Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Неблагополучная семья как причина социально-правовой защиты детей

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Причиной неблагополучия также может стать и наличие в семье больного или инвалида, содержание которого требует достаточно значительных вложений и порой весьма серьезно ограничивает членов семьи в возможностях дополнительного заработка по причине необходимости обеспечения уходом за больным. Это подрывает и эмоциональную стабильность, в результате повышая уровень конфликтности создавая… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ И ВОСПИАНИИ РЕБЕНКА
    • 1. 1. Семья, как базовая основа развития ребенка
    • 1. 2. Неблагополучная семья и ее влияние на ребенка
  • ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ В РФ
    • 2. 1. Нормативно — правовые основы защиты неблагополучной семьи
    • 2. 2. Правовая защита, как составляющая комплексной помощи неблагополучной семье
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Неблагополучная семья как причина социально-правовой защиты детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для решения конкретных задач социального законодательства в направлении семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

В направлении защиты прав семьи и детства также работают «Семейный кодекс РФ», устанавливающий нормы и принципы правоотношений между всеми членами семьи, в том числе и при решении конфликтов, и «Закон об образовании».

2.

2. Правовая защита, как составляющая комплексной помощи неблагополучной семье Правовая защита неблагополучных семей осуществляется в приоритетном большинстве случаев в комплексе, исходя из базовых потребностей семьи в защите и обеспечении поддержки в контексте законодательство о социальной защите семьи и детства.

Сама суть комплексного подхода предполагает рассмотрение семьи, как многогранной составляющей, способной к развитию с учетом воспитательной возможности семьи. Признание неразрывности комплексности проблемы неблагополучной семьи дает возможность организации ее правовой защиты исходя из имеющихся для этого средств.

Команда специалистов использует принципы системного подхода в работе с семьей путем отношения к ней, как к большой и сложной системе и, одновременно, как к элементу более общей системы. Системный подход определяет использование различных специалистов для решения задач помощи неблагополучной семье.

Модель социального обслуживания основывается на использовании понятия «сервисная социализация», в результате которой совокупный индивид (как член семьи), социальная группа (семья) приобретают социальную субъектность. Особенность сервисной социализации заключается в том, что на первое место по влиянию на семьи социально — правовых служб, имеющих разную начальную степень социальной субъектности, выходят технологии социального обслуживания, задача которых состоит в изменении форм и механизмов реализации взаимодействия семьи с социальной средой:

— решают которую — профессиональные специалисты, использующие комплексные методы, разработанные на основе достижений разных социальных наук (философии, педагогики, психологии, экономики и др.);

— целостность системы социального обслуживания обеспечивается совокупностью взаимодополняющих функций и свойствами социальной структуры.

Развитие системы социально — правового обслуживания происходит по мере развития потребностей и способностей человека, формируемых благодаря совокупности качеств, других социальных систем социальной среды, и их внешнего взаимодействия:

— социально — правовое обслуживание проявляет себя в различных формах: как система, институт и вид профессиональной деятельности;

— институт социально — правового обслуживания возникает в результате объективных потребностей членов семьи;

— специфика его формирования определяется, с одной стороны, социетальным характером его развития, а с другой, личностной ориентацией, что не только стимулирует становление личности, но и позволяет более органично соединять личные и общественные потребности;

— институционализация социально — правового обслуживания рассматривается как с точки зрения классического, так и современного (институционально-средового) подходов, т. е. преобразование социального явления в устойчивый воспроизводящийся институт проходит через процесс становления социального законодательства, организационно-управленческих и кадровых основ, формирование системы ценностей, институциональной этики и сознания, зависящий от социальной среды и межинституционального взаимодействия с институтами общества в целом и социализирующейся личностью в частности.

Таким образом, все эти теории объединяют принципы поведенческих изменений, но при этом выделяются разные механизмы их реализации. Стратегии работы в области социально — правовой помощи могут привести к изменениям на различных уровнях: на уровне поведения индивидов, сетевых структур и норм, а также на уровне более широких общественных структур. Они представляют собой основу комплексного подхода к работе с неблагополучными семьями, разработки высокоэффективных программ профилактики возникновения нарушений прав и рискованного поведения, формирования приверженности, которые охватывают не только уровень индивида, но и небольшие группы, и общество в целом.

Как правило, все специалисты положительно оценивают свой опыт работы в программе организации подобной поддержки. В числе положительных моментов — приобретение новых знаний и навыков, возможность межличностного общения со специалистами.

Важное значение в процессе играют семьи девиантов (определяющих неблагополучие семьи) и их ближайшее окружение. Устранение негативного социального окружения является одной из основных задач и убеждение девианта в том, чтобы отказаться от подобных связей — одна из важных составляющих успеха. В данном направлении весьма активно подключаются органы правопорядка. В случае, если девиация возникла при наличие длительной психотравмирующей ситуации приоритетным становится и ее устранение. Выстраивание взаимоотношений с социальным окружением на бесконфликтной основе — задача двусторонняя, что обусловливает и подключение к работе с семьей органов социально — правовой защиты и органов, ориентированных на защиту и сохранение прав детей.

При наличие девиантного поведения в семье приоритетом может стать работа по преодолению девиации со стороны всех ее членов: лечение от наркомании, алкоголизма, прекращение ведения асоциального образа жизни и пр. В данном аспекте правовая составляющая работает, как фактор предупреждения о законодательных основах, позволяющих предпринять по отношению к взрослым членам семьи — девиантам санкций, в том числе изъятия детей из семьи и помещение их в заведения интернатного типа, а также возбуждение против родителей или иных членов семьи уголовного преследования.

Защита прав ребенка, при этом, является приоритетной. В данном направлении производится:

— социально-психологическое консультирование семьи;

— выявление факторов наличия взаимного непонимания;

— выявление и устранение конфликтности во взаимоотношениях в семье;

— производится социально-правовое консультирование;

— производится педагогическое, психологическое консультирование родителей;

— внедряется программа обучения родителей по конструктивному взаимодействию с ребенком.

При необходимости органами социально — правовой защиты разворачивается работа по организации помощи родителям в преодолении различных форм зависимостей — алкогольной, наркотической, игровой и пр. Так же возможна организация помощи в трудоустройстве, улучшении жизненных условий, в том числе и приведения в порядок имеющегося жилья за счет средств спонсоров, покупки необходимого бытового оборудования и пр.

Таким образом, в данном правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действия и поведения родителей.

Исходя из проблемы семьи специалисты выстраивают работу с ней средствами комплекса правовых, социально — педагогических, психологических и экономических услуг, ориентированных на коррекцию поведения родителей и устранения факторов неблагополучия семьи. Специалист по праву помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, указать на негативные правовые последствия ситуации. Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи за счет принятия в отношении нее профилактических и предупредительных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, семья является основной воспитательно — социализирующей ячейкой общества. Результатом социализации ребенка в семье становится и дальнейшая успешность становления его, как личности в системе социальных отношений вне семейного круга.

Личностные качества, которые формируются в семье, в дальнейшем становятся приоритетным и значимым фактором включения его в различного рода социальные группы, где он может самореализоваться. Подобные группы весьма многочисленны однако, в случае неумения успешно выстроить коммуникативный процесс, взаимодействовать с окружающими, ребенок не может полноценно влиться в социальную среду и оказывается изгоем в значимых для него социальных группах, среди которых приоритет отдается группе сверстников.

Отклонение от нормы, определяющей благополучную семью, переводит ее в статус неблагополучной. Неблагополучие семьи может определяться исходя из ряда факторов, одним из которых является ее социально — экономическое положение и социальный статус ее членов. Данные составляющие практически всегда сопутствуют семьям, определяемым, как неблагополучные. Недостаточный уровень материального обеспечения (по ряду причин), ведет к невозможности обеспечения для ребенка полноценного развития в современном обществе, поддержания его здоровья. Данная составляющая неблагополучия может быть временным явлением по причине временных материальных трудностей семьи (к примеру, потери работы одним из родителей), либо постоянной. Материальное неблагополучие может возникать в связи с отсутствие у взрослых членов семьи обеспечения материальным достатком, отсутствием стремления соотносить свои материальные возможности с желаниями. Примером являются многодетные семьи, которые, достаточно часто, являются неблагополучными именно исходя из отсутствия у родителей желания и навыка регулировать свои отношения и рост семьи исходя из материальных возможностей. Отсутствие достаточных средств для полноценного обеспечения приводит семью на грань бедности, а порой и невозможности обеспечения всех рожденных детей необходимыми продуктами питания, одеждой, квадратными метрами и пр.

Причиной неблагополучия также может стать и наличие в семье больного или инвалида, содержание которого требует достаточно значительных вложений и порой весьма серьезно ограничивает членов семьи в возможностях дополнительного заработка по причине необходимости обеспечения уходом за больным. Это подрывает и эмоциональную стабильность, в результате повышая уровень конфликтности создавая неблагополучную обстановку вследствие напряженности. Однако, наиболее частым фактором возникновения неблагополучия в семья является девиантное поведение одного или нескольких ее членов.

Основополагающей целью правовой защиты неблагополучной семья является сохранение прав и интересов ребенка в связи с чем действующее законодательство в РФ, ориентируясь на защиту семьи, в первую очередь рассматривает приоритет интересов ребенка. В связи с этим РФ во многом ориентируется на нормы международного права.

Важное значение в организации правовой защиты семьи играет и законодательство, ориентированное на ее поддержку. В РФ принято ряд законодательных актов, которые ориентированы на обеспечение в том числе и неблагополучных семей необходимыми мерами социальной и финансовой поддержки. Данное направление на современном этапе является одним из приоритетных в связи с тем, что социально — правовая защита рассматривает семью с точки зрения ее функциональных составляющих и при выявлении факта невыполнения ей функций, особенно по отношению к ребенку она оказывается объектом пристального внимания различного рода социальных служб, которые путем внедрения в нее специалистов, имеющих опыт и навыки работы с подобной семьей, устраняют наиболее негативные факторы. В случае же отсутствия эффекта от внедрения органы социальной защиты могут поставить вопрос об изъятии из семьи ребенка в связи с невыполнением ей мер по его воспитанию и жизнеобеспечению, устранения угрозы его жизни и здоровью.

Социальное законодательство ориентировано не только на устранение, но на организации профилактических мер.

Исходя из проблемы семьи специалисты выстраивают работу с ней средствами комплекса правовых, социально — педагогических, психологических и экономических услуг, ориентированных на коррекцию поведения родителей и устранения факторов неблагополучия семьи. Специалист по праву помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, указать на негативные правовые последствия ситуации.

Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России — 2008 — № 1 с. 20 — 29.

Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. — Саранск: Морд.

кн.из-во, 2007. — 144 с.

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т. Гончарова // Народное образование. 2012. № 6- С.

98.

Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.

М.: «НИИ ШТ», 2010. — 184 с.

Лебединская О. Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2012. — 258 с.

Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М. Н. — М.: «Academia», 2010 — 342с.

Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. — М.:"Социальное здоровье России", 2011. — 245 с.

Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. — М.: Дашков и К, 2013. — 213 с.

Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. — Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010. 196 с.

Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.

ред. В. В. Петров.

Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012. 144 с.

Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, № 4, 2012. С. 65−68.

Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю. Б. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 356 с.

Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э. И., Кучукова Н. Ю., Пенцова Е. А. — М.: Academia, 2009. 288с.

Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Эксмо — Пресс, 2010. — 396 с.

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т. Гончарова // Народное образование. 2012. № 6. С. 7

Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф. А. Мустаева. — 3-е изд., перераб.

доп. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2012. С. 46.

Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. — М.:"Социальное здоровье России", 2011. С. 71

Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. — М.: Дашков и К, 2013. С. 56

Лебединская О. Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2012. С. 54

Лебединская О. Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2012. С. 76.

Там же

Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.

ред. В. В. Петров.

Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012. С. 114.

Лебединская О. Т. Любовь. Семья. Дети. — СПб.: Питер, 2012. С. 112.

Там же.

Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. — М.: Дашков и К, 2013. с. 76.

Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, № 4, 2012. С. 65−68

Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, № 4, 2012. С. 65−68

Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий — СПб.: Питер, 2009. С. 102.

Лебединская О. Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2012. С. 76.

Конвенция о правах ребенка. — М.: ЮКЕА, 2012. С. 5.

Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, № 4, 2012. С. 67.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России — 2008 — № 1 с. 20 — 29.
  2. В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. — Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. — 144 с.
  3. Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т. Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С. 98.
  4. Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. — 184 с.
  5. О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская — СПб.: Питер, 2012. — 258 с.
  6. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М. Н. — М.: «Academia», 2010 — 342с.
  7. Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. — М.:"Социальное здоровье России", 2011. — 245 с.
  8. Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. — М.: Дашков и К, 2013. — 213 с.
  9. Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. — Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010.- 196 с.
  10. Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012.- 144 с.
  11. Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, № 4, 2012. С. 65−68.
  12. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю. Б. — М.: Волтерс Клувер, 2011. — 356 с.
  13. Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э. И., Кучукова Н. Ю., Пенцова Е. А. — М.: Academia, 2009.- 288с.
  14. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Эксмо — Пресс, 2010. — 396 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ