Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Язычество и принятие христианства на Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Крещение Ольги состоялось в 955 году в Царьграде. Возможно, она предполагала сделать православие государственной религией, но здесь обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией, которое вскоре сыграет свою роль при крещении Владимиром Киевской Руси: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви… Читать ещё >

Язычество и принятие христианства на Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра истории Дисциплина: Отечественная история Реферат ЯЗЫЧЕСТВО И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ Санкт-Петербург

1. Выбор веры

2. Монотеизм

3. Первые «шаги» христианства в Руси

4. Крещение Руси

5. Влияние православия на русскую культуру

Заключение

Список использованной литературы

Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX—XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок; оно захватило все слои общества, но не всего человека: этим можно объяснить поверхностный уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев. Опора государства на новую религию, прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни и сформировала тот особый тип русского массового православия — формального, синтезированного с языческой мистикой и практикой.

Крещение Руси — историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно — итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов: неоднозначен взгляд исследователей, как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия (актуальность).

Хронологические рамки работы охватывают X—XII вв.ека, период становления, распространения и развития христианской культуры на Руси.

Цели данного исследования — раскрыть значение Крещения Руси в истории России, изучить исторические предпосылки, предшествующие этому событию и последствия, а именно, возникшее двоеверие.

Задачи работы — описать историческую обстановку, деятельность киевских князей, раскрыть влияние православия на развитие культуры России.

О принятии Киевской Русью в 988 г. христианства написано большое количество книг, как в нашей стране, так и за рубежом.

В советской исторической науке детально и обстоятельно рассмотрены предпосылки религиозной реформы. Это труды Б. Д. Грекова, М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыбакова Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. — Изд-во МГУ, 1984. — 240 с., Л. В. Черепнина, И. Я. Фроянова, В. Т. Пашуто, Д. С. Лихачева, А. М. Сахарова, В. Л. Янина, В. И. Довженко, А. А. Зимина, Я. Н. Щапова, А. Г. Кузьмина Кузьмин А. Г. Падение Перуна. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 240 с., М. П. Новикова Новиков М. П. Христианизация Киевской Руси. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 176 с., обобщающие труды Введение христианства на Руси. — М.: Мысль, 1987. — 302 с., Как была крещена Русь. — М.: Политиздат, 1989. — 318 с., Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. — СПб, 1991. — 183 с. и работы целого ряда других ученых. В настоящее время исследования по этому вопросу проводятся менее активно.

1. Выбор веры

В довладимировской Руси христианство распространялось ничуть не в большей степени, чем любая иная религия.

Христианство в его православной ветви не было новой религией для жителей Киевской Руси. Первые сведения о христианстве у руссов относятся к 860−870 гг., но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение православия в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Церковь святого Ильи в летописи названа «соборной», то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение православия на Русь. Князь Игорь был язычником и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Княгиня (в основном исходя из политических соображений) да небольшая группа высшей знати (чтобы не отстать от цивилизованной Европы) приняли христианство.

Крещение Ольги состоялось в 955 году в Царьграде. Возможно, она предполагала сделать православие государственной религией, но здесь обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией, которое вскоре сыграет свою роль при крещении Владимиром Киевской Руси: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод — любой народ, принявший православие из рук греков, становился политически зависимым народом или государством. Молодое, но сильное в военном плане государство привыкло строить свои отношения в равноправном ключе, к тому же довольно спокойно смотрело на христианские верования, ждало от Византии взаимовыгодных, равных отношений, которые не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора.

Что же касается широких масс населения, то они практически не были знакомы с христианским учением. Проповеди читались в основном на непонятном греческом языке, в массе своей Евангелия также оставались недоступными для простого народа, источником знаний оставались христианские греческие и католические миссионеры-просветители. Все это привело к тому, что накануне крещения Руси князем Владимиром Христианство было мало известно русскому народу Введение христианства на Руси. — М.: Мысль, 1987. — 10 с.

Первые десятилетия княжения Владимира обозначились длительными военными походами. Став Великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. В 981 и 982 гг. были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г. В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются удачные походы на волжских болгар, а в 1006 г. с ними был заключен торговый договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге Там же. — С. 11−12.

Ко времени княжения Владимира относятся первые столкновения Руси с западными славянскими государствами. В 981 г. вследствие войны с Польшей к Руси были присоединены Перемышль, Червен и другие города Червонной Руси. Примерно под 992 г. упоминается поход Владимира на хорватов, и война полседнего с Мечиславом (польским королем) под Вислой. При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за Святополка.

Довольно аморфное раннефеодальное государство — Киевскую Русь — правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным: на место прежних князей, стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей: Новгород — Ярослав, Полоцк — Изяслав, Туров — Святополк, Ростов — Борис, Муром — Глеб, Древлянская земля — Святослав, Волынь — Всеволод, Тмутаракань — Мстислав. Но, по-прежнему, оставалась нерешенной главная задача внешней политики Руси — оборона от печенежских племен, наступавших на Русские земли по всему лесостепному пограничью.

Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в ее состав народов. Ведь гарнизоны для южных крепостей набирались в далеком Новгороде, в Эстонии (Чудь), в Смоленске и в бассейне Москвы-реки, в землях, куда ни один печенег не добирался. Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям Полян, Уличей и Северян. Из самых близких к Киеву городов были построены Василев на Стугне и Белгород на Днепре. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли валы. Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов. Владимир стал подчинять региональные интересы общегосударственным, считать южные границы полян, уличей, северян границами всей Киевской Руси. При этом он осуществлял целый ряд административных мер, способствующих успешному решению стоящей перед Русью задачи Тальберг Н. Д. Святая Русь. — СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1992. — 16 с.

2. Монотеизм

крещение русь государство православие

Возрождение язычества в Киеве в 80-х годах X века не могло не встретить жесткой оппозиции; оно было также анахронизмом в свете международной панорамы этого периода. Как мы знаем, к тому времени христианская вера уже пустила корни на Руси. Христианское влияние исходило из различных регионов — из Моравии, из Византии, из Скандинавии. Первая русская епархия появилась при патриархе Фотии в 867 г., предположительно в Тмутаракани. Из договора Игоря 945 г. мы знаем, что часть его воинов была христианами, что в Киеве в это время уже существовала христианская церковь св. Элии. Затем около 955 г. княгиня Ольга была обращена в христианство.

Итак, почва в России была хорошо подготовлена к обращению. Хотя в 80-х годах X века христиане еще составляли меньшинство в Киеве и не сопротивлялись с оружием в руках усилению язычества при Владимире, их жертвенность должна была привлечь значительные симпатии народа. Морально они победили.

Что же касается международной ситуации, в десятом столетии язычество везде находилось в состоянии упадка, Русь окружали нации, исповедовавшие христианство, иудаизм и мусульманство. Хазары были обращены в иудаизм около 865 г.; волжские булгары приняли ислам в 922 г. Одновременно христианство быстро прогрессировало среди западных соседей Руси. В период между 942 и 968 гг. многие племена балтийских славян были обращены; в 960 г. был крещен польский князь Миешко, а в 974 — датский король Гарольд Блотанд. Олаф Тригвассон, король Норвегии с 995 г., стал христианином в 976 г. В 985 г. к вере Христа обратился герцог Геза Венгерский Мошин В. А. Христианство в России до Св. Владимира // Владимирский сборник. Beograd, 1938. С. 1−18.

С точки зрения активного интереса Владимира к западной экспансии Руси, он должен был находиться под впечатлением распространения христианства в этом ареале. А его контакты с волжскими булгарами повернули его лицом к исламу. Из опыта своего общения с соседями он должен был давно понять необходимость принятия одной из великих религий, с тем чтобы положить конец религиозной изоляции Руси.

Именно к этому времени относится проведенная князем реформа языческого культа. Как говорится в летописи, «и стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносились им жертвы, называя их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» Кузьмин А. Г. Падение Перуна. — М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 57−112.

Убив брата, Владимир решил закрепить принцип единовластия, сделав Перуна единым главенствующим богом. Но культ языческих богов не был приспособлен к единобожию, и Владимиру пришлось ограничиться тем, что из десятков языческих богов он выбрал 5−7 и объявил их главенствующими. Причем, в некоторых городах это пришлось делать с применением военной силы.

Но этого показалось Владимиру мало, и он возобновил практиковавшиеся в древности человеческие жертвоприношения языческим богам, и сам неоднократно в них участвовал.

Киевский князь проводит международную политику по упрочнению Киевской Руси, меняет в соответствии с обстоятельствами отношение к Византии, стремится породниться с византийским двором. Одной из самых значительных идеологических акций и было принятие христианства в его византийском варианте.

Но никакие реформы языческого культа не могли сделать главного из того, чего добивался Владимир — признания Руси Европой. На Русь по-прежнему смотрели как на варварскую страну. И немало этому способствовал языческий культ. Именно эта причина побудила Владимира найти новую государственную религию. Владимир хотел иметь на Руси не византийское и не римское, а русское христианство.

Пересаженное на языческую почву, оно, постепенно вытесняя языческие культуры, впитывала в себя их внешнюю форму и постепенно обрастала грудой языческих обрядов, традиций и верований Там же.- 113 с.

3. Первые «шаги» христианства в Руси

Приняв решение крестить Русь от византийской православной церкви, Владимир столкнулся с необходимостью разрушить корни, связывающие русский народ с многовековой языческой традицией.

Если язычество продолжало существовать в самых широких слоях простолюдинов, отражая народную культуру, идеологию и мировоззрение, то новое отношение к миру внедрялось первоначально в княжеско-боярской среде. Однако и здесь не все обстояло гладко, о чем свидетельствуют многочисленные поучения и данные материальной культуры, отразившие быт и духовный мир социальных верхов страны. Письменные свидетельства отразили широкое бытование в социальных верхах страны языческих, почти не измененных обрядов (которые на протяжении десяти веков после крещения оставались уделом в основном сельского населения). Объяснение земных дел всякого рода предзнаменованиями восходит к языческой логике причинно-следственных отношений, соединявшей все части космического универсума.

В борьбе с язычеством и двоеверием духовенство прибегало не только к проповеди. Наузы, обереги и другие чуждые христианству ритуальные предметы изымались и уничтожались Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. — СПб, 1991. — 66 с.

Мощной силой, противостоящей христианизации, были волхвы. В 1024, 1069−1071 гг. они возглавили выступления против новой веры. Как выразители дохристианской идеологии, они были естественными противниками происходивших в стране религиозных преобразований. Волхвы пользовались большой популярностью и поддержкой у населения.

В городах жители ближе и непосредственнее соприкасались с привнесенной греками христианской культурой, быстрее усваивали ее Там же.-67 с.

Ценой уступок и компромиссов осуществлялось завоевание общественного сознания новокрещеных, живущих языческими обычаями. С этой целью вводились многочисленные местные культы, в храмах осуществлялись полухристианские-полуязыческие обряды, составлялись упрощенные и понятные вчерашним язычникам проповеди.

Следует отметить, что Византия чутко реагировала на любые отступления от канонов. Не случайно многие начинания в церковной и культурной жизни Руси не получили одобрения Константинополя. Православно-языческий синкретизм во многом определил особенности отличных от греческой ортодоксальности воззрений Илариона — первого митрополита из русских.

Поклонение древним богам в прежней форме было постепенно в основном вытеснено, язычество исчезало как мировоззренческая система, но языческий пантеон в значительной мере был заменен многочисленными христианскими святыми, принявшими на себя их функции. Святые христианства не стали полностью подобны языческим богам, но «распределили» между собой их функции, благодаря чему представления о том или ином святом существенно разнились в разных местах Руси Там же.- 68 с.

Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму).

И в 988 г. при Владимире Святаславиче в качестве государственной религии было принято христианство. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов: исламской, католической, иудейской и православнойКак была крещена Русь. — М.: Политиздат, 1989. — 9 с.

Но киевский князь Владимир задумался над необходимостью принять монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства.

Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и недалеко было время, когда крестились шведские короли. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма. Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет.

Cтановление феодальной формации в Киевском государстве отличалось с аналогичного процесса в западноевропейских странах, где получил широкое распространение католицизм. К десятому веку завершился длительный и трудный процесс образования восточнославянского союза, центром которого стал Киев. В результате объединения Новгородской и Киевской Руси возникло государство с огромной территорией, управление которой представлял немалую трудность. Усилия по централизации власти сталкивались с центробежными тенденциями, антифеодальными выступлениями смердов, постоянной угрозой внешних нападений. Оторванная от народных масс, великокняжеская власть нуждалась в усилении своего влияния для решения внутренних и внешних задач. Она не могла полагаться только на насилие, военную силу, принуждение. Господствующее положение киевского князя над всеми другими князьями городов, входивших в состав одного государства, также нуждалось в идеологическом подкреплении, в «теоретическом» обосновании необходимости власти как силы, способной решить общенародные задачи. Таким идеологическим обоснованием сложившейся политической организаций общества могла стать только религия, соответствующая социальным потребностям феодальной общественно-экономической формации. Подобной религией, находящейся в тесном союзе с государственной властью, было византийское христианство.

В Византии православная церковь не только отличалась политической беспомощностью, но и полным подчинением императорам. Если в раннесредневековой Западной Европе римский первосвященник был вершителем судеб народов и государств, а католическая церковь — организатором и вдохновителем многих политических, экономических и военных акций, включая крестовые походы, претендентом не только на духовную, но и на светскую власть, чтобы стать центром феодальной системы, то византийская церковь не могла ставить подобной задачи. Глава византийской церкви — патриарх мог быть избран на свой пост только с согласия императора. От императорского двора полностью зависело его благополучие. Вполне понятно, что положение церкви диктовало ей безоговорочную поддержку внешней и внутренней политики византийских императоров.

Близость Киева и Византии и усиление их экономического и политического взаимовлияния в середине X в. не могли не вызывать и взаимного интереса. Заметно возрастали торговые и культурные связи двух государств. По свидетельству начальной летописи, удачный поход Олега на Царьград завершился подписанием в 907 и 911 гг. выгодного для Киева договора. В соответствии с этим договором киевские торговые люди могли беспошлинно продавать свои товары на рынках Царьграда, пользоваться городскими услугами, закупать изделия греческих ремесленников.

Киевские князья, хорошо знавшие особенности византийского христианства, не случайно отдали ему предпочтение. Оно не только не содержало в своей культовой практике ничего специфически национально-этнического, что было бы неприемлемым для киевского общества, но своей социально-политической ориентацией полностью соответствовало интересам господствующих классов. Если бы этого соответствия не было, православие не стало бы общегосударственной идеологией, не смогло бы способствовать возвышению великодержавной власти и превратиться в новое оружие подчинения эксплуатируемых масс Новиков М. П. Христианизация Киевской Руси. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 45−52.

4. Крещение Руси

История умалчивает о тех событиях, которые непосредственно предшествовали и сопровождали принятие православного христианства на Руси. Известно, что после сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять византийское православие. Но, учитывая тогдашние религиозно-политические и юридические взгляды византийцев, принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

Отношения с Византией еще со времен Святослава оставались довольно таки прохладными, а, учитывая и тот факт, что славяне были язычниками, то по утверждению некоторых источников — и просто враждебными. Однако именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить. С Малой Азии приходили кочевники, грабившие провинции Византии, не уменьшалось и число восстаний мятежных военачальников. В августе 987 г. один из таких мятежников, Варда Фока, провозгласил себя императором, а в начале 988 г. его отряды двинулись на Константинополь. В этой ситуации император Василий II обратился за военной помощью к Владимиру, на что последний откликнулся, направив под стены Константинополя 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены. Так как основным контингентом пополнившим этот отряд были варяги, то после удачного завершения операции последние были отпущены Владимиром в Константинополь, предварительно оповестив византийского императора. Князю был резон отделаться от неугомонных искателей военных приключений, а император получил сильную военную поддержку. К месту сказать, по-видимому, с этого времени такие пришедшие из Руси военные отряды становятся постоянными в Византии. Состояли они не только из варягов как таковых, но, очевидно, и из славян Там же.- 54 с.

Оказанная помощь империи, со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это была весьма серьезная уступка со стороны византийских императоров — выдать византийскую принцессу за «варвара», которым в их глазах был Владимир.

Император Василий II подавил мятеж полководца Варды Фоки, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь (Херсонес) и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (нынешний Севастополь), и отсюда уже диктовал свои условия императорам Василию и Константину. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще Как была крещена Русь. — М.: Политиздат, 1989. — 142 с.

По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные указания исходили от его наместников в Новгороде и других городах.

Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде Голубинский А. Н. История Ч. I. 2-е изд., Москва, 1901. 163 с.

Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Похожие конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

Другой, не менее важной причиной сопротивления жителей северной Руси, было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

Языческие святилища были заменены христианскими церквями. Большинство последних должно было состоять из спешно построенных деревянных часовен, но Владимир не стал терять времени при постройке первого величественного Киевского каменного собора — Успения Богородицы, также известной как «Десятинная церковь». Её возведение началось в 990 г. и завершилось в 996 г. Там же.- С. 163−183.

Прежде всего, вводилась с расчетом на то, чтобы изменить не только мировоззрение людей, но и повысить их культурный и образовательный уровень, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Что касается структурной лестницы, то русская церковь создавалась по греческому образцу — так же зависела от великого князя, и духовные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. «Божий слуга», которым являлся киевский престольный государь, был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы.

Обращение в христианство — одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозным событием: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию. В глазах самих русских обращение делало их частью цивилизованного мира, укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, становилась равной другим христианским странам.

Принимая во внимание почитание памяти Владимира людьми первого поколения после него и последующими поколениями русских, можно было бы ожидать, что Владимир, креститель Руси — князь, «равный апостолам» (isapostolos), — будет признан святым вскоре после своей смерти. Однако он не был канонизирован до тринадцатого столетия. Можно предположить, что причиной этой задержки была византийская оппозиция русским требованиям его канонизации. Византийские власти не могли легко простить князю его независимость в церковных делах. Но если греки отказались возблагодарить его лично, они должны были воздать хвалу русской Церкви, в создание которой он, в конце концов, внес больший вклад, нежели любой иной русский властитель. И русские, до того именовавшиеся византийцами «северными варварами», были признаны греками два столетия спустя после смерти Владимира «наиболее христианской нацией».

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

5. Влияние православия на русскую культуру

Конец первого тысячелетия ознаменовался для Руси выходом на широкую международную арену и установлением самых тесных отношений со странами Запада и Востока. Что в свою очередь способствовало распространению религиозного миссионерства среди славян. За влияние в молодом языческом государстве происходило соперничество многих христианских конфессий, стремившиеся включить Русь в сферу своего влияния. Некоторые источники сохранили следы воздействия религиозных традиций богомильства и арианства, которое в Европе проповедовали ирландские бродячие монахи. Утверждение византийского православия как государственной религии привело к монополизации положения русской православной церкви, вытеснения любых иных религиозных влияний, искусственным путем создавалась видимость изначального воздействия и монопольного господства восточного варианта христианства.

Близкие культурные, политические и экономические связи Руси с Византийской империей, близкое соседство славян с греческими колониями в Причерноморье создавали благоприятные условия для распространения именно восточного варианта христианства. Такое положение, в конечном итоге, предопределило будущее решение в выборе представителей религиозных направлений, боровшихся за влияние на Руси. Но, тем не менее, говорить об установлении окончательного приоритета восточно-византийского христианства также не следует. Киевская Русь к тому моменту стала одним из самых сильных и влиятельных государств как на Востоке, так и на Западе, а поэтому не собиралось оставаться пассивным восприемником. Завоеванные силой меча и продуманной политики прочные международные позиции давали Руси право выбора такого вероучения, которое не сковывало бы политической самостоятельности.

Затеянное и завершенное Владимиром крещение Киевской Руси, стало начальным этапом христианизации страны, и вместе с тем важным звеном в переустройстве религиозной жизни на новых основах. В первую очередь христианство укрепляло свои корни в верхних и наиболее богатых слоях общества. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Образовавшиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшими источниками распространения просвещения на Руси. Помимо Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые княжеские, боярские, монастырские и частные библиотеки.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был… книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыриРелигия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. — СПб, 1991. — С. 63−67.

В личном владении князей и бояр находились дорогостоящие богослужебные книги и литература, излагавшая основные положения нового вероучения. Ярким рукописным представителем такого рода является «Изборник Святослава» 1073 г., украшенный миниатюрным изображением владельца и его семьи. Сборник содержит сумму сведений, необходимых для усвоения христианской веры. Кроме чисто богословских положений сборник содержит много сведений их области истории, географии, астрономии, античной философии, этики, грамматики.

Содержание подобного рода книг было преимущественно духовным. Это объяснялось большим влиянием византийской переводной литературы, приезжего миссионерства, интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры, нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. — Изд-во МГУ, 1984. С. 28−36.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании.

Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия — за венгерским королем Андреем I, Елизавета — за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.

В культурный и политический расцвет Киевская Русь вступила при правлении Ярослава Мудрого. В этот период укрепляется положение церкви, организуются школы, распространяется грамотность, с размахом ведется культовое и гражданское строительство (Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — Константине польскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор.

К ведению и выполнению важных государственных заданий привлекались древнерусские летописцы и книжники Там же. — С. 36−37.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что принятие христианства Киевской Русью являлось реализацией исторической закономерности. Весь ход общественного развития Древнерусского государства диктовал необходимость замены родоплеменного политеизма новой религией, соответствующей духовным потребностям формирующейся феодальной системы.

Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен — крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

1. Введение христианства на Руси. — М.: Мысль, 1987. — 302 с.

2. Голубинский А. Н. История Ч. I. 2-е изд., Москва, 1901. 264 с.

3. Как была крещена Русь. — М.: Политиздат, 1989. — 318 с.

4. Кузьмин А. Г. Падение Перуна. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 240 с.

5. Мошин В. А. Христианство в России до Св. Владимира // Владимирский сборник. Beograd, 1938. С. 1−18.

6. Новиков М. П. Христианизация Киевской Руси. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 176 с.

7. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. — СПб, 1991. — 183 с.

8. Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. — Изд-во МГУ, 1984. — 240 с.

9. Тальберг Н. Д. Святая Русь. — СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1992. — 104 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой