Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Белорусской ССР)
Советский народ, руководимый Коммунистической партией построил развитое социалистическое общество, в котором, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, «все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества» *. Однако несмотря на то, что наше общество характеризуется исключительным динамизмом всех сторон общественной жизни, глубокими изменениями… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. " Изменение социальной роли сельской интеллигенции в развитом социалистическом обществе
- I. Возрастание социальной роли сельской, интеллигенции как философско-социологическая проблема
- 2. Основные предпосылки и условия повышения социальной роли сельской интеллигенции в современной деревне
- ГЛАВА II. Совершенствование функциональной деятельности сельской интеллигенции на современном этапе
- I. Повышение роли сельской интеллигенции в совершенствовании управления и организации сельскохозяственным производством
- 2. Активизация деятельности сельской интеллигенции по подъему культурно-технического уровня тружеников совхозов и колхозов
- 3. Усиление воздействия сельской интеллигенции на процесс коммунистического воспитания населения деревни
Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Белорусской ССР) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Советский народ, руководимый Коммунистической партией построил развитое социалистическое общество, в котором, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, «все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества» *. Однако несмотря на то, что наше общество характеризуется исключительным динамизмом всех сторон общественной жизни, глубокими изменениями в социальной структуре, это не означает, что все проблемы, стоящие перед страной решены. Напротив, подчеркивал товарищ К. У. Черненко на апрельском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС, «. на пути к высшим целям партии нам еще предстоит решить немало крупных и сложных задач, относящихся по своему происхождер нию и характеру кгервой фазе коммунистической формации. Все они взятые в комплексе, «сводятся к тому, что можно было бы назвать совершенствованием развитого социализма, по мере чего и будет о происходить постепенный переход к коммунизму» .
Исходя из этого актуальность избранной темы диссертационной работы и определяется в первую очередь наличием важнейших, стоящих перед страной задач. К их числу относится преяще всего необходимость решения стратегически важной проблемы — «поднять эффективность всего народного хозяйства». Это, в свою очередь,.
1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М. Политиздат, 1981, с. 52.
2. Речь товарища К. У. Черненко на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года.- «Коммунист», 1984, № б, с. 28.
3. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- М. Политиздат, 1983, с. 25.
4. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г.-М. Политиздат, 1984, с. 15. требует кардинального повышения производительности труда, начиная с борьбы за укрепление дисциплины и порядка, повышение организованности и ответственности и кончая всемерным ускорением темпов научно-технического прогресса, более активным использованием его достижений, «причем прежде всего на тех участках, где трудовые затраты особенно велики» *. К таким участкам еще большого приложения физического труда в первую очередь относится сельское хозяйство.
Совершенствование развитого социалистического общества требует и коренного улучшения планирования и управления всеми отраслями народного хозяйства, преодоления отставания таких отраслей, как транспорт, сфера услуг и что еще важнее — также сельского хозяйства. На это указывал еще В. И. Ленин, отмечая, что без прочной сельскохозяйственной базы «невозможно никакое хозяйственное р строительство, и какие бы то ни было великие планы — ничто». Это указание основателя первого в мире социалистического государства остается справедливым и в условиях совершенствования развитого социализма, свидетельством чего являются материалы и решения партийных съездов и пленумов ЦК.
ХХУ1 съезд партии и майский /1982 г./ Пленум ЦК КПСС, принявший Продовольственную программу, наметили новые важные рубежи в развитии сельскохозяйственного производства. Именно дальнейший подъем этой отрасли народного хозяйства, указывалось на ХХУ1 о съезде КПСС, является «основой Продовольственной программы. Однако развитие сельского хозяйства не является самоцелью. Оно должно происходить и происходит в сочетании со всесторонним совер
1. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса ., с. 18.
2. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.42, с. 148.
3. Материалы ХШ съезда КПСС, с. 45. шенствованием различных сторон жизни современной советской деревни, требует и ведет к грандиозным социальным преобразованиям на селе. Вполне естественно поэтому, что «наша партия рассматривает заботу о развитии сельского хозяйства не только как экономическую, но и первостепенную социально-политическую задачу». В этой связи партийные документы предусматривают не только еще более высокий подъем сельского хозяйства, но и «. последовательное проведение в жизнь мероприятий по социальному развитию села, дальнейшему повышению уровня благосостояния, культуры, медицинского р и бытового обслуживания сельских жителей. Именно на эти меры, связанные с реализацией Продовольственной программы, обращалось внимание на ноябрьском /1982 г./, июньском и декабрьском /1983 г./ Пленумах ЦК КПСС. Вполне понятно, что их практическая реализация невозможна без широкого развертывания инициативы и творчества трудящихся масс, в том числе без самого активного включения в этот созидательный процесс высококвалифицированных специалистов.
Предвидение В. И. Ленина о том, что пролетарское государство все больше будет нуждаться в высококвалифицированных специалистах, и их труд приобретет первостепенное значение при строительстве коммунистического общества, находит свое полное подтверждение в повседневной практике.
Партия, развивая и углубляя ключевые аспекты современной аграрной политики, прочно опирается при их практической реализации.
1. Выступление товарища К. У. Черненко на Всесоюзном экономическом совещании по проблемам агропромышленного комплекса 26 марта 1984 года.- «Коммунист», 1984, № б, с. 19.
2. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. М., 1982, с. 57.
3. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.34, с.311−312- т.36, с. 178. на сельскую интеллигенцию, ее творческий потенциал и организаторские способности. Знания и профессиональная деятельность этой социальной группы людей становятся одним из важнейших факторов эффективности производства, формой непосредственного его соединения с передовыми достижениями науки и техники. От качества подготовки сельской интеллигенции, степени ее социальной и производственной активности во многом зависят ускорение процесса интенсификации социалистического сельского хозяйства на основе достижений научно-технической революции, его качественное преобразование и повышение эффективности, совершенствование форм организации и управления, дальнейшее развитие колхозной и совхозной демократии, ускорение темпов всего социально-экономического прогресса села.
Одним из важнейших факторов совершенствования развитого социалистического общества выступает сегодня и духовное развитие советских гравдан, что со всей отчетливостью подтвердил июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС. «Совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей» отмечалось на нем. «Строить новый мир — это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте». При этом актуальность и общественный интерес представляет преэвде всего духовное развитие основной производительной силы деревни — работников сельского хозяйства. Важную роль в осуществлении этих задач играет также сельская интеллигенция, теснее других отрядов советской интеллигенции связанная с.
1. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г.- М.:Политиздат, 1983, с. 18.
2. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС 13 февраля 1984 г., с.16−17. тружениками колхозов и совхозов совместной трудовой и общественно-политической деятельностью.
Все эти важнейшие задачи, направленные на совершенствование развитого социалистического общества и решаемые в условиях села в первую очередь сельской интеллигенцией — партийными, хозяйственными руководителями, специалистами сельского хозяйства, учителями и другими ее представителями — требуют внимательного анализа не только передового опыта, образцов их работы во всех областях жизнедеятельности, но и пристального изучения потенциальных возможностей и специфических интересов этой социальной группы нашего общества. Необходимость подобного исследования вытекает из того, что «закономерности становления в главном и основном бесклассовой структуры общества в исторических рамках зрелого социализма. побуждают партию все больше сосредоточивать свою социальную политику на преодолении различий, выходящих за рамки отдельных классов, на решении проблем, требукщих самого внимательного учета особенностей и интересов каздой группы нашего общества» 1.
Таким образом, возрастание социальной роли сельской интеллигенции в коренном техническом и организационном преобразовании сельскохозяйственного производства, в общественном развитии советской деревни в период совершенствования развитого социализма является фактом и обусловливает актуальность научного анализа этого явления. Исследование его закономерностей, определение перспектив развития относится, на наш взгляд, не только к числу важных проблем теории научного коммунизма, но и представляет значительный.
I. Черненко К. У. Утверждать ленинский стиль в партийной работе.-М.Политиздат, 1983, с.105−106. практический интерес. Не случайно, поэтому, в нашей научной литературе этой социальной группе села уделяется все больше внимания.
Роль сельской интеллигенции в жизни современного села затрагивается в известной мере в ряде монографий, исследующих сельскую интеллигенцию в целом*. В них отражаются важные методологические проблемы изучения интеллигенции, рассматриваются пути ее формирования, исследуются вопросы становления и развития работников умственного труда в социальной структуре советского общества. С позиций марксистско-ленинской философии дается глубокий анализ несостоятельности технократических концепций и буржуазных фальсификаций советской интеллигенции.
Ряд аспектов развития советской деревни, вопросов стирания существенных различий между ней и городом и роли в этом процессе сельской интеллигенции нашел отражение в работах В. В. Амвросова,.
Ю.В.Арутюняна, В. С. Семенова, В. И. Староверова, В. М. Селунской, р
Н.А.Медведева и других исследователей .
1. Амелин П. П. Интеллигенция и социализм.- Л., 1970; Астахова.
В.И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе.- Харьков, 1976; Карапетян P.O. Интеллигенция в социальной структуре общества, — М., 1974; Ковальчук А. С. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе.- М., 1978; Руткевич М. Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе.- М., 1977 и другие.
2. Амвросов В. В. От классовой дифференциации к социальной однородности.- М., 1978; Арутюнян Ю. В. Социальная структура сельского населения СССР.- М., 1971; Семенов B.C. Диалектика развития социальной структуры советского общества.- М., 1978; Староверов В. И. Советская деревня на этапе развитого социализма.
М., 1976; он же: Социальная структура сельского населения СССР на этапе развитого социализма.- М., 1978; Селунская В. М. Изменение социальной структуры советской деревни.- М., 1979; Медведев Н. А. Развитие общественных отношений в советской деревне на современном этапе.- М., 1978 и другие.
Значительный вклад в развитие этих вопросов внесли и белорусские исследователи Ф. С. Мартинкевич, И. В. Полуян и другие*.
Эти же проблемы рассматриваются и в некоторых коллективных р трудах. В последнее время наметилось также изучение проблем отдельных отрядов и групп советской интеллигенции. В своем болыпин-стве это диссертационные работы. Опубликованной печатной литературы в этой области пока крайне мало. Необходимо также отметить, что большое теоретическое и практическое значение в разработку и решение различных проблем, связанных с вопросами советской интеллигенции и определением ее роли в коммунистическом строительстве.
1. Мартинкевич Ф. С. Социально-экономические проблемы сельского хозяйства Белоруссии на этапе развитого социализма.- Мн., 1975; Полуян И. В. Технические кадры белорусской деревни и развитие сельского хозяйства республики.- Мн., 1978 и другие.
2. Аграрные проблемы развитого социализма.- М., 1980; Аграрная политика партии и социальные сдвиги на селе.- Краснодар, 1978; Бюджет времени сельского населения.- М., 1979; Возрастание роли интеллигенции в усилении социальной однородности советского общества.- М., 1979; Роль интеллигенции в развертывании научно-технической революции.- М., 1979; Староверов В. И., Тимуш А. И., Цуркану В. В. Деревня в условиях интеграции: Социальные проблемы.- М., 1979; Управление научно-техническим прогрессом в сельском хозяйстве.- М., 1979 и другие.
3. Беляев В. А. Социальные функции научно-производственной интеллигенции развитого социалистического общества.- Казань, 1979; Досина Н. В. Роль инженерно-технической интеллигенции в повышении трудовой активности производственного коллектива промышленного предприятия.- М., 1976; Логачева А. С. Научные работники как социально-профессиональная группа советской интеллигенции в условиях развитого социализма.- М., 1979; Почелина В. И. Структура научно-технической интеллигенции развитого социалистического общества.- Мн., 1979 и другие. внесли симпозиумы, научно-теоретические и научно-практические конференции, проходившие в Ташкенте /1975 г./ и Новосибирске /1979 г./, На них наряду с общими вопросами рассматривались и обсуждались специфические и, в частности, показывалась роль различных отрядов советской интеллигенции в социалистическом строительстве, анализировались многие аспекты их практической деятельности. Были опубликованы и материалы, посвященные сельской интеллигенции^". Они указывали на ее возрастающее значение в коммунистическом преобразовании села, на важность изучения основных направлений ее деятельности в современных условиях.
Разумеется, что растущий партийный, государственный и общественный интерес к этой социальной группе, обусловленный возрастанием ее роли и значения в жизни села, не мог не отразиться на результатах исследований. За последнее время они выросли количественно и обогатились качественно. Появились статьи, рассматривающие сельскую интеллигенцию, различные стороны ее деяр тельности, было издано несколько книг, защищены кандидатские.
1. Коммунистическое воспитание тружеников села и вопросы повышения культуры сельского быта. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции в Ташкенте /май 1975 г./. В 2-х т.- М.: Политиздат, 1975; Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. Материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции. Новосибирск, Академгородок, 26−28 июня 1979 г.-М.- 1979; Материалы этой же конференции — Сельская интеллигенция и ее роль в условиях развитого социализма.- М., 1979 и другие.
2. Староверов В. И. Тенденции развития современной сельской интеллигенции." «Социологические исследования», 1980, № 2,сс.75−86- Мельников Б. П. Интеллигенция современного села.- Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978; Пулатов X. Роль интеллигенции в подъеме культуры села в условиях развитого социализма.- Душанбе: Ирфон, 1978. диссертации*.
Однако как в опубликованных работах, так и в диссертациях не получили еще должного освещения вопросы, связанные с воздействием сельской интеллигенции на развитие сельскохозяйственного производства, особенно в условиях выполнения Продовольственной программы. А ведь именно за последние несколько лет выявились новые передовые формы организации сельскохозяйственного производства. Не нашла еще должного изучения и проблема механизма возрастания социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма, его объективные и субъективные стороны и факторы. В статьях и работах рассматриваются главным образом вопросы влияния сельской интеллигенции на процесс коммунистического воспитания тружес ников села, Правда, В. И. Гноевых в своей диссертационной работе рассматривает социально-профессиональную структуру сельской интеллигенции, дает анализ количественных и качественных изменений ее различных отрядов. Несколько сужено рассматривает эту проблему и о.
В.К.Гривенная. Она исследует лишь один производственный отряд работников умственного труда на селе — сельскохозяйственную ин.
1. Корбу В. М. Формирование и тенденции развития сельской интеллигенции в условиях социализма (на матер. Молдавской ССР). — Кишинев, 1975; Пушкина Н. М. Роль сельской производственной интеллигенции в духовном развитии работников сельского хозяйства в зрелом социалистическом обществе.- Казань, 1980; Эфендиев М. А. Сельская интеллигенция и ее роль в духовной жизни села.- Баку, 1973 и другие.
2. Гноевых В. И. Социальная структура сельской интеллигенции как теоретико-социологическая проблема.- Алма-Ата, 1978.
3. Гривенная В. К. Развитие сельскохозяйственной интеллигенции в условиях научно-технической революции. (На материалах Казахстана) .- Алма-Ата, 1977. теллигенцию. Но объект ее исследования рассматривается лишь в аспекте воздействия на него научно-технической революции. Вопросы же обратного влияния сельскохозяйственной интеллигенции на научно-технический прогресс в сельском хозяйстве не получили достаточно глубокого освещения.
Значительный интерес в плане поставленной нами проблемы представляет диссертация Шаймуратова Ж.К.* Он удачно раскрыл социальный облик, природу и сущность сельской интеллигенции, показал социальные источники ее пополнения, выявил место и значение интеллигенции в социально-классовой структуре населения села. Содержится в его работе и анализ функциональной деятельности сельских интеллигентов. Вместе с тем в его работе не рассматриваются вопросы, связанные с механизмом возрастания социальной роли работников умственного труда на селе, нет анализа факторов, влияющих на этот процесс.
Необходимо отметить, что в Белорусской ССР также идет активное изучение различных сторон жизнедеятельности села. Успешно работают в этом направлении сектор социологических проблем села АН БССР, Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках, Белорусский НИИ экономики и организации сельского хозяйства/НИИЭОСV*.
На их базе организовываются социологические исследования белорус-р ской деревни, научно-теоретические и научно-практические конфе.
1. Шаймуратов Ж. К. Сельская интеллигенция: место в социальной структуре и совершенствование ее функций в период развитого социализма. (На материалах Узбекской ССР). — Ташкент, 1980.
2. См.: Прудник И. В. Социология села: что показала анкета.-" Советская Белоруссия", 1983, II октября. ренции, публикуются сборники статей, брошюры, книги*.
Особенно много сделано белорусскими исследователями в плане разработки социально-экономических проблем сельского хозяйства, вопросов научной организации труда и управления сельскохор зяйственным производством. Исследуются и правовые аспекты этого о рода деятельности0. Однако во всех этих исследованиях не всегда акцентируется внимание на социальной рож сельской интеллигенции, на ее деятельности, хотя косвенно и подчеркивается возрастающее влияние последней в жизнедеятельности села.
Значительно ближе к теме нашего исследования работы Л.В.Бо-ровко, А. М. Денисенко, В. П. Киселя, З. И. Монич и некоторые другие^.
1. Вопросы сельского хозяйства Белоруссии.- М., 1978; Вопросы совершенствования экономики и организации сельскохозяйственного производства.- Горки, БСХА, 1979; Межхозяйственное кооперирование и социальные изменения в деревне.- Мн., 1980; Научная организация труда и технический прогресс в сельском хозяйстве.-Мн., 1973; Система управления качеством труда на химизации сельского хозяйства.- Мн., БелНИИЭОСХ, 1978 и другие.
2. См. работы: Гавриловича А. К., Муталимова М. Г., Гануша Р. И., Мартинкевича Ф. С., Михлюкова Д. Ф., Степанюка Н. Л., Тарасеви-ча В.Ф., Холода Н. И., Шуравко Н. Г., Шапиро Б. М. и других.
3. Сторожев Н. В., Молчадская Л. Н. Права и обязанности специалистов сельскохозяйственных предприятий по управлению производством.- Мн., 1982.
4. Боровко Л. В. Укрепление и развитие совхозов: Из опыта Компартии Белоруссии по руководству совхозным строительством.- Мн., 1980; Денисенко A.M. Научно-техническая революция в сельском хозяйстве: управление, руководящие кадры.- Мн., 1975; Кисель В. П. Рабочий класс и переустройство быта современного села.-Мн., 1982; Монич З. И. Интеллигенция в структуре сельского хозяйства. (На материалах Белорусской ССР).- Мн., 1971 и другие.
В них более конкретно раскрываются отдельные стороны социальной деятельности сельских интеллигентов, но внимание на нашей проблеме не заостряется, поскольку она не является главной для этих исследований.
В целом анализ научной литературы по данной проблеме показывает, что в имеющихся работах поставленная проблема комплексно не исследовалась. В них рассматриваются отдельные стороны процесса изменения места и социальной роли сельской интеллигенции в развитом социалистическом обществе. Не нашла еще должного отражения и проблема специфики развития отдельных национальных отрядов сельских представителей умственного труда. В частности, этот вопрос недостаточно исследован и в Белоруссии. Между тем изучение его имеет большое значение не только для нашей республики, но и для других. Известно, что по ряду показателей сельскохозяйственного производства Белоруссия добилась значительных успехов, осуществляется коренная перестройка белорусской деревни. Интересен опыт работы сельской интеллигенции и в других областях жизнедеятельности современного села, выяснение особенностей этого опыта в республике.
В связи с этим в данной диссертации поставлена цель — изучить механизм и закономерности возрастания социальной роли сельской интеллигенции в жизни современного белорусского села, исследовать степень воздействия основных факторов на этот процесс, а также раскрыть основные направления и некоторые особенности совершенствования ее деятельности по всестороннему развитию села в условиях развитого социализма.
Исходя из этой цели, в данной диссертации решаются следующие задачи:
— определить место сельской интеллигенции в социально-классовой структуре села, изучить ее внутренний состав и уточнить определение этой специфической социальной группы людей;
— исследовать механизм возрастания ее социальной роли, источники и факторы его определяющие;
— проанализировать количественные и качественные изменения в составе интеллигенции села на современном этапе;
— определить главные направления и некоторые особенности деятельности сельской интеллигенции в основных сферах общественной жизни.
При этом в работе не преследуется цель всестороннего и исчерпывающего исследования всех этих проблем, а ставится задача разработки наименее изученных в нашей литературе вопросов. Автор стремится на основе имеющихся источников исследовать поставленные вопросы, дать им теоретическое обоснование и вместе с тем, определить свой подход к избранной теме.
Методологической основой настоящей работы явились произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, партийные документы, материалы съездов КПСС и пленумов ЦК, работы руководителей Коммунистической партии и Советского государства.
В основу диссертационной работы положены статистические ежегодники, юбилейные сборники статистических материалов, монографическая литература советских ученых, имеющая непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме, различные периодические издания, в которых содержится богатый фактический и цифровой материал.
В диссертации также широко использованы неопубликованные архивные материалы. Это презде всего материалы Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства БССР, Белсовпрофа, Белорусского республиканского комитета профсоюза работников сельского хозяйства, а также текущих архивов ряда министерств республики: Министерства сельского хозяйства, Министерства просвещения, Министерства культуры.
Большим подспорьем в работе над диссертацией явились годовые отчеты колхозов и совхозов, с которыми автор знакомился непосредственно в хозяйствах, а также в Госплане БССР. Кроме того, в диссертации широко использованы результаты опубликованных социологических исследований.
Работа содержит ряд рекомендаций, направленных на укрепление рож специалистов и руководителей сельского хозяйства, других представителей сельской интеллигенции в социальной жизни села, на повышение их творческой инициативы и трудовой активности.
Результаты исследования свидетельствуют, что она полностью оправдывает доверие Коммунистической партии и советского народа, совершенствует свою деятельность по успешному выполнению своих усложнившихся обязаноостей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Неуклонный рост эффективности производства на основе индустриализации сельского хозяйства и неразрывно связанное с этим комплексное преобразование быта и облика села, постепенное сближение сельского населения с городским по условиям жизни составляют ныне главное содержание ленинской аграрной политики КПСС — составной части экономической стратегии партии.
Аграрная политика КПСС, направленная на комплексное преобразование труда и условий жизни села, основные направления и пути ее практической реализации неразрывно связаны с активной деятельностью сельской интеллигенции. Представляя в условиях развитого социализма динамичную, внутренне дифференцированную социальную группу, состоящую из профессиональных работников преимущественно «квалифицированного умственного труда, чья историческиважная жизнедеятельность в условиях деревни требует, как правило, высшего и среднего специального образования, она играет все возрастающую роль во всех областях жизнедеятельности современного советского села.
Проведенное в диссертации исследование этого закономерного процесса показало, что возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях совершенствования развитого социализма в нашей стране характеризуется следующими основными моментами:
— возрастающая роль сельской интеллигенции в разностороннем переустройстве советской деревни в современных условиях есть выражение ее глубочайшего преобразующего влияния как главной культурной силы, результат ее растущей социальной и трудовой активности и объективно обусловлена закономерностями развития социализма. Важнейшими глубинными источниками этого процесса выступают общественная собственность на средства производства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, растущая интеграция классов, социальных слоев и групп нашего общества.
— Вклад сельской интеллигенции в совершенствование жизнедеятельности села возрастает с расширением масштабов коммунистического строительства, укреплением материально-технической базы сельскохозяйственного производства, увеличением численности работников умственного труда на селе и проявляется в совершенствовании ее разнообразной практической деятельности.
— Усиление роли сельской интеллигенции происходит под воздействием научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, в процессе ее работы по повышению общеобразовательного, культурно-технического уровня и творческого роста колхозников и рабочих совхозов, что является необходимым условием для неуклонного подъема производительности труда и тесно связанного с этим роста благосостояния всех трудящихсяпод воздействием требований и задач по формированию нового человека — необходимого условия дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества.
— Растущий вклад сельской интеллигенции в коренное переустройство села ялляется показателем ее высокой политической зрелости, ясного понимания неразрывной связи решения социально-экономических проблем деревни с интересами общества в целом и глубокой заинтересованности в их решении. Основой в этом выступает совпадение интересов сельской интеллигенции с интересами рабочего класса, общность подхода ко всем явлениям и процессам общественной жизни.
— Коренным условием дальнейшего возрастания социальной роли всей интеллигенции и сельской, в частности, выступает углубление и укрепление союза рабочего класса и колхозного крестьянства с интеллигенцией, обладающей научными знаниями, высоким уровнем профессиональной квалификации. Увеличение социальной роли и активноети последней в условиях развитого социализма не умаляет значения рабочего класса как ведущей силы современного общественного развития, а лишь подчеркивает историческую необходимость и широкие перспективы их союза.
— Вся деятельность сельской интеллигенции в обеспечении социально-экономического, культурно-бытового прогресса села направляется КПСС, выражающей коренные интересы и волю рабочего класса, всех трудящихся и осуществляющей невиданную в истории преобразовательную деятельность в интересах всех и кавдого члена социалистического общества.
Анализ функциональной и профессиональной деятельности сельской интеллигенции показывает, что ее работа в условиях развитого социализма заключается в создании, сохранении, обмене и распространении ценностей культуры, в управлении сферой материального производства, политической и духовной жизни на селе. Исходя из этого можно сделать выводы:
Во-первых, работники квалифицированного умственного труда на селе являются своеобразным началом, координирующим и направляющим процесс развития всей социальной жизни в условиях деревни, включая общественно-политическую, материальную и духовную стороны.
Во-вторых, они являются той силой, от которой в значительной мере зависит содержание потребляемых колхозниками и рабочими совхозов разнообразных новшеств и ценностей, будь то новые приемы организации труда, или формы культурно-массовых мероприятий.
В-третьих, сельские интеллигенты выступают главным разработчиком, создателем форм и средств организации производства, воспитательных и культурных ценностей, учитывающих социально-психологические и возрастные особенности различных слоев сельского населения и одновременно руководителями и исполнителями этих задач.
Все это способствует возрастанию их социальной роли, усиливает степень усвоения разнообразных ценностей кителями села.
Таким образом интеллигенция в условиях села является, с одной стороны, непосредственным творцом ценностей культуры, понимаемых в широком смысле слова, как культуры материальной и духовной, а с другой, и это особенно важно, решает вопросы формирования у сельских тружеников потребностей в их освоении, создает условия для их удовлетворения и возвышения и, наконец, руководит этим процессом. Отсюда следует, что содержание деятельности интеллигенции села заключается не столько в повышении количественных показателей развития материальной и духовной культуры современной деревни, сколько в улучшении ее качественной стороны.
Несмотря на положительные перемены, происходящие в современной деревне во всех сферах жизнедеятельности, многое еще находится на уровне, отстающем от требований времени, от быстро идущего технического и научного прогресса. Исследование процесса возрастания социальной роли сельской интеллигенции в условиях совершенствования развитого социалистического общества позволяет сделать некоторые рекомендации. Претворение их в практику по работе с кадрами представителей умственного труда на селе поможет, на наш взгляд, существенно усилить социальную деятельность и активность этой социальной группы людей.
I.Необходимо проявлять постоянное внимание и заботу со стороны партийных и советских организаций по повышению уровня воспитания, образования и обучения сельской интеллигенции, улучшать работу по укреплению колхозов и совхозов высококвалифицированными, идейно зрелыми кадрами руководителей, специалистов, учителей, культпросветработников и других представителей умственного труда, способными на деле обеспечить выполнение новых, крупномасштабных задач, поставленных ХХУ1 съездом партии, майским /1982 г./, июньским /1983 г./, февральским и апрельским /1984 г./ Пленумами ЦК КПСС. Для этого было бы целесообразно:
— наряду с профессиональной подготовкой специалистов в вузах и техникумах, улучшать экономическое обучение студентов, учить применять их на практике хозрасчет, бригадный подряд, аккордно-премиальную систему оплаты труда и другие современные методы и приемы хозяйствования;
— повышать уровень идейно-политического воспитания кадров, прививать им навыки организаторской и массово-политической работы в сельских коллективах;
— наладить строгий контроль за осуществлением мер по совершенствованию переподготовки и повышению квалификации всех специалистов, включая работников сельского хозяйства и интеллигенцию непроизводственной сферы.
2. В целях дальнейшего повышения активности сельской интеллигенции и закрепления ее кадров на селе, продолжать создание оптимальных условий для плодотворного труда, быта и отдыха. В этой связи целесообразно:
— поддерживать инициативу и самостоятельность специалистов в их работе со стороны районного руководства, прислушиваться к их мнению, поскольку именно они наиболее полно знают местные условия и особенности работы в них;
— усилить работу по строгой регламентации их правовых функций и обязанностей. Для этого Министерству, областным и районным управлениям сельского хозяйства необходимо выработать строгую классификацию трудовых и правовых обязанностей специалистов, создать комиссии, способные контролировать их выполнение. Особенно важно сегодня, в связи с усилением требований к дисциплине труда на кавдом рабочем месте, совершенствовать общественные права специалистов, как организаторов и воспитателей коллективов. Шире практиковать как материальные формы наказания нарушителей трудовой дисциплины, так и различные меры общественного порицания: товарищеские суды, стенную и районную печать и т. д.
3. Для решения проблемы улучшения отношения к труду, повышения качества работы интеллигентов, особенно таких групп, как техники, инженеры, агрономы, учителя, врачи и некоторые другие, для повышения материальной заинтересованности их в своем труде, представляется целесообразным:
— ввести для всех отрядов интеллигенции категорийность или разрядность на рядовых должностях. При повышении разряда увеличивалась бы заработная плата специалистов. Присвоение разряда могло бы производится с широким участием общественности.
— Несмотря на первенствующую роль сельскохозяйственной интеллигенции в решении Продовольственной программы, необходимо на наш взгляд, сократить разрыв в заработной плате между ней и непроизводственной интеллигенцией села, прежде всего, учителей, врачей, культпросветработников, существенно подняв оплату труда последних. Это не только заметно повысит их роль в глазах колхозников и рабочих совхозов, молодежи села, но активизирует работу по коммунистическому воспитанию, что объективно вытекает из решений июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
— Уравнять разные группы специалистов по числу ступеней продвижения путем определенного ранжирования должностей в зависимости от опыта и степени профессионального мастерства.
— Усилить дальнейшую работу по организации социалистического соревнования, совершенствованию его форм и методов, более тщательно подходить к выработке условий его осуществления, сочетать меры материального и морального поощрения соревнующихся. Практическое решение этих проблем на селе предполагает, в свою очередь, налаживание систематической учебы всех организаторов соревнования. Учитывая, что сельские специалисты соревнуются не только между собой, но выступают одновременно и организаторами соревнования между трудовыми коллективами рабочих совхозов и колхозников, такой учебой необходимо охватить и их.
Возрастающий вклад сельской интеллигенции в индустриализацию сельского хозяйства, комплексное переустройство села как объективный восходящий процесс зрелого социализма, его дальнейшее совершенствование и упрочение ускоряют решение важнейших программных задач КПСС — преодоление социально-классовых различий, существенных различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, достижение бесклассового общества уже в условиях развитого социализма. В многообразии крепнущих практических связей тружеников умственного труда с рабочими совхозов и колхозниками ярко и убедительно раскрывается важнейшая революционно-преобразующая сторона союза рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, а также роль последней в коренном улучшении социально-экономических и культурно-бытовых условий жизни сельских тружеников в интересах всех членов развитого социалистического общества.
Список литературы
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.414−429.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.7−544.
- МарксМорализирующаякритика и критизирующая мораль. К истории немецкой культуры. Против Карла Гейнцена.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.291−321.
- Маркс К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.9−32.
- Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23−25.
- Маркс К. Людвигу Кугельману, II июля.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32, с.460−462.л
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.322−339.
- Ленин В.И. Развитие капитализма в России.- Полн.собр.соч., т. З, с.1−609.
- Ленин В.И. Капитализм в сельском хозяйстве.- Полн.собр.соч., т.4, с.95−152.
- Ленин В.И. Аграрный вопрос и «критика Маркса».- Полн.собр. соч., т.5, с.95−268.
- Ленин В.И. К деревенской бедноте.- Полн.собр.соч., т.7, с.129−203.
- Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. /Кризис в нашей партии/.-Полн.собр.соч., т.8, с.185−414.
- Ленин В.И. К партии, — Полн.собр.соч., т.9, с.13−21.14