Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Расчет технико-эксплуатационных показателей АТП

Практическая работаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственно суммы расходов нельзя сопоставлять, так как они соответствуют разным объемам грузооборота. Для обеспечения их сопоставимости необходимо определить сумму затрат предыдущего периода, скорректированную на фактический грузооборот. Для этого сумму расходов предыдущего периода необходимо умножить на индекс грузооборота. Такой расчет выполняется по всем статьям переменных расходов… Читать ещё >

Расчет технико-эксплуатационных показателей АТП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Белорусский национальный технический университет Автотракторный факультет Кафедра «Экономика и логистика»

Расчётно-графическая работа по дисциплине: «Статистика предприятия»

Исполнитель: студентка группы 101 850

Иванова Н.Г.

Руководитель работы: доцент Зеньчук Н. Ф Минск 2012

ВАРИАНТ 10

Таблица 1 — Данные для расчета технико-эксплуатационных показателей АТП за два периода

Показатель

октябрь

ноябрь

Автомобиле-часы в движении

Автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой

Автомобиле-часы простоя на линии по всем причинам

Общий пробег, км

Груженый пробег, км

Количество выполненных ездок

Грузооборот, ткм

Объем перевозок, т

Средняя грузоподъемность списочного автомобиля, т

Автомобиле-дни в хозяйстве

Автомобиле-дни простоя в ремонте и его ожидании

Автомобиле-дни простоя в выходные и праздничные дни

Автомобиле-дни простоя по эксплуатационным причинам

Доход, руб.

Поступило основных средств, руб.

2 579 547 500,0

2 674 094 700,0

в том числе новых

1 881 137 430,0

1 653 058 630,0

Выбыло основных средств, руб.

1 518 560 740,0

2 613 239 440,0

в том числе ликвидировано

984 685 720,0

1 258 432 170,0

Среднесписочная численность ремонтных рабочих, чел

Принято на работу

Уволено всего

в т.ч. по сокращению численности

с уходом на пенсию

по собственному желанию и по соглашению сторон

за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины

Таблица 2 — Структура основного капитала.

элементы основного капитала

Стоимость на 1.10, руб.

Стоимость на 1.11, руб.

Стоимость на 1.12, руб.

основные средства

12 146 465 520,0

13 207 452 280,0

13 268 307 540,0

незавершенное строительство

261 255 030,0

279 558 880,0

263 726 400,0

оборудование к установке

71 939 790,0

85 913 220,0

79 254 570,0

нематериальные активы

0,0

13 637 020,0

13 664 580,0

прочие внеоборотные активы

141 355 380,0

50 456 970,0

39 627 280,0

Таблица 3 — Структура основных средств.

вид основных средств

Стоимость на 1.10, руб.

Стоимость на 1.11, руб.

Стоимость на 1.12, руб.

Здания

1 229 222 310,0

1 488 479 870,0

1 492 684 600,0

Сооружения

583 030 350,0

673 580 070,0

716 488 610,0

Передаточные устройства

284 227 290,0

375 091 650,0

354 263 810,0

Машины и оборудование

457 921 750,0

423 959 220,0

420 605 350,0

Транспортные средства

9 234 957 730,0

9 920 117 400,0

9 935 308 680,0

Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь

357 106 090,0

326 224 070,0

348 956 490,0

Таблица 4 — Структура оборотного капитала.

элементы оборотного капитала

Стоимость на 1.10, руб.

Стоимость на 1.11, руб.

Стоимость на 1.12, руб.

Материальные запасы

509 403 260,0

516 083 060,0

529 091 510,0

Дебиторская задолженность

759 193 300,0

747 008 550,0

747 481 230,0

Краткосрочные финансовые вложения

451 165 700,0

447 519 450,0

447 193 740,0

денежные средства

23 680 940,0

22 373 890,0

22 297 080,0

Прочие оборотные активы

10 700 280,0

10 710 730,0

10 819 450,0

Таблица 5 — Баланс рабочего времени в человеко-днях за два периода

Показатель

октябрь

ноябрь

всего

В том числе рабочих (водителей и ремонтных рабочих)

всего

В том числе рабочих (водителей и ремонтных рабочих)

Отработано человеко-дней

11 219,5

10 210,1

12 008,6

10 926,6

Целодневные простои

145,7

13,6

114,4

111,5

Человеко-дней неявок на работу всего, в том числе:

1654,8

1536,3

1583,0

1479,9

неявки по уважительным причинам

137,0

133,3

127,7

отпуска

1503,7

1393,9

1443,7

прогулы и другие неявки из-за нарушения трудовой дисциплины

8,1

5,4

6,0

4,2

Человеко-дни праздничные и выходные

6200,00

5600,00

4984,00

4552,00

Всего человеко-дней явок и неявок на работу

19 220,00

17 360,00

18 690,00

17 070,00

Таблица 6 — Данные по заработной плате за два периода.

Показатели

Начислено за октябрь, руб.

Начислено за ноябрь, руб.

Водителям

Ремонтным рабочим

Руководителям, специалистам, служащим

Водителям

Ремонтным рабочим

Руководителям, специалистам, служащим

Сдельная заработная плата

Повременная заработная плата

Премии:

Доплата за сверхурочную работу

Доплата за работу в выходные и праздничные дни

Доплата за квалификацию

Доплата за стаж

Оплата внутрисменных простоев

Оплата отпусков

Вознаграждение за выслугу лет

Прочие выплаты

Таблица 7 — Структура затрат АТП за два периода.

Элементы затрат

Сумма затрат, руб.

октябрь

ноябрь

Заработная плата персонала с отчислениями

490 102 101,60

510 006 012,00

Затраты на топливо

986 616 979,4

1 055 293 070,9

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

335 040 217,6

355 466 739,4

Затраты на восстановление износа и ремонт шин

270 163 393,4

287 284 048,9

Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

372 023 141,6

374 422 514,1

Амортизация основных средств

273 603 780,00

353 775 170,00

Общехозяйственные расходы

196 596 483,7

100 313 930,0

1. расчет технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава

В первом разделе курсовой работы необходимо:

1. рассчитать технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава;

2. изучить динамику исчисленных показателей;

3. составить факторную модель для определения влияния технико-эксплуатационных показателей на объем перевозок или грузооборот;

4. определить в абсолютном и относительном выражении влияние факторов, включенных в модель, на объем перевозок или грузооборот.

Для вычисления технико-эксплуатационных показателей, которые характеризуют работу подвижного состава автомобильного транспорта, используются абсолютные показатели, полученные при сводке данных первичной документации. Технико-эксплуатационные показатели определяются в форме средних и относительных величин.

Для определения некоторых технико-эксплуатационных показателей необходимы сведения о наличии подвижного состава в парке. Среднесписочное количество автомобилей определяется по формуле:

(авт.) (1.1)

На грузовых автомобильных перевозках применяются следующие техникоэксплуатационные показатели:

1. Среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде:

(ч) (1.2)

2. Коэффициент использования времени в наряде:

(1.3)

3. Средняя дальность ездки с грузом:

(км) (1.4)

4. Среднее расстояние перевозки одной тонны груза:

(км) 1.5)

5. Среднесуточный пробег автомобиля:

(км) (1.6)

6. Средняя техническая скорость:

(км/ч) (1.7)

7. Средняя коммерческая (эксплуатационная) скорость:

(км/ч) (1.8)

8. Средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкойразгрузкой:

8.1 на одну ездку:

(ч) (1.9)

8.2 на одну тонну груза:

(ч) (1.10)

9. Коэффициент использования грузоподъемности:

9.1 статический:

(1.11)

9.2 динамический:

(1.12)

10. Коэффициент использования пробега:

(1.13)

11. Показатели производительности автомобилей:

11.1 в тоннах:

* на один автомобиле-тонно-час наряда:

(т) (1.14)

* на один автомобиле-тонно-день работы:

(т) (1.15)

* на один автомобиле-час в наряде:

(т) (1.16)

* на одну списочную авто-тонну:

(т) (1.17)

11.2 в тонно-километрах:

* на один автомобиле-тонно-час наряда:

(ткм) (1.18)

* на один автомобиле-тонно-день работы:

(ткм) (1.19)

* на один автомобиле-час в наряде:

(ткм) (1.20)

* на одну списочную авто-тонну:

(ткм) (1.21)

Кроме технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава исчисляются показатели, характеризующие использование автомобильного парка и его техническое состояние.

1. Коэффициент выпуска автомобилей на линию:

(1.22)

2. Коэффициент технической готовности:

(1.23)

Исходные данные, необходимые для расчета технико-эксплуатационных показателей приведены в Приложении.

Изучение уровня технико-эксплуатационных показателей необходимо для выявления резервов улучшения работы автотранспортного предприятия. Однако не существует какого-либо нормативного уровня данных показателей. Поэтому для того, чтобы определить направления совершенствования деятельности предприятия фактический уровень технико-эксплуатационных показателей необходимо сопоставлять с их уровнем за предыдущие периоды и со среднеотраслевыми значениями.

Для изучения динамики технико-эксплуатационных показателей необходимо определить абсолютный прирост, темп роста и темп прироста рассчитанных показателей.

Полученные результаты можно представить в виде табл. 1.1.

Таблица 1.1 — Динамика технико-эксплуатационных показателей подвижного состава

Показатель

Обозначение

Значение

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

1 период

2 период

За два периода

Среднесписочное количество автомобилей, авт.

108,57

8,57

Среднесуточная продолжительность пребывания автомобилей в наряде, ч.

14,37

14,86

14,61

0,49

103,41

3,41

Коэффициент использования времени в наряде

0,987

0,986

0,987

— 0,001

99,9

— 0,1

Средняя дальность ездки с грузом, км

450,218

460,255

455,184

10,037

102,23

2,23

Среднее расстояние перевозки одной тонны груза, км

452,681

472,219

462,794

19,538

104,32

4,32

Среднесуточный пробег автомобиля, км

668,481

702,415

685,522

33,934

105,08

5,08

Средняя скорость, км/час:

§ техническая;

§ коммерческая.

48,325

46,522

49,235

47,286

48,789

46,911

0,91

0,764

101,88

101,64

1,88

1,64

Средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой, час.:

§ на одну ездку;

§ на одну тонну.

0,312

0,034

0,352

0,035

0,332

0,0346

0,04

0,001

112,82

102,94

12,82

2,94

Коэффициент использования грузоподъемности:

§ статический;

§ динамический.

0,916

0,921

0,913

0,9365

0,915

0,9293

— 0,003

0,0151

99,67

101,64

— 0,33

1,64

Коэффициент использования пробега

0,7544

0,7126

0,7329

— 0,0418

94,46

— 5,54

Производительность автомобилей, тонн

§ на АТЧН;

§ на АТДР;

§ на АЧН;

§ на АТ.

0,071

1,03

0,71

26,27

0,067

0,99

0,74

23,60

0,069

1,009

0,7249

24,81

— 0,462

— 0,0339

0,0207

— 2,6677

93,53

96,70

102,90

89,84

— 6,47

— 3,3

2,90

— 10,16

Производительность автомобилей, ткм:

§ на АТЧН;

§ на АТДР;

§ на АЧН;

§ на АТ.

32,34

464,67

323,38

11 890,25

31,56

468,74

347,10

11 143,71

31,92

466,81

335,49

11 483,93

— 0,7827

4,0713

23,728

— 746,534

97,58

100,88

107,34

93,72

— 2,42

0,88

7,34

6,28

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,83

0,79

0,81

— 0,032

96,12

3,88

Коэффициент технической готовности

0,85

0,82

0,83

— 0,0328

96,14

3,86

Кроме определения динамики технико-эксплуатационных показателей, необходимо выявить, как их изменение повлияло на объем выполненной транспортной работы — грузооборот. Это также позволит различным службам и руководству предприятия определить дальнейшие направления по совершенствованию организации перевозок и деятельности предприятия в целом. Для выявления влияния различных технико-эксплуатационных показателей на объем перевозок и транспортной работы может быть использован последовательно-цепной индексный метод. Индексный метод применяется только в тех случаях, когда между результативным (грузооборот, объем перевозок) и факторными (технико-эксплуатационные показатели) признаками существует функциональная связь. Это означает, что результативный показатель можно представить как произведение факторных. При этом необходимо соблюдать следующие требования:

1. на первом месте должен стоять тот показатель, который измеряется в тех же единицах, что и сложное явление;

2. увеличение цепи сомножителей при разложении сложного явления должно давать экономически осмысленную величину.

Рассмотрим применение данного метода. Объем перевозок может быть представлен как произведение выработки в тоннах на автомобиле-день работы и количества автомобиле-дней работы:

(т) (1.24)

Выработка на один автомобиле-день работы определяется как произведение выработки на один автомобиле-час наряда и среднесуточной продолжительности пребывания автомобиля в наряде:

(т) (1.25)

В свою очередь количество автомобиле дней работы определяется как произведение среднесписочного количества подвижного состава, календарных дней в периоде и коэффициента выпуска автомобилей на линию:

(т) (1.26)

Изменение общего объема перевозок можно представить индексом:

(1.27)

Пользуясь полученной факторной моделью и последовательно-цепным индексным методом можно определить изменение общего объема перевозок за счет отдельных факторов.

Влияние выработки на общий объем перевозок определяется по формуле:

(1.28)

Влияние изменения средней продолжительности пребывания автомобиля в наряде:

(1.29)

Влияние на объем перевозок среднесписочного количества автомобилей:

(1.30)

Влияние изменения продолжительности периода:

(1.31)

Влияние изменения выпуска автомобилей на линию на изменение объема перевозок:

(1.32)

Для того чтобы в абсолютном выражении определить влияние каждого из этих факторов на изменение объема перевозок, необходимо от числителя соответствующего индекса отнять знаменатель.

Следует отметить, что предложенная модель не является единственно возможной, и студент вправе самостоятельно разработать иную. Для контроля за правильностью выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:

(1.33)

(1.34)

2. статистическое изучение объема перевозок

Статистическое изучение отчетных данных по перевозкам выполняется в следующей последовательности:

— контроль за выполнением плана

— характеристика ритмичности выполнения плана

— оценка качества выполненных перевозок

— изучение динамики перевозок и их сезонной неравномерности.

Контроль за выполнением плана по перевозкам осуществляется по итогам работы за каждый месяц и нарастающим итогом.

Важнейшим показателем работы предприятия является ритмичность выполнения плана по перевозкам. Только при ритмичной работе достигается выполнение плана по перевозкам при наименьшей их себестоимости и обеспечивается нормальная, равномерная работа предприятий, обслуживаемых автомобильным транспортом.

Контроль за ритмичностью осуществляется в целом по предприятию и по автоколоннам. Контроль за ритмичностью проводится по объему выполненных перевозок. Для этого используются плановые и отчетные данные об объеме перевозок за каждую декаду. На их основе исчисляется фактический процент выполнения плана. Его сравнивают с тем, который должен быть при ритмичной работе.

Таблица 2.1 — Выполнение плана по объему перевозок и контроль за ритмичностью

Число месяца

Объем перевозок, тонн

% выполнения плана за каждый день

% выполнения плана по нарастающему итогу

% выполнения итогового плана нарастающим итогом

% выполнения итогового плана при ритмичной работе

Факт-план

План

Факт

На день

С начала месяца

На день

С начала месяца

110,931 174

110,931 174

3,57 655 659

3,22 412 218

133,212 341

120,433 437

6,77 022 147

2,39 742 418

127,334 235

122,944 362

10,8 645 521

3,21 542 009

100,693 481

117,114 826

14,234 086

3,13 710 134

110,688 259

115,937 083

16,9 973 459

2,68 676 848

106,466 877

114,437 367

19,9 342 993

2,75 856 068

132,905 068

117,1875

23,9 851 194

3,4 790 497

97,3 824 786

113,900 709

27,9 510 943

4,7 257 538

— 49

120,806 335

114,657 826

31,6 016 186

3,2 179 872

112,23 176

114,41 672

35,150 111

3,4 137 841

107,102 672

113,745 239

38,3 283 296

3,9 359 092

143,78 882

116,51 737

42,3 573 946

2,8 020 711

120,93 095

116,340 086

45,7 251 012

2,80 424 662

69,7 341 513

112,83 981

47,9 506 592

3,19 148 936

— 444

89,1 332 471

111,101 096

50,9 485 272

3,36 335 552

— 168

78,7 715 517

108,484 848

54,1 291 389

4,3 776 705

— 394

117,498 138

108,983 442

57,5 621 111

2,92 172 475

120,604 396

109,640 942

61,3 823 261

3,16 755 863

104,883 227

109,316 388

65,6 811 556

4,9 868 163

137,518 142

110,656 642

69,803 768

2,99 786 799

111,659 919

110,697 628

72,8 038 115

2,68 676 848

107,967 033

110,572 159

76,2 237 306

3,16 755 863

122,246 696

111,53 285

79,8 459 731

2,96 305 965

120,92 223

111,4689

83,6 683 636

3,16 103 207

117,498 243

111,707 724

87,3 058 347

3,9 576 644

135,88 602

112,440 618

90,6 256 799

2,44 311 012

144,797 458

113,504 059

94,5 916 547

2,73 898 099

95,2 573 158

112,606 419

98,6 990 384

4,3 118 827

— 94

104,54 766

112,221 485

102,997 868

4,13 131 445

111,67 416

112,174 763

107,298 873

3,87 242 745

;

— 1998

итого

;

;

107,298 873

;

;

;

Для определения количественной оценки, необходимой для сравнения ритмичности работы предприятия в разные периоды, а также для сравнения предприятий по уровню ритмичности. Для этих целей используют специальные количественные показатели. Чаще всего на практике применяют коэффициент ритмичности, исчисляемый по формуле:

(2.1)

Более полно уровень неритмичности характеризуют числа аритмичности. Исчисляют отрицательное число аритмичности, положительное число аритмичности, и общее число аритмичности. Для расчета чисел аритмичности суммируют раздельно относительные (в долях единицы) отклонения фактического объема перевозки от планового за декады невыполнения плана (отрицательное число аритмичности), и за дни выполнения и перевыполнения плана (положительное число аритмичности) —. Сумма положительного и отрицательного чисел аритмичности дает общее число аритмичности

-. (2.2)

=13,77

После изучения ритмичности выполнения заданного объема перевозок всеми четырьмя способами, необходимо сделать вывод о равномерности выполнения плана по объему перевозок.

Следующим этапом при изучении объема перевозок грузов является исследование качества выполненных перевозок, т. е. выполнение договорных обязательств.

Статистическое изучение объемов перевозок грузов по клиентам состоит в разбивке общего процента выполнения плана перевозок по предприятию на частные показатели, а именно: процент выполнения плана перевозок по клиентам в пределах запланированных объемов (), процент изменения фактического объёма перевозок по сравнению с плановым () и процент объема перевозок, не предусмотренных в плане ().

(2.3)

(2.4)

(2.5)

Сумма этих показателей даёт общий процент выполнения плана по объёму перевозок.

Таблица 2.2 — Выполнение договорных обязательств по клиентам

Наименование предприятия-клиента

Объём перевозок, тонн

Распределение фактического объёма перевозок, тонны

План по договорам

Факт по договорам

Процент выполнения плана

В пределах плана

Сверх плана

Непредусмотренные в плане

МРСУ

21,9 727 625

МАПИД

20,7 131 358

ДРСУ-122

21,3 201 062

ДРСУ-211

21,2 113 301

Трест № 13

22,815 385

Всего:

107,298 873

П1=45 177/45966*100=98,28 351%

П2=3355/45 966*100=7,298 873%

П3=0%

Статистическое изучение выполнения плана перевозок по номенклатуре грузов выполняется путем расчета влияния структурных сдвигов на суммарный объём перевозок по следующей формуле:

(2.6)

где и — удельный вес отдельных видов груза в общем объёме перевозок соответственно по факту и по плану;

— процент выполнения плана по общему объёму перевозок.

В общий объём засчитываются объёмы перевозок по каждому виду грузов в пределах плановых значений.

Таблица 2.3 — Структура перевозок по номенклатуре грузов

Наименование грузов

План

Факт

Влияние структурных сдвигов, %

Тонны

% к итогу

Тонны

% к итогу

Песок

26,2 933 473

25,5 469 273

0,027

Кирпич

23,170 126

22,798 443

0,026

Уголь

20,3 411 217

22,798 443

— 0,0025

Щебень

19,7 754 862

18,4 911 093

0,027

Гравий

10,5 730 322

11,8 022 749

— 0,0046

Итого

0,0729

3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

При исследовании основного капитала необходимо:

1. изучить объем и состав основного капитала и его элементов;

2. охарактеризовать динамику объема основных средств;

3. изучить техническое состояние основных средств;

4. дать характеристику эффективности использования основных средств;

5. изучить влияние показателей использования основных средств на объем выполненной транспортной работы в тонно-километрах.

По данным бухгалтерского учета стоимость основного капитала и его элементов известна по состоянию на начало и конец отчетного периода и представляет собой моментные показатели. На основании этих показателей необходимо определить среднегодовую стоимость основного капитала и основных средств, которые являются исходными параметрами для расчета годовых амортизационных отчислений и эффективности использования основных средств.

Средняя годовая (квартальная) стоимость основного капитала и его элементов может быть определена по формуле средней хронологической. Иногда применяют упрощенный способ расчета средней стоимости как полусумму остатков на начало и конец отчетного периода.

Изменение объема основного капитала и его элементов может быть охарактеризовано обычными показателями динамики и особыми (специфическими) показателями интенсивности движения. К числу обычных показателей динамики относятся:

* абсолютный прирост:

(3.1)

* темп роста:

(3.2)

* темп прироста:

(3.3)

Особыми показателями интенсивности движения являются коэффициент поступления (ввода), коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент ликвидации. Методология расчета этих показателей одинакова как для всего основного капитала, так и для его элементов. Чаще всего их рассчитывают для основных средств и подвижного состава.

Коэффициент поступления показывает, какова доля основных средств, поступивших в отчетном периоде, в общем их объеме. Он вычисляется как отношение стоимости объектов основных средств, введенных в действие в течение отчетного периода, и полной балансовой стоимости всех основных средств на конец отчетного периода:

(3.4)

Коэффициент обновления показывает, в какой мере основные средства обновлены в отчетном периоде. Он представляет собой удельный вес новых, введенных в действие за отчетный период основных средств, в общем их итоге и исчисляется как отношение стоимости новых основных средств и полной балансовой стоимости всех основных средств на конец отчетного периода:

(3.5)

Коэффициент выбытия основных средств характеризует удельный вес выбывших основных средств в общем их итоге и определяется путем деления полной балансовой стоимости выбывших в отчетном периоде основных средств на полную балансовую стоимость всех основных средств на начало отчетного периода:

(3.6)

Для характеристики интенсивности выбытия основных средств из-за износа и ветхости (ликвидация) определяется коэффициент ликвидации, представляющий собой отношение полной балансовой стоимости ликвидированных основных средств и полной балансовой стоимости всех основных средств на начало периода:

(3.7)

Кроме того необходимо выявить, направлялись ли средства на замену старого подвижного состава и оборудования (что называют интенсивной формой обновления) или на расширение производственного аппарата (что соответствует экстенсивной форме обновления). Для решения этой задачи рекомендуется использовать специальные показатели: коэффициент замены и коэффициент расширения.

Коэффициент замены КЗ показывает, какая доля вводимых (новых) основных средств пошла на замену выбывших, и представляет собой отношение стоимости выбывших из-за ветхости и износа (ликвидированных) основных средств и объема вновь введенных новых основных средств:

(3.8)

Коэффициент расширения:

(3.9)

Результаты расчетов необходимо представить в виде следующих таблиц:

Таблица 3.1 — Структура основного капитала

Вид основных средств

стоимость на начало 1 периода

Удельный вес, %

стоимость на начало 2 периода

Удельный вес, %

стоимость на конец 2 периода

Удельный вес, %

Основные средства

97,04

96,85

97,1

Незавершенное производство

2,87

2,05

1,93

Оборудование к установке

0,066

0,63

0,58

Нематериальные активы

0,1

0,099

Прочие внеоборотные активы

0,024

0,37

0,3

Итого основного капитала

Таблица 3.2 — Структура основных средств

Вид основных

Средств

стоимость на начало 1 периода

Удельный вес, %

стоимость на начало 2 периода

Удельный вес, %

стоимость на конец 2 периода

Удельный вес, %

Здания

10,12

11,27

11,25

Сооружения

4,8

5,1

5,4

Передаточные устройства

2,34

2,84

2,67

Машины и оборудование

3,77

3,21

3,17

Транспортные

Средства

76,03

75,11

74,88

Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь

2,94

2,47

2,63

Итого

Таблица 3.3 — Динамика объема основных средств за два периода

Показатель

1 период

2 период

Средняя стоимость основных средств

Абсолютный прирост

Темп роста

108,74%

100,46%

Темп прироста

8,74%

0,46%

Коэффициент поступления

0,195

0,202

Коэффициент обновления

0,142

0,125

Коэффициент выбытия

0,125

0,198

Коэффициент ликвидации

0,081

0,095

Коэффициент замены

0,524

0,761

Коэффициент расширения

0,477

0,239

Для приближенной оценки технического состояния основных средств используют коэффициент износа и коэффициент годности.

Коэффициент износа отражает изношенную часть основных средств и определяется отношением суммы износа к полной балансовой стоимости основных средств. Его можно исчислить и в процентах, для этого полученное отношение умножают на 100.

(3.10)

Коэффициент годности характеризует неизношенную часть основных средств и исчисляется путем деления остаточной балансовой стоимости на полную балансовую стоимость основных средств. Он может быть получен путем вычитания из единицы коэффициента износа.

(3.11)

% %

Для характеристики эффективности использования основных средств применяют систему показателей, которая включает фондоотдачу и фондоемкость основных средств.

Фондоотдача основных средств характеризует объем продукции автотранспортного предприятия, приходящийся в среднем на 1 руб. стоимости основных средств, т. е.:

(3.12)

В качестве показателя продукции для предприятий автомобильного транспорта используется объем транспортной работы, выраженный в приведенных тонно-километрах. Однако в качестве показателя продукции можно использовать и стоимостной показатель — величину полученных доходов.

(3.13)

Фондоотдача является прямой величиной уровня эффективности использования основного капитала и его элементов. Показатель, обратный фондоотдаче, называется фондоемкостью. Он определяется путем сопоставления стоимости основного капитала (или основных средств) и объема выполненной за этот период транспортной работы, т. е. устанавливаются капитальные затраты на единицу продукции.

Фондоемкость основных средств рассчитывается по формуле:

В натуральном выражении:

(3.14)

В стоимостном выражении:

(3.15)

Оценка производственного потенциала автотранспортного предприятия основывается не только на анализе качественных характеристик применяемой техники, но и на оценке количественных соотношений между средствами труда и численностью работников. Мерой количественных соотношений между средствами труда и численностью работников являются показатели вооруженности труда работников основными средствами. Вооруженность основными средствами можно вычислять на одного работающего и на одного рабочего.

В настоящее время в статистической практике показатели фондовооруженности труда рабочих и всего производственного персонала исчисляют исходя из полной среднегодовой балансовой стоимости основных средств и средней списочной численности рабочих или всех работников:

(3.16)

Таблица 5.4 — Эффективность использования основных средств и их техническое состояние.

Наименование показателя

Значение показателя

Темп роста, %

1 период

2 период

Фондоотдача:

* в натуральном выражении;

* в стоимостном выражении.

0,0016

0,0018

112,5

0,3239

0,3295

101,73

Фондоемкость:

* в натуральном выражении;

* в стоимостном выражении.

555,56

88,89

3,0874

3,0349

98,3

Фондовооруженность

79 729 301,26

82 222 856,58

103,13

Коэффициент износа

0,02

0,0259

129,5

Коэффициент годности

0,98

0,9741

99,4

Для изучения влияния показателей использования основных средств на объем выполненной транспортной работы в тонно-километрах возможно использование модели взаимосвязи объема транспортной работы (продукции) с фондоотдачей и вооруженностью труда:

(3.17)

Изменение общего объема грузооборота выражается индексом:

(3.18)

Пользуясь полученной факторной моделью и последовательно-цепным индексным методом можно определить изменение объема выполненной транспортной работы за счет отдельных факторов.

Влияние фондоотдачи на изменение грузооборота определяется:

* в относительном выражении:

(3.19)

* в абсолютном выражении:

(3.20)

Влияние изменения фондовооруженности работников на объем выполненной транспортной работы:

* в относительном выражении:

(3.21)

* в абсолютном выражении:

(3.22)

Влияние на объем грузооборот изменения численности персонала:

* в относительном выражении:

(3.23)

* в абсолютном выражении:

(3.24)

Для контроля за правильностью выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:

(3.25)

(3.26)

4. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА

При статистическом изучении оборотного капитала необходимо:

1. изучить объем и состав оборотного капитала;

2. дать характеристику динамики объема оборотного капитала;

3. рассчитать показатели использования оборотного капитала;

4. определить сумму оборотного капитала, высвобожденную из оборота (или дополнительно вовлеченную в оборот) вследствие изменения скорости оборота.

Средняя стоимость оборотного капитала и его элементов определяется по данным бухгалтерского учета по формуле средней хронологической, как и по основному капиталу. В некоторых случаях применяется упрощенный способ расчета средней стоимости оборотного капитала как полусумма остатков на начало и конец отчетного периода.

Изменение объема оборотного капитала и его элементов может быть охарактеризовано общими показателями динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, абсолютная величина 1% прироста (по формулам 3.1 — 3.3).

Данные о наличии, структуре оборотного капитала и его элементов, а также изменение остатков оборотного капитала представить в виде следующей таблицы.

Таблица 4.1 — Наличие, состав и динамика объема оборотного капитала

Наименование оборотного элемента

На начало 1 периода

На начало 2 периода

% Измене-ния за 1 период

На начало 3 периода

% измене-ния за 2 период

Сумма, руб.

Структу-ра, %

Сумма, руб.

Структу-ра, %

Сумма, руб.

Структу-ра, %

Материальные запасы

29,04

29,6

1,93

30,12

1,76

Дебиторская задолженность

43,28

42,84

— 1,02

42,55

— 0,68

Краткосрочные финансовые вложения

25,72

25,67

— 0,19

25,45

— 0,86

Денежные средства

1,35

1,28

— 5,19

1,27

— 0,78

Прочие оборотные активы

0,61

0,614

0,004

0,61

Всего оборотный капитал

Для характеристики использования оборотного капитала предприятия применяются следующие показатели:

* коэффициент оборачиваемости;

* показатель средней продолжительности одного оборота в днях;

* коэффициент закрепления.

Коэффициент оборачиваемости (или число оборотов за отчетный период) характеризует число оборотов, совершаемых каждым вложенным в оборотный капитал рублем, и исчисляется по формуле:

раз (4.1)

где: Д — общий объем доходов за выполненные работы и услуги, руб.;

— средний остаток оборотного капитала, руб.

Показатель средней продолжительности одного оборота:

дн. (4.2)

где: Т — продолжительность периода, за который определяется показатель (для месяца — 30 дней; квартала — 90 дней; года — 360 дней).

Коэффициент закрепления оборотного капитала — величина, обратная коэффициенту оборачиваемости; он характеризует сумму среднего остатка оборотного капитала, приходящегося на 1 руб. дохода:

(4.3)

Показатели оборачиваемости оборотного капитала исчисляют для сравнения с планом только по нормируемому оборотному капиталу, а для сравнения в динамике — по всему оборотному капиталу.

Рассчитанные показатели использования оборотного капитала представьте в виде следующей таблицы:

Таблица 4.2 — Показатели использования оборотного капитала

Наименование элемента оборотного капитала

За 1 период

За 2 период

Средний остаток оборотного капитала

Коб

Кз

Средний остаток оборотного капитала

Коб

Кз

Материальные запасы

8,01

3,75

0,13

8,36

3,59

0,12

Дебиторская задолженность

5,45

5,5

0,18

5,84

5,14

0,17

Краткосрочные финансовые вложения

9,14

3,28

0,11

9,75

3,08

0,10

Денежные средства

178,31

0,17

0,006

195,27

0,15

0,005

Прочие оборотные активы

383,54

0,08

0,003

405,15

0,07

0,0025

Всего оборотный капитал

2,35

12,77

0,43

2,49

12,05

0,40

Для того, чтобы определить сумму оборотного капитала, высвобожденную из оборота (или дополнительно вовлеченную в оборот) необходимо воспользоваться следующей формулой:

руб. (4.4)

При этом изменение среднего остатка оборотного капитала произошло вследствие изменения двух факторов:

* за счет изменения коэффициента закрепления:

руб. (4.5)

* за счет изменения объема доходов:

(4.6)

Это значит, что

руб. (4.7)

5. статистическое изучение трудовых ресурсов

В данном разделе курсовой работы необходимо:

1. изучить структуру фонда рабочего времени в человеко-днях в целом по предприятию и на одного работника;

2. определить среднесписочную, среднеявочную численность и среднее число фактически работавших в целом по всем работникам и по рабочим отдельно;

3. охарактеризовать степень использования работников и рабочих;

4. изучить динамику численности и устойчивости состава работников;

5. определить избыток (недостаток) работников и рабочих по сравнению с предыдущим периодом;

6. определить производительность труда работников и рассчитать изменение объема выполненной транспортной работы вследствие изменения производительности труда.

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования рабочего времени. Отработанными человеко-днями считаются все дни работы независимо от числа часов фактической работы в этот день и имеющихся потерь рабочего времени внутри рабочего дня. Первичным документом по учету отработанного и неотработанного времени является табель учета рабочего времени, где по каждому работнику фиксируется отработанное время с выделением сверхурочного, а также все неявки на работу по причинам (праздничные и выходные дни, очередные отпуска, болезни, прогулы и пр.). По истечении месяца данные табельного учета суммируются и используются для исчисления среднесписочной численности работников и изучения использования рабочего времени.

Для характеристики использования рабочего времени строят баланс рабочего времени в человеко-днях. Баланс рабочего времени в человеко-днях и структуру фонда рабочего времени представьте в виде следующей таблицы:

Таблица 5.1 — Использование фонда рабочего времени

Показатель

2003 год

2004 год

Всего

в том числе рабочих

В среднем на одного работника

% к итогу по графе всего

Всего

в том числе рабочих

В среднем на одного работника

% к итогу по графе всего

Отработано человеко-дней

11 219,5

10 210,1

18,1

58,37

12 008,6

10 926,6

19,3

64,25

Целодневные простои

145,7

13,6

0,24

0,76

114,4

111,5

0,18

0,61

Человеко-дней неявок на работу всего, в том числе:

1654,8

1536,3

2,67

8,62

1479,9

2,54

8,47

1. неявки по уважительным причинам

0,23

0,74

133,3

127,7

0,21

0,71

2. отпуска

1503,7

1393,9

2,43

7,82

1443,7

2,32

7,73

3. прогулы и другие неявки из-за нарушения трудовой дисциплины

8,1

5,4

0,013

0,04

4,2

0,01

0,03

4. человеко-дни праздничные и выходные

32,26

26,67

Всего человеко-дней явок и неявок на работу

Среднесписочное число работников определяется как сумма человеко-дней явок и неявок, деленная на полное календарное число дней в месяце, т. е.

чел. (5.1)

чел. чел.

чел. чел.

Для аналитических целей выделяют понятие среднеявочного числа и среднего числа фактически работавших лиц.

Среднеявочное число показывает среднее за период число рабочих, явившихся на работу. Оно определяется путем деления суммы человеко-дней явок на работу на число рабочих дней в отчетном периоде. Причем явками на работу следует считать отработанные человеко-дни и человеко-дни целодневного простоя.

чел. (5.2)

чел. чел.

чел. чел.

Среднее число фактически работавших лиц показывает среднюю численность работников, которая фактически использовалась предприятием для работы. Оно исчисляется путем деления общего количества отработанных человеко-дней за отчетный период на число рабочих дней в отчетном периоде:

чел. (5.3)

чел. чел.

чел. чел.

Для характеристики степени использования рабочей силы определяют следующие показатели:

* коэффициент использования списочного состава работников как отношение явочного числа к среднесписочному числу:

(5.4)

* коэффициент использования явочного числа работников как отношение среднего числа фактически работавших лиц к среднему явочному числу:

(5.5)

Показатели, характеризующие численный состав работников, необходимо свести в следующую таблицу:

Таблица 3.2 — Численность работников предприятия и степень их использования

Показатель

Значение

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

1 период

2 период

Среднесписочная численность работников всего, в т. ч. рабочих

100,48

101,61

0,48

1,61

Среднеявочная численность работников всего, в т. ч. рабочих

366,62

329,8

404,1

367,9

37,48

38,1

110,22

111,55

10,22

11,55

Среднее число фактически работавших работников всего, в т. ч. рабочих

361,92

329,36

400,29

364,22

38,37

34,86

110,60

110,58

10,60

10,58

Коэффициент использования списочного состава всего, в т. ч. рабочих

0,59

0,59

0,65

0,65

0,06

0,06

110,17

110,17

10,17

10,17

Коэффициент использования явочного состава всего, в т. ч. рабочих

0,9872

0,9987

0,9906

0,9899

0,0034

— 0,0088

100,34

99,12

0,34

— 0,88

Наиболее часто в статистических расчетах для характеристики движения кадров используются следующие показатели:

1. коэффициент оборота по приему вычисляют путем деления числа принятых за отчетный период на среднесписочное число работников за этот же период:

(5.6)

В численность принятых на работу включаются лица, с которыми в отчетном периоде заключен трудовой договор и прием на работу оформлен приказом нанимателя.

2. коэффициент оборота по выбытию определяется путем деления числа уволенных за отчетный период на среднесписочное число работников за этот же период:

(5.7)

В численность уволенных включаются все работники, оставившие работу на предприятии независимо от основания прекращения трудового договора, уход или перевод которых оформлен приказом, а также выбывшие в связи со смертью.

3. коэффициент текучести кадров представляет собой отношение числа выбывших по неуважительным причинам за период и среднесписочного числа работников за этот же период:

(5.8)

4. коэффициент постоянства рабочих кадров рассчитывается как отношение числа лиц, состоящих в списочном составе весь отчетный период (т. е. с 1 января по 31 декабря) на данном предприятии, и среднесписочной численности:

(5.9)

5. коэффициент сменяемости свидетельствует об общем движении работников, и измеряется отношением наименьшего из двух чисел (принятых или уволенных за год) к их среднесписочной численности.

(5.10)

Кроме этих показателей, характеризующих движение рабочей силы на предприятии, статистика использует все основные показатели динамики, такие как абсолютный прирост, темп роста и темп прироста.

Результаты полученных расчетов сведем в итоговую таблицу:

Таблица 3.3 — Движение работников предприятия

Показатели

Значение

Абсолютный прирост

Темп роста, %

1 период

2 период

1. Cреднесписочная численность

100,48

2. Принято на работу

— 6

94,39

3. Уволено всего

— 6

93,88

том числе: по сокращению численности

— 5

76,19

с уходом на пенсию

— 3

78,57

по собственному желанию

101,72

за нарушение трудовой дисциплины

4. Коэффициент оборота: по принятым

0,17

0,16

— 0,01

94,12

по уволенным всего,

0,16

0,15

— 0,01

93,75

в том числе: по сокращению численности

0,03

0,025

— 0,005

83,33

с уходом на пенсию

0,023

0,018

— 0,005

78,26

по собственному желанию

0,094

0,095

0,001

101,06

за нарушение трудовой дисциплины

0,0065

0,0096

0,0031

147,69

Коэффициент текучести

0,1

0,104

0,004

Коэффициент постоянства

0,67

0,69

0,02

102,99

Коэффициент сменяемости

0,16

0,15

— 0,01

93,75

Задачей статистики является определение избытка или недостатка работников.

По каждой категории работников, кроме рабочих, определяется показатель абсолютного избытка или недостатка по формуле:

чел. (5.11)

чел.

где Ч2 и Ч1 — среднесписочная численность работников, кроме рабочих, соответственно за отчетный и предыдущий период.

По категории рабочих исчисляется показатель избытка или недостатка с учетом выполнения плана по объему выполненной работы (услуг), называемый показателем относительного избытка или недостатка. Он исчисляется по формуле:

чел. (5.12)

чел.

где IР— индекс изменения объема выполненной работы (услуг).

Общий избыток или недостаток определяется как сумма результата по этим категориям:

чел.

чел. (5.13)

Производительность труда — это способность работников производить в единицу времени то или иное количество материальных благ или время, необходимое для выполнения единицы продукции.

Производительность труда работников необходимо определить в натуральном выражении, т. е. в качестве объема произведенной продукции следует принять величину грузооборота. Таким образом средняя производительность труда работников за каждый период рассчитывается по формуле:

ткм. (5.14)

ткм. ткм.

Изменение производительности труда определяется следующим индексом:

(5.15)

Так как между объемом грузооборота, производительностью труда и численностью персонала существует функциональная взаимосвязь, то изменение фактического грузооборота в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом происходит под влиянием следующих факторов:

* за счет изменения производительности труда:

ткм. (5.16)

ткм.

* за счет изменения численности работников:

ткм. (5.17)

ткм.

При этом следует иметь в виду, что:

ткм. (5.18)

2 482 428 ткм

6. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ оплаты труда

При статистическом изучении заработной платы необходимо решить следующие задачи:

изучить объем и состав фонда оплаты труда;

определить часовой, дневной и месячный фонд оплаты труда, а также уровни среднечасовой, среднедневной и среднемесячной заработной платы за два периода;

изучить динамику средней заработной платы по категориям работников и в целом по предприятию;

определить в абсолютном и относительном выражении влияние факторов, определивших изменение средней заработной платы;

сопоставить темпы роста производительности труда и средней заработной платы;

определить сумму экономии (перерасхода фонда оплаты труда).

В состав фонда заработной платы включается основная и дополнительная заработная плата.

К основной заработной плате относится заработная плата за фактически отработанное время или выполненный объем работ в конкретных условиях. Она включает оплату труда по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам, а также различные виды доплат, надбавок, премий.

К дополнительной заработной плате относится заработная плата за фактически неотработанное время, но подлежащее оплате согласно действующего законодательства. Дополнительная заработная плата включает оплату ежегодных отпусков, учебных отпусков, льготных часов подростков, времени, связанного с выполнением государственных обязанностей и т. д.

Состав и структуру фонда оплаты труда представьте в виде следующей таблицы:

Таблица 6.1 — Данные по заработной плате за 2 периода.

Показатели

Начислено за 1 период

Начислено за 2 период

Водителям

Ремонтным рабочим

Руководителям, специалистам, служащим

Итого

% к итогу

Водителям

Ремонтным рабочим

Руководителям, специалистам, служащим

Итого

% к итогу

Сдельная заработная плата

43,1

42,3

Повременная заработная плата

15,0

15,8

Премии

22,2

23,4

Доплата за сверхурочную работу

2,8

2,1

Доплата за работу в выходные и праздничные дни

3,1

3,7

Доплата за квалификацию

2,7

2,1

Доплата за стаж

2,9

2,3

Оплата внутрисменных простоев

0,6

0,8

Оплата отпусков

4,1

3,7

Вознаграждение за выслугу лет

3,2

3,6

Прочие выплаты

0,3

0,2

ИТОГО:

Фонд заработной платы в зависимости от включаемых в него выплат делится на часовой, дневной и месячный. Величина фонда заработной платы при прочих равных условиях зависит от численности работников предприятия, поэтому для изучения уровня оплаты труда работников определяется средняя заработная плата.

Часовой фонд заработной платы — это заработная плата, начисленная за все фактически отработанное время и фактически выполненный объем работ по часовым тарифным ставкам и сдельным расценкам. Сюда включают сдельную и повременную заработную плату, все виды доплат, кроме доплат за сверхурочность, и премии в соответствии с утвержденными положениями о премировании.

В соответствии с этим среднечасовая заработная плата характеризует средний уровень оплаты труда за один отработанный человеко-час и вычисляется путем деления часового фонда заработной платы на число отработанных человеко-часов, т. е.

руб. (6.1)

руб.

руб.

Дневной фонд заработной платы — это сумма часовых фондов заработной платы, начисленных за все отработанные человеко-дни в отчетном периоде. Он включает в себя весь часовой фонд заработной платы, а также оплаты перерывов кормящих матерей, оплата часов внутрисменного простоя, льготных часов подростков, внутрисменных перерывов и доплату за работу в сверхурочные часы.

Исходя из этого среднедневная заработная плата характеризует средний уровень оплаты одного отработанного человеко-дня. Она определяется путем деления дневного фонда заработной платы на число отработанных человеко-дней:

руб. (6.2)

руб.

руб.

Месячный фонд заработной платы — это сумма дневных фондов заработной платы, включая оплату основного и дополнительного отпусков, учебных отпусков, целодневных простоев, выплату выходных пособий, вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Среднемесячная заработная плата выражает средний уровень заработной платы одного работника за месяц. Она определяется как частное от деления месячного фонда заработной платы на среднесписочное число работников:

руб. (6.3)

руб.

руб.

При расчете отработанных человеко-часов и человеко-дней следует принять среднюю продолжительность рабочего дня в первом периоде 8,53 часа, а во втором — 8,39 часа.

В ходе изучения динамики средней заработной платы работников по предприятию следует учитывать тот факт, что на изменение средней заработной платы влияет не только изменение самой заработной платы по отдельным категориям работников, но и изменение доли работников каждой категории с различным уровнем заработной платы.

На основании исходных данных по труду необходимо произвести группировку по категориям работников с целью изучения динамики их среднемесячной заработной платы.

Таблица 6.2 — Среднемесячная заработная плата работников АТП за два периода

Категории работников

1 период

2 период

Изменение среднемесячной

зарплаты, %

Среднесписочная численность

Месячный фонд зарплаты

Среднемесячная зарплата

Среднесписочная численность

Месячный фонд зарплаты

Среднемесячная зарплата

Водители

568 865,9

605 859,4

6,5

Ремонтные рабочие

556 668,2

551 783,2

— 0,88

Руководители специалисты и служащие

598 932,1

— 40,5

ИТОГО

588 942,1

5,2

Общее изменение средней заработной платы в целом по предприятию определяется индексом переменного состава и в общем виде определяется по формуле:

(6.4)

В абсолютном выражении изменение средней заработной платы рассчитывается по формуле:

руб. (6.5)

руб.

Чтобы определить изменение самой средней зарплаты в относительном выражении, надо воспользоваться отношением:

(6.6)

Числитель этого индекса показывает полный фонд заработной платы по всем категориям работников. Знаменатель дроби выражает, каков был бы месячный фонд заработной платы во втором периоде при средней зарплате первого периода. В абсолютном выражении это изменение определяется формулой:

руб. (6.7)

руб.

Изменение средней заработной платы в целом по предприятию за счет изменения в распределении работников по категориям определяется индексом влияния структурных сдвигов. Чтобы определить изменение структуры, надо индекс средней зарплаты переменного состава разделить на индекс средней зарплаты постоянного состава, т. е.:

(6.8)

Или в абсолютном выражении:

руб. (6.9)

При этом следует учитывать, что:

руб. (6.10)

руб.

При статистическом изучении — заработной платы необходимо также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительности труда. Для характеристики соотношения роста производительности труда и средней заработной платы работников используется коэффициент опережения (отставания).

Коэффициент опережения (отставания) определяется по формуле:

(6.11)

Для определения суммы экономии или перерасхода фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно использовать следующую формулу:

руб. (6.12)

руб.

7. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ себестоимости

В данном разделе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

рассчитать уровни себестоимости перевозок за 1 км и 10 ткм транспортной работы за два периода;

рассмотреть структуру затрат и оценить изменение общей суммы затрат;

определить размер экономии (перерасхода) затрат в целом, а также по каждой статье;

рассчитать показатель затрат на рубль доходов за два периода, изучить его динамику и количественно оценить влияние факторов, повлекших изменение этого показателя.

Под себестоимостью перевозок понимают выраженные в денежной форме затраты транспортного предприятия на выполнение определенного объема транспортной продукции, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, сырья, топлива и энергии, а также труда.

Себестоимость грузовых перевозок — это эксплуатационные затраты на грузовые перевозки, приходящаяся в среднем на 10 ткм грузооборота или на 1 кмобщего пробега, т. е.:

руб. (7.1)

статистический показатель ресурс капитал

руб. руб.

руб. (7.2)

руб. руб.

где З — общая сумма затрат, руб.

Широкое применение получил показатель затрат на 1 руб. общего объема доходов, который также является одним из показателей себестоимости. Показатель затрат на 1 руб. доходов определяется по формуле:

руб. (7.3)

руб. руб.

гдеД — общий объем доходов за отчетный период.

Изменение общей суммы затрат определяется путем сопоставления затрат отчетного периода с затратами предыдущего периода. Структуру затрат и динамику их изменения рационально свести в таблицу 7.1 следующего вида.

Таблица 7.1 — Динамика изменения затрат и их структура.

Наименование затрат

1 период

2 период

% изменения затрат

Сумма, руб.

% к итогу

Сумма, руб.

% к итогу

Заработная плата персонала с отчислениями

490 102 101,60

16,8

16,8

4,06

Затраты на топливо

986 616 979,4

33,7

1 055 293 070,9

34,8

6,96

Затраты на смазочные и эксплуатационные материалы

335 040 217,6

11,5

355 466 739,4

11,7

6,1

Затраты на восстановление износа и ремонт шин

270 163 393,4

9,2

287 284 048,9

9,5

6,34

Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

372 023 141,6

12,7

374 422 514,1

12,3

0,65

Амортизация основных средств

9,4

11,7

29,3

Общехозяйственные расходы

196 596 483,7

6,7

3,2

— 48,98

ИТОГО

2 924 146 097,3

3 036 561 485,3

3,84

Непосредственно суммы расходов нельзя сопоставлять, так как они соответствуют разным объемам грузооборота. Для обеспечения их сопоставимости необходимо определить сумму затрат предыдущего периода, скорректированную на фактический грузооборот. Для этого сумму расходов предыдущего периода необходимо умножить на индекс грузооборота. Такой расчет выполняется по всем статьям переменных расходов. По постоянным расходам такая корректировка не делается, так как их величина не зависит от объема грузооборота. К постоянным расходам относятся накладные расходы и амортизация основных фондов.

Только после такой корректировки можно определить размер экономии (перерасхода) затрат. Экономия или перерасход по каждой статье устанавливается путем вычитания из фактической суммы затрат по каждой статье затрат предыдущего периода, скорректированных на фактический грузооборот.

руб. (7.4)

Разность с отрицательным знаком означает экономию, с положительным знаком — перерасход. Алгебраическая сумма экономии (перерасхода) по всем статьям дает общую сумму экономии (перерасхода) от изменения себестоимости:

руб. (7.5)

.руб.

Важным обобщающим показателем себестоимости является показатель затрат на рубль доходов, который наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Как уже упоминалось ранее этот показатель определяется путем деления общих затрат на перевозки на полученный доход от выполнения этих перевозок. В процессе статистического анализа необходимо изучить динамику затрат на рубль доходов и определить влияние факторов на изменение уровня данного показателя.

При исследовании изменения этого показателя во времени следует учитывать, что снижение этого показателя свидетельствует о более эффективной работе предприятия.

Для того, чтобы охарактеризовать изменение этого показателя, необходимо рассчитать относительную величину динамики или индивидуальный индекс изменения затрат на рубль доходов:

(7.6)

руб

Затраты на рубль доходов непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на перевозки и от изменения тарифа на перевозку. В свою очередь на общую сумму затрат оказывают влияние объем перевозок, изменение переменных и постоянных затрат, которые могут измениться за счет цен на используемые ресурсы.

Эту зависимость можно отразить в виде следующей модели. Затраты на перевозку в общем виде представляют собой произведение объема выполненной транспортной работы (грузооборота) на себестоимость единицы этой работы (себестоимость 1 там):

(7.7)

В свою очередь доходы — это произведение объема выполненной работы (грузооборота) на среднюю доходную ставку 1 ткм, т. е.:

(7.8)

Тогда изменение затрат на рубль дохода можно представить следующим индексом:

(7.9)

или в абсолютном выражении:

руб. (7.10)

руб.

Для того, чтобы определить влияние изменения тарифов на изменение показателя затрат на один рубль дохода необходимо рассчитать следующий индекс, в котором влияние изменения объема работ и себестоимости изолировано:

(7.11)

что в абсолютном выражении составит:

(7.12)

руб.

Влияние изменения себестоимости перевозок определяется индексом, в котором изолировано влияние объема работ и тарифов:

(7.13)

в абсолютном выражении:

(7.14)

руб.

Влияние изменения объема перевозок определяется индексом, в котором изолировано влияние себестоимости перевозок и тарифов:

(7.15)

в абсолютном выражении:

(7.16)

руб.

После выполненных расчетов необходимо выполнить следующую проверку:

(7.17)

руб. (7.18)

руб.

8. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

При статистическом исследовании финансовых результатов работы АТП необходимо выполнить следующие задачи:

определить величину основных финансовых показателей;

исследовать динамику доходов АТП и выявить факторы, вызвавшие данное отклонение;

изучить динамику балансовой прибыли и определить влияние факторов, повлекших изменение;

охарактеризовать динамику и факторы изменения рентабельности.

Основные финансовые' результаты производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий характеризуют абсолютные и относительные показатели: валовая выручка (доходы), прибыль, рентабельность.

Прибыль — это часть добавленной стоимости, получаемой автотранспортным предприятием после реализации предоставляемых транспортных работ и услуг. Количественно прибыль представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость и других отчислений из выручки в госбюджет и внебюджетные фонды) и полной себестоимости реализованных транспортных работ и услуг.

руб. (8.1)

руб. руб.

руб.

руб.

Показателем эффективности работы автотранспортного предприятия является уровень рентабельности, который рассчитывается как отношение суммы прибыли к текущим затратам или авансированным ресурсам.

Отношение суммы прибыли от выполненных перевозок к полной их себестоимости (т. е. к текущим затратам) называется рентабельностью перевозок.

(8.2)

Для характеристики эффективности использования основного и оборотного капитала определяется рентабельность предприятия. Она представляет собой отношение суммы балансовой прибыли за отчетный период к сумме средней стоимости основного капитала и средней стоимости нормируемого оборотного капитала за отчетный период. Этот показатель часто называют рентабельностью капитала.

(8.3)

Для характеристики динамики доходов определим индекс доходов как соотношение доходов, полученных в текущем периоде, с доходами за предыдущий период (в относительном выражении) или разность доходов двух периодов (в абсолютном выражении):

(8.4)

руб. (8.5)

руб.

Изменение суммы доходов зависит от изменения средней доходной ставки и объема выполненной транспортной работы и определяется индексным методом. Влияние средней доходной ставки:

(8.6)

руб. (8.7)

руб.

Влияние объема выполненной транспортной работы:

(8.8)

py6. (8.9)

руб.

При этом:

(8.10)

руб. (8.11)

руб.

При статистическом исследовании прибыли особое внимание уделяется прибыли от перевозок, на размер которой влияют три фактора:

изменение объема транспортной работы;

изменение себестоимости транспортной работы;

изменение средней доходной ставки.

Анализ влияния этих факторов на величину прибыли позволяет выявить дополнительные источники ее увеличения.

Изменение суммы прибыли от грузовых перевозок за счет каждого фактора следующее:

1) объема транспортной работы

(8.12)

2) себестоимости перевозок

(8.13)

3) средней доходной ставки

(8.14)

Знак «плюс» перед результатом означает увеличение прибыли, «минус» -уменьшение.

Общее абсолютное изменение прибыли за счет всех факторов составляет:

(8.15)

Отметим, что при данном методе исследования прибыли ее значение не учитывает величину налогов, уплачиваемых из доходов, т. е. прибыль здесь является разницей только между доходами и затратами.

Общее изменение рентабельности определяется по формуле:

(8.16)

Влияние изменения величины балансовой прибыли (т.е. чистые доходы за вычетом затрат) на динамику рентабельности капитала следующее:

(8.17)

Влияние изменения объемов производственного капитала определяется следующим образом:

(8.18)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой