Янгель М. К. — создатель нового направления в отечественном ракетостроении
22 июня — первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую… Читать ещё >
Янгель М. К. — создатель нового направления в отечественном ракетостроении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Янгель Михаил Кузьмич
янгель конструктор ракета Михаимл Кузьмимч Ямнгель (25 октября (7 ноября) 1911, д. Зырянова Иркутской губернии — 25 октября 1971, Москва) — видный советский конструктор ракетно-космических комплексов.
Биография.
Родился 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1911 года в деревне Зырянова Иркутской губернии (ныне — Нижнеилимского района Иркутской области, деревня была затоплена водами Усть-Илимского водохранилища) в многодетной крестьянской семье (в семье Янгелей было 12 детей).
В 1926 году, окончив 6-й класс, переезжает в Москву к брату Константину. Учась в 7 классе, подрабатывает в стеклографии — разносит по городу стопки печатной продукции.
Окончив ФЗУ, работает помощником мастера текстильной фабрики им. Красной армии и флота (город Красноармейск, Московской области, 1929;1931). Одновременно учится на рабфаке.
В 1931 году поступает в Московский авиационный институт (МАИ), который заканчивает с отличием по специальности «Самолётостроение» в 1937 году. Позже также с отличием окончил Академию авиационной промышленности СССР (1950).
Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, зам. директора на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н. Н. Поликарпова (1935;1944). Зам. главного инженера ОКБ А. И. Микояна (1944). Ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). Участвовал в разработке самолетов И-153, ТИС, работе акционерного общества «Амторг» в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В аппарате Министерства авиационной промышленности (1946;1948). Координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, зам. главного конструктора С. П. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (город Калининград, Московской области, 1950;1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ «Южное»), город Днепропетровск (1954;1971).
Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950;1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, космических ракет-носителей «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», ракетного блока лунного корабля комплекса Н1-ЛЗ, космических аппаратов «Космос», «Интеркосмос», «Метеор», «Целина» (1954;1971).
Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952;1954). Депутат Верховного Совета СССР (1966;1971).
М.К. Янгель умер в Москве от пятого инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище Многие известные политики, критики и другие люди говорили о Михале Кузьмиче замечательные слова:
1. «Так случилось, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти — куда меньше, чем он того заслуживал» Я. Голованов.
2. «С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения… Очень важно отметить то, что Янгель обладал замечательной способностью не только выдвигать новые оригинальные идеи, но также воплощать их в конкретные конструкторские разработки и доводить до завершающего этапа — серийного выпуска». Академик Б. Н. Петров
3. «Скажем прямо: он обладал гораздо более глубоким талантом, чем было принято считать в его время и чем считают сейчас». М. Кузнецкий.
Важнейшие даты из жизни Янегеля:
1948;1950 — учеба в Академии авиационной промышленности.
1950, 12 апреля — начальник отдела НИИ-88 в КБ Королева С.П.
1951 — Михаил Кузьмич становится одним из заместителей С. П. Королева.
1952, май — назначен директором Центрального научно-исследовательского института по ракетной технике, в состав которого входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала, экспериментальные цеха и более десяти КБ, в том числе конструкторское бюро Королева С.П.
1954, апрель — М. К. Янгель — главный конструктор особого конструкторского бюро в Днепропетровске.
1957, 22 июня — первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижении: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение — хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.
1959 — установка СС-4 на боевых позициях. Первые советские ракеты, развернутые в большом количестве.
1960, июнь — успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ — ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5).
В мае 1959 года вышли в свет два постановления правительства: одно — о разработке межконтинентальной ракеты Р-16 в КБ М. К. Янгеля, другое — о разработке Р-9 в ОКБ С. П. Королева. Янгелевская Р-16 обладала рядом преимуществ: во-первых, она заправлялась новыми компонентами топлива, что давало ей возможность находиться в заправленном состоянии до тридцати суток, а затем и более, во-вторых, ракета имела автономную систему управления, приводящую Р-16 к цели без всякой связи с Землей, в-третьих, она была проще в эксплуатации. Но главное преимущество ракеты Р-16 — это надежность и более высокая боевая готовность. К тому же Янгель опередил Королева на два года. И в дальнейшем Р-16 составила основу Ракетных войск стратегического назначения.
1960, 24 октября — во время выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 (СС-7), первой межконтинентальной ракеты Янгеля М. К., произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени и ракета взорвалась на стартовой площадке. Расходившиеся на расстояние 100−120 метров от центра старта концентрические волны огненного смерча с большой скоростью поглощали все живое. В огненном аду сразу же сгорели 76 человек, среди них — командующий Ракетными войсками маршал М. Неделин, большая группа ведущих специалистов янгелевского КБ. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 16 человек. Сам Янгель и еще несколько человек, отошедших в сторону покурить, чудом остались живы. Михаил Кузьмич очень тяжело перенес случившуюся трагедию.
1961, 21 февраля — первый успешный запуск СС-7. 1962, октябрь — попытка СССР разместить на Кубе 24 пусковые установки ракет СС-4 и 16 пусковых установок ракет СС-5 привела к возникновению Карибского кризиса. До разрешения кризиса 28 октября 1962 г. в полную боевую готовность были приведены, как полагали американцы, 20 из 24 пусковых установок ракет СС-4. СС-5 предполагалось развернуть в декабре.
Пожалуй, впервые в своей истории США оказались практически полностью беззащитными перед новым оружием. Америка была в шоке. Военные предлагали президенту Дж. Кеннеди немедленно начать бомбардировку Кубы. Более двухсот американских кораблей осуществляло блокаду острова. Мир находился на грани новой войны. К счастью, руководителям двух сверхдержав, Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущеву, удалось достичь разрешения весьма серьезного противостояния мирным путем.
1965 — принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Председатель Госкомиссии по янгелевской глобальной ракете Ф. П. Тонких: «США создают систему ПРО (противоракетная оборона) „Сейфгард“ от русских ракет с севера. Янгель как стратег, который не может взять сильную группировку противника в лоб, создает ракету, способную обойти ПРО США с юга. Американцы, наверное, думали, что мы не сумеем найти контрмеры, тем более создать глобальную ракету. Однако Янгель опроверг их прогнозы». Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года.
К 1965;1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе. Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире.
Именно в КБ М. К. Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Одну из новых баллистических ракет сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая — на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений… Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый «минометный старт»: ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля М. К. о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.
С середины 60-х в КБ «Южное» начинается новый этап — проектирование и создание МБР четвертого поколения — РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого «холодного» запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган — у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е. Г. Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: «Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн — это чистейший абсурд». Янгель этот «абсурд» претворил в реальность. Правда, ему пришлось расстаться с отдельными скептиками, в том числе и с прекрасным конструктором Е. Г. Рудяком. «Я не знал, что Янгель способен творить чудеса, — впоследствии чистосердечно признался Евгений Георгиевич. — Никогда не предполагал, что этот человек, перенесший три инфаркта, обладает такой силой и мужеством, когда отстаивает новое в технике». Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее «сатаной» .
В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18. Американцы давно мечтали о ликвидации СС-18, так как это была единственная система, обеспечивающая «ассиметричный ответ» (с нашей стороны), даже при наличии у Америки СОИ. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но также и 100 тысяч ложных целей.