Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организация маркетинговых исследований на предприятиях пищевой промышленности: На примере хлебопекарной промышленности Самарской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Реализация предложений и рекомендаций обеспечит предприятиям хлебопекарной промышленности повышение маркетинговой активности, позволит принимать обоснованные управленческие решения относительно стратегии маркетинга, включая вопросы позиционирования товара, выбора целевого сегмента, методов стимулирования продаж, направлений дифференциации ассортимента и так… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические основы маркетинговых исследований
    • 1. 1. Маркетинговые исследования как ключевая функция маркетинга продовольствия
    • 1. 2. Методические основы маркетинговых исследований на предприятиях хлебопекарной промышленности
    • 1. 3. Социально — этическая концепция как основа продовольственного маркетинга региона
    • 1. 4. Маркетинговые исследования в России: обзор рынка и анализ проблем
  • Выводы по первой главе
  • II. Состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Российской Федерации
    • 2. 1. Анализ продовольственного рынка России
    • 2. 2. Зерновое хозяйство как сырьевая база производства хлеба и хлебобулочных изделий
      • 2. 2. 1. Рынок зерна
      • 2. 2. 2. Материально-техническое обеспечение производства зерновых
      • 2. 2. 3. Производство зерна
    • 2. 3. Хлебопекарная промышленность России: состояние и перспективы развития
      • 2. 3. 1. Состояние отрасли
      • 2. 3. 2. Технологические аспекты производства
      • 2. 3. 3. Характеристика упаковочных материалов
      • 2. 3. 4. Здоровье через хлеб
    • 2. 4. Развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Европе и США
  • Выводы по второй главе
  • III. Организация маркетинговых исследований на предприятиях хлебопекарной промышленности Самарской области
    • 3. 1. Социально — экономическая характеристика Самарской области
      • 3. 1. 1. Состояние промышленности
      • 3. 1. 2. Демографическая ситуация
      • 3. 1. 3. Сельское хозяйство
    • 3. 2. Маркетинговые исследования рынка хлеба и хлебобулочных изделий Самарской области
    • 3. 3. Разработка программы «Здоровье через хлеб»
  • ОАО «Кинельский хлебозавод»
    • 3. 4. Совершенствование регионального рынка маркетинговых исследований
  • Выводы по третьей главе

Организация маркетинговых исследований на предприятиях пищевой промышленности: На примере хлебопекарной промышленности Самарской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Экономические преобразования последнего десятилетия привели к коренной трансформации российской экономики. В настоящее время товаропроизводители принимают огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие. Для успешной деятельности в условиях конкурентной экономики необходимо умение ориентироваться в потоках рыночной информации. Своевременную и достоверную информацию о рынке предприятие может получить, используя маркетинговые исследования.

В экономике России пищевая промышленность играет особенную роль.

Негативные социальные и экономические процессы ведут к снижению биологи ческого потенциала россиян, а пищевая промышленность как звено, обеспечивающее жизнедеятельность общества, играет решающую роль в восстановлении полноценного питания населения.

Теоретической базой организации и проведения маркетинговых исследований на предприятиях пищевой промышленности могут служить труды отечественных и зарубежных маркетологов. Исследования в области маркетинга и маркетинговых исследований проводились многими учёнымиэкономистами Г. А. Черчиллем, Р. Д. Базелом, Б. Берманом, Ф. Букерелем, У. Войе и другими. Получили известность отечественные работы по маркетингу Г. Г. Абрамишвили, Е. П. Голубкова, П. С. Завьялова, И. Н. Герчиковой, И. И. Кретова, В. Д. Секерина, В. П. Удалова, А. Н. Романова и других.

Однако в работах вышеперечисленных авторов основное внимание уделяется рассмотрению этапов маркетингового исследования с детальным изучением методов сбора и анализа информации. Теоретические и методические аспекты адаптации современных технологий маркетинговых исследований с учётом особенностей хлебопекарной промышленности в условиях российской экономики разработаны недостаточно, что и определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Целью диссертации являются исследование и разработка теоретических положений и практических рекомендаций по эффективной организации маркетинговых исследований на предприятиях хлебопекарной промышленности, которые позволят в короткие сроки и с наименьшими затратами получать своевременную и достоверную информацию о рынке с целью разработки на её основе маркетинговых стратегий.

Исходя из поставленной цели, основные задачи исследования состоят в следующем: анализ звеньев продовольственного маркетинга с точки зрения значимости маркетинговых исследованийвыявление особенностей организации и проведения маркетинговых исследований на предприятиях пищевой промышленности, в частности хлебопекарной, с учётом специфики выпускаемой продукцииобоснование необходимости использования концепции социально-этического маркетинга отечественными предприятиями пищевой промышленности для становления социальнорыночной экономики в Россииоценка тенденций, текущего состояния и определение возможностей внедрения маркетинговых исследований на предприятиях пищевой промышленности Самарской областиоценка состояния продовольственного комплекса, хлебопекарной промышленности России и Самарской области, прогноз развития с учетом тенденций мирового рынка хлебопеченияорганизация и проведение маркетингового исследования потребителей хлеба и хлебобулочных изделийразработка предложений по формированию стратегии маркетинга на основе результатов исследования.

Объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования рассматриваются предприятия пищевой промышленности, в частности хлебопекарной. Предметом исследования являются теоретические и практическое аспекты организации и проведения маркетинговых исследований на данных предприятиях.

Информационное обеспечение работы составили данные Госкомстата Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Самарского комитета государственной статистики, данные научных институтов, нормативно — справочные материалы, а также материалы, собранные в результате собственных исследований автора.

Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, российских и зарубежных учёных по вопросам маркетинга и маркетинговых исследований.

В процессе исследования применялись монографический, аналитический, экономикостатистический, расчётно-конструктивный и абстрактнологический методы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в решении актуальной научной задачи организации маркетинговых исследований на предприятиях хлебопекарной промышленности на основе концепции социально-этического маркетинга с использованием экономико-статистических методов, направленных на повышение экономической эффективности предприятий и достижение социального благополучия общества.

Новые результаты заключаются в следующем: обобщены и систематизированы методические приёмы организации маркетинговых исследований на рынке, с целью непрерывного мониторинга хлебопекарной продукции обоснован выбор панельных исследований потребителей и розничной торговлисформулированы принципы социально — этического маркетинга для предприятий хлебопекарной промышленности, реализация которых позволит оптимально сочетать интересы общества и отдельного предприятияна основе анализа состояния и тенденций развития рынка хлебопекарной продукции РФ, Европы и США, выявлены перспективные направления развития данного рынка в России с учётом требований современного потребителя: удобство, здоровье, вкуспредложены подходы к выявлению целевых сегментов и характеристик входящих в них профильных групп потребителей^ основе кластерного анализа, а также к определению и оценке факторов, влияющих на формирование предпочтений потребителей внутри каждого сегментапредложена программа «Здоровье через хлеб» для ОАО «Кинельский хлебозавод», направленная на обеспечение конкурентных преимуществ предприятия на рынке хлеба и хлебобулочных изделий и, одновременно, на решение социальных проблем города и района, программа включена в систему мер по организации здорового питания населенияразработана концепция регионального центра маркетинговых исследований на базе ВУЗа, который наряду с проведением маркетинговых исследований, решает задачи образования и распространения знаний в области маркетингаобоснован выбор организационно — правовой формы центра, сформулированы задачи, разработана маркетинговая программа центра на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии с учётом требований заказчиков. Основные положения, выносимые на защиту: приёмы организации маркетинговых исследований на рынке хлебопекарной продукциипринципы социально-этического маркетинга для предприятий хлебопекарной промышленностивыявленные рыночные перспективы производства хлеба и хлебобулочных изделий в Самарской областиподход к выявлению целевых сегментов и профильных групп потребителей на основе применения экономико-статистических методовцелевая программа «Здоровье через хлеб» ОАО «Кинельский хлебозавод», направленная на оздоровление детей дошкольного и школьного возрастаконцепция регионального центра маркетинговых исследований на базе.

ВУЗа.

Практическая значимость исследования. Реализация предложений и рекомендаций обеспечит предприятиям хлебопекарной промышленности повышение маркетинговой активности, позволит принимать обоснованные управленческие решения относительно стратегии маркетинга, включая вопросы позиционирования товара, выбора целевого сегмента, методов стимулирования продаж, направлений дифференциации ассортимента и так далее. Результаты диссертационного исследования позволяют создать эффективный рынок маркетинговых исследований в Самарской области, а также обеспечить научнопрактическую подготовку специалистов сферы производства в области маркетинга и маркетинговых исследований.

Апробация работы. Результаты данного исследования и разработанные на их основе рекомендации используются в практической деятельности ОАО «Кинельский хлебозавод», а также в учебном процессе Самарской государственной сельскохозяйственной академиидокументы о внедрении имеются.

Материалы исследований докладывались и были одобрены на региональных и областных научно — практических конференциях (г.Самара, 2001 г.- г. Пенза, 2001 г.- г. Оренбург, 2002 г.).

Публикации. По теме исследования опубликовано 7 работ общим объёмом 1,21 п.л.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 132 наименования, и приложений, в которых приведены информационно — справочные данные, иллюстрирующие и дополняющие основное содержание работы.

Выводы по третьей главе.

1. Проведено исследование социально — экономического состояния Самарской области. Сделан вывод о том, что несмотря на показатели потребления продовольствия на душу населения, которые в среднем ниже, чем по Российской Федерации, и снижение потребления происходит более быстрыми темпами, а индикаторы продовольственной безопасности ниже нормативных, области присвоен максимально возможный рейтинг стабильности. Автор отмечает привлекательность Самарской области для инвестиций и реализации целевых программ.

2. На основе комплексного анализа состояния пищевой промышленности Самарской области сделан вывод о неравномерности развития отдельных отраслей. Наибольшими темпами развивается пищевкусовая промышленность, о чём свидетельствуют индексы объёмов производства. Наиболее прогрессивными отраслями являются кондитерская, макаронная и масложиро-вая.

3. Анализ состояния хлебопекарной промышленности Самарской области и конъюнктуры рынка данной продукции позволили сделать следующие выводы.

• За последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение количества предприятий и численности занятого на них персонала, одновременно с этим возрастает удельный вес убыточных предприятий. Но основе анализа платёжеспособности и финансовой устойчивости предприятий выявлено, что большая часть из них постепенно теряют финансовую независимость, уменьшается концентрация собственного капитала, наблюдается недостаток оборотных средств. «*> • Большая доля рынка крупных и средних предприятий -68% принадлежит лидерам отрасли, которые стремятся к монополизации отдельных географических рынков.

• Анализ ёмкости рынка свидетельствует о том, что существует потенциал для увеличения производства хлеба и хлебобулочных изделий.

• Прогнозы на основе трендового анализа показывают, что при сохранении сложившихся рыночных тенденций производство хлеба будет увеличиваться, а потребление снижаться.

4. Учитывая то, что конъюнктурная ситуация способствует обострению конкуренции на рынке, автор прогнозирует следующие направления борьбы за потребителя: дифференциация ассортимента продукции, выход на новые сегменты рынка, поиск рыночных ниш, совершенствование каналов распределения, использование возможностей маркетинговых коммуникаций.

5. Для разработки конкретных рекомендаций производителям хлебопекарной продукции Самарской области, проведено маркетинговое исследование потребителей и розничной торговли.

Сбор данных проводился в г. Самара, районных центрах и семнадцати районах области. Осуществлена электронная обработка данных с применением программы STATISTICA — 5.0.

Выявленные в ходе исследования целевые сегменты рынка, профили наиболее ценных сегментов, требования потребителей к отдельным элементам комплекса маркетинга, недостатки системы распределения продукции, позволяют разрабатывать эффективные маркетинговые ме-% роприятия, могут быть использованы производителями Самарской области для решения задач на целевом рынке.

6. На основе исследований разработана комплексная целевая программа «Здоровье через хлеб» для ОАО «Кинельский хлебозавод», которая призвана решить не только экономические проблемы отдельного предприятия, но и социальные проблемы региона, в котором будет осуществляться.

7. Предложены рекомендации по совершенствованию регионального рынка маркетинговых исследований за счёт создания исследовательских центров на базе ВУЗов. Подчёркнуто, что подобные центры будут не только собирать и обрабатывать информацию, но и способствовать повышению квалификации руководящего состава в области маркетинга, внедрению маркетинга и маркетинговых исследований на предприятия.

Заключение

.

Представленные в диссертации результаты исследований отражают но* вое решение актуальной задачи теоретического обоснования и практического решения задач организации маркетинговых исследований на предприятиях пищевой промышленности, в частности хлебопекарной.

Основные теоретические и практические результаты работы состоят в следующем.

1. Исследована система продовольственного маркетинга с точки зрения распределения исследовательской нагрузки между её звеньями. Предприятия пищевой промышленности выделены из системы как элемент, несущий максимальную маркетинговую нагрузку, так как на данном этапе движения продовольствия завершается процесс создания товарной продукции, формируется ассортимент, закладывается значительная часть рыночной стоимости продукции. Сделан вывод о том, что поскольку производители продуктов питаt ния в системе продовольственного маркетинга несут ответственность за качественное удовлетворение потребностей целевых рынков, то именно они должны прилагать максимум усилий для исследования требований потребителей.

2. На основе теоретического анализа процессов организации и проведения маркетинговых исследований, подчёркнута необходимость адаптации методик исследований к особенностям каждой отдельной отрасли с учётом специфики продукции. Отмечена необходимость обязательного включения в процесс маркетингового исследования этапов контроля за использованием результатов и оценки эффективности маркетинговых исследований.

Исследования основных отличительных особенности поведения потреби-" телей на рынке хлебопекарной продукции, обусловили выбор приоритетных областей исследования: потребители и розничная торговля. На основе проведённого анализа методов сбора первичной информации, сравнения достоинств и недостатков каждого, для предприятий хлебопекарной промышленности рекомендованы панельные исследования. Данный метод сбора информации о потребителях и розничной торговле позволит предприятию вести непрерывный мониторинг рынка, получать достоверную и своевременную информацию для принятия оперативных и стратегических решений в области маркетинга.

3. Автором проанализированы и сопоставлены концепция социально — рыночной экономики и социально — этическая концепция маркетинга. Отмечено, что принципы формирования данных концепций созвучны. Концепция социально — этического маркетинга встраивается в современную рыночную модель как на социальном, так и на экономическом уровне. Сделан вывод о необходимости переориентации предприятий пищевой промышленности на принципы социально — этического маркетинга, что будет способствовать скорейшему становлению социально — рыночной экономики в стране.

4. Проанализированы состояние и структура российского рынка маркетинговых исследований, проблемы его функционирования, потенциальные направления развития и причины, сдерживающие его, выявлены основные требования заказчиков к исследованиям. Отмечено, что знание особенностей, сильных и слабых сторон общероссийского и региональных рынков маркетинговых исследований позволит разработать рациональные и конструктивные пути его развития и совершенствования.

5. На основе исследования экономической доступности продовольствия для населения страны, уровня, структуры, приоритетов потребления сделан вывод о том, что сложившаяся структура потребления является критической и ведёт к снижению биологического потенциала российского населения. Учитывая роль хлебопродуктов в питании населения страны, обоснована необходимость формирования ассортимента хлебопекарной продукции с заданными функциональными свойствами. Выделены три приоритетных направления: продукция для людей разных возрастных групп, людей разных профессий и населения зон экологического благополучия. Автор анализирует опыт западных компаний хлебопекарной промышленности, которые ориентируются на современные требования потребителей: удобство, здоровье, вкус, и предлагает использовать в работе отечественных предприятий западные подходы к сегментированию рынка и дифференциации продукции.

6. Проведено исследование социально — экономического состояния Самарской области. Сделан вывод о том, что несмотря на показатели потребления продовольствия на душу населения, которые в среднем ниже, чем по Российской Федерации, и снижение потребления происходит более быстрыми темпами, а индикаторы продовольственной безопасности ниже нормативных, области присвоен максимально возможный рейтинг стабильности. Автор отмечает привлекательность Самарской области для инвестиций и реализации целевых программ.

7. На основе исследований разработана комплексная целевая программа «Здоровье через хлеб» для ОАО «Кинельский хлебозавод», реализация положений которой принесёт дополнительную прибыль предприятию в размере 47,135 тыс. руб. в год, позволит влиять на оздоровление и профилактику заболеваний детей младшего и среднего школьного возраста, поможет решить социальные проблемы региона, в котором будет осуществляться.

8. Предложены рекомендации по совершенствованию регионального рынка маркетинговых исследований за счёт создания исследовательских центров на базе ВУЗов. Подчёркнуто, что подобные центры будут не только собирать и обрабатывать информацию, но и способствовать повышению квалификации руководящего состава в области маркетинга, внедрению маркетинга и маркетинговых исследований на предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агропромышленный комплекс Самарской области за 1991 -2000 гг. Аналитическая записка Самарского областного комитета государственной статистики.
  2. Агропромышленный комплекс и аграрная политика в России на рубеже 21-ого века (анализ, оценки, предложения).-СПб ГОУ АМА НЗ РФ., 2000.-97 с.
  3. Г. Л. Методы оценки ёмкости рынка.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-1999, № 6 (24).-С.43−48.
  4. Г. Л., Яхин В. Е. Маркетинговые исследования для малого бизнеса: состояние рынка и перспективы развития.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-2001, № 2 (32).-С.6−14.
  5. А.И., Макин Г. И., Бабков М. А. Развитие продовольственного рынка России. Ч.1.-М.: АгриПресс, 1999.-336 с.
  6. В. Конкурентоспособность России в мировой экономи-ке.//Маркетинг.-1999, № 2.-С.З-20.
  7. В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: Учебное пособие.-М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ,-1997.-128с.
  8. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел I.-M.: МГФ «Знание», 2000.-544 с.
  9. А.Г. Зерновое хозяйство России.-М.: 1998.-224 с. Ю. Берковский Э. Вкус хорватского круха.// Хлебопродукты.-2001, № 10.-С.36 П. Богданова Е. Л. Информационный маркетинг.-С-Петербург «Альфа», 2000.-176с.
  10. Н.А. Методология аграрных экономических исследований девять лет спустя после начала кризиса.- М.: Энциклопедия российских деревень, 1999.-3 26с.
  11. А. Пищевая промышленность проблемы и перспекти-вы.//Хлебопродукты.-2001, № 2.-С.6−7.
  12. М.М. Системы маркетинговой информации: современные мировые тенденции развития и особенности российского рынка. // Маркетинг в России и за рубежом.-2002, № 1 (27).-С.56−68.
  13. А. Состояние и тенденции развития хлебопечения в Украине. // Хлебопродукты.-2001, № 3.-с.8−11.
  14. Н. Маркетинговая информация: стоимостной аспект. // Марке-тинг.-1997, № 2.-С.35−39.
  15. Витт Юрген Управление сбытом/Пер. с нем.-М.:ИНФРА-М, 1997.-112с.
  16. П.Ю. Некоммерческие организации: бухгалтерский учёт и налогообложение.- М: Издательство «Бухгалтерский учёт», 2000.-208с.
  17. . Хлеб наш насущный. //Хлебопродукты.-2001, № 5.-С.15−17.
  18. Гарбузова Б. Новинка-лечебный хлеб. //Хлебопродукты.-2001, № 10.-С.4−5.
  19. . Здоровье через хлеб. //Хлебопродукты.-2001, № 11.-С.6−7.
  20. В.В. Основы маркетинга.-М: ТЕИС, 1999.-742с.
  21. А. Черчилль. Маркетинговые исследования.-СПб.: Издательство «Питер», 2000.-752с.
  22. В.В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента.-СПб.: Издательство «Лань», 2000.-48Ос.
  23. Годовой отчет Муниципального центра социального обслуживания, г. Ки-нель.-2001.
  24. .М. Современная концепция социального маркетинга.// Маркетинг в России и за рубежом.-2001, № 6 (26).-С.З-10.
  25. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Издательство «Финпресс», 1998.-416с.
  26. Е.П. Составление анкет и разработка выборочного плана.// Маркетинг в России и за рубежом.-1998, № З.-С. 33−55.
  27. В.А. Маркетинговое консультирование.-М.: Дело, 1998.-248с.
  28. А.В. Продовольственное обеспечение России (Вопросы теории и практики).-М.: ИНФРА-М, 1997.-280с.31 .Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. 15.05.2001).
  29. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект).-М.: ИНФРА-М, 1997.-280С.
  30. Г. С., Гук А.А. Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-1999, № 1 (19).-С.4−9.
  31. ДихтльЕ., Хёршген X. Практический маркетинг. Учебное пособие./ Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко.- М.: Высшая школа, 1995.-255с.
  32. А.А. Маркетинговая концепция управления предприятием.// Маркетинг в России и за рубежом.-1998, № 2 (5).
  33. Т. Маркетинговые исследования по выявлению потребности в профилактических продуктах питания в зонах радиоактивного загрязнения.// Маркетинг.-1997, № 1.-С.35−38.
  34. Т., Лукин В., Ульянченко Л. Рынок профилактических продуктов питания: проблемы развития.// Маркетинг.-1999, № 2.-С.74−81.
  35. Т., Полякова Е., Уварова В. Маркетинговая оценка состояния питания школьников в Орловской области.// Маркетинг.-2000, № 5.- С.36−42.
  36. .П., Мартыщенко J1.A., Губин Г. С. Информационная микроэкономика. Часть 2. Анализ закономерностей и моделирования.-СПб.: «Нормед-Издат», 1998.-160с.
  37. .П., Мартыщенко J1.A., Иванцов И. Б. Информационная микроэкономика. Часть 1. Методы анализа и прогнозирования.-СПб.: Нормед-Издат", 1997.-160с.
  38. Итоги социально-экономического развития Самарской области в 1999 г. // ЗКЗИТ.-2000, № 2−3.-С.2−9.
  39. О.В. Использование статистических методов при оценке конкурентоспособности массового товара.// Вопросы статистики.-2001, № 3.
  40. В. Сельское хозяйство России в 2000 году (экономический обзор).// АПК: экономика, управление.-2001,№ 3.-С.11−16.
  41. В.А. Маркетинговое управление в региональном АПК. Материалы междункродной научно-практической конференции. Теория и практика управления региональными АПК.-с.-п. Пушкин, 2000.-289с.
  42. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.-176с.
  43. Колоскова И. К вопросу о государственном регулировании качества продовольствия. // Маркетинг.-2001, № 1.-С. 82−88.
  44. И. Государственное регулирование качества продовольствия.// АПК: экономика, управление.-2001,№ 2.-С.77−78.
  45. КолупаеваТ., Матвеева И., Лущик Т. Зависимость черствения хлеба от вида упаковочного материала.// Хлебопродукты.-2000,№ 11 .-С. 12−14.
  46. С. Особенности формирования национального бренда в России.// Маркетинг и маркетинговые исследования в России.-2000,№ 27 (3).-С.47−50.
  47. Ф. Маркетинг Менеджмент.-СПб: Питер Ком, 1999.-896с.
  48. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. -М.: «Ростинтер», 1996.-704с.
  49. Э.Н. Методологическая культура агроэкономических исследований.^.: Энциклопедия российских деревень, 1999.-326с.
  50. А. Как закрутить колесо маркетинга. // Комсомольская правда.-2002.
  51. В.Г. Государственное регулирование зернового рынка России.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2001, № 10.-С.13−17.
  52. В. Живительная сила хлебцев ГРАТА.// Волга-Бизнес.-2001, № 4.-С.22−23.
  53. А.И. Производство и потребление пшеницы в Российской Федерации.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, -2001, № 3.-С.49−51.
  54. А.И. Прогноз производства сельскохозяйственной продукции в 2001—2004 годах.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2001, № 5.-С.47.
  55. Маркетинг в АПК. Под ред. Г. П. Абрамовой.-М.: Колос, 1997.-240с.
  56. Маркетинг: Учебник. Под ред. А. Н. Романова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560с.
  57. Н. Должен каждый гражданин принимать «Иодказеин».// Комсомольская правда.-2002.
  58. В.Л. Спонсорство как инструмент коммуникаций.// Маркетинг в России и за рубежом.-1998,№>3.-С.25−29.
  59. Д. Макроэкономика СНГ: десятилетие реформ.//Российский экономический журнал.-2001, № 5−6.-С.60−70.
  60. Менеджмент. Учебное пособие.-М.: Знание, 2000.-288с.
  61. Методы экономических исследований в агропромышленном производст-ве.-М., 1999.-260с.
  62. А. Продовольственный рынок России : перспективы развития.// АПК: экономика, управление.-2001, № 1.-с.4−13.
  63. В.Н. Как развивается малый хлебопекарный бизнес в США? // Хлебопродукты.-2000, № 11.-С.29−30.
  64. В.Н. Продажа и потребление хлебопродуктов в США.// Хлебопродукты.-2001, № 5.-С.38−39.
  65. С.В. Маркетинг для менеджеров.-М.: «Диз-Арт», 1998.-220с.
  66. О.В. проблемы российского рынка маркетинговых исследований и пути его совершенствования. Стабилизация аграрного производства в рыночных условиях: Межвузовский сборник научных трудов.- Самара, 2001.-С.35−38.
  67. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы.-М.: «Ось-89», 1998.-80С.
  68. С.А., Полянских Д. В., Земина Н. В. Конъюнктурные исследования рынка продовольственных товаров.//Маркетинг в России и за рубежом.-1998, № 3.-С. 80−92.
  69. Р.Д. Научное обеспечение решения проблем хлебопекарной промышленности. М.: Агри Пресс, 1999.-351с.
  70. Т.Н. Основы маркетинга. Курс лекций. 1998 г.
  71. О.В., Руденко Н. Р. Проблемы информационного обеспечения маркетинга на предприятиях АПК. Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1.-Самара, 2001.-С. 39−41.
  72. Е.В., Калиновская Т. Н. Новое в статистике: о формировании статистики индивидуального предпринимательства.// Вопросы статистики.-2002, № 1.
  73. С.Л., Попов С. А. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов.-М.: «Финансы и статистика», 2001.-224с.
  74. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 20 012 003 годы. // ЭКЗИТ.-2001, № 7.-С.З-7.
  75. В.Е. Анализ рынка хлебобулочных изделий с позиции социально-ориентированного маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом.-2002, № 1.-с.80−85.
  76. Регион с мощной экономикой и высоким человеческим потенциалом. // Волга-Бизнес.-2001, № 5−6.- С. 44−46.
  77. Рекомендации по организации маркетинга в системе распределения сельскохозяйственной продукции.- М., 1999.-140с.
  78. . Сельское хозяйство в Российской Федерации в 1996—2000 годах (экономический обзор). // АПК: экономика, управление.-2001, № 11.-С. 15−29.
  79. В.В. Использование ассоциативных исследований в практике маркетинга. // Маркетинг и маркетинговые исследования в Росии.-2001, № 1.
  80. В., Молчановский Е., Толоконникова Ю. Формирование конкурентных преимуществ в пищевой промышленности. // Маркетинг.-2001, № 5.-С.87−94.
  81. Сельское хозяйство в России в 2000 году (экономический обзор). // АПК: экономика, управление.-2001, № 3.-С. 11−15.
  82. М. Наше здоровье в наших руках. // Хлебопродукты.-2001, № 6.-С.6−7.
  83. ЮО.Создание мини-пекарен. Томский опыт.- Люксембург: Офис официальных изданий Европейского Сообщества.-1995.-52с.
  84. Социально-экономическое положение регионов Российской Федерации-членов Ассоциации «Большая Волга». // Волга-Бизнес.-2000, № 8−9.-С.34−39.
  85. С Самарской областью выгодно сотрудничать.// Волга-Бизнес.-2001, № 2.-С.23.
  86. Статистика рынков товаров и услуг. Под ред. И. К. Беляевского.-М.: Финансы и статистика, 1997.-432с.
  87. Статистический сборник: Сельское хозяйство РФ и зарубежных стран.-М., 1996.
  88. Н.Е. Основы теорий маркетинга и менеджмента.-М.:1994. Юб. Ткач А. Продовольственная безопасность и пути её решения. // АПК: экономика, управление.-2001, № 1.-С. 28−35.
  89. Л.А., Павлюченков А. К., Стрелков Е. В., Кочетков Л. И. О производстве зерна в России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1997, № 12.-С.10−13.
  90. Е.Б. Состояние основных отраслей АПК в 2001 г. и продовольственная безопасность России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002, № 5.-С.14−16.
  91. Е.Б. Обзор ситуации на российском рынке зерна и прогноз его развития. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих пред-приятий.-2001, № 1.-С.44−47.
  92. Ю.Урманов Н. Что едят в США? // Хлебопродукты.-2001, № 10.-С. 37−39.
  93. Устав Фонда «Сельскохозяйственного обучения» Кинель, 1997.
  94. Э.А. Стратегическое планирование М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998 — 440с.
  95. ПЗ.Ушачёв И. Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2002, № 5.-С.7−11.
  96. Р. Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности России. // Управление персоналом.-2000, № 6.-С. 7182.
  97. В.В., Эрнашвили Н. Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учебное пособие для ВУЗов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-159С.
  98. Т. Куда пойти? Чем заняться? // Кинельская жизнь.-2002.-№ 45. 120. Чудилина В. П. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Самарская гос. экон. акад.-Самара, 1997.-192с.
  99. Ю. Смесь для хлеба «8 злаков». // Хлебопродукты.-2001, № 6.-С. 12−13.
  100. Шифман 3. Тенденции развития рынка хлебобулочных изделий. // Хле-бопродукты.-2001, № 8.-С. 14−15.
  101. В.Д., Стерхова С. Н. Исследования рынка- источник принятия управленческих решений. // Маркетинг и маркетинговые исследования в Рос-сии.-2000, № 30 (6).-С. 14−22.
  102. . Деловая этика и менеджмент: современные подходы. // Проблемы теории и практики управления.-2002, № 1.-С.89−95.
  103. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг.-М.:Экономика, 1990. 126. Экономика Самарской области на рубеже веков / Под ред. А. П. Жабина.-Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2000.-200с.
  104. О.У. Эффективная организация маркетинга- с чего начать? // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.- 2001, № 31 (1).-С.22−30.
  105. Ян X. Гордон. Маркетинг партнёрских отношений.// Управление персо-налом.-2002, № 1 (66).-С. 32−33.
  106. С.М. Определение индексов конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. // Труды независимого Аграрного Экономического общества России, Выпуск 1.-М.: Издательство МСХА, 1997.-584с.
  107. Т. Маркетинг державу поднимет. // Комсомольская правда.-2000.
  108. Hamm Ulrich/ Landwirtschaftliches Marketing- Grundlagen des Marketing fur landwirtschaftliche Unternehmen.-Stuttgart: Ulmer, 1991.
  109. Самарский областной центр профориентации молодёжи и психологической поддержки населения, 2001 г. — 222 с.
Заполнить форму текущей работой