансовых посредников и увеличение разнообразных обязательств и фондов, обращающихся на финансовых рынках требует от центральных банков и других государственных институтов, ответственных за проведение денежной политики, проведения долгосрочной политики по поддержанию стабильности в финансовой сфере. Задача центральных банков состоит в своевременной локализации шоков и недопущении их распространения на остальные сектора экономики.
Для обоснования данного тезиса автор проследил развитие теоретических и практических подходов к осуществлению денежной политики, начиная с 20-х гг.
В 20-х г. среди государственных деятелей Великобритании и многих других стран господствовало мнение, что возвращение к системе золотого стандарта окажет положительное влияние на развитие английской экономики. Они не учитывали фактор ослабления позиций Великобритании в мировой экономике и возрастание роли США. Кроме того, не придавалось внимание тому факту, что существование системы золотого стандарта до первой мировой войны во многом было связано с кооперацией центральных банков и высоким доверием к финансовой системе Великобритании .
В 20-х гг. восстановление золотого стандарта в ряде случаев шло не только без взаимного согласования между центральными банками, но при их противодействии друг другу (как в случае Англии и Франции). США в первый период восстановления золотого стандарта (до присоединения к системе Италии и Франции) оказывали Великобритании необходимую помощь, однако в дальнейшем ФРС включилась в общую конкуренцию ведущих стран мира за золото.
Выбор золота в качестве базового актива и отсутствие кооперативного поведения между центральными банками в деле установления золотодевизного стандарта привели к недостаточному уровню ликвидности в мире в целом. Общий недостаток ликвидных активов в мире в целом осложнился кризисом 192 9 г. в США. Бум на фондовом рынке в США и последовавший за ним крах биржи привел к уменьшению ликвидных активов в США (к числу которых относился обращающийся на бирже акционерный капитал) при одновременном увеличении спроса на них.
Теоретики разделились на три лагеря. Одни считали, что причина высокой безработицы и медленных темпов роста состоит в привязке национальной денежной политики к состоянию мировой финансовой системы. Поскольку первой жертвой восстановления золотого стандарта стала Великобритания, то неудивительно, что английские экономисты предлагали установить девизный (Кейнс) или золотодевизный стандарт (Хоутри), что позволило бы увеличить ликвидность мировой экономики и уменьшить дефляционное воздействие на нее.
Фишер предлагал сократить необходимость в ликвидный активах путем режима 100% резервирования текущих счетов. Регулирование объема кредитных операций он возлагал на ФРС. В своей политике, по мнению Фишера, ФРС должна руководствоваться поддержанием устойчивого роста цен.
Экономисты либерального направления (Хайек) настаивали на восстановлении системы золотого стандарта и обосновывали преимущества дефляционной политики перед инфляционной.
После распада золотого блока три крупнейшие капиталистические державы (США, Великобритания, Франция) сделали попытки проведения согласованной валютной политики с целью поддержания устойчивых курсовых соотношений своих валют. Теоретическая разработка новой валютной системы принадлежит Кейнсу и Уайту, которые опираясь на опыт 30-х гг., предложили создать наднациональный финансовый институт (МВФ), действия которого должны были придать мировой валютной системе устойчивость. Конкуренция за золото в этой системе и конкурентная девальвация валют становились неактуальными. Согласно их проекту мировая ликвидность должна была регулироваться наднациональными органами. На практике возобладал подход, при котором контроль за ликвидностью в капиталистических странах осуществляли США. Состояние мировой финансовой системы в первое послевоенное десятилетие зависел исключительно от действий ФРС и объемов помощи согласно плану Маршалла.
Начиная с 50-х годов в мире увеличивается количество финансовых посредников. В первую очередь это относится к тем странам, где центральный банк не обеспечивал автоматического кредитования коммерческих банков для пополнения их ликвидности. Это вело к тому, что коммерческие банки должны были держать достаточное количество резервов. Недостаток средств способствовал развитию посредников и росту количества ликвидных активов. Существенную долю в ликвидных активах занимали государственные бумаги, объем которых вырос за счет увеличения государственного долга во время и после второй мировой войны.
Это явление было отмечено английскими (Сайерс) и американскими (Янг и Игер) теоретиками, которые предлагали регулировать состояние ликвидности, а через нее совокупный спрос в экономике, посредством задания определенной структуры процентных ставок по обязательствам государства различной срочности. Основная цель экономической политики и денежной политики, в частности, понималась как достижение устойчивого роста и полной занятости. Проблема достижения устойчивости финансовой сферы не рассматривалась как основная потому, что в условиях существования многочисленных ограничений в банковском секторе, слабости финансовой сферы Европы и Азии, существования многочисленных валютных ограничений и общего инфляционного давления, которое во многом поддерживалось ФРС США, в мире не наблюдалось значительных и глубоких финансовых кризисов .
В ряде стран Европы, в частности во Франции, где центральный банк выступал гарантом не только стабильности всего банковского сектора, но фактически и каждого банка в отдельности, проблема поддержания стабильности финансовой сферы вообще не могла возникнуть, иначе как в результате ряда девальваций франка.
Инфляционная политика США привела к демонетизации золота и постепенному разрушению бреттон-вудской системы. Тем не менее роль доллара как мирового резервного средства по прежнему остается весьма высокой.
Либерализация мировой финансовой сферы постепенно привела к увеличению мобильности крупных капиталов. Даже в тех развитых капиталистических странах, где традиционно роль финансовых рынков была относительно меньше, чем в США и Великобритании, как, например, во Франции, в 80−90-х гг. произошли изменения в сторону увеличения ликвидных ценных бумаг, обращающихся на рынках. Одновременно вместе с этим возросла вероятность шоков, т. е. переориентации спроса с одних групп ликвидных активов на другие у субъектов рынка.
Создание единой европейской валюты сократит роль доллара как мирового резерва. Его место частично займут другие резервные валюты, в первую очередь EMU.
Отсюда вытекает, что одной из основных целей денежной политики является поддержание стабильности на финансовых рынках. Представляется маловероятным, что возможно полностью избежать финансовых кризисов, однако задача центральных банков, по мнению автора данной работы, состоит не в том, чтобы исключить шоки и кризисы в финансовой сфере, а в том, чтобы локализовать эти кризисы и не позволить им распространиться на всю экономику.
В связи с этим можно поставить под сомнение возможность сформулировать жесткие правила или алгоритмы, которых должны придерживаться центральные банки. Денежная политика согласно правилам могла бы осуществляться в ситуации, когда на деньги существует стабильный спрос, и было мало заменителей денег, что могло иметь место до второй мировой войны. Если существует много разновидностей ликвидных активов, (в частности, иностранная валюта является одной из разновидностей таких активов), и в то же время мировые финансовые рынки тесно интегрированы между собой, существует множество взаимосвязей между ними, на рынке действуют одновременно много крупных фондов, которые по своим спекулятивным возможностям превосходят многие центральные банки, то говорить о возможности выработки строгих алгоритмов и правил нельзя. Задача может ставиться только в более общем плане — поддержка ликвидности национальной экономики и кооперативные действия с другими центральными банками и международными финансовыми институтами для того, чтобы обеспечить локализацию кризисов на финансовых рынках.
Спрос предъявляется не столько на деньги (как предполагает М. Фридман), сколько на всю сумму ликвидных активов. Опасность представляет смещение спроса с одних секторов ликвидных активов на другие, т.к. это ведет к тому, что ликвидность многих финансовых инструментов скачкообразно сокращается. Стабильность всей мировой финансовой сферы во многом зависит от стабильности в области валютных отношений. Поддержание стабильности в отдельных валютных зонах и на финансовых рынках требует координации усилий центральных банков и министерств финансов.
В работе обоснована задача по поддержанию предложения ликвидности на таком уровне, который позволил бы локализовать время от время возникающие финансовые кризисы и не дать им распространиться на всю экономику. Особая роль в этом принадлежит национальным и наднациональным денежным институтам.